Часть дипломной работы на тему Психологическая характеристика копинг-стратегий подростков с девиантным поведением
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 2
Глава 1.
Теоретические
основы изучения копинг-стратегий
подростков с девиантным поведением. 6
1.1.Понятие и сущность
девиантного поведения у подростков. 6
1.2. Копинг-стратегии как
психологический феномен. 13
1.3. Эмпирические подходы
к изучению копинг-стратегий подростков с девиантным поведением. 22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 27
Введение:
Актуальность проблемы проявляется в
нарастающей тенденции к увеличению количества подростков с отклонениями в
поведении.
Данная тема является
актуальной по причине неугасающего интереса психологического сообщества к любым
девиациям в человеческом поведении, и в поведении подростков в том числе.
Для рассмотрения генезиса
девиантного поведения мы выбрали возрастную социокультурную группу подростков,
по определенным причинам: во-первых, подростковый возраст – это период
развития, характеризующийся усилением девиантного и антисоциального поведения;
во-вторых, в подростковый период система ценностных ориентаций находится в
стадии формирования, и именно в этот период ценностные ориентации становятся
устойчивыми свойствами личности; в-третьих, неустойчивость эмоционально-волевой
сферы, повышенная тревожность и различные отклонения в поведении, неадекватная
самооценка, изменение высших психических функций, форм и способов
взаимодействия с окружающими, вовлеченность в систему Интернет как культурное
орудие – все это характеризует новую социальную ситуацию развития современных
подростков в транзитивном обществе.
Вышеперечисленные
обстоятельства позволяют считать изучение стратегий совладания важнейшей
проблемой современной психологии. Эта проблема особенно актуальна у подростков,
склонных к девиантному поведению
Работы З.
Фрейда, К. Хорни, А. Фрейда, А. Маслоу, Ф. Перлза и других посвящены
исследованию проблемы формирования и назначения роли копинг-стратегий в
развитии личности.
За
последние годы было выполнено психологами и педагогами ряд исследований по
изучению, диагностике и предупреждению девиантности подростков. Этому посвящены
работы Г.С. Абрамовой, М.А. Алемаскина, Ю.М. Антонян, С.А. Беличевой, В.М.
Бехтерева, А.Д. Глоточкина, И.В. Дубровиной, В.В. Знакова, Е.Я. Иванова, К.Е.
Игошева, Д.Д. Исаева, Д.Н. Исаева, А.Г. Ковалёва, И.С. Кона, В.Т. Кондрашенко,
А.Е. Личко, Г.М. Миньковского, И.А. Невского, В.Ф. Пирожкова, К.К. Платонова,
Г.М. Потанина, Д.И. Фельдштейна и др.
По мнению
С.Б. Малых, Э.Д. Гиндина, И.В. Кузнецова, М.М. Лобасковой для подростка с
девиантным поведением характерно сочетание определенных психологических
характеристик, таких как: отсутствие формирования высших эмоций, ограниченность
интересов, отсутствие социально значимых установок, низкая самооценка.
-контроль, психическая неуравновешенность, установка на быстрое удовлетворение
потребностей с минимальными усилиями, неуверенность в жизненных перспективах,
нарушение психологических механизмов адаптации. Все это может привести к
желанию изменить свое психическое состояние [2].
Особую
важность представляет изучение копинг-стратегий подростков с девиантным
поведением. Несмотря на большой объем
эмпирических исследований, анализируя
вышеперечисленные работы, мы сталкиваемся с недостаточной разработанностью
проблемы копинг-стратегий подростков с девиантным поведением. Это и
определило актуальность нашей работы.
Цель работы – выявление преобладающих
копинг-стратегий подростков с девиантным поведением
Объект исследования – копинг-стратегии
подростков, а предметом
являются копинг-стратегии подростков с
девиантным поведением
В связи
с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:
1. На
основе теоретической литературы по проблеме исследования проанализировать
копинг-стратегии девиантных подросткрв как психологический феномен.
2. Дать
общую характеристику копинг-стратегий
3. Раскрыть
основные подходы к изучению копинг-стратегий девиантых подростков в современной
психологии.
4. Провести
эмпирическое исследование копинг-стратегий у подростков, склонных к девиантному
поведению. Гипотеза: подростки
с девиантным поведением имеют определенные, отличные от нормативных подростков
копинг-стратегии
Исходя из
цели и задач, объекта и предмета, нами были выбраны следующие методы исследования:
1. Теоретический
анализ психологической литературы по проблеме исследования.
2. Методы
эмпирического исследования:
3. Методы
качественного и количественного анализа данных.
Методологическая основа исследования: Изучение
поведения подростка в стрессовых ситуациях привело к выявлению «копинг-механизмов»
или «механизмов приспособления», которые определяют успешную или неудачную
адаптацию. Проблема преодоления поведения подростками была разработана как
многими зарубежными, так и советскими психологами (Л. Мерфи, С. Фолкман, Э.
Хейм, К.А. Абульханова, В.А. Бодров, А.А. Либин, К. Муздыбаев, И.М. Никольская
и другие), которые составили методологическую основу исследования.
Практическая значимость:
результаты исследования могут быть использованы
студентами при подготовке к занятиям и практикующим психологам.
Исследование
проводилось на базе МБОУ СОШ №5 р.п. Кольцово, Новосибирская область.
В исследовании принимали
участие …
Структура исследования. Данная выпускная квалификационная работа состоит из
введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.
Во введении
обосновывается актуальность темы исследования, характеризуется научная новизна,
теоретическая основа, формулируется цель, гипотеза, задачи исследования,
определяется его практическая значимость и положения, выносимые на защиту.
В первой главе
рассмотрены основные подходы к изучению копинг-стратегий
подростков с девиантным поведением
Во второй главе
представлена и обоснована программа эмпирического исследования, проведен анализ
его результатов.
В заключении проанализирована полнота решения задач, поставленных в
начале исследования, представлены результаты доказательства гипотез и предположений,
описаны возможные дальнейшие направления исследований.
Заключение:
Таким
образом, мы рассмотрели понятие «копинг-стратегии» и«копинг-поведение».
Адаптивные и относительно адаптивные копинг-стратегии, характеризующиеся способностью
человека эффективно адаптироваться к требованиям ситуации, позволяя ему
овладеть ею, ослабить или смягчить эти требования, попытаться избежать или
привыкнуть к ним и, таким образом, погасить стрессовое воздействие ситуации,
следует относить, по нашему мнению, к наиболее приемлемым для успешной
деятельности подростка в разных сферах его жизнедеятельности.
Учет
особенностей копинг-поведения в подростковом
возрасте позволяет выявить адекватные и неадекватные стратегии выхода из
проблемных и критических ситуаций, снизить негативное влияние негативных
обстоятельств и трудностей в личностном развитии подростков.
Для
адекватных, социально адаптивных копинг-стратегий
подростков рекомендуется их формирование с помощью психо-коррекционных
групповых занятий с элементами тренинга. Такая форма работы обеспечивает
подросткам разнообразие форм поведения, тем самым обучая их продуктивным
способам преодоления трудных ситуаций.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические
основы изучения копинг-стратегий подростков с девиантным поведением
1.1.Понятие
и сущность девиантного поведения у подростков Термин
«девиация» (нарушение,
отклонение от заданного курса, аномалия) выходит далеко за рамки
психологической науки, его широко используют при рассмотрении биологических,
физических, химических и других процессов.
Девиантное
поведение, как отмечает В.И. Голованевская – поведение, отклоняющееся от принятых в обществе
ценностно-нормативных стандартов[1]. Нами
девиантное поведение рассматривается с позиций системного подхода, которое
представляет собой некоторую систему поступков, вступающие в резонанс с
общественными нормами. Норма является сложной общенаучной категорией, в
контексте девиантного поведения мы рассматриваем отклонение от социальных,
психологических и социально-психологических норм – права, мораль, культура. На
основании чего мы выделяем две группы девиантного поведения: отклонение от норм
психического здоровья и поведение, нарушающее социальные и культурные нормы.
В контексте данной работы девиантное поведение
рассматривается с позиций асоциального поведения, рассмотрим особенности норм и
правил в контексте данного подхода.
Современными
исследователями в контексте проблемы девиантного поведения рассматривается
понятие «норма».
Интерес к
данной категории, как отмечает Т.О. Гордеева, являющейся общенаучной, вероятно, связан с
тем, что в сущности девиантное поведение является некоторым результатом
адаптационного процесса. Часто результаты адаптации связаны с социумом,
спецификой оценки поведения в социуме, в которых растет и воспитывается субъект
подобного поведения[2]. [1] Голованевская,
В. И. Характеристики Я-концепции и предпочтение стратегий совладающего
поведения [Текст] / В. И. Голованевская. — Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14,
Психология. — 2013. — № 4. — С. 30-36 [2] Гордеева Т.О., Осин Е.Н., Шевяхова В.Ю., Диагностика
оптимизма как стиля объяснения успехов и неудач: Опросник СТОУН.- М.:Смысл,2019.-
С.65.