Часть дипломной работы Педагогика/Психология Психология

Часть дипломной работы на тему Психологические проблемы и совладание с ними у курсантов военных академий

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ГЛАВА 1. Теоретическое обоснование гипотез об особенностях психологических проблем и совладания с ними у курсантов военных академий 2

1.1. Специфика требований военной академии к личностным характеристикам курсантов 2

1.2. Психологические проблемы молодёжи 13

1.3. Совладающее поведение 24

1.3.1. Совладание и его подходы 27

1.3.2. Совладание при психологических проблемах 31

Выводы по 1 главе 37

Список литературы 39

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, на основании обзора научных источников, можно сделать следующие выводы. Требования военной академии, предъявляемые к курсантам связаны со специфическими особенностями их психического и личностного развития. Наличие осознанного профессионального решения курсанта расти и развиваться в области военной специализации способствует формированию самодостаточной личности, способной к принятию самостоятельных жизненно важных решений, внутренне психологически готовой к самостоятельному совладанию с различными стрессовыми ситуациями, неизбежно возникающими в профессиональной деятельности.

Проблемы современной молодёжи имеют разнообразный характер, среди основных можно выделить проблемы социального и профессионального самоопределения; проблемы управления и регуляции эмоций и чувств; проблемы с идентификацией и смешением ролей; проблемы, которые связаны с эмоциональными переживаниями; проблемы во взаимоотношениях с родителями (кризис авторитетов); одиночества.

Копинговые стратегии (от англ.coping, coping strategy) – понятие, объединяющее когнитивные, эмоциональные и поведенческие стратегии, использующиеся для того, чтобы справиться с запросами обыденной жизни. Копинг-поведение осуществляется на основе копинг-ресурсов при помощи копинг-стратегий.

На выбор личности стратегии преодоления трудной жизненной ситуации оказывают влияние определенные факторы, в связи с чем выделяют два подхода — реакционный и ресурсный. В зарубежной психологии выделяют три подхода при изучении совладающего поведения: диспозиционный, ситуативный и интегративный.

К кризисным условиям, специфичным для курсантской среды, относятся осознание ошибочности выбора профессии, осознание значимых жизненных перемен, несовпадение ожиданий, частоты кризисных переживаний во время обучения. Совладающее поведение способно изменяться под воздействием стрессовых переживаний различной степени интенсивности. Оказание психологической помощи курсантам военных академий в своей основе имеет важнейшую основу для всестороннего формирования их личности.


 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. Теоретическое обоснование гипотез об особенностях психологических проблем и совладания с ними у курсантов военных академий

1.1. Специфика требований военной академии к личностным характеристикам курсантов

Проблема рассмотрения личности и личностных особенностей переосмысливалась в различных концепциях, и в рамках отечественной философии и психологии личность изучается в триаде — индивид — индивидуальность — личность. Б.Г. Ананьевым личность рассматривает как вершину всей совокупности человеческих свойств, а индивидуальность представлена в его теории как глубина личности и субъекта деятельности [2].

А.Н. Леонтьевым [34] и С.Л. Рубинштейном [50] подчеркивается, что личность как системное качество формируется в результате того, что, взаимодействуя в совместной деятельности с другими, индивид преобразует мир и самого себя. Б.Г. Ананьев [2] и А.Н. Леонтьев [34] личность рассматривают в единстве индивида и условий социальной среды.

Применительно к рассмотрению личностных особенностей можно выделить концепцию К.К. Платонова, который рассматривает следующие личностные подструктуры:

— направленность — систематизирует социально детерминированные черты личности — кругозор, мировоззрение, влечения, отношения, потребности, цели, мотивы, интересы, склонности, ценностные ориентации;

— социальный опыт — представлен наличием знаний, навыков, умений, привычек, которые приобретаются в ходе личного опыта и обучения;

— психологические формы отражения — комбинируют индивидуальные особенности психических процессов, формирующихся в процессе воспитания, обучения;

— биологически обусловленные свойства личности — представляют собой совокупность индивидуальных свойств личности, психофизиологических особенностей, опосредованных высшей нервной деятельностью (темпераментом, половозрастными психическими процессами — памятью, эмоциями, ощущениями, восприятием, мышлением, воображением, волей) [43].

Данный подход предусматривает, что к личностным особенностям можно причислить такие психологические особенности, которые более глубинны, долговременны и воздействуют на остальные особенности человека. Среди личностных свойств также выделяют сознание, самооценку, уровень притязаний.

Резюмируя вышесказанное, становится возможным предположить, что личностные особенности дифференцируются на две группы: свойства индивида (и индивидуальные качественные особенности психических процессов); свойства индивидуальности (мотивы, отношения, характер, способности).

Изучение личностных характеристик у курсантов военных академий является недостаточно исследованной проблемой в области психологии. По мнению А.А. Реана, показатели субъективного самоощущения обусловлены не только возрастными особенностями, но и социально-экономическим статусом, уровнем образования молодого человека, спецификой профессиональной сферы [43].

В настоящее время к подготовке военных специалистов предъявляются высокие требования. Обучение и воспитание курсантов военной академии направлены на формирование и закрепление в каждом из них высоких боевых, морально-психологических и физических качеств, и выработка на данной основе боевого мастерства, стойкости. Для того, чтобы курсанты могли в будущем качественно выполнять возложенные на них обязанности, необходимо обеспечение в период обучения в академии соответствующего уровня их профессиональной подготовки [40].

А.В. Барабанщиковым и В.Г. Деминым установлено, что общие педагогические закономерности в военно-педагогических процессах обусловлены спецификой и предметом военной деятельности [6]. Существует связь между характером военно-профессиональной деятельности, условиями среды, личными и профессиональными отношениями в воспитательном процессе. Соблюдение данной закономерности означает, что все построение образовательного процесса военного вуза, уклад воинской жизни курсантов должно быть подчинено задачам социально-профессионального воспитания. Особый акцент необходимо сделать формировании воспитательного пространства, которое насыщено ценностями военной службы для социально-профессионального воспитания курсантов.

При поступлении в военную академию курсанты не имеют опыта пребывания в военно-профессиональной среде и им приходится сталкиваться с особой уставной дисциплиной, жестким контролем, нахождением в моногендерной закрытой среде военного образовательного учреждения, необходимостью подчиняться иерархии отношений и подчинении старшим по званию, что, в совокупности с отсутствием поддержки со стороны родных, воздействует на адаптированность личности. А.С. Коротаевым при сравнении показателей адаптивности, субъективного благополучия и базовых убеждений курсантов разных курсов выявлено, что к третьему курсу у курсантов происходит снижение стрессоустойчивости и сопротивляемости негативным влияниям среды, однако возрастает моральная нормативность и самоконтроль. Курсанты же, обучающиеся на первых курсах, испытывают постоянное напряжение наравне в повышенной чувствительностью, испытывают неудовлетворенность от процесса обучения, что может быть обусловлено резким изменением социальной ситуации профессионального развития, переоценкой субъективной значимости и переоценкой профессионального выбора [27].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы