Часть дипломной работы на тему Психологическая коррекция психоэмоционального состояния женщин с негативным самоотношением
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 990 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОДХОДОВ В ИЗУЧЕНИИ САМООТНОШЕНИЯ ЖЕНЩИН СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА В ПСИХОЛОГИИ 7
1.1 Основные подходы в изучении феномена «самоотношения личности» в современной психологии 7
1.2. Психологические условия, способствующие возникновению негативного самоотношения женщин среднего возраста 19
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ ЖЕНЩИН СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА С РАЗНЫМ УРОВНЕМ САМООТНОШЕНИЯ 33
2.1. Программа эмпирического исследования 33
2.2. Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования 38
2.3. Разработка программы психокоррекции психоэмоциональных состояний женщин с негативным самоотношением 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
Введение:
Проблематика самоотношения в психологической науке уже давно не теряет свою актуальность. Для многих людей, эта проблема имеет экзистенциальный характер, так как среди представленного изобилия возможностей для реализации своего потенциала, все сложнее сделать выбор в пользу одного определенного варианта. Человеку необходимо иметь возможность быть востребованным на рынке услуг, добиться успеха по карьерной лестнице, создать семью, быть полезным членом общества, внести свой вклад в социум, иметь увлечения, заниматься своим саморазвитием и успевать все это в быстром ритме жизни. Более того, каждый человек проходит путь формирования мировоззрения, обучается оценивать себя и свои поступки. Из многих этих факторов слагается самоотношение человека [17].
Самоотношение является неоднозначным понятием в психологии, так как ряд авторов подразумевает под этим термином самооценку. X. Каплан, И.С. Кон и X. Маркус, обозначают данный термин самоуважением. К. Роджерс, Д. Марвел, Л. Уэллс, понимали под этим термином самопринятие. С.Р. Пантилеев, О.А. Тихомарницкая и И.И. Чеснокова, применяли термин эмоционально-ценностное отношение. В.В. Столин, Р. Берне и Н.И. Сарджвеладзе, обозначили это, как систему установок, направленных на себя. Поэтому следствием выявленной проблематики становится определение структурных компонентов самоотношения, к которым относили эмоциональный и когнитивный компоненты, так полагали 3.В. Диянова, С.Р. Пантилеев, К. Роджерс, В.В. Столин, Т.М. Щеглова. И.С. Кон, Р. Берне, М.Е. Кошева, Н.Н. Обозов, Н.И. Сарджвеладзе, предполагали еще и поведенческую составляющую к эмоциональному и когнитивному компоненту. Итогом в изучении феномена самоотношения было возрастание противоречивости взглядов в научной среде [16].
Одна из наиболее цитируемых концепций исследования самоотношения является концепция С.Р. Пантилеева, на основе иерархической системы мотивов А.В. Леонтьева. Данная концепция гласит, что самоотношение определяется через соотнесение с иерархической системой мотивов, выступает в виде двухуровневого образования, которые включают в себя эмоционально-ценностное самоотношение и самооценку, при этом главенствующее положение в структуре самоотношения принадлежит первому образованию [10]. С.Р. Пантилеев предполагал, что ядром самоотношения в раннем юношеском возрасте является аутосимпатия, которая в процессе получения социального опыта заменяется на самоуважение. Таким образом, получается, что в иерархической системе мотивов, соотносимых со структурой самоотношения, происходит инверсия, итогом которой является замещение смыслообразующих мотивов на стимульные Я — концепции. По Р. Бернсу самоотношение тождественно самооценке, то есть носит субъективный характер и легко трансформируется при изменении ситуации, являющейся для личности субъективно значимой. При этом положительное самоотношение приравнивается к позитивной Я – концепции, что приводит к размыванию рамок между понятиями самоотношение, самооценка и Я – концепция [20].
В большей части источников по данной теме, представлены два вида самоотношения – позитивное и негативное.
Позитивное самоотношение рассматривается с позиций интегрированного принятия своей личности, в некоторых случаях носящий оттенок самодовольства (Е.Т. Соколова, А.Ф. Лазурский, С.Р. Пантилеев, В.В. Столин и другие).
Негативное самоотношение подразумевается, как конфликтное самоотношение, то есть имеющее внутреннее противоречие, мешающее адекватному восприятию себя, как в целом, так и в частности, например, в оценивании своей работы (В.Н. Мясищев, Е.Т. Соколова, С.Р. Пантилеев и В.В. Столин).
Актуальность исследования заключается в недостаточной разработанности комплексного подхода к проблеме самоотношения. Практическая актуальность обусловлена необходимостью исследования специфики самоотношения, детерминирующей отношения личности к самой себе и окружающим, возможности самораскрытия и самореализации.
Цель ВКР: изучить особенности психоэмоциональных состояний и уровень самоотношения женщин среднего возраста с целью разработки программы психокоррекции психоэмоциональных состояний у женщин с негативным самоотношением.
Задачи ВКР:
1. Осуществить анализ теоретических подходов в изучении феномена «самоотношения» и составить описание основных психоэмоциональных состояний женщин среднего возраста;
2. Выявить особенности психологического благополучия, психоэмоционального самочувствия, особенности в оценке качества жизни у женщин с разным уровнем самоотношения;
3. Определить характер связей уровня самоотношения с показателями психоэмоционального самочувствия, шкалами психологического благополучия и показателями оценки качества жизни у женщин среднего возраста;
4. Разработать и описать программу психокоррекции психоэмоциональных состояний женщин с негативным самоотношением.
Объект исследования: Женщины среднего возраста
Предмет исследования: психологические особенности самоотношения женщин среднего возраста
База исследования: Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения, г. Санкт-Петербург (ГБУ СОН «КЦСОН»).
Гипотеза состоит в предположении, что женщины среднего возраста с разным уровнем самоотношения различаются по показателям психологического благополучия, показателям психоэмоционального самочувствия и субъективной оценке качества жизни.
Другая гипотеза состоит в том, что существуют значимые связи показателей самоотношения со шкалами психоэмоционального самочувствия, шкалами психологического благополучия и показателями оценки качества жизни у женщин среднего возраста.
Методы изучения: теоретические методы; эмпирические методы (анкетирование, опроса, тестирование); методы статистической обработки данных (анализ достоверности различий по U-критерию Манна-Уитни, корреляционный анализ по коэффициенту ранговой корреляции Спирмена).
Структура работы:
Заключение:
Следствием проведения теоретического и экспериментального исследования было выявлено, что феноменом самоотношения занималось множество известных ученных. Из-за возрастания противоречивых концепций феномена самоотношения не было представлено единой картины, но были выявлены его разновидности – позитивное и негативное. Где, позитивное самоотношение, связано с принятием личности себя, даже с некоторой степенью самодовольства иногда. Тогда как негативное самоотношение, это всегда конфликт внутри личности в вопросе восприятия себя. Из этого следует, что самоотношение играет важную роль в становлении личности, в профессиональной и социальной среде.
Психологические исследования всей половины прошлого века свидетельствуют о высоком подъеме интереса к феномену самоотношения. Самоотношение попадает в широкий вопрос Я-системы, является неотъемлемой частью Я-концепции и тесно связано с другими психологическими конструктами, например самооценкой, уверенностью в себе. Это связано с осознанием самоэффективности, самоактуализации и устремлений. Это влияет на психическое здоровье человека.
Разнообразие определений и моделей самоотношения предполагает значительные разногласия по поводу того, как лучше всего концептуализировать самооценку. Из общего опыта и значения слова самоотношения ясно, что помимо знаниевого компонента этот конструкт включает в себя и эмоциональную сторону саморефлексии, которую можно мыслить в традиционных измерениях устойчивости-неустойчивости, нравится – не нравится и интенсивность. На более общем уровне самоотношение проявляется как глобальное отношение к себе или как осознание собственной ценности.
Самоотношение – это мысленное представление эмоционального отношения к себе, или представление о себе с точки зрения собственной компетентности (в любой сфере – социальной, нравственной, исполнительской), характеризующееся эмоциональными переживаниями Я, которое реализуется в основном измерении оценки положительное — отрицательное. Это важный фактор психологической регуляции поведения и переживаний. Это и продукт, и агент, влияющий на межличностные и внутриличностные процессы. Значение этих эмоциональных отношений с самим собой заключается в их адаптивной функции. Это в первую очередь защита Самоотношения, реализуемая через когнитивные и поведенческие стратегии, которые позволяют предвидеть и избегать стресса.
Глобальное самоотношение традиционно рассматривалось в психологических исследованиях как одномерная конструкция, выражающая обобщенное относительно постоянное восприятие собственной самооценки.
Самоотношение следует определять как двумерную конструкцию, состоящую из компонентов. Эти два компонента являются взаимообусловленными, но качественно различными субъективными измерениями, формирующими глобальную самооценку в целом.
Самопринятие определяется как интериоризированное эмоциональное отношение других к собственной личности и, таким образом, выражает оценку с точки зрения социальной желательности, приемлемости и ценности. Компетентность (самокомпетентность) представляет собой оценку способности достигать желаемых результатов и включает в себя мнения о собственных способностях, квалификации, талантах и эффективности. Концептуальное разделение двух аспектов самооценки, описанное Тафароди и Сваном, отражает экзистенциальную двойственность человека как автономной единицы и как социального существа одновременно.
Понятие самокомпетентности поразительно сходно по содержанию с понятием самоэффективности А. Бандуры. А. Бандура, американский психолог и представитель социально-когнитивной психологии, описал самоэффективность как субъективно воспринимаемую способность справляться с жизненными трудностями и вызовами.
Тот факт, что это субъективное убеждение о своих способностях, а не о реальных способностях, иногда подчеркивается прилагательным «воспринимаемая самоэффективность» (perceived self-efficacy). Концепция самоэффективности характерна для американской компании, известной своей ориентацией на производительность. Два представленных выше понятия схожи по содержанию, но не равнозначны. Таким образом, самоэффективность определяется как глобальное ожидание, а самокомпетентность определяется как глобальный аспект самооценки.
По результатам психологических исследований представляется, что самооценка дополнительно внутренне структурирована. Различие индивидуальных измерений оказывается полезным для психологических исследований.
Фрагмент текста работы:
1.1 Основные подходы в изучении феномена «самоотношения личности» в современной психологии
Самоотношение и переживание своего собственного «Я» личности с древних времен были постоянным предметом интереса психологов, но за последние четыре десятилетия наблюдается беспрецедентный рост интереса психологии к данному явлению. Понятие «самоотношения» стало очень важным связующим звеном между социальной психологией и психологией личности и прочно укоренилось, особенно в когнитивной социальной психологии [14]. Такой интерес, однако, одновременно привел к созданию множества конструктов, выражающих различные аспекты отражения самоотношения «Я».
Сознание психологически закреплено двойной связью: у него есть свой субъект (чье сознание) и свой объект (осознание чего), в то время как обе эти конструкции встречаются в эмпирической структуре, именуемой в психологии Самостью или Я. В первом, субъективном отношении, Я выступает как агент (воспринимающий, оценивающий, решающий), во втором, субъектном отношении, Я есть образ самого себя (воспринимаемый, оцениваемый, совершенный). В этом контексте Р. Мацек говорит о двойственности самоотношения, где, с одной стороны, существует так называемая субъективная Самость (то есть Самость как агент), а с другой — Самость как объект собственное познание. Основы этого различия исходят от У. Джеймса [5].
Социально-психологический взгляд на тему Я ориентирован на рассмотрение Я как объекта, хотя особенно в последнее время появляется все большее число работ, пытающихся включить в теоретические представления оба упомянутых выше аспекта самоотношения.
Два основных компонента, Я-концепция и Я-образ составляют основу самоотношения личности. Образ Я обычно объясняют как картину Я в определенном социальном контексте. Поэтому частичные образы Я могут быть связаны с различными ситуациями, которые могут не затрагивать более глубоко сложившуюся Я-концепцию. Иными словами, Я-концепция представляет собой сложный конструкт, предполагающий когнитивную структуру, состоящую, хотя и не исключительно, из вербально или семантически закодированных обобщений, в которые интегрированы новые данные и, возможно, также поведенческие паттерны, имеющие особое значение для субъекта [5].