Часть дипломной работы Педагогика/Психология Психология

Часть дипломной работы на тему «Профессиональная направленность личности студентов и их взаимосвязь с копинг-стратегиями поведения»

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 3
2.1. Организация исследования 3
2.2. Методики исследования 7
ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ С КОПИНГ-СТРАТЕГИЯМИ ПОВЕДЕНИЯ 12
3.1. Анализ результатов эмпирического исследования 12
3.2. Интерпретация результатов эмпирического исследования 19
3.3. Практические рекомендации 24
Выводы по главе 3 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЯ 56
Приложение А 57
Приложение Б 59
Приложение В 61
Приложение Г 63

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Анализ научных исследований, посвященных проблеме развития профессионально важных качеств личности, позволил определить неоднозначность представлений об их смысле и значении. Профессионально важные качества личности определяют с помощью таких понятий: качества личности, ее способности и свойства.
При этом профессионально-важные качества не являются постоянными, они развиваются в процессе личностного развития, развития личностных свойств и качеств, в профессиональной деятельности, или, в нашем случае, в процессе подготовки к деятельности. Взаимообусловленность развития личностных свойств и способностей и профессиональных качеств обеспечивает успешность овладения профессиональными знаниями, умениями и навыками. Поэтому личностно-профессиональные качества можно рассматривать в контексте интеграции личностных и профессионально важных качеств, способствующих профессиональной подготовленности, самоопределению, готовности к самостоятельной деятельности и определяющих продуктивность деятельности специалиста.
Личностный подход базируется на научном представлении о личности как субъекте деятельности и поведения, как сложной социально обусловленной целостной системе психических качеств индивида с присущей ей психологической структурой, взаимосвязями между ее элементами, которые проявляются и развиваются в деятельности.
Переход на стадию профессионального мастерства происходит в процессе разрешения противоречия между потребностью личности в самореализации в профессии и профессионально-психологическим содержанием и технологическими возможностями профессиональной деятельности. Здесь отчетливо проявляется противоречие между «Я-профессиональным» и «Я-потенциальным». Решение его возможно благодаря самоактуализации личности, обусловливает переход ее на креативный уровень выполнения деятельности. Другой способ решения этого противоречия – вторичная профессионализация на основе высококвалифицированного выполнения профессиональной деятельности.
Изучение проблемы формирования личности в связи с профессиональной деятельностью основывается на достижениях в области психологии личности.
В работе были рассмотрены основные подходы к проблеме развития личности и личностно-профессиональных качеств специалиста. Выяснено, что такие личностно-профессиональные качества, как профессионально приемлемые и личностно значимые качества, которые положительно влияют на успешное овладение профессией и эффективность деятельности, составляют те внутренние психологические характеристики субъекта, в которых воспроизводятся требования профессиональной деятельности к личности специалиста.
В эмпирическом исследовании приняли участие 30 студентов Ивановского государственного университета.
Возраст участников 19- 20 лет.
Для исследования были отобраны следующие методики:
1.Опросник профессиональной направленности Дж. Холланда;
2.Опросник «Копинг-стратегий» Р. Лазаруса;
3.Определение направленности личности «Ориентационная анкета» Б.Басса;
4.Индивидуально-типологический опросник (ИТО) Л.Н.Собчик;
После проведения тестирования, данные были обработаны и сведены в таблицу показателей.
По результатам использования методики «Опросник профессиональной направленности Дж. Холланда» было отмечено доминирование среди студентов Ивановского государственного университета социального типа профессиональной направленности, ориентированного на установление новых контактов и общение с людьми, стремление к осуществлению учебно-воспитательного процесса. Умения и навыки указанных студентов могут успешно проявиться в ситуациях, где необходим практический анализ поведения людей, постоянное личное общение, дар убеждения. Остальные типы профессиональной ориентированности представлены относительно равномерно. Стоит также отметить отсутствие представителей артистического типа профессиональной направленности среди опрошенных студентов.
По результатам использования теста копинг-стратегий Р. Лазаруса можно отметить, что среди опрошенных студентов Ивановского государственного университета доминирующими копинг-стратегиями являются положительная переоценка и поиск социальной поддержки. Такие показатели представляют две противоположные линии восприятия действительности студентами, поскольку если представители первой группы надеются, все-таки, на себя, то во второй группе преобладает вера в решение проблемы извне. Остальные копинг-стратегии представлены среди студентов приблизительно равномерно.
Большая часть опрошенных студентов в результате использования методики «Ориентационная анкета» Б.Басса в качестве доминантной выбрали О-шкалу. Эти студенты стремятся к поддержанию отношений с людьми, они ориентированы на общую деятельность (необязательно для выполнения какого-либо задания или работы, а ради самого общения), стремятся к социальному одобрению, имеют зависимость от группы, потребность в эмоциональных отношениях.
Большая часть опрошенных студентов в результате использования методики «Индивидуальный типологический опросник» Л. Н. Собчик продемонстрировала черты гармоничной личности.
По результатам корреляционного анализа были выявлены следующие статистически значимые корреляционные связи.
1. Показатель «Экстраверсия» отрицательно коррелирует с «Направленностью на обучение», «Интеллектуальным типом», «Предприимчивыми типом».
2. Показатель «Спонтанность» отрицательно коррелирует с «Предприимчивым типом»
3. Показатель «Агрессивность» отрицательно коррелирует с «Интеллектуальным типом и Предприимчивым типом»
4. Показатель «Ригидность» отрицательно коррелирует с «Предприимчивым типом»
5. Показатель «Интроверсия» отрицательно коррелирует с «Направленностью на обучение и Реалистичным типом»
6. Показатель «Тревожность» отрицательно коррелирует с «Предприимчивым типом»
7. Показатель «Сензитивность» отрицательно коррелирует с «Социальным типом» и «Предприимчивым типом»
8. Показатель «Лабильность» отрицательно коррелирует с «Направленностью на обучение».
Таким образом, гипотеза о том, что профессиональная направленность и индивидуально-типологические особенности личности детерминируют профессиональную направленность студентов, была доказана.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1. Организация исследования
Сегодня профориентация понимается как деятельность, направленная на помощь в выборе профессии через организацию процесса определения индивидом вида трудовой деятельности, в которой он хочет себя проявить; оказание консультационной помощи в осознании им склонностей и способностей к этому виду деятельности; предоставление информации о каналах и средства приобретения знаний, умений и навыков для овладения профессией. В этом контексте Е. Ф. Зеер подчеркивал важность и судьбоносность этого выбора для человека: «Взаимодействие человека с миром профессий определяет его биографию, добавляет его жизни личностный смысл, позволяет реализовывать себя» [12].
В. Д. Дружинин определяет, что профессиональная ориентация это система мероприятий по ознакомлению с миром профессий и содействие в выборе профессии.
Однако, согласно определению Е. И. Головахи, профессиональный выбор – «это решение, которое касается только ближайшей жизненной перспективы школьника и не опосредовано удаленными жизненными целями», в отличие от профессионального самоопределения [Цит. по: 12].
Известный исследователь проблем профориентации Е. А. Климов утверждает, что, профессиональное определение это «важное проявление психического развития, формирования себя как полноценного участника общества «производителей» чего-то полезного, сообщества профессионалов»,
оно «не сводится к сиюминутному акту выбора профессии и не заканчивается завершением профессиональной подготовки по выбранной специальности, оно продолжается в течение всей профессиональной жизни, по формуле «мгновение плюс вся предыдущая жизнь» [14].
Н.С.Пряжников, вслед за Е. А. Климовым, определяет сущность профессионального определения как поиск и нахождение личностного в данной осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также – нахождение смысла в самом процессе самоопределения [21].
Профессиональное самоопределение, по И. В. Шаповаленко, это многомерный и многоступенчатый процесс, в котором происходит выделение задач общества и формирование индивидуального стиля жизни, частью которого является профессиональная деятельность.
И. С. Кон, цитируя Д. Сьюпера (1953), определяет один из трех этапов профессионального самоопределения. Третий этап охватывает весь подростковый и большую часть юношеского возраста. Это этап предварительного выбора профессии и процесс формирования индивидуального стиля жизни, частью которого является профессиональная деятельность [Цит. по: 21].
Важным следует считать мнение Н. А. Побирченко о том, что в педагогической практике целесообразно исходить из понимания главной стратегической цели профессиональной ориентации, которой является организация целенаправленного непрерывного развития определенного типа готовности – готовности к профессиональному самоопределению, главными компонентами которой, по мнению ученого, является мотивационный, познавательно-информационный и рефлексивный компоненты. Эти компоненты требуют длительного развития положительного отношения учащихся к труду, к изучению собственного «Я», приобретение рефлексивной самооценки взаимоотносительности «Я» и выбранной профессии и т.д. [19].
Отталкиваясь от известных теоретических положений возрастной психологии Д. Б. Эльконина, А. Н. Леонтьева и идей психического развития Л. С. Выготского, целесообразным, на наш взгляд, будет рассмотреть период оптации (оptatio – от лат. – желание, выбор), как сенситивный период для профориентации и профессионального самоопределения. Определимся с понятийным аппаратом: «период оптации» (optatio – от лат. – желание, выбор) – стадия подготовки к жизни, к труду, сознательного и ответственного планирования и выбора профессионального пути, соответственно, человек, находящийся в ситуации профессионального самоопределения, называется «оптантом».
Осознанная саморегуляция произвольной активности студента – это целостная система психических средств, при помощи которой человек способен управлять своей целенаправленной активностью. Системы психической саморегуляции имеют универсальную структуру для разных видов активности человека, и в этой структуре можно выделить основные компоненты, выполняющие различные функции в осознанном произвольном управлении.
В качестве основных функциональных компонентов модели саморегуляции экспериментальным путем были выделены следующие:
— цели деятельности
— модель значимых условий
— программа исполнительских действий
— критерии успешности
— оценивание результатов
— коррекция [13].
Представления о модели саморегуляции были разработаны и экспериментально проверены в работах сотрудников лаборатории психологии саморегуляции Психологического института РАО. Изначально они применялись к сенсомоторной деятельности человека, а затем успешно использовались и в анализе регуляторных процессов в учебной и различных видах профессиональной деятельности, а также в спорте высших достижений.
Осознанную саморегуляцию можно рассматривать как процесс инициации и управления произвольной активностью. Система осознанной саморегуляции служит для субъекта средством реализации этого процесса, организации психических ресурсов для выдвижения и достижения целей. Функциональные компоненты системы саморегуляции реализуются в одном из частных регуляторных процессов, к которым относятся:
— планирование целей
— моделирование значимых для достижения цели достижения условий
— программирование действий
— оценивание
— коррекция результатов

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы