Часть дипломной работы на тему Психологические особенности подростков, склонных к совершению кражи
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение:
Заключение:
Анализ научных литературных источников позволяет трактовать девиантное
поведение подростков как поведение, отклоняющееся от принятых в данном
обществе, социальной среде, ближайшем окружении, группе социально-нравственных
норм и ценностей, характеризуется нарушением процесса усвоения и
воспроизведения этих норм и ценностей, а также саморазвития и самореализации
человека в том обществе, к которому она принадлежит.
Девиантное поведение характеризуется такими признаками, как: отсутствие
положительных интересов и стремлений, низкая общая культура, пренебрежительное
отношение к окружающим, агрессивность, грубость, злость, вспыльчивость,
недисциплинированность, вредные привычки (курение, наркомания, алкоголизм,
употребление нецензурных выражений). Исследователи различают отклонения
корыстного, агрессивного и социально-пассивного типа и рассматривают следующие
стадии асоциального поведения: неодобряемых поведение, осуждаемая поведение,
девиантное поведение, делинквентное поведение, деструктивное поведение.
Дети подросткового возраста являются группой повышенного социального
риска возникновения девиантного поведения по следующим причинам:
во-первых, закономерно обусловленными являются внутренние трудности
переходного периода;
во-вторых, влияет на личностное ощущение ребенка неопределенность
социального положения в обществе;
в-третьих, в семье как микросреде, что призвано обеспечить становление
личности школьника, отражается нестабильность общественного развития, который
сопровождается возникновением социальных экстремальных ситуаций;
в-четвертых, подросток обычно не готов к преодолению противоречий,
обусловленных изменением механизмов общественного контроля.
Социально-педагогическими причинами, провоцирующими проявления девиаций
у подростков, являются: низкая коммуникативная культура педагога, отсутствие
педагогического такта; недостаточное внимание теоретиков и практиков к правовой
социализации, направленной на воспитание гражданской зрелости; деформация
педагогических функций семьи как базового института первичной социализации;
блокирование одной из фундаментальных потребностей человека — потребности в
уважении, принятии и любви в школе и в семье; использования потенциала социально-культурной
среды образовательного учреждения не в полной мере; недостаточная
подготовленность учителей к организации профилактической работы с подростками
по предотвращению проявлений девиантного поведения.
Усиленные черты характера могут перейти в психопатию при неблагоприятных
условиях, вызвать невроз, стать причиной алкоголизма и противоправного
поведения. Зная эти особенности, Вы сможете вовремя покинуть негативную среду,
либо снизить ее пагубное влияние до минимума.
Некоторые акцентуации могут быть сильными сторонами. Вы сможете
использовать их при общении с людьми или в своей деятельности, а так же выбрать
профессию в соответствии со своей предрасположенностью.
Тщательно исследовав уровни развития жизненных ориентаций и ценностей
девиантных подростков, мы обнаружили, что наиболее выраженными и развитыми
являются индивидуалистические ценности (ценности потребления), соответствующие
первой степени развития сознания человека — эгоцентризму, который характеризует
ребенка как такого, который требует от окружающих внимания, заботы, любви, не
отвечая при этом на взаимность. Наиболее актуальными для такого подростка
являются позиции: «Я», «Только Я», «Я сам».
В процессе исследования установлено, что эффективность профилактики
девиантного поведения подростков зависит не от проведения отдельных
воспитательных мероприятий, а от общей организации социально-воспитательной
среды школы как содержательного и пространственно-временного континуума,
объективно и субъективно воздействуя на личность, способствует ее включению в
ценностно-смысловой культурный контекст, обеспечивает социальную интеграцию и
личностную самореализацию.
В результате исследования был сделан вывод о
взаимосвязи между индивидуальными показателями прохождения методик у учащихся,
склонных к совершению краж, и общими показателями склонности к совершению краж.
Так, к совершению краж оказались наиболее склонны учащиеся с завышенной и
заниженной самооценкой, чрезмерно высоким и чрезмерно низким уровнем
притязаний, а также с завышенным и заниженным уровнем внушаемости.
Выявлена взаимосвязь
показателей эмоциональности и внушаемости, что понимается следующим образом:
чем более эмоционален подросток, склонный к совершению краж, тем легче внушить
ему что-либо
Выявлена взаимосвязь
показателей самооценки положительно коррелируют с показателями притязаний.
Психологический смысл такой связи в следующем: и мальчики, и девочки, склонные
к совершению краж, при высоком уровне самооценки проявляют высокий уровень
притязаний, а высокий уровень притязаний, в свою очередь, базируется на высоком
уровне самооценки
Выявлена
взаимосвязь показателей притязаний с показателями внушаемости. Психологический
смысл такой связи в следующем: и мальчики, и девочки, склонные к совершению
краж, при высоком уровне притязаний проявляют высокий уровень внушаемости, а
высокий уровень внушаемости, в свою очередь, базируется на высоком уровне
притязаний.
Выявлена взаимосвязь
показателей самооценки и внушаемости у подростков, склонных к совершению краж.
Психологический смысл такой связи в следующем: и мальчики, и девочки, склонные
к совершению краж, при высоком уровне самооценки проявляют высокий уровень
внушаемости, а высокий уровень внушаемости, в свою очередь, базируется на
высоком уровне самооценки.
Фрагмент текста работы:
>mso-themecolor:text1’>ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СКЛОННОСТИ К КРАЖАМ У
ПОДРОСТКОВtext-indent:35.45pt;line-height:150%’>14.0pt;mso-bidi-font-size:12.0pt;line-height:150%;mso-fareast-font-family:»Times New Roman»;
mso-fareast-theme-font:major-fareast;color:black’> 150%’>line-height:150%;font-family:»Times New Roman»,serif;color:black;mso-themecolor:
text1’>2.1. Организация и методы исследованияstyle=’color:black;mso-themecolor:text1’>line-height:150%’>mso-themecolor:text1;mso-fareast-language:EN-US’>Исследование выполнялось в
несколько этапов.line-height:150%’>mso-themecolor:text1;mso-fareast-language:EN-US’>Первый этап -
подготовительный, поисково-теоретический, в процессе него был осуществлен
анализ философской, психолого-педагогической, социологической, медицинской,
юридической литературы по проблеме; определены методологические основы, понятия
исследования; проведена подготовка к экспериментальному этапу работе,
определены цели и задачи эксперимента.line-height:150%’>mso-themecolor:text1;mso-fareast-language:EN-US’>Второй этап -
опытно-экспериментальный. На данном этапе проведен эксперимент с целью проверки
и корректировки рабочей гипотезы. Проверялась эффективность модели
предупреждения девиантного поведения подростков, проводились контрольные срезы;
определялась необходимость и результативность выделенных
психолого-педагогических условий.line-height:150%’>mso-themecolor:text1;mso-fareast-language:EN-US’>Основная задача третьего этапа
- осмысление, описание, обобщение и систематизация исследовательской работы и
ее результатов.line-height:150%’>Исследование
проводилось в средней общеобразовательной школе №3 г. Королева Московской
области. В исследовании участвовало 69 подростков 7 классов. style=’font-size:14.0pt;line-height:150%;mso-fareast-font-family:Calibri;
color:black;mso-themecolor:text1;mso-fareast-language:EN-US’>Исследование
проводилось в группе. Был обеспечен оптимальный уровень психологических
условий: проветренный кабинет, отсутствие отвлекающих факторов, хорошее освещение,
оптимальная температура воздуха, материалы предоставлены в полной мере (бланки,
ручки). Исследование проводилось в первой половине дня. В ходе работы
установилась доброжелательная, помогающая и поддерживающая атмосфера общения,
комфортный психологический климат. line-height:150%;color:black;mso-themecolor:text1;mso-fareast-language:EN-US’>mso-ascii-theme-font:minor-latin;mso-fareast-font-family:Calibri;mso-fareast-theme-font:
minor-latin;mso-hansi-theme-font:minor-latin;mso-bidi-font-family:»Times New Roman»;
mso-bidi-theme-font:minor-bidi;color:black;mso-themecolor:text1;mso-ansi-language:
RU;mso-fareast-language:EN-US;mso-bidi-language:AR-SA’>В исследовании применено
несколько видов экспериментальной работы. Опытно-экспериментальная часть работы
представлена констатирующим и формирующим экспериментами. Результаты 
Содержание:
Введение. 1
Глава 1. Теоретические основы исследования психологических
особенностей подростков, склонных к совершению кражи. 6
1.1 Подходы
к исследованию склонности личности к совершению кражи в трудах отечественных и
зарубежных ученых. 6
1.2 Делинквентное
поведение подростков и факторы, его обуславливающие 10
1.3 Дезадаптация
как фактор совершения кражи. 14
1.4 Методы
психодиагностики, профилактики и коррекции девиантного поведение. 28
Выводы по главе первой. 38
Глава 2 Эмпирическое исследование склонности к кражам у
подростков. 39
2.1 Организация
и методы исследования. 39
2.2 Анализ
результатов эмпирического исследования. 39
2.3 Рекомендации
по коррекционной работе с подростками, склонными к совершению краж.. 39
Заключение. 39
Список
литературы 40
Введение:
В подростковом возрасте проблема склонности к кражам
актуальна, потому что случаи краж часто определяются возрастными
характеристиками, в основе которых лежат кардинальные и интенсивные изменения и
перестройка деятельности и личности тела. В сочетании с образовательной
беспомощностью взрослых это провоцирует подростка на воровство. Например,
причиной кражи может быть стремление к самоутверждению, получить новые эмоции и
впечатления, чтобы продемонстрировать собственную «нестандартность», «упорство».
Особое внимание следует обратить на то, что в настоящее время для многих
молодых людей характерны несформированные волевые процессы. Конечно, возрастные
черты — неоспоримое свидетельство сознательности или бессознательности
совершаемых действий. Однако это не всегда так для современных подростков.
Поведенческая зависимость в виде немотивированной кражи является особенно
серьезной проблемой в возрасте от 12 до 13 лет. Для родителей такие факторы
воровства, как «гром среди ясного неба» — это когда дети начинают красть деньги
у своих родителей, дедушки или бабушки. Для специалистов такое поведение имеет
объяснение. Согласно теории К. Левина, вся человеческая жизнь протекает в
своеобразном «психологическом поле». В зависимости от взаимоотношений человека
с предметом в жилом пространстве Левин выделял волевое и полевое поведение. Для
детей-подростков характерно отсутствие сформированности произвольных
психических процессов. Поскольку сегодня в некоторых ситуациях возрастные
границы инфантилизма размыты, его проявления часто наблюдаются в подростковом
возрасте. Поэтому современный подросток, внезапно совершает кражу, не редкость
в образовательной и учебной практике.
Показателен
возрастной состав совершающих кражи, организаторами преступлений являются, как правило,
молодые люди в возрасте 23-27 лет, исполнителями — подростки 13-17 лет,
осведомителями — дети 8-12 лет.
На 31
декабря 2018 года в воспитательных колониях содержали 1 тыс. 310
несовершеннолетних. В 2017 году в колониях было 1 тыс. 395 осужденных подростков.
В прошлом
году больше всего несовершеннолетних осужденных (16,2%) отбывали наказание за
преступления, связанные с наркотиками.
Еще 12,8%
осужденных подростков сидели в колониях за кражу, 12,5% —
за изнасилование, 11,9% — за грабеж, 10,8% — за разбой,
9,2% — за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, 8,9% —
за убийство [71].
У 45% школьников есть
знакомые-правонарушители. У юношей этот показатель 49%, у девушек – 40%.
Школьникам известно, что они точно понесли наказание только в 39% случаев, в
43% они остались безнаказанными. Фактически, каждое второе правонарушение
несовершеннолетнего остается безнаказанным. Закон не справляется с ситуацией. В
этом случае наиболее эффективным сдерживающим средством является формирование
нетерпимого отношения к правонарушениям в среде самих подростков.
Однако по нашим данным
исследование психологических особенностей современных подростков, склонных к
краже, проводилось более 5 лет назад.
С целью профилактики
девиантного поведения психологическая работа должна быть направлена на
выявление основных причин подростковой девиантности, что и обусловливает
актуальность данной работы.
Изучению
краж как одной из форм хищения в различное время уделялось внимание в работах
Ю.А. Клейберга, Л.Д. Белогриц — Котляревского, Г.Н. Борзенкова, И.Ш. Борчашвили,
В.В. Векленко, В.А. Владимирова, A.Ф. Зелинского, М.М. Исаева, С.М. Кочои, Г.А.
Кригера.
В работах
Л.И. Божович, А.Н. Круглевского, Ю.И. Ляпунова, А.А. Пинаева, И.Я. Фойницкого,
В.С. Шикунова и ряда других авторов уделялось внимание разработке
методологических основ психологического консультирования по проблемам,
связанным с девиантным поведением подростков.
Проблемам
детерминации и предупреждения корыстной преступности несовершеннолетних в
специальной литературе посвящено достаточно внимания. Значительный вклад в
исследование специфики преступности несовершеннолетних внесли криминологи: Г.А.
Аванесов, Н.И. Ветров, М.Н. Гернет, К.К. Горяинов, П.Ф. Гришанин, А.И. Долгова,
В.Ф. Дружинина, В.Д.Ермаков, В.И. Игнатенко, К.Е Игошев, А.Ф. Зелинский, И.И.
Карпец, В.Н. Кудрявцев, Н.Ф. Кузнецова, А.Б. Кашелкин, В.П. Малков, Г.М.
Миньковский, В.В. Панкратов, В.Ф. Пирожков, В.А. Плешаков, B.П. Ревин, А.Б.
Сахаров и др. Однако, несмотря на многообразие научного материала, касающегося
корыстной преступности несовершеннолетних, в качестве отдельного предмета
теоретико-прикладного исследования вопрос о кражах, совершаемых
несовершеннолетними в период последних лет в условиях происходящих изменений
политического, социального и экономического устройства России, рассматривается
в юридической науке впервые, что определяет особую актуальность выполненной
работы.
Методологическая
база исследования. Девиантное поведение рассматривается с позиций бихевиоризма
(Э. Торндайк, Д. Уотсон, Б. Скиннер), холистического подхода
(Д. Макконнелл), интеракционистского направления (Ф. Танненбаум,
И. Гоффман, Э. Лемерт, Г. Беккер), теории конфликтов (А. Коэн),
психологических концепций (У. Шуэсслер, К. Крессли), ролевых теорий,
поведенческого подхода, гуманистических теорий (А. Маслоу), теории объектных
отношений (Г. Салливан, К. Хорни, Д. Боулби,) и т.д.
Объект исследования –девиантное поведение
подростков.
Предмет
исследования – психологические особенности подростков склонных к кражам в
возрасте 14-15 лет.
Цель
исследования – выявить особенности поведения, деятельности и общения подростков,
склонных к краже.
Задачи исследования:
1. Определить
подходы к исследованию психологических особенностей подростков склонных к
кражам.
2. Определить уровень склонности к кражам подростков.
3. Определить особенности взаимосвязи
склонности к кражам, самооценки и суггестивности подростков.
Проверка опросника склонность к
кражам на валидность.
4. Разработать рекомендации для психологов и
педагогов по коррекции поведения подростков, имеющих склонности к кражам.
Гипотеза
исследования: подростки, склонные к кражам, имеют более высокий уровень
суггестивности и более низкий уровень самооценки по сравнению со сверстниками.
В
работе использовались следующие методы: теоретический анализ
научно-методической литературы по проблеме исследования, обобщение,
систематизация, тестирование наблюдение
очное, стандартизированная беседа.
Методы математической статистики: корреляционный анализ (критерий Спирмена,
сравнительный анализ (критерий манн-Уитни).
В
работе применялись следующие методики:
1. Методика
Дембо-Рубинштейн;
2. Оценка суггестивности по О.П. Елисееву;
3. Авторская методика на
выявление склонности к краже;
4. Виды лжи (И.П.
Шкуратова).
Эмпирическая база
исследования: исследование проводилось в средней общеобразовательной школе №3
г. Королева Московской области. В исследовании участвовало 69 подростков 7
классов.
Теоретическая
и практическая значимость: результаты исследования могут быть
использованы психологами и педагогами, работающими с девиантными подростками
для разработки программ профилактики и коррекции девиантного поведения.
Структура
исследования:
Работа включает в себя введение, две главы, заключение и список литературы (сколько источников),
приложение, работа иллюстрирована (кол-во) таблицами и (кол-во) рисунками
Заключение:
Девиантное
(отклоняющееся) поведение представляет собой сложную форму социального
поведения, детерминированного системой взаимосвязанных факторов – условий и
психологических причин. Среди причин
подобного девиантного поведения можно выделить негативную ситуацию социального
развития, трудности переходного возраста, эмоциональные депривации,
неопределенность социального положения, педагогическую запущенность,
индивидуально-личностные особенности, стремление к самостоятельности и
независимости, принимающее гипертрофированные формы.
Подростки
с девиантным поведением характеризуются неустойчивым фоном настроения, имеют
низкое ощущение субъективного контроля над средой и низкий уровень притязаний.
Отсутствие стремления к самосовершенствованию обусловлено отсутствием
расхождения между «Я» реальным и «Я» идеальным. Отсутствие социальной
идентичности с членами социальных групп приводит к поиску асоциальной
референтной группы, способной обеспечить социальную идентичность.
Далее
была раскрыта сущность феномена «дезадаптация», а также рассмотрены различные
подходы к определению школьной дезадаптации – медико-биологический (М.В. Вроно,
В.Е. Каган, В.В. Ковалев), психофизиологический (Н.М. Иовчук, А.А. Северный),
социально-педагогический (Г.Ф. Кумарина) и социально-психологический (М.Р.
Битянова, С.А. Беличева, Н.В. Вострокнутов, И.А. Коробейников, Н.Г. Лусканова).
В
изучаемом понятии выделены следующие структурные компоненты: когнитивный,
поведенческий, эмоционально-личностный. Также выделены возможные признаки
школьной дезадаптации – связанные с обучением, мотивационно — личностные и
поведенческие.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы исследования психологических
особенностей подростков, склонных к совершению кражи
1.1 Подходы к исследованию
склонности личности к совершению кражи в трудах отечественных и зарубежных
ученых
Проблема
«подросткового воровства» в современном обществе очень актуальна. «Ворами»
обычно становятся дети из неблагополучных семей, которые с раннего возраста
видят девиантное поведение со стороны взрослых. Возникает девиантное и
делинквентное поведение у детей не случайно, а в силу ряда причин —
психологических, физических и социальных. К ним относятся и врождённые
генетические заболевания, и проблемы психики, но чаще всего — проблемы
воспитания семьёй и обществом.
Многие подростки начинают воровать потому, что они
уверены, что их никто не любит, и они никому не нужны. В этой ситуации
подросток, обычно, думает, что ничего страшного, если я причиню боль другим
людям, ведь все равно «остальным до них нет никакого дела». Так они
компенсируют боль, которую чувствуют. Этот феномен называют «круговоротом
мести».
Девиантность
(девиация) (от лат. deviatio – отклонение) – отклонение от нормального
положения, строения. Л.В. Мардахаев под девиантным поведением понимает систему
поступков или отдельные поступки человека в зависимости от его возраста,
носящие характер отклонения от принятых в обществе норм [10].
Девиантное
(отклоняющееся) поведение, по мнению Р.В. Овчаровой, – это нарушение поведения,
не обусловленное психическими заболеваниями [14]. Ю.С. Михайлова называет
девиантным поведением нарушение социальных, моральных норм или нравственности
[11].
А.В.
Мудрик выделяет две большие категории, на которые подразделяется девиантное
поведение: во-первых, это поведение, отклоняющееся от норм психического
здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии; во-вторых,
это антисоциальное поведение, нарушающее какие-то социальные и культурные
нормы, особенно правовые [12].