Часть дипломной работы на тему Психоаналитическое исследование агрессивности дошкольников и их привязанности к матери — это тема дипломной работы
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА
I Теоретическая основа
психолого-психоаналитического исследования дошкольников и их привязанность к
матери. 6
1.1. Агрессивность в старшем
дошкольном возрасте и его характеристика. 6
1.2. Проблемы привязанности ребенка к матери в отечественной и зарубежной психологии. 15
1.3. Связь агрессивности и
привязанности ребенка к матери в старшем дошкольном возрасте. 25
Введение:
агрессивных тенденций и стремлений среди взрослого населения
в российском обществе, который обусловлен такими факторами как: тяжелое
материальное положение, не стабильность в работе, семейные проблемы, а также
участившаяся пропаганда насилия с экрана телевизоров.
Способность ребенка устанавливать тесные и продолжительные
отношения с близким окружением позволяет наиболее эффективно выдерживать
кризисы и противостоять трудностям [2]. Согласно Р. Бэрон главной фигурой
привязанности для ребенка является мать, и у ребенка очень рано формируется
представление о доступности и отзывчивости заботящейся о нем матери [9].
Повышенная агрессивность взрослых отражается и на
агрессивности детей. В последнее время выраженная агрессивность
отдельных детей является одной из наиболее частых проблем в детском коллективе.
Различные проявления агрессии характерны для большинства дошкольников , которые, обычно, с развитием
эмоционально-волевой сферы, с постепенным усвоением норм и правил поведения
, в старшем дошкольном возрасте у большинства детей
снижаются. Однако у определенной категории дошкольников агрессия продолжает
сохраняться и развиваться, переходя при этом в устойчивое
качество личности.
В результате последнего теряются возможности
полноценного общения агрессивного ребенка со сверстниками, деформируется его
личностное развитие. В связи с чем своевременное выявление,
профилактика и коррекция агрессивного поведения как фактора благоприятного
социометрического статуса у детей старшего дошкольного
возраста на сегодняшний день являются весьма актуальной.
Проблема агрессивного поведения детей дошкольного возраста
изучалась такими учёными, как Т.Б. Беневольская [6], Л.Берковиц [7], И.В.Дубровина [13], И.С. Зимина [14], Т.В.
Павлова[27], Е.О. Смирнова [37],И.А. Фурманов [41] и др.
Проблема привязанности к матери исследовалась Я.Л. Коломинским [15], М.И.
Лисиной [17], А.А. Реан [32], Н.Н
Шкондой [44] и др.
Объект исследования
агрессивность дошкольников и их привязанность к матери.
Предмет
— связь агрессивности дошкольников с их привязанностью к матери.
Цель исследования заключается в психоаналитическом исследовании агрессивности
дошкольников и их привязанности к матери.
Гипотезой исследования является предположение о корреляции между агрессивностью и привязанностью
детей старшего дошкольного возраста к матери.
Для достижения цели были определены следующие задачи:
1.Провести теоретическое психолого-психоаналитическое исследование
агрессивности в старшем дошкольном
возрасте и дать его характеристику.
2.Провести психолого-психоаналитическое исследование агрессивности дошкольников и их
привязанности к матери.
3. Провести психолого-психоаналитическое
исследование связи между агрессивностью и привязанностью к
матери детей старшего дошкольного
возраста.
4. Эмпирически установить достоверные различия в показателях
эмоционально-личностной сферы между выборками старших дошкольников с типом привязанности к матери методом
U-критерия Манн-Уитни.
Методологическая основа исследования. В своем исследовании мы
основываемся на позиции ряда авторов: Г.М.Андреевой, Н.И. Шевандрина, A.B.
Мудрика, С.Н. Беличевой в их определении понятия социализации как двустороннего
процесса становления личности ребенка, ведущая роль в котором принадлежит
семье, как первому институту социализации.
Теоретическая значимость исследования. Проведенное
исследование расширяет представления об особенностях эмоционально-личностной
сферы старших дошкольников в зависимости от типов материнской привязанности.
Заключение:
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА I Теоретическая основа
психолого-психоаналитического исследования дошкольников и их привязанность к
матери 1.1. Агрессивность в старшем дошкольном возрасте
и его характеристика Особенности,
истоки, способы и условия преодоления агрессивного поведения у детей,
возможности использования различных форм и методов диагностической,
коррекционной, профилактической работы по данной проблеме исследовали Л.И.
Божович, М.М. Кольцова, М.И. Лисина, Р.В. Овчарова, Е.К. Лютова, Г.Б. Монина,
Т.П. Смирнова, Г.Э. Бреслав, С.Л.Колосова, Н.М. Платонова, А.В. Ковальчук, Г.В.
Бурменская, О.А. Карабанова, А.Г. Лидерс и др.[3].
Вопросы
применения игротерапии в работе с детьми нашли отражение в работах З. Фрейда,
М. Кляйн, Г. Хуг-Хельмута, К. Роджерса, Д. Леви, Дж. Тафт, Ф. Аллена, К.
Мустакаса. К использованию игры непосредственно в психокоррекционных целях
обращались многие отечественные исследователи-практики: А.И. Захаров, А.С.
Спиваковская, И.В Дубровина, Т.П. Симеон, Л.В. Чернецкая и др. [7].
В
дошкольном возрасте коррекция агрессивности занимает особое место, так как эта
черта у дошкольников находится в стадии своего становления и своевременное
вмешательство специалистов может значительно повлиять на ее ослабление и
устранение [3].
Рассмотрим сущность понятия «агрессивность».
Так, в толковом словаре русского языка агрессивность (от лат.
aggressio – нападение) трактуется как наступление, нападение, агрессивное
отношение к чему-нибудь [3]. Из этого определения можно заключить, что в основе
агрессии лежит действие.
В Большой психологической энциклопедии агрессивность
рассматривается в качестве целенаправленного мотивированного
деструктивного поведения, которое противоречит нормам и правилам сосуществования людей в обществе и наносит вред
объектам нападения (как одушевленным, так и
неодушевленным); устойчивой характеристики субъекта, отражающей его склонность
к поведению направленному на внешние объекты, цель которого — причинение им
вреда или выражение гнева, злости [3]. Отсюда выходит, что агрессивность – это
форма поведения, которая носит целенаправленный деструктивный характер в
отношении определенных объектов как живых, так и не живых. Агрессивность и
агрессивное поведение — синонимы.
Основными мотивами агрессивности являются:
— страх или фрустрация;
— желание вызвать страх у других или обратить их в бегство;
— стремление добиться признания собственных идей или
осуществления собственных интересов [1].
В словаре практического психолога уточняется, что агрессивность,
как индивидуальное или коллективное поведение или действие, направлено на
нанесение физического или психического вреда либо даже на уничтожение другого
человека или группы [34]. Отсюда выходит, что субъектами агрессивности
выступают индивид, коллектив, а ее результатом — физический либо психический
вред объекту нападения.
В связи с этим можно привести экспликацию данного термина Е.Е.
Данилова, рассматривающего человеческую агрессивность в качестве поведенческой
реакции, которая характеризуется проявлением силы в попытке нанести ущерб
личности или обществу [11].
В других справочных изданиях под
агрессивностью понимается нападение, наступление с целью