Часть дипломной работы на тему Психологические особенности учебного стресса в подростковом возрасте и способы его профилактики на уроках иностранного языка
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Психологические особенности учебного
стресса у подростков. 6
1.1.Понятие «учебный стресс» и его
характеристика. 6
1.2. Особенности учебного стресса в
подростковом возрасте. 12
Выводы
по 1 главе. 28
Глава
2. Особенности профилактики учебного стресса у учеников 5 класса на уроках
иностранного языка. 30
2.1.
Результаты исследования влияния профилактических мероприятий на уровень
учебного стресса подростков. 30
2.2.
Методика организации профилактических мероприятий по снижению уровня учебного
стресса подростков. 44
Выводы
по 2 главе. 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 64
Приложение. 69
Введение:
Актуальность исследования.
Стресс — это обычное и часто встречающееся явление в современном мире. Любая
деятельность и работа человека сопровождается ответной реакцией его психических
и физиологических функций, которая проявляется в таких вещах как: адаптация
организма к реальному или ожидаемому воздействию, влияние окружающей нас среды,
наши эмоциональные переживаний и так же демонстрирует остаточные процессы после
этих взаимодействий. Любая деятельность, связанная с умственным трудом и
нервно-психическим напряжением особенно уязвима для стресса.
Стрессогенные факторы
напрямую связаны с изменением общественных стереотипов и растущей конкурентной
борьбой, о чём в своё время говорили Л. М. Аболин, А. Маркова, Л. М. Митина, А.
И. Щербаков.
Авторы подчёркивают, что в
любой активной деятельности основным психологически напряженным видом
деятельности заслуженно считается тот вид деятельности, который обладает самым
большим количеством стресс-факторов. Поэтому становится понятно, что именно
стрессоустойчивость является важнейшим определяющим фактором, когда речь
заходит об успешном выполнении и решении поставленных задач.
Стресс
нередко случается у детей при столкновении с чем-то новым, непонятным и из-за
отсутствия опыта дети не в состоянии с ним справляться. Как бы дошкольные
образовательные учреждения не готовили детей к поступлению в школу, школьники сталкиваются с новой для них спецификой
учебного процесса — темпом, количеством и способом подачи и получения
информации, длительным учебным днем, большим количеством домашних заданий. Если
все это превосходит возможности подростка, то даже при его высокой
заинтересованности в участии и выполнении учебной работы можно констатировать
состояние информационной перегрузки. В процессе обучения для учащихся становятся важными отдельные
элементы или сама образовательная ситуация
в целом, что
может стать общей предпосылкой для возникновения стресса.
В связи с этим, необходимым
является изучение уровня учебного стресса и способы его
профилактики.
Этим и обусловлен выбор темы
исследования.
Исследованиям учебного
стресса, как одного из видов стресса в подростковом возрасте, посвящены работы
российских учёных и специалистов Е. А. Беловой, Л. А. Дубровиной, И. А.
Комаровой, Е. А. Сиденко, Ю. В. Щербатых, а также многих зарубежных
специалистов.
Проблема исследования
заключается в том, что в настоящее время недостаточно широко и полно изучено
влияние учебного стресса на подростков и особенности его профилактики в
процессе учебной деятельности.
Объект исследования: учебный стресс и его
влияние на подростков.
Предмет исследования: процесс профилактики
учебного стресса подростков в процессе учебной деятельности.
Цель исследования: исследовать психологические особенности
учебного стресса в подростковом возрасте и способы его профилактики в учебном
процессе (на уроках иностранного языка).
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать понятие «учебный стресс» и его составляющие
компоненты.
2. Выявить особенности учебного стресса в подростковом
возрасте и последствия влияния
стресса на функциональное
состояние учащихся.
3. Провести исследование учебного стресса среди подростков.
4. Предложить профилактические мероприятия, направленные на
снижение уровня учебного стресса подростков.
5. Путем повторного исследования оценить эффективность
разработанных мероприятий.
Теоретическая значимость работы заключается
в разработке методических рекомендаций
для снижения уровня
учебного стресса подростков на
уроках иностранного языка.
Практическая значимость работы заключается
в применении разработанных
методических подходов для процесса
обучения подростков на уроках иностранного языка.
Методы исследования:
— теоретические: анализ
научно-методической литературы; обобщение и систематизация,
— практические: наблюдение;
тестирование; диагностика, метод экспертных оценок.
База исследования: исследование проводилось на
базе МОУ Гимназия №5 г. Волгограда среди учеников 5 – го класса. Всего в
исследовании приняли участие 15 детей в возрасте 11-12 лет.
Практическая значимость
полученных результатов заключается в том, что основные выводы, а также
предложенные профилактические мероприятия, направленные на снижение уровня
учебного стресса, могут быть использованы в практической деятельности
педагогов.
Заключение:
В процессе
анализа научных исследований по проблеме проявления учебного стресса у школьников были освещены сущность, факторы и
формы стресса школьников во время
обучения. Согласно этому:
1. Выявлено,
что учебный стресс у детей – это состояние эмоционального напряжения организма
в ответ на неблагоприятный раздражитель, чаще всего – ситуацию, которая
произошла в школе. Стресс проходит три этапа своего развития: стадию тревоги,
стадия сопротивления и стадия истощения.
2.
Определено, что основными причинами возникновения стресса у подростков
являются: факторы семейного воспитания, школьная успеваемость, отношения с
учителями, эмоциональный опыт, внутренний конфликт и взаимоотношения со
сверстниками
Проявляется
учебный стресс у школьников в виде
эмоциональной нестабильности, психосоматических заболеваний, нарушений сна и
аппетита, психомоторных нарушений и невротических реакций. Страдают почти все
характеристики внимания: устойчивость, концентрация, объем, распределение,
переключение, отмечается повышенная отвлекаемость. Все перечисленные выше
признаки могут свидетельствовать о наличии у ребенка стрессового состояния
только в том случае, если они не наблюдались ранее.
Во второй главе представлены результаты исследования учебного
стресса школьников. Исследование
проходило в три этапа (констатирующий, формирующий и контрольный) путем
диагностики и опросов родителей и классного руководителя.
По результатам опроса родителей, было выявлено, что каждый
родитель отметил наличие учебного стресса у детей. Данные опроса родителей были
подтверждены опросом классного руководителя, который отметил, что у троих детей
в классе наблюдается высокий уровень учебного стресса, а у трех детей умеренный
учебный стресс.
Данные опроса были подтверждены и проводимой диагностикой
детей.
По результатам методики на наличие учебного стресса было
выявлено, что у 6 детей в классе присутствует учебный стресс, в частности у
троих детей на высоком уровне, и у троих детей – умеренный уровень.
Схожие результаты были
получены и при анализе рисуночного теста «Кактус». В целом результаты позволяют констатировать, что у троих
детей (19,8%) из 15 выявлено напряжение эмоциональных и физиологических систем
организма, еще у троих детей (19,8%) – умеренный стресс, а у остальных детей
(60,4%) стресс не выявлен. Учащиеся более склонны к проявлению тревожности,
страхов, чем к агрессии. Агрессивность как свойство демонстрирует меньшая
часть школьников (в целом только трое
детей: Алиса А., Света Б. и Давид К.). Чаще всего (у 79,2%) превалируют такие
свойства: эгоцентричность, тревожность, стремление к домашней защите, чувство
семейной общности. Негативные переживания больше свойственны школьникам, для которых характерны
эгоцентричность и тревожность, а также агрессивность и импульсивность.
На формирующем этапе были
предложены профилактические мероприятия, направленные на снижение уровня
учебного стресса на уроках иностранного языка. Предложены несколько форм
профилактической работы: индивидуальная (для троих учащихся, имеющих высокие
показатели учебного стресса), коллективная, парная, метод проектов. Активно
использовались такие средства как игротерапия, сказкотерапия, арт-терапия.
Условиями эффективной реализации профилактики учебного стресса являются:
ориентация на развивающее обучение на уроках иностранного языка, интегративный
приоритет и стимулирования совокупности личностных и социальных качеств,
которые определяют уверенность, дружелюбие, самообладания эмоциональным
состоянием в процессе различных форм обучения, обеспечение внешних и внутренних
условий саморазвития личности подростка.
Путем проведения повторного
исследования было выявлено, что у детей наблюдается снижение уровня учебного
стресса. Дети, которые на констатирующем этапе получили высокий уровень, на
контрольном этапе показали результаты ниже – уровень учебного стресса стал
умеренным.
Так же по методике и
«Кактус». Ярко выраженная агрессивность в сочетании с другими личностными
свойствами не выражена.
Эмпирические данные свидетельствуют о необходимости именно
целенаправленного профилактического и коррекционного воздействия с целью
уменьшения негативных проявлений агрессивности и трансформации их в
общительность и дружелюбие.
Следовательно, в процессе проведения исследования была
полностью подтверждена гипотеза исследования, действительно специально
созданные профилактические мероприятия, используемые на уроках иностранного
языка, смогут снизить уровень учебного стресса у школьников.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Психологические особенности учебного стресса у подростков 1.1.Понятие «учебный стресс» и его характеристика Начало
обучения в школе — один из самых сложных периодов в жизни ребенка не только в
социально-психологическом, но и в физиологическом смысле. Именно поэтому
выявление особенностей проявления учебного стресса для сохранения здоровья,
гармоничного развития и улучшения процесса адаптации является актуальной
проблемой. Ведь в это время ребенок из мира грез попадает в мир жесткой
дисциплины, определенных правил и ограничений. В школе надо делать все так, как
скажет учитель, но почему именно так, а не иначе, никто не объясняет [12].
В этот
период ребенок ведет себя по-особенному. И уже во втором классе (по успешной адаптации)
она привыкает к новому окружению и выбирает оптимальную модель поведения. По
данным Министерства здравоохранения России, общее состояние физиологического
здоровья школьников неудовлетворительное (80 — 90 % детей 7 — 9 лет имеют
отклонения в физическом здоровье, а 18 — 20 % имеют пограничные нарушения
психики). Родители, желая всестороннего развития ребенка, часто стремятся
привлекать ее к внеклассной и внешкольной деятельности, вследствие чего
перегружаются основные функциональные системы и ребенок начинает испытывать
учебный стресс.
В состоянии
стресса будут иметь значение не только внутренние (психологические) особенности
личности, но и внешние. Некорректное отношение педагога к ребенку, объективные
трудности адаптации к школе приводят к возникновению стресса школьника, а
некоторых случаях и до неврозов, страхов. О.М, Сергеева отмечает, что «школьный
стресс» — это такое нарушение психического состояния, которое приводит к
резкому ухудшению состояния здоровья и не дает возможности ученику успешно
справляться с учебной нагрузкой, нормально общаться [40, с. 10]. Следует
отметить, что социальная позиция школьника, которая налагает на него чувство
ответственности, обязанности, может спровоцировать появление страха. Ребенок
боится не успеть, опоздать, сделать не так, не то, быть осужденным. Поскольку
организм человека и социальная среда находятся не в статическом, а в
динамическом равновесии, их взаимосвязь меняется постоянно, как и процесс
адаптации [1, с. 22].
От
оптимального течения адаптационного периода при поступлении в школу в
значительной мере зависит дальнейшая успешность ученика. Школьная дезадаптация
приводит к снижению учебной мотивации, деформации межличностных отношений,
развитию невротических состояний, формированию девиантных форм поведения. Дети
6-7 лет реагируют на состояние неопределенности всем своим существом: у них
нарушается биологическое и психологическое равновесие, снижается устойчивость к
стрессам, растет напряженность, у школьников могут появиться состояние тревоги,
проявиться ярче любые отрицательные черты характера: упрямство, агрессия,
замкнутость
Исследование
стресса имеет длительную историю, на протяжении которой исследовались различные
его аспекты, факторы, механизмы.
В
переводе с английского языка стресс – напряжение. Всемирная организация
здравоохранения (1972 г.)
приняла такое определение: «Стресс – это неспецифическая (т. е. одна и та же на
разные раздражители) реакция организма на любое предъявленное к нему
требование. Стресс – это ответ на угрозу, реальную или мнимую» [7, с. 350].
Г. Селье
определял стресс как «состояние, что проявляется в характерном синдроме
неспецифических изменений в биологической системе», и подчеркивал неселективный
и неспецифический характер физиологических реакций [39]. Например, требование
окружающей среды, нарушает гомеостаз организма, вызывает со стороны последнего
трехфазную структуру ответа: первая фаза – реакция тревоги, вторая – фаза
стабилизации, третья – фаза истощения, в дальнейшем это послужило основанием
ввести понятие, которое Г. Селье назвал «общим адаптационным синдромом». Таким
образом, он продемонстрировал, что «способность организма к приспособлению, или
адаптационная энергия, не беспредельна», и предложил различать эустресс,
соответственно, как положительный фактор, источник радости, повышения
активности и дистресс – как чрезмерный стресс, когда превалирует чувство
беспомощности, безнадежности. Если действие стресса продолжается и человек не
способен адаптироваться, это может истощить ресурсы тела; наступает упадок сил,
уязвимость и усталость, которые приводят к болезням и даже к гибели организма [39].
С.П.
Акутина считает, что стресс – это нормальная психологическая реакция человека
на необычную ситуацию, которая выполняет функцию самосохранения и позволяет
сконцентрировать все внимание на реальной опасности, мобилизоваться и
подготовиться к действиям по ее предотвращению [1].
В
свою очередь Ю.В. Щербатых обосновывает мнение о том, что «у человека чаще
всего стрессором являются эмоциональные раздражители» [49], что дало основания
JI. Китаеву-Смыку ввести понятие «эмоциональный стресс» и аргументировать, что
он детерминирован различными психологическими воздействиями [23].
Свой
подход понимания стресса предлагают К. И. Григорьев [13] и П.С. Гуревич [15],
которые рассматривают его как индивидуально-эмоциональную реакцию человека в
осложненной ситуации, дает объяснения индивидуальным проявлениям поведения в
стрессовой ситуации. Следовательно, фокус интересов в подходах к трактовке
стресса смещается от гомеостатических моделей регуляции процессуального анализа
индивидуально-психологических факторов, которые обуславливают динамику стресса.
Д. Гилл
в понимании стресса центральным элементом выделяет понятие и механизмы
адаптации [11].
В
свою очередь В.А. Бодров считает, что не каждая жизненная смена должна
проходить через длительный процесс адаптации к ней[6].