Часть дипломной работы на тему Психологические условия организации познавательной активности на уроках экономики
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
1. Анализ понятия «познавательная активность» 2
2. Принципы и условия активизации познавательной деятельности учащихся 9
Список литературы 15
Фрагмент текста работы:
1. Анализ понятия «познавательная активность»
В настоящее время перед образованием стоит задача воспитать не только творческого, всесторонне развитого человека, но и гибко ориентирующегося в постоянно меняющейся действительности, готового осваивать принципиально новые области и виды деятельности. В связи с этим, особое место занимает проблема изучения и развития познавательной активности личности. Преподавателю, работающему в образовании, необходимо свободно владеть инструментарием, позволяющим оценить познавательную активность обучаемых и способствовать ее развитию. Современная ориентация образования на воспитание творческой, активной личности предполагает создание дидактических и психологических условий, в которых обучающийся может проявить познавательную активность, личностную социальную позицию, выразить себя как субъект обучения [22].
Познавательная активность является важным качеством личности. Заинтересованное отношение к окружающему миру, стремление познать то, что неизвестно — ценное свойство, во многом обусловливающее эффективность учения и профессиональной деятельности. Познавательная активность является высшим проявлением общей активности [11].
Активность — общая характеристика живых существ. Для человека активность всегда есть форма его существования как индивида, условие реализации себя как личности, источник непрерывного развития в процессе онтогенеза [14].
Взгляды на природу активности изменялись в процессе развития самой психологической науки. Активность в своем становлении и развитии проходит ряд уровней, а познавательная активность относится к самому высокому, четвертому уровню.
Проблему познавательной, или умственной, активности рассматривали в исследованиях Д.Б. Богоявленская, Д. Годовикова, Н.С. Лейтес, М.И. Лисина.
Понятие умственной активности используется Н.С. Лейтесом при раскрытии понятия одаренности. Н.С. Лейтес в своих работах делает вывод о качественном преобразовании умственной активности с возрастом.
В работах М.И. Лисиной познавательная активность рассматривается в контексте познавательной деятельности. Познавательную активность автор определяет как состояние готовности к познавательной деятельности, то состояние, которое предшествует деятельности и порождает ее.
Большое значение и важное место среди исследований познавательной активности личности имеют работы Д.Б. Богоявленской [7]. Результатом этих исследований стало раскрытие специфики познавательной активности обучаемых и ее содержательная характеристика.
Обобщая сказанное выше, определим «активность» как деятельностную характеристику личности.
Переходя к рассмотрению познавательной активности, отметим, что проблема развития познавательной активности в научной литературе не является новой. Еще Я.А. Коменский, великий чешский педагог и мыслитель XVII века, считал данную проблему ведущей при развитии личности субъекта образования: «юношество должно получать образование истинное, руководствоваться не чужим умом, а своим собственным, не только вычитывая из книг и понимая чужие мысли о вещах или даже заучивая и воспроизводя их в цитатах, но развивать в себе способность проникать в корень вещей и вырабатывать истинное понимание их и употребление их» [13, с.304].
Педагоги прошлого Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, Д. Локк, Ж.Ж. Руссо определяли познавательную активность как естественное стремление учащегося к познанию. По мнению Я.А. Коменского «всеми возможными способами нужно воспламенять в детях горячее стремление к знанию и к учению» [13, с. 305].
Ряд ученых рассматривают познавательную активность в тесной связи с таким понятием, как самостоятельность. Под познавательной активностью они понимают:
— самостоятельную, инициативную деятельность ребенка, направленную на познание окружающей действительности;
— самостоятельную деятельность по добыванию нужной информации, вычленению проблем и поиску пути их решения [1].
Интересной является точка зрения Д.Б. Богоявленской, использующей термин «интеллектуальная активность», вместо «познавательной активности». Под «интеллектуальной активностью» ученый понимает личностное свойство, меру интеллектуальной инициативы [7].
Такой исследователь как С.Н. Воровщиков предлагает обобщать понятия познавательной активности и познавательной деятельности, указывая на то, что активность проявляется посредством деятельности, а сама деятельность всегда обуславливает определенную степень активности. Тем самым исследователь говорит о том, что познавательная активность представляет собой цель деятельности, выступает вместе с тем средством ее достижения и ее результатом [8].
Определяя сущностные характеристики познавательной активности, многие ученые называют ее таким личностным образованием, которое имеет следующее:
— выражает интеллектуальный отклик на процесс познания;
— определяет качественные составляющие познавательной деятельности;
— образуется посредством формирования в процессе деятельности личностных образований, который выражаются в стремлении индивида к самопознанию и саморазвитию, определяя притом качественную характеристику деятельности [4].
Такой исследователь как И.А. Чернышев при изучении особенностей познавательной активности как свойства личности обучающегося, предлагает понимать ее содержание в процессе учебной деятельности через отношение обучающегося к учению, наличие у него стремления овладевать новыми способами познания и мобилизации волевых усилий для достижения поставленных целей обучения [20].