Часть дипломной работы на тему Проектно-исследовательская деятельность в школе на уроках биологии
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Фрагмент текста работы:
отчетные материалы по социальному проекту, которые могут включать как мультимедийные продукты, так и непосредственно тексты;
также результаты могут быть представлены в ходе проведения семинаров, круглых столов и конференций;
итоги проектной деятельности могут быть представлены в виде отчетов и заключений по итогам исследований, статей, обзоров, проводимых в рамках исследовательских экспедиций, обработки архивов и мемуаров, исследований по различным предметным областям, а также в виде моделей, прототипов и образцов.
Результатом проектно-исследовательской деятельности считаются не лишь материальные продукты, однако, и приобретение учениками опыта самостоятельной, творческой, исследовательской работы, новейших познаний и умений, составляющих целый диапазон психических новообразований, отличающих истинного создателя от обычного исполнителя [10].
Требования к организации, содержанию, а также критерии оценки проектной деятельности разрабатываются с учетом целей и задач, поставленных на данном этапе образования и в соответствии с особенностями плана учебной организации.
Неотъемлемой частью проектной деятельности считается операция оценивания проекта. К аспектам оценки итогов проектно-исследовательской деятельности относят: актуальность и значимость темы; полноту раскрытия темы; своеобразие решения проблемы; четкость выступления; свойство демонстрации проекта; использование средств наглядности, технических средств; ответы на вопросы.
Проектно-исследовательская деятельность на уроках биологии позволяет обеспечить глубину изучения содержания. Проект может применяться на занятиях и во внеклассной работе. Учащиеся осваивают каждый из уровней познания (знания, понимания, использования, применения, анализа, синтеза, оценки) [10].
Многообразие объектов и процессов, исследуемых на уроке биологии, предоставляет большие возможности для проектной и исследовательской деятельности, в ходе которой учащиеся обучаются выражать собственные мысли, индивидуальной работе, работе по группам и по командам, а также проектировать прямые и обратные связи. Процесс организации проектно-исследовательской деятельности дает возможность преподавателю гарантировать личную отработку учащимся пропущенных учебных материалов – к примеру, реализовать самостоятельный исследовательский проект по заданным темам в виде наблюдений и фиксации результатов, а также мотивировать успешного учащегося и улучшить работу – к примеру, провести исследование в медиалаборатории с применением компьютеров и защитить результат исследования [2].
В ходе проектно-исследовательской деятельности учащиеся выполняют поиск информации из разных источников, обучаются соединять знания из различных образовательных областей, суммировать их изображать в различных формах, как вербальной, так и наглядной. Участие в проектно-исследовательской работе содействует самореализации и самовыражению учащихся, развивает их личные свойства.
При привлечении обучающихся к исследовательской работе необходимо исходить из их интересов. Все, что исследуется, должно быть лично значимым для учащегося, повысить его интерес и уровень знания. Между тем предлагаемая тематика и рекомендуемые методы исследования не должны превышать психологических и физиологических возможностей учащегося. Исследовательская работа должна вызывать желание работать у учащегося, а не отталкивать его своей затруднительностью и недоступностью.
В проектах по биологии должны быть определены следующие компоненты [2]:
1) принципы взаимосвязи теоретического аспекта с практической деятельностью – охватывает вовлечение в проектную деятельность таки методик как мониторинг, наблюдение, применение разных экспериментальных работ;
2) принципы индивидуализации – учитывают желания учеников по осуществлению проектной деятельности как самостоятельно, так и по группам, их разные интересы, а также творческие возможности;
3) принципы активности и самостоятельности – предполагают использование ранее приобретенных знаний, умений и навыков во внеурочной деятельности. В то же время особым значением обладают такие аспекты, как самостоятельное обучение в ходе работы в проектной деятельности, а также анализ необходимых сведений в будущем. В проектной деятельности по биологии требуется принимать во внимание исследовательские, проблемные, системные, личностные, комплексные, гуманистические и деятельностные подходы к личностному развитию учащегося.
Темы проектов по биологии могут охватывать самые различные вопросы и проблемы – от глобальной проблемы, стоящей перед человечеством, до конкретных, локальных. Объектом изучения может быть природное сообщество, искусственный биогеоценоз, промышленный объект, отдельный организм и сам человек. Проектные работы могут содержать также и социологические опросы населения или учащихся школы. Работа над проблемой позволяет ученику хорошо познакомиться с объектом изучения, рассмотреть его с различных сторон, провести необходимые исследования и сделать соответствующие выводы.
На уроках биологии могут использоваться персональные (индивидуальные), парные и групповые проекты [7].
В 9 классе представлена тематика преимущественно творческих, информационных (ознакомительно-ориентировочных и поисковых), исследовательских и практико-ориентированных (прикладных) проектов [7].
Так, к примеру, тема учебного проекта на тему «Клетка – структурная и функциональная единица жизни» в 9 классе может осуществляться в течение одного урока. Цель данной проектной деятельности может заключаться в изучении строения клеток, их структурно-функциональных составляющих [10].
Для реализации проектной деятельности может быть организована работа учащихся по группам. Любая из групп обучающихся может выполнять задание по одному из тематических направлений: «Прокариотические клетки», «Эукариотические клетки», «Деления клеток», «Специфика строения и отличительная особенность растительных клеток», «Клеточные теории», «Неклеточная форма жизни – вирус» [10].
К числу главных методических приемов на уроке можно отнести: работу с текстом в учебнике и дополнительными материалами, фотоснимками, изображениями, исполнение тестов с дальнейшей взаимной проверкой, ответ на поставленный вопрос по тексту дополнительных материалов и формулировка вывода. Заключительным этапом урока может выступать рефлексию, в качестве самоанализа и самооценки.
Кроме того, в 9 классе по биологии могут использоваться следующие примерные темы проектов (таблица 2) [2, 10].
Таблица 2 – Примерная тематика проектных работ по биологии в 9 классе
Примерная тематика Вариации наименований проектов Формы возможной отчетности
Место человека в системе органического мира Человек как часть органического мира Презентация
Клеточное строение организма 1. Структурная единица всего живого
2. Не просто клетка, а целая Вселенная 1. Доклад
2. Видео презентация
Ткани 1. Что такое группа клеток?
2. Ткань не для платья 1. Фотоколлаж
2 Презентация
Органы и системы органов 1. Помощники организма
2. Один за всех и все за одного 1. Реферат
2. Сценка
Строение и значение нервной системы 1. Нервные клетки не восстанавливаются?
2. Что такое нейрон? 1. Презентация
2. Стенд-плакат
Строение и функции спинного мозга Что происходит в спинном мозге? Презентация
Строение скелета 1. Широка кость, правда или вымысел?
2. Аномалии человеческого скелета 1. Презентация
2. Видеофильм
Как можно заметить из таблицы 2, большая часть предлагаемой проектной деятельности может быть реализована на уроке, что может гарантировать личностный рост учащихся, позволить более эффективно обеспечить достижение образовательных результатов, изменить отношение самого педагога к собственной педагогической деятельности.
Таким образом, можно сделать вывод, что создание в образовательном учреждении условий для проектно-исследовательской работы на уроках биологии способствует активному вовлечению школьников в творческий поиск, увеличивает объем знаний, добытых самостоятельно, позволяет повысить интерес к биологии у обучающихся, которые недостаточно активно проявляют себя в привычной урочной системе.
Глава 4. Проектно-исследовательская деятельность в школе на уроках биологии по теме «Влияние рыб ларвифагов на хромосомный состав личинок малярийных комаров»
В условиях перехода общеобразовательных школ на федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) перед преподавателями ставятся задачи формирования знаний в соответствии с новыми стандартами, формирование универсальных учебных действий, компетенций, позволяющие обучающимся действовать на качественно высоком уровне [3]. Системно-деятельностный подход является основой федерального государственного стандарта, а реализовать данный подход позволяет проектно-исследовательская деятельность.
Е.С. Полат предлагает рассматривать метод проектов как «метод достижения дидактических целей за счет детальной разработки проблемы (технологии), которая должна завершиться вполне конкретным практическим результатом, оформленным определенным образом» [5]. То есть проектирование предполагает наличие проблемы, которая носит практический характер и находит решение в процессе деятельности.
Как отмечается в Примерной образовательной программе основного общего образования ФГОС, «проект является формой организации совместной деятельности педагога и учащихся, совокупностью методов и действий в их определенной последовательности, направленной на достижение поставленных целей – решение конкретных проблем, значимых для учащихся и оформленных в виде конечного продукта» [6].
В контексте рассмотрения метода проекта как педагогической технологии, следует отметить, что она предполагает собой использование поисковых, исследовательских и других проблемных методов, которые в большинстве случаев являются творческими.
Исследование в широком смысле – поиск знаний или систематическое расследование с целью установления фактов. Исследование в узком смысле – научный метод (процесс) изучения чего-либо. В процессе работы над изучением какого-либо явления (процесса) строится модель, объясняющая его. Модель проверяется опытным путём, поэтому исследование можно рассматривать как проект включающий: идею, этапы планирования и реализации, а также результат [8].
При детальном изучении данного вопроса мы выделили основные отличительные свойства, которые разграничивают проект от любой деятельности [9]:
1) определенная цель, которую мы можем доказать или опровергнуть;
2) как и любой деятельности у проекта есть начало и конец работы, но отличительная особенность в том, что проект может быть долгосрочным, но не может быть бесконечным;
3) определенные ресурсы.
Метод проектов активно применяется в самостоятельной деятельности учащихся, которые решают поставленные проблемы на основе полученных знаний, тем самым используют их в практических ситуациях. Он неразрывно взаимосвязан с научно-исследовательской деятельностью обучающихся. Данный метод основывается на приобретении и формировании у учащихся познавательных навыков, умении работать по группам и индивидуально использовать собственные знания. Учащиеся учатся пользоваться разными источниками информации, систематизировать их и выдвигать гипотезу, а после доказывать или опровергать её [4].
Обучение в сотрудничестве – это часть метода проектов. Объединяясь по группам, обучающиеся выбирают для себя конкретный тип деятельности, который близок для каждого участника группы: научно-исследовательские, практические или поисковые.
Результаты выполненных проектов должны иметь конкретное решение или результат теоретических или практических проблем, готовый к внедрению.
Работа над проектом должна обязательно проходить постепенно. На каждом этапе проекта находить решение, определенные задачи, спланировать работу учащегося и оказание помощи педагога. Заключительным этапом проектной работы считается сама защита проекта, где совершается оценивание результатов самой работы. Создание основ умения учиться определено Федеральным государственным образовательным стандартом (формирование универсальных учебных действий).
Проект может включать в себя исследование и наоборот, исследование может стать частью проекта. В таком случае они рассматриваются как элементы целого. Например, когда обучающийся работает над проектом, то в рамках этой деятельности может провести исследование, которое будет является неотъемлемым этапом проектной работы. И наоборот, результаты проведенного исследования можно оформить в виде какого-либо «продукта», тогда этот этап будет рассматриваться как проект в рамках исследования [4].
В таком случае мы говорим о проектно-исследовательской деятельности – деятельности по проектированию собственных исследований, предполагающей выделения цели и задачи, выделения принципа отбора методики, планирования хода исследований, определения ожидаемого результата, оценки реализуемости исследований, определения необходимого ресурса.
Через проектно-исследовательскую деятельность формируются абсолютно все универсальные учебные действия: личностные, коммуникативные, регулятивные и познавательные [1].
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают роль в ценностно-смысловой ориентации, в социальных ролях и межличностных отношений. В дальнейшем процессе проектно-исследовательской деятельности по Асмолову А.Г. формируются основные характеристики личности [1]:
самооценка адекватная;
личная саморегуляция;
чувство удовлетворения от узнавания нового;
чувство гордости за самого себя (подав пример (ценную идею), подросток чувствует уверенность в себе, что положительно сказывается на его самооценке);
мотивационная основа учебной деятельности;
вырабатывается внутренняя позиция учащегося на уровне положительного отношения к школе.
Регулятивные универсальные действия дают понять учащемуся, как правильно организовать его учебную деятельность. В ходе проектно-экспериментальной работы у учащихся основной школы формируются:
способность устанавливать новые учебные задачи;
способность составлять план собственной работы;
способность предсказывать результат, проделанной работы;
осуществлять контроль выполнения;
способность без помощи других правильно производить оценку правильность выполнения действий и вносить требуемые коррективы.
Коммуникативные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиций остальных людей, партнеров по общению или деятельности; умение выслушивать и вступать в разговор; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу ровесников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество с ровесниками и взрослыми. Дети научаться:
создавать ясные для партнера выражения;
приходить к соглашению и приходить к единому заключению в коллективной деятельности;
принимать во внимание различные взгляды, определять рабочие взаимоотношения, результативно содействовать, формулировать свое суждение и позицию;
правильно применять свои речевые ресурсы с целью постановления различных коммуникативных вопросов, создавать монологическое утверждение, обладать диалогической конфигурацией речи.
Познавательные универсальные действия включают в себя: общеучебные, логические, постановка и решение проблемы [1].
Общеучебные действия способствуют самостоятельному формулированию познавательной цели и поиска необходимой информации, а также применению соответствующих приемов и методов. Выбор наиболее эффективных способов решения задач, позволяет структурировать знания и свободно ориентироваться в поставленной проблеме.
Логические универсальные действия заключаются в анализе и синтезе объектов с целью выделения существенных или несущественных признаков, на основе обозначенных критериев для сравнения или классификации. Вследствие чего устанавливаются причинно-следственные связи, построение логической цепи рассуждений и выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы заключается в самостоятельном создание и формулировании проблемы, которая будет решаться с помощью алгоритмов деятельности и творческого подхода к поиску решения.
Особым значением для формирования каждого универсального учебного действия обучающихся обладают индивидуальные проекты, представляющие собой самостоятельные работы, осуществляемые обучающимися в течение долгого периода, вероятно на протяжении целого учебного года. В процессе данной работы подростки — авторы проекта – лично либо при небольшой помощи учителя получают возможность научиться действовать в соответствии с планом – это является одним из главнейших умений, которое должен усвоить учащийся.
Каждый проект обладает фактически одинаковой структурой. Ее можно рассмотреть как этапы работы над проектом. Представленную далее таблицу 1 можно применять и как отчет о проделанной работе по конкретному проекту [2].
Таблица 1 – Структура проекта
Этапы работы Основные проблемы Планирование деятельности Промежуточные результаты
Диагностическая стадия Существуют ли проблемы? Выявления потребности в работе над данной темой, сбор сведений Постановка социально значимых проблем
Подготовительная стадия Как их можно решить? Постановка проблем, выдвижения гипотезы, планирования деятельности Планирования действий
Реализационная стадия Как можно доказать верность решения? Работа над проектом Обработка сведений
Обобщающая стадия Какие выводы? Обобщение результатов, разработка продуктов деятельности Готовые творческие продукты
Презентационная стадия Как представлять результат? Презентации итогов работы, презентации продуктов деятельности Практическое применение продуктов, этап защиты проектов
Тем самым результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из следующих работ [7]:
письменная работа (реферат, эссе, аналитические материалы, обзорные материалы, стендовый доклад, отчеты о проведенных исследованиях и др.);
художественная творческая работа (в области литературы, изобразительного искусства, музыки, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.;
материальный объект, макет или иное конструкторское изделие;
отчетные материалы по социальному проекту, которые могут включать как мультимедийные продукты, так и непосредственно тексты;
также результаты могут быть представлены в ходе проведения семинаров, круглых столов и конференций;
итоги проектной деятельности могут быть представлены в виде отчетов и заключений по итогам исследований, статей, обзоров, проводимых в рамках исследовательских экспедиций, обработки архивов и мемуаров, исследований по различным предметным областям, а также в виде моделей, прототипов и образцов.
Результатом проектно-исследовательской деятельности считаются не лишь материальные продукты, однако, и приобретение учениками опыта самостоятельной, творческой, исследовательской работы, новейших познаний и умений, составляющих целый диапазон психических новообразований, отличающих истинного создателя от обычного исполнителя [10].
Требования к организации, содержанию, а также критерии оценки проектной деятельности разрабатываются с учетом целей и задач, поставленных на данном этапе образования и в соответствии с особенностями плана учебной организации.
Неотъемлемой частью проектной деятельности считается операция оценивания проекта. К аспектам оценки итогов проектно-исследовательской деятельности относят: актуальность и значимость темы; полноту раскрытия темы; своеобразие решения проблемы; четкость выступления; свойство демонстрации проекта; использование средств наглядности, технических средств; ответы на вопросы.
Проектно-исследовательская деятельность на уроках биологии позволяет обеспечить глубину изучения содержания. Проект может применяться на занятиях и во внеклассной работе. Учащиеся осваивают каждый из уровней познания (знания, понимания, использования, применения, анализа, синтеза, оценки) [10].
Многообразие объектов и процессов, исследуемых на уроке биологии, предоставляет большие возможности для проектной и исследовательской деятельности, в ходе которой учащиеся обучаются выражать собственные мысли, индивидуальной работе, работе по группам и по командам, а также проектировать прямые и обратные связи. Процесс организации проектно-исследовательской деятельности дает возможность преподавателю гарантировать личную отработку учащимся пропущенных учебных материалов – к примеру, реализовать самостоятельный исследовательский проект по заданным темам в виде наблюдений и фиксации результатов, а также мотивировать успешного учащегося и улучшить работу – к примеру, провести исследование в медиалаборатории с применением компьютеров и защитить результат исследования [2].
В ходе проектно-исследовательской деятельности учащиеся выполняют поиск информации из разных источников, обучаются соединять знания из различных образовательных областей, суммировать их изображать в различных формах, как вербальной, так и наглядной. Участие в проектно-исследовательской работе содействует самореализации и самовыражению учащихся, развивает их личные свойства.
При привлечении обучающихся к исследовательской работе необходимо исходить из их интересов. Все, что исследуется, должно быть лично значимым для учащегося, повысить его интерес и уровень знания. Между тем предлагаемая тематика и рекомендуемые методы исследования не должны превышать психологических и физиологических возможностей учащегося. Исследовательская работа должна вызывать желание работать у учащегося, а не отталкивать его своей затруднительностью и недоступностью.
В проектах по биологии должны быть определены следующие компоненты [2]:
1) принципы взаимосвязи теоретического аспекта с практической деятельностью – охватывает вовлечение в проектную деятельность таки методик как мониторинг, наблюдение, применение разных экспериментальных работ;
2) принципы индивидуализации – учитывают желания учеников по осуществлению проектной деятельности как самостоятельно, так и по группам, их разные интересы, а также творческие возможности;
3) принципы активности и самостоятельности – предполагают использование ранее приобретенных знаний, умений и навыков во внеурочной деятельности. В то же время особым значением обладают такие аспекты, как самостоятельное обучение в ходе работы в проектной деятельности, а также анализ необходимых сведений в будущем. В проектной деятельности по биологии требуется принимать во внимание исследовательские, проблемные, системные, личностные, комплексные, гуманистические и деятельностные подходы к личностному развитию учащегося.
Темы проектов по биологии могут охватывать самые различные вопросы и проблемы – от глобальной проблемы, стоящей перед человечеством, до конкретных, локальных. Объектом изучения может быть природное сообщество, искусственный биогеоценоз, промышленный объект, отдельный организм и сам человек. Проектные работы могут содержать также и социологические опросы населения или учащихся школы. Работа над проблемой позволяет ученику хорошо познакомиться с объектом изучения, рассмотреть его с различных сторон, провести необходимые исследования и сделать соответствующие выводы.
На уроках биологии могут использоваться персональные (индивидуальные), парные и групповые проекты [7].
В 9 классе представлена тематика преимущественно творческих, информационных (ознакомительно-ориентировочных и поисковых), исследовательских и практико-ориентированных (прикладных) проектов [7].
Так, к примеру, тема учебного проекта на тему «Клетка – структурная и функциональная единица жизни» в 9 классе может осуществляться в течение одного урока. Цель данной проектной деятельности может заключаться в изучении строения клеток, их структурно-функциональных составляющих [10].
Для реализации проектной деятельности может быть организована работа учащихся по группам. Любая из групп обучающихся может выполнять задание по одному из тематических направлений: «Прокариотические клетки», «Эукариотические клетки», «Деления клеток», «Специфика строения и отличительная особенность растительных клеток», «Клеточные теории», «Неклеточная форма жизни – вирус» [10].
К числу главных методических приемов на уроке можно отнести: работу с текстом в учебнике и дополнительными материалами, фотоснимками, изображениями, исполнение тестов с дальнейшей взаимной проверкой, ответ на поставленный вопрос по тексту дополнительных материалов и формулировка вывода. Заключительным этапом урока может выступать рефлексию, в качестве самоанализа и самооценки.
Кроме того, в 9 классе по биологии могут использоваться следующие примерные темы проектов (таблица 2) [2, 10].
Таблица 2 – Примерная тематика проектных работ по биологии в 9 классе
Примерная тематика Вариации наименований проектов Формы возможной отчетности
Место человека в системе органического мира Человек как часть органического мира Презентация
Клеточное строение организма 1. Структурная единица всего живого
2. Не просто клетка, а целая Вселенная 1. Доклад
2. Видео презентация
Ткани 1. Что такое группа клеток?
2. Ткань не для платья 1. Фотоколлаж
2 Презентация
Органы и системы органов 1. Помощники организма
2. Один за всех и все за одного 1. Реферат
2. Сценка
Строение и значение нервной системы 1. Нервные клетки не восстанавливаются?
2. Что такое нейрон? 1. Презентация
2. Стенд-плакат
Строение и функции спинного мозга Что происходит в спинном мозге? Презентация
Строение скелета 1. Широка кость, правда или вымысел?
2. Аномалии человеческого скелета 1. Презентация
2. Видеофильм
Как можно заметить из таблицы 2, большая часть предлагаемой проектной деятельности может быть реализована на уроке, что может гарантировать личностный рост учащихся, позволить более эффективно обеспечить достижение образовательных результатов, изменить отношение самого педагога к собственной педагогической деятельности.
Таким образом, можно сделать вывод, что создание в образовательном учреждении условий для проектно-исследовательской работы на уроках биологии способствует активному вовлечению школьников в творческий поиск, увеличивает объем знаний, добытых самостоятельно, позволяет повысить интерес к биологии у обучающихся, которые недостаточно активно проявляют себя в привычной урочной системе.