Физическая культура и спорт Часть дипломной работы Педагогика/Психология

Часть дипломной работы на тему Профилактика нарушений осанки средствами оздоровительной физической культуры у детей младшего школьного возраста

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 6
1.1. Анатомо-физические особенности детей младшего школьного возраста 6
1.2. Средства оздоровительной физической культуры у детей младшего школьного возраста 14
1.3. Методы профилактики нарушений осанки у детей младшего школьного возраста 18
Выводы по главе 1 25
ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 26
2.1. Задачи исследования 26
2.2. Методы исследования 26
2.3. Организация исследования 30
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 32
3.1. Обоснование методики физкультурно-оздоровительных занятий с использованием йога-аэробики для детей младшего школьного возраста 32
3.1.1. Исходные показатели функционального состояния мышечного корсета у детей младшего школьного возраста 32
3.1.2. Результаты опроса детей младшего школьного возраста 34
3.1.3. Экспериментальная методика физкультурно-оздоровительных занятий для младших школьников 38
3.2. Экспериментальная проверка эффективности разработанной методики йога-аэробики на формирование осанки у младших школьников 56
Заключение по главе 3 59
ВЫВОДЫ……………………………………………………………………………..….61
ПРИЛОЖЕНИЯ 63
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 71

  

Введение:

 

Актуальность темы. Многочисленные исследования, проведенные за последние годы, свидетельствуют о массовом характере функциональных нарушений опорно-двигательного аппарата (ОДА) — нарушениях осанки в сагиттальной плоскости с увеличением и уменьшением физиологических изгибов позвоночного столба, а также заболеваний позвоночника у детей младшего школьного возраста.
В специальной научно-методической литературе отмечено многочисленные взаимосвязи между функциональными нарушениями ОДА и показателями физического состояния детей. Также указано на негативное влияние нарушений осанки на состояние здоровья, работоспособность отдельных органов и систем школьника, прежде всего сердечно-сосудистой, дыхательной, центральной и вегетативной и пищеварительной систем.
Функциональные нарушения осанки и сколиозы относятся к наиболее распространенным отклонениями в скелетно-мышечной системе у детей младшего школьного возраста. За последние годы значительно возросло количество детей, страдающих сколиозами, что требует целенаправленной разработки технологии физического воспитания для таких детей [1, 2, 7, 9].
Привлечение школьников к активной физкультурной деятельности невозможно без удовлетворения их интересов и потребностей в данной области, которые реализуются при соответствующей организации учебного процесса [2; 3].
Новые технологии должны принимать во внимание современные методы и средства дисциплины, что может способствовать активизации физкультурной деятельности, развитию регулярной потребности к сохранению и укреплению собственного здоровья [3, 4, 5].
Поэтому в образовательном пространстве школы особенно актуальными становятся здоровье сберегающие мероприятия, направленные на укрепление соматического здоровья школьников. Они разрабатываются под конкретный педагогический замысел, опираются на научную концепцию, имеют цель, формы, методы, приемы и средства педагогического процесса и приводят к запланированному результату.
Цель исследования – разработать методику физкультурно-оздоровительных занятий у детей младшего школьного возраста для профилактики нарушений осанки.
Объект исследования – профилактика нарушений осанки у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования – средства и методы профилактики нарушений осанки у детей младшего школьного возраста средствами оздоровительной физической культуры.
Гипотеза исследования: предполагается, что разработанная методика физкультурно-оздоровительных занятий с элементами йога-аэробики будет эффективной для формирования осанки и улучшения физического здоровья детей младшего школьного возраста.
Научная новизна: разработана методика йога-аэробики, способствующая значительному улучшению осанки у детей младшего школьного возраста и укреплению их мышечного корсета. Разработана методика физкультурно-оздоровительных занятий, которая включает рациональное сочетание аэробных и силовых упражнений, которые соответствуют индивидуальным возможностям кардиореспираторной системы школьников, а также способствуют формированию их осанки и улучшению уровня физического здоровья. Основой разработанной технологии являлись индивидуально подобранные и дифференцированные мероприятия, направленные на формирование осанки и улучшение физического здоровья детей младшего школьного возраста.
Практическая значимость. Данная работа может быть полезна педагогам, учителям физической культуры, преподавателям в фитнес-центрах, спортивных школах для формирования осанки у детей младшего школьного возраста и улучшения их соматического здоровья.
Структура работы: работа написана на 74 страницах, состоит из введения, трех глав, списка литературы (34 источника), выводов и приложений. В работе имеются 4 таблицы и 9 рисунков.
Во введении представлена актуальность исследования, объект и предмет исследования, гипотеза, научная новизна и практическая значимость работы.
В первом разделе представлен анализ отечественной научно-методической литературы в соответствии с темой и задачами исследования, особое внимание было сосредоточено на изучении проблемы применения средств и методов физической культуры для формирования осанки у детей младшего школьного возраста, а также возможных путей профилактики нарушений.
Во втором разделе представлен методологический аппарат исследования и организация исследования.
В третьем разделе рассмотрен практический аспект исследования и представлены результаты эксперимента.
В выводах представлена обобщенная информация о результатах исследования.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

1. Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм школьника в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья. Следствием этого на фоне прогрессирования снижения двигательной активности является обострение проблемы распространения функциональных нарушений опорно-двигательного аппарата у детей и школьников.
Функциональные нарушения осанки относятся к наиболее распространенным отклонениям в скелетно-мышечной системе у детей и молодежи. За последние годы значительно возросло количество детей, страдающих различными типами нарушений осанки, что требует целенаправленного использования средств физической культуры у детей младшего школьного возраста для формирования осанки.
Физкультурно-оздоровительная работа содействует эмоциональному, интеллектуальному, духовно-нравственному и эстетическому развитию личности, формированию творческих способностей. Для коррекции нарушений осанки рекомендуется комплексный подход, который включает пассивную коррекцию, самовытяжение позвоночника и специальные упражнения для формирования мышечного корсета.
2. На основе предложенных методов обследования был определен исходный уровень осанки и функциональное состояние мышечного корсета у детей младшего школьного возраста.
На основании полученных результатов констатирующего эксперимента было выявлено, что у детей наблюдались сниженные силовые возможности мышц спины и живота. По средним результатам плечевого индекса можно сделать вывод о том, что у детей младшего школьного возраста осанка характеризовалась наличием сутулости, что требовала разработки специальной методики, направленной на улучшение функциональных возможностей позвоночника и улучшение осанки.
3. Разработанная методика физкультурно-оздоровительных занятий по формированию осанки позволила достичь весомых результатов ее улучшения у школьников, которая подтвердила свою эффективность и значимость. Результаты формирующего эксперимента показали, что применение разработанной методики проведения уроков физической культуры с приоритетными использованием средств йога-аэробики приводит к улучшению плечевого индекса у девочек на 2,39 % (р<0,05), гибкости – на 141,9% (p<0,001), а также силовой выносливости мышц спины на 32,1%, (p<0,001) и брюшного пресса на 29,7%, (p<0,001). Изменения вышеназванных показателей у мальчиков КГ произошли на 2,41 % (р<0,05), 354% (р<0,001), 43,1% (р<0,01), 37,3% (р<0,01). В контрольной группе наблюдалась лишь положительная динамика изменения осанки, однако полученные результаты были статистически не значимы.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

1.1. Анатомо-физические особенности детей младшего школьного возраста
Для рационального применения средств оздоровительной физической культуры необходимо принимать во внимание особенности сенситивного периода развития физических качеств, в котором происходит интенсивное созревание структурных и функциональных элементов. Данные факторы определяют становление произвольной регуляции поведения, ориентацию на социальные нормы и требования, формирование основ логического мышления [4, 8, 12].
Младший школьный возраст характеризуется равномерным развитием опорно-двигательного аппарата и различной интенсивностью роста отдельных размерных признаков. Например, длина тела увеличивается в этот период в большей мере, чем масса тела. Очень подвижны суставы детей в этом возрасте, связки эластичны, также скелет содержит большое количество хрящевой ткани. Позвоночный столб ребенка сохраняет большую подвижность до 8 лет.
Множество исследований показывают, что для развития подвижности во всех основных суставах благоприятен именно младший школьный возраст. Мышцы у детей младшего школьного возраста имеют тонкие волокна, которые содержат в себе небольшое количество жира и белка. Но при этом крупные мышцы детей развиты больше, чем мелкие.
Для детей младшего школьного возраста естественной является потребность в высокой двигательной активности. Школьницы, которые занимаются классическим танцем и хореографией, отличаются от своих сверстниц относительно поздним скачком в росте тела и более поздними сроками полового созревания.
С этим нельзя не согласиться, так как девочки, которые занимаются танцами, очень отличаются от сверстниц меньшим показателем окружности грудной клетки в каждом возрасте, а именно за счет меньшего подкожного жироотложения [18]. Разносторонняя физическая нагрузка у танцоров способствует развитию мышц туловища, формированию правильной осанки и распрямлению грудной клетки.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы