Часть дипломной работы на тему Психологические особенности молодежи с разным типом духовной ориентации, обучающейся в учреждениях высшего профессионального и духовно-профессионального образования
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 2
Глава 1. Теоретические основы исследования психологических особенностей молодежи с разным уровнем типов духовной ориентации 6
1.1. Психологические особенности современной молодежи 6
1.2. Духовность, как философский и социально-психологический феномен 11
1.3. Духовные ориентации личности: сущность, подходы, типология 18
1.4. Особенности образовательного процесса в учреждениях высшего профессионального и духовно-профессионального образования 27
Выводы по 1 главе: 37
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ МОЛОДЕЖИ С РАЗНЫМ ТИПОМ ДУХОВНОЙ ОРИЕНТАЦИИ, ОБУЧАЮЩЕЙСЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО И ДУХОВНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 40
2.1. Дизайн и характеристика методов исследования 40
2.2. Результаты эмпирического исследования 50
2.3. Рекомендации по результатам исследования 50
Выводы по 2 главе 50
Заключение 51
Литература 52
Приложение 52
Введение:
Актуальность исследования. В современном изменяющемся мире тотальный характер приобретает актуализация материальных ценностей в противоположность духовным. СМИ, Интернет, искусство телевидение и др. «растормаживают» биологические базовые потребности и направляют человека на саморазрушение. «Аффекты и страсти представляют собою расходование душевной силы, это не может подлежать сомнению, равно как и то, что если взять всю совокупность аффектов и страстей за известный период времени, то этот расход окажется огромным. Какие статьи в этом расходе могут быть признаны полезными и производительными – это уж другой вопрос; но несомненно, что многие страсти и различные аффекты оказываются настоящим расточительством, душевным мотовством, ведущим к банкротству психики…», — писал Л.С. Выготский [18]. Э. Фромм ввел различение двух противоположных тенденций, заложив его в название своего бестселлера – «Иметь или быть» [67]. Современные известные ученые предупреждают, что человечество подошло к критической отметке, далее которой стоит вопрос о его выживании и самосохранении.
В этих условиях «якорем», способным удержать мир, становится духовность как совокупность ценностей добра, блага, обращение к высоким творческим созидательным идеям. В противоположность деструктивной направленности в современном российском обществе проявляются и консолидируются конструктивные силы и движения, усиливается влияние религии и, в частности, православия. Люди, участвующие в подобных сообществах и разделяющие подобные взгляды, ориентированные на созидание, благо, добро, служение другим, имеют особую систему ценностей, делающую их непохожей на представителей бездуховного общества потребления.
Вместе с тем, несмотря на то, что проблема возвращения духовных ценностей получает отражение в современной научной литературе [1, 4, 14, 15, 39, 43, 48, 52, 59, 63, 65, 74], исследований, посвященных изучению особенностей в структуре личности духовно-ориентированной и потребительски-ориентированной, практически не встречаются в научных публикациях, что определяет актуальность данного исследования.
Объект исследования: психологические особенности молодежи.
Предмет исследования: психологические особенности молодежи с разным типом духовной ориентации, обучающейся в учреждениях высшего образования и духовно-профессионального образования.
Цель исследования: изучить психологические особенности (ценности, смысложизненные ориентации, идентичность, личностные качества)молодежи с разным типом духовной ориентации, обучающейся в учреждениях высшего и духовно-профессионального образования.
Гипотеза исследования: существуют различия в выраженности психологических особенностей (ценности, смысложизненные ориентации, идентичность, личностные качества) молодежи, обучающейся в учреждениях высшего и духовно-профессионального образования.
Задачи исследования:
1) Провести теоретико-методологический анализ литературы по проблеме исследования
2) Разработать инструментарий и дизайн исследования
3) Провести эмпирическое исследование структуры психологических особенностей молодежи
4) Проанализировать взаимосвязь и отличия в выраженности психологических особенностей молодежи, обучающейся в учреждениях высшего образования и духовно-профессионального образования.
5) Разработать рекомендаций для образовательных учреждений по созданию духовно-насыщенного образовательного пространства
6) Методы исследования:
• теоретический анализ
• психодиагностические методики:
ценностный опросник Ш. Шварца (ЦО).
СЖО (Леонтьев Д.А)
Самооценка личностных черт (модификация В.В. Столина)
авторская анкета
• математические методы обработки данных (критерий различия Манна Уитни, корреляционный анализ)
Выборка исследования: 80 испытуемых, 50 обучающиеся в светских учреждениях и 30 в духовных учреждениях.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: теории личности в зарубежной (З. Фрейд [66], А. Адлер [2], Э. Фромм [67], А. Бандура [7], Б.Ф. Скиннер [57], С. Лазарус и др.) и отечественной психологии (Б.Г. Ананьев [4], Л.С. Выготский [19], С.Л. Рубинштейн [54], А.Н. Леонтьев [39], А.В. Брушлинский [16], К.А. Абульханова-Славская [1], Л.И. Анцыферова [5] и др.), исследования профессионально-личностного развития (А.А. Деркач [21], Е.Н. Богданов [10], С.К. Бондырева [12], Э.Ф. Зеер [25, 26], И.П. Краснощеченко, Л.В. Темнова [62], и др.), исследования ценностей и ценностных ориентаций разных групп социума (Д.Н. Узнадзе
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы исследования психологических особенностей молодежи с разным уровнем типов духовной ориентации
1.1. Психологические особенности современной молодежи
Само понятия «молодежь» появилось впервые в рамках отечественной социологии и в 1968 г. В.Т. Лисовский сформулировал его определение: «молодежь — поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции» [40].
В психологии молодежь рассматривается с точки зрения возраста. В.С. Мухина пишет о том, что в возрастной периодизации развития человека молодежь — это период юношества [46]. Юношеством называется период жизни человека от отрочества до взросления, то есть от 15 лет и выше до 22 — 25 лет. Молодость находится на промежуточном положении между подростничеством и взрослостью. В этом возрасте происходит усложнение жизнедеятельности у юношей и девушек, а так же расширяется диапазон социальных ролей и интересов, кроме того, меняется качество исполняемых ролей. Роли становятся взрослыми, например, когда образуется пара юноша и девушка, повышается мера самостоятельности и ответственности. В 16 лет юноша получает паспорт, в 18 лет — избирательное право и возможность вступать в брак. Юноша становится ответственным за уголовные преступления. Многие в этом возрасте уже начинают трудовую деятельность, все думают о выборе профессии и своем месте в жизни.
Как пишут отечественные исследователи юношеского возраста, на данном этапе развития молодого человека большое значение имеет наличие сформированного внутреннего качества этого возраста:
— способности самостоятельно определять свою жизнь и нести за себя ответственность.
До этого времени за подрастающего человека несли ответственность его родители, которые принимали решение исходя из своих жизненных представлений и ценностей. С возраста 15 лет начинает возрастать доля самостоятельности в деятельности человека. А уже в 20 -21 год на основе имеющегося опыта принятия решений человек действует самостоятельно. Само физическое состояние организма в этом возрасте достигает своего расцвета, происходит созревание головного мозга, наступает физиологическая зрелость и организм готов к раскрытию своего внутреннего потенциала на благо себе и обществу.
Необходимо учитывать, что человек не может жить без тесного и эффективного сотрудничества с обществом себе подобных. Иначе он будет в изоляции, без необходимого для развития общения, без обучения и работы, — пишет Дерябина В.А. [49].
На основе включение молодого человека в сообщества сверстников происходит быстрое развитие самосознания. Если молодой человек ведет замкнутую жизнь, много времени находится в одиночестве без сотрудничества со сверстниками, то имеет место замедление социального и психологического развития личности. Янг Д. писал, что одиночество, как «… отсутствие или воображаемое отсутствие удовлетворительных социальных отношений …может сопровождаться психическим расстройством…» и нарушениями в социальной жизни общества [75].
Одинокий человек не имеет возможности построить ясную картину окружающего его мира и найти себе место в нем. Ответить для себя на вопрос: в чем мой смысл? какая во мне пользу для общества? Таким образом, чтобы иметь возможность в молодом возрасте сознавать и понимать себя, адекватно вписывать себя в жизнь других людей, необходимо иметь ясную картину мира и происходящих в нем явлений.
Уже с конце 20 века в науке понимали молодежь, с одной стороны, как объект для воспитания, и, с другой стороны, как субъекта деятельности. Важно так воспитать в процессе социализации молодого человека, чтобы потом он имел желание и возможность приносить пользу своей семье и своей стране. Рассмотрением вопросов формирования молодежи занимались П.И. Бабочкин [6], И.М. Ильинский [30], В.Ф. Левичева [38], В.А. Луков [41], В.П. Мошняга [45], С.И. Плаксий, А.И. Шендрик [70]. Вопросы формирования ценностей молодежи всегда привлекали ученых — психологов, ученых — социологов, ученых — философов. И это вопросы, ответы на которые имеют практическую ценность. По той причине, что сейчас — это социальная группа молодежь, а завтра — это трудоспособная часть российского общества, основная задача которой поднимать и развивать нашу страну. Важно знать и понимать, какие тенденции существуют в молодежной среде, с тем, чтобы вредные тенденции учесть и обезвредить, а полезные тенденции — укрепить и развить.
Ученые А.Н. Леонтьев [39], С.Д. Смирнов [58], С.Л. Рубинштейн [54] и другие писали о том, что в формировании деятельности и развития внутренней позиции человека важен этап формирования картины мира. Именно в возрасте 20-23 лет образ или картина мира получает свое окончательное завершение. Картина мира — целостное представление о мире конкретного человека, которое включается в себя три компонента: мировоззрение, мировосприятие и мироощущение. Картина образа мира, — пишет А.Н.Леонтьев, позволяет лучше понять человека во всех его связях и зависимостях от окружающего мира [39]. Категория образа мира значима для раскрытия особенностей сознания человека. Под мировоззрением мы понимаем совокупность всех взглядов, оценок и образных представлений человека о мире и своем месте в нем, а так же эмоциональное отношение человека к миру и самому себе.