Часть дипломной работы на тему Психологическая готовность младших школьников с ограниченными возможностями здоровья к обучению в школе.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ 6
1.1. Общая характеристика младшего школьного возраста 6
1.2. Классификация нарушений психического и физического развития. Возрастные особенности детей с ограниченными возможностями здоровья 13
1.3. Понятие психологической готовности, факторы, влияющие на формирование психологической готовности в детском и юношеском возрасте 28
Выводы по 1 главе 38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 40
Введение:
Проблема нарушений в психическом и физическом развитии стала научным предметом исследования, как среди зарубежных исследователей, так и среди отечественных ученых. Психическое развитие представляет собой закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в качественных и количественных структурных преобразованиях; появление новых качеств и функций, преобразование уже существующих форм психики. Нарушение психического развития (психический дизонтогенез) обусловлен расстройствами и нарушениями созревания отдельных функций и структур головного мозга.
Множественные вариации нарушений развития создают трудности для их универсальной классификации. В основу традиционных классификаций положен характер нарушения и выделяют следующие категории детей с нарушениями развития: дети с сенсорными нарушениями (слуха и зрения); нарушениями речи; нарушениями опорно-двигательного аппарата; с задержкой психического развития; с нарушениями интеллектуального развития; с расстройствами эмоционально-волевой сферы (ранний детский аутизм); с комплексными нарушениями развития.
В настоящее время проблема перехода ребенка с ОВЗ из детского сада в школу и связанным с этим понятием «готовности» характеризуется повышенным интересом со стороны ученых-психологов. Проблема готовности к школьному обучению является актуальной для психологической науки вообще, и специальной психологии и педагогики в частности. Готовность рассматривается как совокупность морфофизиологических особенностей организма, обеспечивающих успешное усвоение обучения в школе. Данные психолого-педагогических исследований (Л.И. Божович, Э.А. Лиштованная, А.А. Люблинская) показывают, что подготовка ребенка к школе постоянно совершенствуется.
Многими педагогами и психологами (Н.К. Абраменко, Л.И. Божович, К.А. Климова и др.) отмечаются трудности, испытываемые детьми с ОВЗ при вступлении на качественно новый этап жизненного пути и присвоения новой роли ученика, поскольку дети данной категории характеризуются недостаточной сформированностью познавательной и эмоционально-волевой сфер, низкой произвольной регуляцией поведения; пониженной работоспособностью, они не способны усваивать предусмотренный школьной программой материал, имеют несформированную учебную мотивацию, зачастую не понимают смысл пребывания в школе.
Многими учеными доказано, что дети с ОВЗ не способны усваивать знания, предусмотренные школьной программой вследствие несформированности учебной мотивации, пониженной работоспособности, низкой саморегуляции, отставания вербально-логического мышления, и т.д. Поэтому своевременный учет умственных и психических способностей детей с ОВЗ к усвоению возможен в связи с изучением их в качестве субъектов учебной деятельности.
Наличие большого числа научных и практических работ по проблеме психологической готовности детей младшего школьного возраста к школе свидетельствует об ее актуальности, но в тоже время специфика готовности детей с ограниченными возможностями здоровья к школьному обучению требует дальнейшего изучения.
Анализ теоретических подходов обусловил проблему исследования: как влияет наличие у ребенка психофизических нарушений на формирование психологической готовности к школьному обучению? Выявлены противоречия:
– между интенсификацией процесса учебной деятельности и потребностями анализа специфики психологической готовности детей с ОВЗ к школе;
– между необходимостью младших школьников быть психологически подготовленными к обучению в школе и недостаточной сформированностью познавательной, эмоционально-волевой сферы, обусловленной нарушениями психического и физического развития.
Постановка проблемы и раскрытие противоречий обусловили выбор нами темы исследования: «Психологическая готовность младших школьников с ограниченными возможностями здоровья к обучению в школе».
Объект исследования: психологическая готовность к школьному обучению.
Предмет исследования: процесс формирования психологической готовности к школе у младших школьников с ОВЗ.
Цель работы: теоретически изучить и эмпирически выявить степень сформированности психологической готовности детей младшего школьного возраста к обучению в школе.
Задачи.
1. На основании анализа психолого-педагогической литературы дать общую характеристику младшему школьному возрасту.
2. Рассмотреть классификации психического и физического развития и описать возрастные особенности детей с ограниченными возможностями здоровья.
3. Раскрыть сущность понятия «психологической готовности» к обучению и факторы, влияющие на ее формирование в период детства.
4. Реализовать на практике программу психологической готовности младших школьников с ОВЗ к школьному обучению.
5. Определить эффективность программы на основе интерпретации результатов исследования.
Гипотеза исследования: формирование психологической готовности младших школьников с ОВЗ к школе будет более эффективным при соблюдении следующих условий:
– учете индивидуально-возрастных и психофизиологических особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья;
– использовании комплекса занятий для психологической подготовки детей младшего школьного возраста с ОВЗ к школьному обучению.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
– положение о единстве возрастных закономерностей нормального и аномального психического развития ребенка (Л.С. Выготский, В.В. Лебединский, В.И. Лубовский, М.С. Певзнер, и др.);
– подходы в области коррекционно-развивающей работы с детьми с особыми образовательными потребностями (И.И. Мамайчук, Е.М. Мастюкова, Л.И. Плаксина, Н.Я. Семаго, У.В. Ульенкова и др.);
– положения о закономерностях развития личности на разных этапах онтогенеза (Л.И. Божович, А.В. Запорожец, В.С. Мухина, Д.Б. Эльконин и др.);
– положения о психологической готовности ребенка к школьному обучению (Н.В. Бабкина, Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Н.И. Гуткина, Е.Е. Кравцова, и др.).
Методы исследования: теоретические – анализ литературных источников, синтез, обобщение, систематизация, классификация, выявление причинно-следственных связей; эмпирические: тестирование; методы качественного и количественного анализа экспериментальных данных.
Практическая значимость исследования. Уточнены и конкретизированы данные об особенностях психологической готовности младших школьников с ОВЗ к школе; выявлены качественные характеристики, определяющие специфику формирования готовности к школьному обучению детей с ОВЗ. Результаты исследования обогащают и дополняют научное знание в рамках исследования проблемы и могут служить основой для решения задач в практике педагогов начального образования при психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ с низким уровнем психологической готовности к школе, а также могут быть востребованы психологами, дефектологами, педагогами для разработки коррекционных программ, ориентированных на детей с ОВЗ.
Структура исследования. Выпускная квалификационная работа включает введение, три главы, заключение, список литературы, приложение.
Заключение:
Подытоживая отличительные признаки младшего школьного возраста, необходимо выделить психологические и возрастные особенности младших школьников. Детей характеризует развитое воображение, мышление, смысловая структура сознания, способность к аналогичным действиям, появление учебной мотивации, доминирование учебной деятельности над игровой; формирование первичного мировоззрения, этических норм; адекватной самооценки; развитие интеллекта; активизация контроля над собственными действиями.
В период младшего школьного возраста активно развиваются процессы познания: развивается словесно-логическое и смысловое запоминание, память, внимание, воображение приобретают произвольный характер, мышление – абстрактность и обобщенность; повышается избирательность и дифференцированность восприятия.
Выделены категории лиц с нарушениями развития: с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие); зрения (слепые, слабовидящие); речи (логопаты); опорно-двигательного аппарата; с умственной отсталостью; с задержкой психического развития; с нарушением поведения и общения; с комплексными нарушениями психофизического развития.
Теоретический анализ отечественных исследований по проблеме готовности показал, что для успешного школьного обучения важную роль играют все компоненты психологической готовности – интеллектуальный (Л.А. Венгер), эмоционально-волевой (Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев, Е.О. Смирнова, Н.И. Гуткина); мотивационный (Л.И. Божович, В.С. Мухина); коммуникативный (М.И. Лисина, Г.Г. Кравцов). В отечественной психологии готовность к школьному обучению рассматривается с точки зрения совокупности психических функций и уровня мотивационного развития (Л.И. Божович); сформированности предпосылок к учебной деятельности (Д.Б. Эльконин); социальной и умственной зрелости (В.А. Гуткина, А.Г. Бабаева); принятия новой социальной позиции ребенком (Т.А. Нежнова); развития волевых проявлений и эмоций (Т.И. Шульга) и т.д.
Возрастными факторами, оказывающими влияние на формирование психологической готовности к школьному обучению, являются: особенности развития памяти, мышления, восприятия, речи; произвольной регуляции поведения; организации деятельности; зрительно-моторных и слухо-моторных координаций; учебной мотивации; особенности интеллектуального, личностного и социального развития.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
1.1. Общая характеристика младшего школьного возраста
Младший школьный возраст – это оптимальный период активного обучения социальному поведению, искусству общения между детьми, усвоение коммуникативных и речевых умений, способов различения социальных ситуаций. С началом школьного обучения ребенок вступает в новый мир социального пространства, представленный общением, отличным от периода дошкольного детства. Это обусловлено тем, что ребенку предстоит справляться с учебными обязанностями, и весь процесс общения с ребенком окружающих предполагает отношение к нему как к ученику.
Д.Б. Элькониным [72] и В.В. Давыдовым [21] подчеркивается необходимость усвоения младшим школьником специальных психофизических и психических действий, обслуживающих письмо, арифметические действия, чтение, физкультуру, рисование, ручной труд и другие виды учебной деятельности [65]. Проявление потребности в общении у младших школьников происходит по-разному. По мере освоения окружающей действительности у ребенка складывается определенная система межличностных взаимоотношений, основу которой составляют эмоциональные отношения, доминирующие над всеми [32].
Общение со сверстниками значительно богаче: здесь и управление действиями партнера (показать как можно и как нельзя делать), и контроль его действий (вовремя сделать замечание), навязывание собственных образцов (заставить сделать именно так), и совместная игра (вместе решить как будем играть), и постоянное сравнивание с собой (я так могу, а ты?) [43].
Общение со сверстниками способствует выработке способности самовыражения, управления другим, контроля. Младший школьник стремится активно овладевать навыками общения, чему способствуют происходящее в этот период активное и интенсивное расширение сферы контактов, приобретение навыков социального взаимодействия в среде сверстников. Перестройка взаимоотношений, происходящая в младшем школьном возрасте, приводит и к трансформации индивидуального поведения ребенка. Две сферы социальных отношений «ребёнок – взрослый» и «ребёнок – дети» взаимодействуют друг с другом через иерархические связи. В этот период в сфере «ребёнок – взрослый» и «ребёнок – родители» возникают новые отношения «ребёнок – учитель», поднимающие ребёнка на уровень общественных требований к его поведению [44, с. 158].
В учителе для школьника нормативные требования воплощаются с большей определённостью, чем в семье, ведь в первичных условиях общения трудно выделить себя и оценить характер своего поведения. Только учитель, предъявляющий требования к ученику, оценивая его поведение, создаёт условия для социализации поведения ребёнка, приведения его к стандартизации в системе социального пространства. Необходимость принятия детьми новых требований и правил, предъявляемых школьным общением, определяют и психологическое состояние ребенка не только в классе, на уроке и в общении с одноклассниками, но и в семье [29].
В период начальной школы общение выступает для детей школой социальных отношений, а средства и стили эффективного общения, избираемые ребенком исходя из волевых возможностей и социальной смелости, опосредуют отношение к нему окружающих. Особенности учебной деятельности младших школьников создают условия для формирования их коммуникативных способностей.
Процесс учебной деятельности будет эффективным при наличии у ребенка способностей к управлению собственным поведением, что даёт возможность подчинять свои непосредственные «хочу» требуемому учителем и школьной дисциплиной «надо» и способствует формированию произвольности как особого, нового качества психических процессов [65].
Процесс учебной деятельности будет эффективным при наличии у ребенка способностей к управлению собственным поведением способствует формированию произвольности как особого, нового качества психических процессов. Произвольность как психическое новообразование означает владение ребенком умением сознательной постановки цели собственных действий, поиск средств их достижения, преодоления препятствий [40]. Для формирования познавательной мотивации большое значение имеет сам характер учебной деятельности, вовлечение ребёнка в учебные ситуации, которые решаются совместно с учителем.
У большинства младших школьников складываются предпосылки формирования важных социальных качеств. Адаптация к новым социальным отношениям и связям, в которых начинает проявляться личность, определяется по тому, как ребёнок входит в новый коллектив сверстников, какое занимает в нём место, как общается со сверстниками и взрослыми, как относится к школе, к самому себе как школьнику [63]. Для успешной социальной адаптации младших школьников необходимо заложить основы формирования таких личностных качеств, как контактность, эмпатичность и доброжелательность. Под контактностью проявляется умение быть активным в беседе; не бояться первым начинать общение с незнакомыми детьми, с учителем, используя при этом знания этикета; вступать в совместную деятельность со сверстниками (игровую, познавательную, трудовую и т.д.) и проявлять в ней инициативу и творчество [28]. Младшие школьники имеют ряд проблем: трудности адаптации, неумение контактировать друг с другом, асоциальные формы поведения, провоцирующие в детях неуверенность и тревожность и являющиеся следствием несформированной коммуникативной компетенции и социальной дезадаптации [26].
Характер волевой сферы еще более усложняется, что связано с изменением мотивации поведения и соподчинения мотивам. Лишь в младшем школьном возрасте ребенок способен к проявлению длительных волевых усилий [38]. У детей складывается самооценка относительно своих способностей и общих возможностей. Наиболее благоприятный вариант, когда самооценка достаточно высока и адекватна. Условием этого является знание ребенком своих способностей и наличие возможности для их реализации. По мере вступления в младший школьный возраст самооценка становится более дифференцированной и несколько снижается. Более того, в 7 лет возникает отсутствовавшая в дошкольном возрасте оценка сравнения себя со сверстниками. Поскольку ребенок приобретает новую роль – школьника, меняется и ведущая деятельность – с игровой на учебную [3].
Период обучения в школе является для ребенка 7 лет качественно новым этапом психологического развития личности, реализуемого в процессе учебной деятельности как ведущей для данного возрастного этапа. Учеба побуждает ребенка к саморазвитию, самопознанию, к формированию адекватной самооценки [68]. Среди основных личностных характеристик младших школьников можно выделить такие как: подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, внимательность. Среди поведенческих проявлений стоит отметить послушание, подражание и конформизм [49].
Правильное отношение к обучению у младших школьников формируется не сразу, так как требует волевые усилия от ребенка, мобилизацию его внимания и интеллектуальной активности, а так же своего рода самоограничений. В начальных классах учебная деятельность стимулирует развитие психических процессов в непосредственном познании окружающего мира, его ощущения и восприятия [58]. Именно в младшем школьном возрасте у ребенка закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение какие-либо моральных норм и правил, что приводит к формированию общественной направленности личности [73].
В период младшего школьного возраста происходит интенсивное психическое развитие, совершенствуются психофизиологические функции и зарождаются сложные личностные новообразования.
Особенностями познавательного развития детей младшего школьного возраста являются следующие:
– слабость произвольного внимания. Волевое регулирование внимания и управление им в этот период ограничено. Произвольное внимание школьника ориентировано на перспективу получения хорошей оценки, получения похвалы, одобрения, хорошей оценки; непроизвольное внимание является значительно развитым, учитывая то, что все новое уже привлекает внимание учащихся, без дополнительных мотиваций со стороны [47].
– усиливается роль словесно-логического и смыслового запоминания, а так же развивается возможность сознательного управления своей памятью и регулирование ее проявления. При этом, наглядно-образная память наиболее развита у детей младшего школьного возраста, чем память словесно-логическая. Память приобретает выраженный произвольный характер, что обусловлено осознанием специфичных мнемических задач [3, 4].
– развитие мышления имеет принципиальные различия у дошкольников и младших школьников. Наглядно-действенное мышление создает основу в дошкольном возрасте для развития наглядно-образного мышления, способствующего разрешению проблемных ситуаций. Наглядно-схематическое мышление, являясь высшей формой наглядно-образного мышления, помогает ребенку осваивать внешнюю среду. Мышление младших школьников приобретает абстрактность и обобщенность.
– совершенствование воссоздающего воображения за счет все более полного и правильного отражения действительности. Развивается и творческое воображение [73].
– повышается дифференцированность, избирательность и ярко выраженная эмоциональность восприятия [11].
Учебная деятельность диктует необходимость развития у младшего школьника высших психических функций — произвольности памяти, внимания, воображения, которые уже приобретают самостоятельность — ребенок учится оперировать специальными действиями, предоставляющими возможность сконцентрироваться на самой учебной деятельности, сохранить в памяти услышанное, представить себе что-то, выходящее за рамки ранее воспринятого опыта [39].