Часть дипломной работы на тему Психологические ресурсы личности как фактор адаптации студентов к учебному процессу в высшей школе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 990 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Введение:
Актуальность исследования. Проблема адаптации личности к условиям окружающей среды является одной из актуальных в физиологии, философии, психологии и педагогики. Поскольку вступление студента в вуз — это сложный процесс изменения социального окружения, режима обучения, приобретение нового статуса, поиска референтной группы, увеличение объема самостоятельной работы, то все это требует от руководства и преподавателей высших учебных заведений по-новому строить учебно-воспитательный процесс, с учетом индивидуальных особенностей воспитания каждого студента.
Адаптация студента к обучению в высшем учебном заведении осложняется влиянием различных психологических факторов. Выделение их системы необходимо для более глубокого исследования данной проблемы. А оптимизация этой системы поможет разработать более действенные методики, которые будут обеспечивать быструю и более позитивную адаптацию студентов к обучению в высших учебных заведениях.
При этом активизация механизмов адаптации человека в стремительно меняющемся мире – одна из наиболее изучаемых тем в современной практической психологии. В противоположность сложившейся традиции рассматривать только личности дефициты и нарушения, все больший общественный и академический интерес проявляется к проблеме положительных ресурсов личности, применению скрытых резервов, оценке и раскрытию личностного потенциала.
Однако проблема ресурсов личности до сих пор не получила должного рассмотрения, поскольку слабо сформирована соответствующая система понятий, не систематизированы классификации ресурсов, их критериев и свойств, предлагаемые разными авторами, не сложилась единая концепция ресурсов. Термины «психологические ресурсы», «личностные ресурсы», «адаптационные ресурсы» в психологии применяются для обозначения широкого круга биоэнергетических, интеллектуальных, характерологических, волевых свойств личности, свойств ее окружения, системы ее отношений в социуме и понимаются авторами в различных трактовках: к описанию стратегий жизни (К.А. Абульханова; Л.И. Анциферова), понимаются как часть понятия личностного и человеческого потенциалов (Д.А.Леонтьев, Т.В.Корнилова и др.), как возможности и средства преодоления стресса (Р. Лазарус, С. Хобфолл, В.А. Бодров), как аспект саморегуляции и регуляции деятельности и поведения (К.Муздыбаев, А.Н.Фоминова, Е.И.Рассказова, Е.А.Сергиенко и др.).
Вопросами социально-психологической адаптации среди исследователей зарубежной психологии, занимались такие авторы как Б. Беттельхайм, В. Франкл, Э. Гофман и др. Среди трудов отечественной психологии по данной проблеме можно назвать работы М.Н. Гернета, В.Ф. Пирожкова, К.Е. Игошева, С.В. Бабурина, С.А. Ларионовой и других.
При этом исследуется ряд проблем, связанных с адаптацией студентов к условиям высшего учебного заведения. Так, структура, динамика и психологические механизмы адаптации исследовались в трудах К. Бодрова, А. Реана, А. Налчаджяна, В. Якунина и других. Поиск педагогических рычагов влияния на процесс адаптации студентов отражен в работах И. Исаева, В. Буткевича, А. Мудрика и других. Впрочем, единого определения феномена адаптации нет, поскольку, исследуя эту проблему, ученые пытаются сосредоточить внимание на определенных сторонах этого сложного явления.
Особую актуальность в последнее время приобретает изучение факторов адаптации студентов в современных условиях, когда на адаптационные процессы все больше влияют социально-экономические факторы, процессы интернационализации образования, необходимость взаимодействовать с представителями разных культур во время обучения в высшей школе, повседневной жизни и будущей профессиональной деятельности. Все это создает основания для основательного исследования сущности феномена влияния психологических ресурсов студентов при адаптации к высшей школе.