Часть дипломной работы на тему Проектирование педагогического процесса в профессиональной образовательной организации
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 3. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
3.1 Этапы реализации проектирования педагогического процесса в профессиональной образовательной организации
Профессиональное образование является важным элементом всей системы образования, так как его основной целью является подготовка высококвалифицированных кадров, которые в процессе обучения получают качественные знания и умения, которые впоследствии, должны применяться на практике для достижения целей какой-либо организации. Важным инструментом обучения является правильный подход преподавателя, выстроенный при помощи проектирования педагогического процесса.
Рассматривая педагогическое проектирование, в ходе которого педагог использует совокупность практических умений для организации творческой деятельности, необходимо отметить, что наиболее важным этапом является реализация проекта.
Педагогический проект — разработанная система и структура действий педагога для реализации конкретной педагогической задачи с уточнением роли и места каждого действия, времени осуществления этих действий, их участников и условий, необходимых для эффективности всей системы действий, в условиях имеющихся (привлеченных) ресурсов.
Реализация проектирования может быть осуществлена только с условием полной проработки предпроектного этапа, т.е. подготовки самого проекта
Как уже ранее говорилось, каждый их этапов важен в процессе обучения и имеет свои этапы свершения, в том числе и реализация проектирования.
Процедуры внутри этапа:
• уточнение цели, функций, задач и плана работы каждым из участников
• проекта;
• пошаговое выполнение запланированных проектных действий;
• коррекция хода проекта и действий его участников на основе обратной
• связи;
• получение и внутренняя оценка проектного продукта;
• презентация окончательных результатов работы и их внешняя экспертиза (оценка).
Наиболее важным в разработке проекта развития образовательной системы и в педагогическом проектировании в целом является выбор эффективных методов проектирования. Именно правильный выбор эффективных методов позволяет осуществить определенные виды деятельности в технологической цепочке проектирования и реализации педагогического процесса. Каждая технология педагогического проектирования любого назначения состоит из трёх этапов, которые будут рассмотрены далее.
Первый этап называется стратегический и направлен на создание стратегии конструирования, осуществление педагогического проекта с помощью использования последовательной реализации процедур. Каждая из этих процедур предусматривает:
предварительную формулировку стратегической цели, концепции и миссии образовательной системы c учетом комплексной диагностики образовательной системы и оценки ее инновационного потенциала, осуществляемой в связи с ее функционированием в нестабильных динамично меняющихся условиях внешней среды;
• анализ образовательного поля и выделения ключевых проблем;
• оценку и распределение имеющихся ресурсов;
• формирование путей и проектов, направленных на решение проблем;
• определение, проработку и защиту первоочередных проектов;
• выбор и фиксацию окончательной стратегии.
Второй этап организационного характера включает в себя следующие составляющие:
Разработка плана проектирования, включающего в себя заранее проведенный анализ внешней ситуации, выявление основных тенденций развития профессионального образования, а также рынка профессиональных образовательных услуг, план действий технологического и организационного и финансового характеров, а также учет возможных рисков, возникающих при реализации проекта
Проведение необходимых организационных мероприятий, а также осуществление контроля на всех этапах реализации педагогического проектирования,
Планирование дальнейшей педагогической деятельности, впоследствии реализации педагогического проектирования, с учётом общественной значимости.
Последним этапом выступает адаптационный, в основе которого лежат следующие мероприятия:
• Конкретизация основных способов и методов, подходящих под определенный процесс педагогического проектирования,
• Формирование определенных групп методов и соотношение их основными этапами алгоритмы реализации,
• Определение основных мероприятий, которые необходимы для реализации педагогического проектирования,
• проведение мыслительного эксперимента в результате, которого осуществляется прогностическая деятельность,
• Внедрение проектов педагогическую практику путем разработки алгоритма основных действий данного процесса,
• разработка основных способов оценки эффективности и качества педагогического проектирования.
Выделяют четыре фазы проектирования: начальная фаза инновационного проектирования, фаза разработки проекта, фазы реализации проекта, отдохни фаза завершения проекта.
Каждый из представленных фаз будет рассмотрена в таблице № __.
Как уже ранее рассматривалось, в работах Н. А. Масюковой, представлены основные этапы реализации проектирования педагогического процесса, которые представлены на рисунке ___.
Рисунок __ — Этапы реализации проектирования педагогического процесса
Таблица __ – Фазы проектирования
Фаза Описание
Начальная фаза инновационного проектирования Сбор исходных данных и анализ существующего состояния актуальной проблемы профессионального образования
Определение (предвидение) результата (цели, задачи, основные требования, ограничительные условия, критерии, окружение проекта, потенциальные участники, время, ресурсы и т.д.)
Выявление потребности в изменениях
Определение и сравнительная оценка альтернатив, представление предложений, их апробация и экспертиза
Выбор подхода к проектированию
Утверждение концепции и получение одобрения для следующей фазы
Фаза разработки проекта Назначение научного руководителя проекта и формирование команды
Развитие концепции и разработка основного содержания проекта (конечные результаты, стандарты качества, структура проекта, основные работы, требуемые ресурсы)
Структурное планирование (декомпозиция проекта, календарные планы, сметы и бюджет проекта, потребности в ресурсах, процедуры управления проектом, техника контроля, определение рисков)
Проведение экспериментной части педагогического проектирования
Фаза реализации проекта Полный ввод в действие разработанного педагогического проекта
Организация выполнения работы
Оперативное планирование работ
Установление системы информационного контроля над ходом работы
Руководство координацией работ, согласование темпов, мониторинг процесса, прогноз состояния, оперативного контроля и регулирования основных показателей проекта
Решение возникающих проблем и задач
Планирование процесса завершения проекта
Апробация или экспериментальная (опытная) проверка окончательного продукта проекта
Фаза завершения проекта Оценка результатов проекта и подведение итогов
Подготовка итоговых документов
Составление первоначальных целей и планируемых результатов с полученными результатами
На основе представленных этапов, с учетом специфики профессиональных образовательных организаций происходит проектирование педагогического процесса, направленных на повышение качество обучения будущих специалистов.
Соблюдение данных этапов, а также учет всех мероприятий, представленных в таблице __ об основных фазах педагогического проектирования позволяют повысить качество образования, а также затронуть все сферы профессиональной подготовки, в том числе общеобразовательные, профессиональные и производственные. Педагогическое проектирование, которое осуществляется в учебных и производственных условиях способны обеспечивать взаимосвязь теоретических и практических сфер обучения, Что повышает качество профессиональных знаний и возможность применения их на практике.
Также реализация проектирования педагогического процесса, согласно представленным этапам, носит многоплановый характер, что в свою очередь совершенствует, и развивает педагогический процесс в целом.
Образовательный процесс обуславливается большим спектром требований к учителю. Так стандартная образовательная группа включает минимум 20 человек, к каждому из которых учитель должен найти индивидуальный подход, а также способствовать развитию личностных качеств обучающегося. Данный фактор отражает глобальные противоречия между групповой формой обучения и индивидуальным подходом к каждому ученику. Планирование учебной деятельности, как вид педагогического проектирования является способом повышения качества образования, а значит и повышением образовательных результатов.
Педагогическое проектирование принято рассматривать как одно из ведущих направлений, способствующее развитию современного образования. Существует множество формулировок и обоснований понятия педагогическое проектирование, которые представлены в контексте данной работы, но универсального понятия, применимого к любой области образования или к любому образовательному процессу не существует.
Метод педагогического проектирования формируется с учетом личностных характеристик педагога, требованиям определённого предмета и учебного курса, а также характеристикой самих обучающихся.
Рассматривая педагогическое проектирование как метод улучшения образовательного результата, следует выделить следующие характеристики:
1. Актуальные, понятные, логические изложения материалов для обучающихся,
2. Направленность педагогического проектирования на определенный предмет с учетом его потребности,
3. Формирование общего подхода да учебного процесса, начиная от учебного курса и заканчивая конкретным понятием.
Педагогическое проектирование способствует вовлечению учащихся в процесс образования, в ходе этого студенты принимают роль активного субъекта познания, что позволяет осознавать и повышать эффективность, а также качество получаемых знаний.
Таким образом, применение педагогического проектирования в условиях профессионального образования является важным фактором развития и повышения профессионализма будущих специалистов. Реализация педагогического проектирования заключается в применении и воплощении в действие поэтапно сформированного проекта, результат которого должен быть спрогнозирован еще на стадии разработки. Реализация педагогического проектирования является на наш взгляд наиболее четким и важным этап всего процесса педагогического проектирования. Поэтому соблюдение основных этапов реализации важно для успешного и эффективного результата, позитивно влияющего на систему образования в целом, и на обучающихся в частности.