Часть дипломной работы Педагогика/Психология Психология

Часть дипломной работы на тему Психологическое благополучие отцов в замещающих семьях

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 5

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ  10

1.1 Проблема психологического
благополучия личности в отечественной и зарубежной психологии. 10

1.2. Теоретический анализ
психологических особенностей семей, имеющих на воспитании приемных детей. 20

1.3. Проблема детско-отцовских
отношений в замещающих семьях. 25

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 36

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования.
Рубеж 2010-2020 гг. стал знаковым в области семейного устройства детей-сирот и
детей оставшихся без попечения родителей, когда благодаря продуманной политики
государства в сфере семейного устройства, наблюдается стабильный рост
количества детей-сирот, переданных на воспитание в замещающие семьи, в том
числе и сложных категорий (подростки, сиблинги и дети с ОВЗ). Однако рост
количества переданных детей предъявил новые проблемы, которые замещающие
родители не в состоянии решить самостоятельно, а это влечет риск возврата ребенка
в социальное учреждение. Для преодоления проблемы «вторичного сиротства» на
сегодня недостаточно только прохождения ШПР. После принятия ребенка в семью
необходимы дальнейшее повышение родительских компетенций и качественная
психологическая поддержка. Так же возникла необходимость исследовать факторы
определяющие ресурсность приемной семьи – отца, матери, кровных детей. Как
правило максимальное внимание исследователей и практиков в сфере семейного
устройства направлены на приемного ребенка – его адаптацию, его благополучие,
которое сводится к оценке биологических, материальных, социальных факторов. Но
не изучены факторы, влияющие на благополучие ребенка в замещающей семье. И если
«фигура матери» возникает в исследованиях как фактор, влияющий на благополучие
ребенка, то фигура «отца» остается вне интересов исследователей.

В целом наше российское общество
характеризуется мамо-ориентированным сознанием. Это можно обнаружить в
большинстве научных исследований «детско-родительских взаимоотношений», «особенностей
функционирования родительства», «эффективности или неэффективности родительства»,
где ведущая, доминирующая роль отдана «материнству», в то время как «отцовству»
как правило отводится «второстепенная роль».

На сегодня большинство исследователей
феномена «отцовства», таких как: Д. Берлингейм, Ю.В. Борисенко, О.Г. Калина,
А.Б. Холмогорова и др. сходятся во мнении, что роль отца является доминирующей
в становлении личности ребенка. Но в отечественной науке феномен «отцовства»
недостаточно изучен и рассматривается как особый статус, социальная роль,
фактор, влияющий на изменение личностных качеств мужчины.

Так в чем особенность «приемного отцовства»,
каковы факторы обуславливающие положительное и значимое влияние на развитие
личности ребенка? В данном исследовании предлагается рассмотреть «приёмное
отцовство» с точки зрения позитивного функционирования. Одним из
основополагающих понятий, характеризующих позитивное функционирование, является
психологическое благополучие.

Тема психологического благополучия в
отечественной психологии довольно новая область проводимых исследований,
интерес с которой проявился в последние десятилетия. И совсем единичные,
эпизодические обсуждения в исследованиях рассматривается проблема психологического
благополучия родительства в целом, почти полностью исключая из данного
контекста феномена отцовства, и практически не поднималась проблема
психологического благополучия отца в замещающей семье. Это можно рассматривать
как большое упущение. В современном обществе изменилось отношение к отцовству –
многие мужчины становятся активными отцами, и многие мужчины становятся
приемными отцами, что является особенной социальной ролью мужчины. В связи с
этим психологическое благополучие приобретает особое значение, т.к. влияет не
только на жизнедеятельность самих мужчин, но и имеет влияние на развитие их
детей, как кровных, так и приемных.

В работе психологическое благополучие
рассматривается как состояние и особенности внутреннего мира человека, которые
определяют переживание благополучности, а также поведение, продуцирующее и
проявляющее ситуативное благополучие и отражает восприятие и оценку человеком
своей самореализации с точки зрения пика потенциальных возможностей и
трактуется как общая степень удовлетворенности человека собой и собственной
жизнью, как степень позитивного функционирования личности, т.е. как та
субъективная реальность, которая по своему смыслу и содержанию соотносится,
прежде всего, с переживанием человеком отношения к себе и своей жизни

В рамках данной работы наиболее близкий
подход к рассмотрению психологического благополучия имеет модель
предложенная К. Рифф и структура психологического благополучия обозначенная К.
Рифф, П.П. Фесенко, Т.Д. Шевеленкова, О.С. В целом можно выделить следующие основные
составляющие психологического благополучия: необходимость принятия себя как
человека, достойного уважения, что является центральным признаком ментального
здоровья; умение человека построить теплые, позитивные и доверительные
отношения с другими людьми, которое имеет высокий потенциал к дружественным
отношениям и любви; способность к независимой регуляции своего поведения
изнутри, что помогает не придерживаться коллективных страхов и предрассудков; активный
выбор и создание собственного окружения, которое отвечает психологическим
условиям жизни; наличие цели в жизни – уверенность в наличии этой цели и смысла
в жизни следует неотрывно с действиями по ее достижению; самосовершенствование,
т.е. стремление развивать свой потенциал, быть открытым новому опыту

Объект исследования: психологическое
благополучие отцов

Предмет исследования:
Психологическое благополучие отцов в замещающих семьях

Цель исследования:
опередить уровень психологического благополучия приемных отцов в замещающих
семьях.

Задачи исследования:

1. Проанализировать
теоретико-методологические подходы к исследованию психологического благополучия
в зарубежной и отечественной психологии.

2. Провести эмпирическое исследование
психологического благополучия отцов в замещающих семьях.

3. Провести анализ полученных результатов

Характеристика выборки и база
исследования:

Состав респондентов настоящего
исследования представлен приемными отцами из замещающих семей с различными
формами семейного устройства детей-сирот и детей оставшихся без попечения
родителей (приемная семья, опека и попечительство), всего 50 человек.

Исследование основывается на:

— общепсихологической теории, созданной Л.С.
Выготским, А.Н. Леонтьевым, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейном и Б.Г. Ананьевым;

— положениях подхода позитивного
психологического функционирования личности (теории А. Маслоу, К. Роджерса Г.
Олпорта, К.-Г. Юнга, Э. Эриксона, Ш. Бюлер, Б. Ньюгартена, М. Яходы, Д.
Биррена);

— базовые
теоретические и методологические принципы гуманистической психологии;

— модель предложенная К. Рифф и структура
психологического благополучия обозначенная К. Рифф, П.П. Фесенко, Т.Д.
Шевеленкова, О.С.

Методы исследования:

1. Методы теоретического анализа –
абстракция и конкретизация, анализ и синтез, сравнение, классификация,
обобщение.

2. Метод объективного наблюдения,
включающий анкетирование, структурированную беседу, опрос.

3. Методы эмпирического исследования:
психодиагностические методики, метод экспертных оценок.

4. Методы статистической обработки,
анализа результатов: выявление различий, оценка достоверности изменений,
корреляционный анализ с использованием статистического пакета SPSS Windows
(критерий Манна-Уитни), графические методы представления полученных данных.

Методики исследования:

1. Методика «Мотивационно-потребностная
сфера отцовства» (Ю.А. Токаревой)

2. Методика на определение типа отцовства
(Земнов М.А., Миронов В.А.)

3. Диагностика родительского отношения
Варга А. Я., Столина В. В., а именно педагогических социальных установок по
отношению к детям, включающая в себя рациональный, эмоциональный и
поведенческий компоненты

4. «Шкалы психического благополучия»
К.Рифф в модификации Т.Д.Шевеленковой и П.П.Фесенко

5. Анкета. Составленная автором
исследования

Подводя итог,
можно резюмировать, что исследование психологического благополучия интересует
исследователей на протяжении многих лет. Теории, описывающие психологическое
благополучие расширяют понимание этого понятия, однако до настоящего времени не
выработано единой. В наше время активно изучается взаимосвязь психологического
благополучия с различными аспектами и особенностями личности, в том числе и
социальными характеристиками; так же исследуется влияние разнообразных как
объективных, так и субъективных факторов на психологическое благополучие
личности.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, включенность отца в
воспитательный процесс влияет на формирование личности ребенка в целом, на его
адаптацию в семье и адаптации семьи к новому члену. Для специалистов важно
узнать мотив отцовства, для того чтобы предотвратить повторный отказ от
ребенка.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ 1.1 Проблема
психологического благополучия личности в отечественной и зарубежной психологии

С середины прошлого века, в связи с
обращением к позитивным психологическим состояниям, проблема психологического
благополучия рассматривается в контексте исследований счастья, субъективного
благополучия, удовлетворенности жизнью и качества жизни. Изначально были
попытки описания счастливого человека через набор качеств. Но система ценностей
и целей человека индивидуальна, поэтому и уровень благополучия и счастья
оценивается самим человеком. Поэтому универсальной структуры и критериев
благополучия нет, и задача исследователей – это изучение факторов, влияющих на
чувство счастья и благополучия человека.

Психологическое благополучие, как объект
научного изучения получило широкое распространение в психологии во второй
половине XX в. Интерес к данному феномену возрос в связи с появлением
позитивной психологии – направления, предлагающего акцентировать внимание на
ресурсах и потенциале личности, а не детально рассматривать исследование
нарушений и заболеваний психики. Основная идея позитивной психологии
заключается в том, что освобождение человека от неприятных симптомов и проблем
является недостаточным для ощущения личного благополучия и счастья. Изучение
закономерностей оптимальной, благоприятной жизни и деятельности должно
представлять собой отдельный вектор психологических исследований [30].

И. Бонивелл, являясь одной из лидеров
позитивной психологии отмечает три главных группы факторов, из-за которых
усилился интерес к изучению благополучия: во-первых, «страны достигли того
уровня благосостояния, при котором не выживание и экономические показатели, а
качество жизни людей становится главной задачей; во-вторых, нарастающая
тенденция к индивидуализму делает личное счастье более важным; втретьих,
наработан ряд достоверных и надежных методов измерения благополучия, благодаря
которым эта область смогла превратиться в серьезную и признанную научную
дисциплину» [15].

Семантическое значение термина
«благополучие» достаточно неоднозначно. Например, в словаре С.И. Ожегова и Н.Ю.
Шведовой под благополучием понимается спокойное и счастливое, без каких-либо
нарушений, течение дел, жизни, удачливость, достижение желаемого результата.
Кроме того, благополучие используется как синоним таким словам как,
благоприятное физическое, психическое состояние, ощущение счастье, субъективно
понимаемое как достижение всех благ – благосостояние, достаток, довольство,
удача, преуспевание, процветание, состоятельность. Так же, благополучие – это
довольство, материальная и нематериальная обеспеченность.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы