Часть дипломной работы на тему Проза И. Ильфа и Е. Петрова в контексте русской литературы 20-х годов
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 990 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Введение:
Сатира – поэтическое обличение текущей действительности, и таково наиболее полное определение той многообразной литературной формы, которую обиходная речь, а за нею иногда и теория, называют сатирой. Определение это слишком широко; оно переносит на весьма обширную область литературного творчества название, первоначально свойственное вполне определённой и ограниченной форме. Мы понимаем под сатирой особую литературу, специфику которой составляет обличение с помощью смеха, создания комической образности. Изобличающая насмешка стала основным признаком сатиры, определяющим ее основную сущность. Это свое назначение сатира выполняла при помощи различных литературных форм и приемов.
Со второго десятилетия XX в. революционные мотивы и рычаги воздействия на общественное мнение были детерминированы тремя «переменными», которые спровоцировали потоки новаторских воззрений на сложившееся социально-политическое положение России: Первая мировая война, Октябрьская революция и Гражданская война.
Общественная обстановка, наполненная разнообразием произошедших катаклизм, порою трагических, порою абсурдных с точки зрения человеческой морали и здравого смысла, заставляют писателей непрерывно совершенствовать способы и приемы отображения действительности. На этой основе происходит постепенное накопление новых жанровых тенденций, которые, если они соответствуют художественным потребностям общества, очень скоро становятся господствующими тенденциями времени. Не исключением данной закономерности исторического развития комедии явилась и литературная эпоха, рассматриваемая нами.
Повествовательная сатира начала ХХ в. выступала в роли предикта стратегий и подоплеки действий противника (то есть технологией общественной аналитики, которая помогала определять мотивы, результат и качество действий оппонентов, а также выступать оружием борьбы с буржуазным обществом и классовой несправедливостью), а объект смеха стал предикатом сатиры (буржуазное общество, император Николай II, его приближенные и пр.). Таким образом, специфика «революции» повествовательной сатиры в контексте русской литературы начала XX в. отличается контрастным изображением советских реалий, патетическим представлением большевиков и их идеологии и отрицанием устоев и традиций монархического строя.
Илья Ильф (1897–1937) и Евгений Петров (1902–1942) – соавторы, творчество которых приходится на 20–30-е гг. XX века. В своих произведениях – романах «Двенадцать стульев», «Золотой теленок», фельетонах, повестях, рассказах – писатели сатирически изображают советскую действительность. Илья Ильф (настоящие имя и фамилия Илья Арнольдович Файнзильберг) и Евгений Петров (настоящие имя и фамилия Евгений Петрович Катаев) – прозаики, киносценаристы, писавшие совместно в 1927–1937 годах. Первая встреча Ильфа и Петрова состоялась в 1925 году, первое совместное произведение – роман «Двенадцать стульев» – было написано в 1927 году, а роман «Золотой теленок» – продолжение истории о Великом комбинаторе – создавался в 1929–1930 годах.
Цель исследования: охарактеризовать романное и новеллистическое в прозе И. Ильфа и Е. Петрова.
Задачи исследования:
– рассмотреть основные теоретические понятия, используемые в работе;
– рассмотреть степень изученности проблемы (обзор научных исследований по теме);
– выявить малоизученные и спорные аспекты поставленной проблемы;
– рассмотреть концепцию героя и мира в прозе И. Ильфа и Е. Петрова;
– охарактеризовать «Двенадцать стульев» и традиции плутовского романа;
– охарактеризовать «Золотой теленок» и традиции плутовского романа;
– провести синтез романных и новеллистических начал в данных романах;
– охарактеризовать своеобразие композиции в романах;
– проанализировать романы И. Ильфа и Е. Петрова и повесть А.Н. Толстого «Похождение Невзорова, или Ибикус»;
– сопоставить прозу И. Ильфа, Е. Петрова и прозы М. Булгакова;
– провести сравнение художественной оптики И.Ильфа, Е.Петрова и Пантелеймона Романова;
– провести переосмысление модели плутовского романа в русской прозе 1920-х годов.
Объект, предмет и материал исследования. Объектом исследования выступают произведения И. Ильфа и Е. Петрова. Предмет исследования: особенности романного и новеллистического в прозе И. Ильфа и Е. Петрова.
Актуальность и научная новизна. Сатирические произведения малых и крупных форм активно публиковались в сатирических изданиях по всей России. Причем «композиционное единство было присуще сатирическим журналам в столь значительной мере, что они отчасти сближались с такими крупными литературными формами, как роман». Основной целью русской повествовательной сатиры начала ХХ в. (в особенности в 1920-х гг.) становится создание или пересоздание идеологически нового человека в новом времени.
Читая подобные художественные тексты 1920 х годов, приходишь ко вполне закономерному выводу: и парадокс, и смех, и авантюрное событие роднит один общий очень значимый компонент – их неожиданность, непредсказуемость финала. Представляет интерес и изучение парадоксального в ткани комического повествования. В самом деле, парадоксальная природа смеха подтверждается и избранной писателем-сатириком или юмористом самой повествовательной техникой, приемами комического описания.
Методологическая основа (методы исследования). Методология исследования определяется историко-литературным подходом в совокупности со структурно-семантическим методом, что позволяет исследовать литературную архетипику и мотивно-образную систему дилогии И. Ильфа и Е. Петрова в контексте мировой литературы.
Основные положения, выносимые на защиту (гипотеза исследования): советская сатирическая публицистика 20-х – первой половины 30-х гг. с точки зрения жанровой эволюции, специфики функционирования сатиры в советскую эпоху, особенности произведений ведущих сатириков, а предмет – публицистическое творчество ярких представителей этого времени – И. Ильфа и Е. Петрова.
Апробация основных положений работы (информация об участии в конференциях и семинарах).
Определение алгоритма исследования:
1. Проанализировать художественно-языковое своеобразие сатирической публицистики.
2. Проанализировать произведения И. Ильфа и Е. Петрова, выявив их проблематику и сопоставив творческую манеру сатириков.
3. Охарактеризовать основные темы и проблематику совместных произведений И. Ильфа и Е. Петрова.
4. Выявить художественную специфику и языковые особенности произведений И. Ильфа и Е. Петрова.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА ПЕРВАЯ. ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ВОПРОСА
1.1 Основные теоретические понятия, используемые в работе
В годы укрепления советской власти развитие сатиры было сопряжено со значительными трудностями. Несмотря на это, сатирическое искусство, а в особенности сатирическая комедиография переживала своеобразный ренессанс. В этот короткий период с 1920-х по 1930-ые годы драматургия обогатилась десятками пьес разных по содержанию, по замыслу и художественному воплощению, по использованию поэтических приемов. Не случайно, интерес к изучению и постановкам драматургических произведений той эпохи до сих пор не ослабевает. В 20-е – 30-е годы появились не просто произведения, а феноменальные явления отечественной драматургии: «Драматургия Булгакова», «Драматургия Горького», «Театр Леонова», «Театр Маяковского», «Драматургия Эрдмана» и др., которые и составили цвет русской советской сатиры.
Этот пласт сатирической комедиографии явился плодотворным итогом усиленных поисков новых принципов, приемов и средств художественного отражения комических явлений действительности. И без уяснения существа и направленности этих поисков нельзя раскрыть специфику жанра советской комедии, внутренние закономерности ее последующего развития. Если говорить об истоках и логике развития советской комедии в 20-х – 30-х годов, то нужно отметить, что «это был период напряженных творческих исканий в области жанровой комедийной формы, период, когда закладывались идейно-эстетические основы комедии социалистического реализма».
Известно, что комедия – цвет цивилизации, плод развившейся общественности. Чтобы понять комическое, надо стоять на высокой ступени образованности. Действительно, в истории русской национальной драматургии комедия всегда считалась ведущим, наиболее плодотворным жанром. Именно «комедия способна наиболее чутко и быстро улавливать и передавать суть эпохи», а «подлинная комедия всегда остро социальна и актуальна». Вместе с тем, путь советской сатирической комедии был весьма сложным и противоречивым. Не все критики и литературоведы периода становления советской власти положительно относились и к жанру комедии, и к сатире вообще.
Тем не менее, именно в 20-е годы, во времена резких контрастов и перемен, литература обогатилась множеством пьес, с особой художественной силой раскрывающих негативное отношение к буржуазии, критикующих обывательщину, приспособленчество и бюрократизм. Таким образом, именно пьесы сатирического характера, комедии чаще всего и составляли основу репертуара театров, определяли его лицо и пользовались безусловным успехом у зрителя.
Общественная обстановка, наполненная разнообразием произошедших катаклизм, порою трагических, порою абсурдных с точки зрения человеческой морали и здравого смысла, заставляют писателей непрерывно совершенствовать способы и приемы отображения действительности. На этой основе происходит постепенное накопление новых жанровых тенденций, которые, если они соответствуют художественным потребностям общества, очень скоро становятся господствующими тенденциями времени. Не исключением данной закономерности исторического развития комедии явилась и литературная эпоха, рассматриваемая нами.
Известно, что жанры не существуют отдельно, изолированно друг от друга. На каждом этапе литературного процесса они образуют определенную систему, в которой одни формы доминируют над другими. И расцвет того или иного жанра в определенном историческом этапе объясняется тем, что именно в данной жанровой форме наиболее полно раскрываются социальные и эстетические вопросы общества. Однако, каждое новое произведение, с одной стороны, стремиться к обособлению, а с другой, наблюдается стремление к синтезу, к взаимопроникновению.
Результатом такого явления становятся произведения «промежуточных» форм, созданных словно на стыке родов: эпическая драма, лирическая повесть, драматическая поэма и т.д. Это положение и позволяет обратить наше внимание при анализе того или иного литературного явления на процесс интеграции и взаимовлияния не только различных жанров, но и произведений одного и того же жанра.
«В сатирических изданиях 1917 г. практически не было беззлобного юмора. Публиковалась только злая и беспощадная сатира, не просто ставшая орудием политической борьбы, но и, по сути, разрушившая все традиционные морально-нравственные устои общества» .
Сомнения в правомерности самого существования сатиры в новых условиях зачастую приводили критику к обвинениям в адрес автора, чья популярность в среде читателей в то же самое время только росла. Распространенным явлением в критике 20-х гг. было отождествление автора и героя. Весь круг суждений о сатирическом персонаже, суждений, часто не лишенных интереса, критики относили, однако, на счет самого автора. Автор принципиально не мог быть в сознании критика выведен за пределы своего сатирического мира. При анализе творчества писателей-сатириков сказывалась и сложность отношения к сатире в условиях новой действительности, и степень разработанности вопросов теории сатиры, и неравномерное усвоение критикой результатов специальных исследований по проблемам прозы .
Писатели ХХ века, особенно сатирики и юмористы, активно пользуются структурами парадокса и смежными явлениями алогизма, антитезы, фантазма, абсурдизации, оксюморона. История сатирико-юмористической литературы дает нам немало убедительных примеров, когда сатирик и юморист не ограничивается выбором отдельных психологических типов, локальных житейских ситуаций и бытовых мелочей в качестве объекта для изображения, а покушается на целостную систему. Такой системой может быть тот или иной производственный (в широком значении этого слова) комплекс как самостоятельный мир со своими установившимися «внутренними» обычаями, укладом, традициями, сложными отношениями сотрудников .