Психодиагностика Часть дипломной работы Педагогика/Психология

Часть дипломной работы на тему «Психологические условия предупреждения синдрома эмоционального выгорания менеджеров в условиях коммерческой организации»

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

  

Введение:

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В дипломной работе проведено теоретическое и экспериментальное
исследование психологических условий для коррекции и профилактики синдрома
эмоционального выгорания менеджеров коммерческих организаций. Это проявилось в
выяснении сущности синдрома выгорания менеджеров, определении особенностей их
проявления и факторов развития, обосновании компонентов синдрома выгорания, а
также психологических условий их коррекции и профилактики, экспериментальной
апробации программы коррекции и профилактики указанного явления в условиях
коммерческой организации.

1. Теоретический анализ и обобщение научных подходов к пониманию
сущности синдрома выгорания личности в целом и менеджера коммерческой
организации в частности позволяет утверждать, что он является сложным процессом
поэтапного развития личности в пространстве и времени, обусловленный
особенностями усвоения и осуществления профессиональной деятельности,
своеобразием профессиональной ситуации и индивидуализацией процесса выполнения
профессиональных функций. Осуществленный анализ и обобщение результатов научных
исследований сущности феномена синдрома эмоционального выгорания, а также
особенностей профессиональной деятельности менеджеров, дают основания понимать
синдром выгорания как особое личностно-профессиональное явление, которое
проявляется в изменении структуры личности менеджера под влиянием
профессиональной деятельности, искривлении его профессиональной Я-концепции,
представляя собой симптомокомплекс, включающий психоэмоциональное истощение,
негативные установки по отношению к другим, уменьшение продуктивности и
эффективности деятельности.

2. Синдром эмоционального выгорания проявляется на всех уровнях
функционирования личностного и профессионального в Я-концепции менеджера.
Выделены общие элементы, которые касаются симптоматологии, этиологии и области
выгорания общепрофессионального, специально профессионального,
профессионально-типологического и индивидуализированного типов, которые
различаются по степени вовлеченности менеджера в профессиональную деятельность.

Развитие синдрома выгорания менеджера детерминировано
совокупностью факторов, заложенных в содержании и структуре его
профессиональной деятельности и профессиональном развитии:
индивидуально-психологические особенности личности, особенности
социально-профессиональной среды и исполнение профессиональной роли.

3. Учитывая сложность, разноуровневость развития синдрома
эмоционального выгорания менеджера, его диагностика должна базироваться на двух
методологических принципах: субъективном, заключающемся в изучении
профессионального развития респондента на основе его самопознания, и
объективном, что предполагает изучение признаков синдрома выгорания
исследователем, выявление качественных изменений структуры личности по когнитивному,
личностно-смысловому, регулятивному и рефлексивному компонентам.

4. По результатам экспериментального исследования определены
компоненты структуры личности и уровни синдрома эмоционального выгорания
менеджеров, которые проявляются на низком (начальном), среднем и высоком
уровнях развитости, а именно: уровень сформированности системы знаний о
сущности и последствиях синдрома эмоционального выгорания личности (когнитивный
компонент); гармоничность Я-концепции личности (личностно-смысловой компонент);
уровень отношения к собственному профессиональному будущему (рефлексивный
компонент); уровень профессионального выгорания (регулятивный компонент). Выявление
синдрома эмоционального выгорания менеджеров на среднем и высоком уровнях
развития по соответствующим критериям обуславливает необходимость определения,
обоснования и реализации психологических условий их коррекции и профилактики.

5. Психологическими условиями, обеспечивающими успешную
коррекцию и профилактику синдрома эмоционального выгорания менеджеров
коммерческих организаций определены: 1) осознание сущности профессионального выгорания
специалиста, методов его самодиагностики, успешной профилактики и коррекции
через внедрение специальных программ в производственной сфере; 2) гармонизация
профессиональной Я-концепции менеджеров, определяющая содержание их профессионального
развития, темп, успешность овладения профессиональной деятельностью, вхождение
в профессиональное сообщество путем нивелирования деструктивной установки; 3)
активизация механизмов профессиональной самоорганизации менеджеров благодаря
созданию рефлексивной образовательно-профессиональной среды в коммерческой
организации.

5. Экспериментальная проверка эффективности определенных
психологических условий коррекции и профилактики синдрома выгорания менеджеров осуществлена
через внедрение программы, что отражает общие и специфические принципы
реализации с указанием форм и методов работы. Эффективность коррекции и
профилактики развития синдрома эмоционального выгорания менеджеров
определяется: 1) гармонизацией профессиональной Я-концепции менеджера,
характеризующейся положительной мотивацией профессионального развития и
гуманистической направленностью ценностных ориентаций; 2) сформированностью
системы знаний по сущности и последствиям эмоционального выгорания личности; 3)
снижением уровня профессионального выгорания в системе психологической защиты;
4) повышением уровня рефлексивности менеджеров и их ответственным отношением к
собственному профессиональному будущему.

Положительная динамика уровней развития всех выделенных
компонентов структуры личности по результатам апробации коррекционно-профилактической
программы преодоления развития синдрома эмоционального выгорания менеджеров свидетельствует
об эффективности и целесообразности внедрения в производственный процесс коммерческих
организаций определенных психологических условий.

Таким образом, результаты проведенного исследования выдвинутую
гипотезу о том, что существует ряд индивидуально-личностных факторов, искажение
которых оказывают влияние на эмоциональное выгорание менеджера в условиях
коммерческой организации, а предупреждение синдрома эмоционального выгорания
менеджера будет результативным при создании специальных психологических условий
по предупреждению и устранению синдрома эмоционального выгорания доказана.
Поставленная цель исследования достигнута.

Данное исследование не исчерпывает всех аспектов проблемы предупреждения
синдрома выгорания менеджеров. Дальнейшей теоретической и эмпирической
проработки требуют вопросы поиска новых подходов и методов психологической
диагностики синдрома профессионального выгорания специалистов различных сфер
производства, исследования условий эффективной психопрофилактики негативных
личностных и профессиональных новообразований, возникающих при длительном
выполнении профессиональных функций.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 2.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СИНДРОМА ВЫГОРАНИЯ МЕНЕДЖЕРА И ЕГО
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ 2.1. Организация экспериментального исследования Цель экспериментального исследования заключалась в
определении компонентов в структуре личности, искажение которых в процессе
профессиональной деятельности отражает уровень развития синдрома выгорания
менеджера.

Объект экспериментального исследования: социально-психологические
(поведенческие) проявления синдрома выгорания у менеджеров.

Предмет экспериментального исследования: компоненты в структуре
личности, искажение которых в процессе профессиональной деятельности отражает
уровень развития синдрома выгорания у менеджеров, закономерности их протекания
и взаимосвязи.

Экспериментальное исследование осуществляется в четыре этапа:

Первый этап
– подбор диагностических методик и их обоснование, составление программы
исследования, определение компонентов в структуре личности, искажение которых в
процессе профессиональной деятельности отражает уровень развития синдрома
выгорания.

Второй этап
– выборка респондентов и психодиагностическое тестирование.

Третий этап
– разработка и внедрение коррекционно-профилактической программы предупреждения
синдрома выгорания менеджера.

Четвертый этап
– проведение контрольного этапа экспериментального исследования
и разработка рекомендаций по предупреждению синдрома выгорания на основе
полученных результатов психодиагностического тестирования респондентов.

На первом этапе,
согласно логике психодиагностического процесса, уместно выделить некоторую
совокупность личностных характеристик или признаков синдрома выгорания
менеджера, которые будут исследованы. Как показал теоретический анализ проявлений
синдрома выгорания свидетельствует, они проявляются в двух плоскостях:
социально-психологической и психической.

В
диагностике социально-психологических (поведенческих)
проявлениях синдрома выгорания нужно учесть первичность поведенческих
конфигураций, происходящих в процессе выгорания, и вторичность личных
преобразований. Анализ отечественного и зарубежного диагностического
инструментария для определения синдрома выгорания менеджеров позволяет
классифицировать их по строению: а) самооценка личности; б) проекции модели
профессионального поведения. В основу дальнейшего экспериментального
исследования, направленного на определение компонентов в структуре
личности, искажение которых в процессе профессиональной деятельности отражает
уровень развития синдрома выгорания, взяты
теоретико-методологические подходы В. В. Бойко,
Р. Т. Голембиевского, А. В. Емельяненковой, К. Маслач,
В. Е. Орел, А. А. Рукавишникова, Т. В. Форманюк и
др.

Согласно
теоретического анализа сущности явления
синдрома выгорания с опорой на структурно-функциональный
подход к определению личности (К. К. Платонов[1]) и
современный метасистемный подход к уровневой организации психики
(А. В. Карпов[2]) определяем компоненты в структуре личности,
искажение которых в процессе профессиональной деятельности отражает уровень
развития синдрома выгорания менеджера:


когнитивный компонент, который отображает познавательную функцию психики и
соответствует подструктуре опыта в структуре личности[Петровский[3]];


личностно-смысловой компонент, определяющий подструктуру направленности
личности, особенности ее ценностно-мотивационной сферы;


регулятивный компонент, который является составной частью подструктуры
индивидуальных психических функций и обеспечивает регуляцию деятельности и
поведения личности;


рефлексивный компонент, исследование которого позволяет определить уровень
рефлексивности как мета качества менеджера. В структуре личности рефлексия
является «синтетической психической реальностью» (Карпов, Метасистемная[4]), что
соответствует метасистемному уровню организации психического.

Следовательно,
развитие синдрома выгорания менеджеров определяем по
трем компонентам их проявления в структуре личности: личностно-смысловой,
регулятивный и рефлексивный. Ниже приведены методы диагностики уровня развития синдрома
выгорания менеджера по указанным компонентам (см. табл. 1).

Таблица 1

Методы
диагностики уровня профессионального выгорания менеджеров Компоненты
структуры личности Признаки
исследуемых качеств Методики
диагностики Когнитивный — сформированность
системы знаний о сущности синдрома выгорания и его последствиях менеджерами. Авторская
анкета на определение осознанности респондентами синдрома выгорания Личностно-смысловой —
характер мотивации профессионального развития;

направленность ценностных ориентаций;

степень гармоничности Я-концепции. Опросник
личностной ориентации (POI) (Э. Шостром, адаптация Ю. Е. Алешиной,
Л. Я. Гозмана, М. В. Загики, М. В. Кроза) Рефлексивный —
уровень рефлексивности;

отношение к собственному профессиональному будущему Методика
определения уровня рефлексивности (А. В. Карпов,
В. В. Пономарева) Продолжение
таблицы 1 Регулятивный —
уровень профессионального выгорания «Опросник
на выгорание» (Maslach Burnout Inventory, MBI) (адаптация Н. Е. Водопьяновой) Когнитивный компонент.
Методом диагностики проявления синдрома выгорания по когнитивному компоненту
стала анкета «Осознанность синдрома эмоционального выгорания» (см. прил.
1). Разработанная анкета позволяет определить уровень осознания менеджерами
сущности синдрома выгорания, особенностей его проявления, актуальности его
профилактики и коррекции. Анкета состоит из четырнадцати вопросов, первые
четыре которые дают возможность определить половозрастные и профессиональные
данные респондентов. Десять вопросов содержат информацию о понимании содержания
явления синдрома выгорания и его проявления; изучение представлений
специалистов о профессионально важных качествах менеджера (ядра его «идеального
профессионального Я»); познания в формах и методах профилактики и коррекции
синдрома эмоционального выгорания.

Личностно-смысловой компонент.
Для исследования индивидуально-характерологических особенностей
профессиональной Я-концепции менеджеров в ее личностно-смысловом компоненте был
выбран «Опросник личностной ориентации» (Personal Orientation Inventory, POI)
Э. Шострома в адаптации Ю. Е. Алешиной, Л. Я. Гозмана,
М. В. Загики и М. В. Кроза (см. прил. 2). Данный опросник
позволяет исследовать уровень самоактуализации менеджеров, их стремление к
полной и свободной реализации собственных возможностей и творческого потенциала
(по концепции А. Маслоу[5]) по
14 шкалам:

1)
шкала временной компетентности определяет, насколько человек живет современным,
не откладывая свою жизнь «на потом» и не пытается «спрятаться» в прошлом.
Высокий показатель по этой шкале характерен для людей, которые хорошо понимают
экзистенциальную ценность жизни «здесь и теперь», способны наслаждаться
актуальным моментом бытия. Низкий результат по этой шкале характерен для людей,
невротически погруженных в прошлые переживания, с завышенным стремлением к
достижениям, мнительных и неуверенных в себе;

2)
шкала внутренней поддержки определяет естественную основу психического здоровья
и целостности личности, показывает, насколько человек осознает и поддерживает
свой внутренний мир;

3)
шкала ценностной самоактуализации описывает ценностную направленность личности.
Высокий балл по шкале свидетельствует, что человек разделяет ценности
самоактуализированной личности, к которым, согласно А. Маслоу, в первую
очередь относятся: истина, добро, красота, целостность Я-образа, отсутствие
раздвоенности Я-концепции, жизненность, уникальность, справедливость,
совершенство, порядок, простота, легкость, самодостаточность и т.д.
Преимущество этих ценностей указывает на стремление личности к гармоничному
бытию и здоровым отношениям с людьми, избегание манипулировать ими для достижения
собственных целей;

4)
шкала гибкости поведения и общения определяет наличие или отсутствие у человека
социальных стереотипов, от чего зависит способность личности к адекватному
самовыражению в процессе общения. Высокие показатели по этой шкале свидетельствуют
об аутентическом взаимодействии личности с другими, способности к
самораскрытию, ориентированию человека на личностное общение без фальши и
манипуляций. Низкие показатели характерны для ригидных людей, неуверенных в
своей значимости, имеющих значительное количество стереотипов, влияющих на
направленность общения с другими;

5)
шкала реактивной чувствительности (сенситивность) определяет уровень
восприимчивости личности к собственным желаниям и потребностям. Высокие
показатели по шкале свидетельствуют, что человек свободен от психологической
защиты, отделяющий его от собственной сущности; он не склонен подменять свои
оценки внешними социальными стандартами. Низкий балл присущ неуверенным в себе,
конформным личностям, которые ориентируются на мнение окружающих и полностью
зависят от него;

6)
шкала спонтанности отражает способность личности свободно выражать собственные
чувства и мысли, соотносится с такими ценностями как свобода, естественность,
легкость, игра;

7)
шкала самоуважения определяет степень того, насколько человек оценивает себя
как уникальную личность, основывающуюся на реалистическом отношении к себе и
другим людям, на истинной независимости;

8)
шкала самопринятия определяет целостность приемки своего Я во всех его
модальностях и уровнях, уверенность личности в собственных силах;

9)
шкала принятие природы человека отражает взгляды личности на человеческую
сущность и веру в могущество человеческих возможностей. Высокий показатель
интерпретируется как устойчивая основа для искренних и гармоничных
межличностных отношений, природная симпатия и доверие к людям, честность,
беспристрастность, доброжелательность (то есть гуманистическая направленность индивида).
Низкие показатели свидетельствуют об авторитарных взглядах личности, низком
уровне толерантности;

10)
шкала синергии как уровня аутосимпатии личности. Высокие показатели по шкале
свидетельствуют об осознании личностью собственной положительной Я-концепции,
являющейся источником устойчивой адекватной самооценки. Низкие показатели
характерны для невротических, тревожных, неуверенных в себе людей;

11)
шкала принятия агрессии определяет способность личности принимать агрессивное
поведение со стороны других и не отвечать своей агрессией; способность
нивелировать враждебные чувства;

12)
шкала контактности определяет уровень открытости, общительности личности,
способности к установлению крепких и доброжелательных отношений с окружающими,
склонности к взаимовыгодным контактам. Контактность здесь понимается как
уровень склонности к положительным контактам с другими людьми;

13)
шкала познавательных потребностей определяет уровень познавательной открытости
личности, ее способность усваивать новые знания и опыт, умственную гибкость и
уязвимость;

14)
шкала креативности определяет меру стремления личности к творчеству, ее
творческого отношения к профессиональной деятельности и жизни в целом [Маслоу].

Следовательно,
относительно высокий уровень показателей по всем вышеперечисленным шкалам и их
гармоничность (приближение графика личностного развития к прямой) будет
свидетельствовать о самоактуализированном человеке, который направлен «изнутри»
на жизненность и самоподдержку. Такой человек является зрелым, автономным,
независимым и свободным (но не отчужденным и одиноким). Относительность
высокого уровня объясняется тем, что чрезмерно самоактуализированный человек не
может быть назван полностью совершенным, уникальным, психологически успешным,
поскольку он, по мнению А. Маслоу, является социально дезадаптированным.

Рефлексивный компонент.
Признаки синдрома эмоционального выгорания менеджеров по рефлексивному
компоненту позволяет исследовать «Методика диагностики рефлексивности»
А. В. Карпова и В. В. Пономаревой (см. прил. 3). Эта
методика основана на теоретическом конструкте, который конкретизирует общую
трактовку понятия «рефлексивность», а также касается других особенностей этого
свойства.

Авторы
понимают рефлексивность как психическое свойство, являющееся одной из основных
граней рефлексии в целом, «наряду с двумя другими модусами – рефлексией в
процессуальном контексте и рефлексированием как особым психическим состоянием» [Карпов Метасистем, с.
48]. Все три модуса взаимосвязаны и взаимодетерминированы, которые в процессе
своего синтеза образуют качественную определенность, что обозначается понятием
«рефлексия». То есть, методика направлена не только непосредственно на
рефлексивность, как психическое свойство, но и «косвенно учитывает ее
проявления в двух других определенных модусах» [Карпов Метасистем, с. 112].

Регулятивный компонент.
Исследование признаков проявления синдрома эмоционального выгорания менеджеров
по регулятивному компоненту осуществляется в определении уровня
профессионального выгорания. Для исследования уровня профессионального выгорания
менеджеров используется «Опросник на выгорание» (Maslach Burnout Inventory,
MBI) авторов C. Maslach и S. Jackson, в адаптации
Н. Е. Водопьяновой и модификации О. Б. Поляковой (см.
прил. 4).

Авторы
методики рассматривают синдром выгорания как трехмерный конструкт, поэтому
опросник строится на определении трех симптомокомплексов признаков
профессионального выгорания: эмоциональное истощение, деперсонализация и
редукция личных достижений.

Эмоциональное
истощение как основная составляющая профессионального выгорания проявляется в
преобладании у специалиста пониженного эмоционального фона, безразличия или,
наоборот, чувства эмоционального перенасыщения.

Деперсонализация
определяется нарушениями отношений с другими людьми: в одних случаях –
повышение зависимости от окружающих; в других – повышение негативизма,
циничности установок и негативных чувств к клиентам, подчиненным, коллегам и
др.

Редукция
личных достижений – это тенденция к негативной оценке себя, своим
профессиональным достижениям и успехам, которая проявляется в негативизме по
отношению к служебным обязанностям и возможностям или редуцировании
собственного достоинства, ограничением своих возможностей, обязанностей
относительно других, снятии с себя ответственности и т.д.

О
тяжести состояния говорит общий коэффициент профессионального выгорания
менеджеров, определяемый как сумма выявленных признаков по всем шкалам. В
модифицированной методике предлагается сравнить полученные суммарные баллы по
каждой шкале со средним значением по группе.

В
данном исследовании используется два
основных источника данных для сбора количественных и качественных показателей
уровня синдрома выгорания менеджеров. Количественные данные берутся из тестов, после чего проводится их качественная обработка и
интерпретация полученных результатов. Для анализа количественных и качественных
данных с применением описательного анализа частот выборки с использованием
Статистического пакета для социальных наук (SPSS) для Windows версии 26,
обработка результатов тестирования в Excel. [1] Платонов, К. К. О системе психологии [Текст] /
К. К. Платонов. – М.: Мысль, 1972. – 216 с. [2] Карпов, А. В. Рефлексивность как психическое свойство и
методика ее диагностики [Текст] / А. В. Карпов // Психологический
журнал. – 2003. – Т.24. № 5. – С. 45-57. [3] Петровский, А. В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической
психологии: учеб. пособие [Текст] / А. В. Петровский,
М. Г. Ярошевский. – М.: ИНФРА-М. 1998. – 528 с. [4] Карпов, А. В. Метасистемная организация уровневых структур
психики [Текст] / А. В. Карпов. – М.: ИП РАН, 2004. – 566 с. [5] Маслоу, А. Психология бытия [Текст] / Абрахам Маслоу; пер. с англ.
Е. Рачковой. – М.: Эксмо-Пресс, 2002. – 270 с.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы