Этика государственного служащего Часть дипломной работы Экономические науки

Часть дипломной работы на тему Проблемы этики в государственном и муниципальном управлении на современном этапе. Основные подходы и пути их реализации

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА В ГМУ: ПРЕДМЕТ И СТРУКТУРА 5
1.1. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОРАЛЬ В ГМУ, КАК ОДИН ИЗ АСПЕКТОВ ОБЩЕСТВЕННОЙ НРАВСТВЕННОСТИ. ПРИЧИНЫ АКТУАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ В ГМУ. СТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОРАЛИ 5
1.2. Нормативно правовая база, регулирующая принципы служебного поведения государственного гражданского служащего 16
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26

 

  

Введение:

 

В настоящее время в нашей стране мы все ощущаем падение нравов, кризис духовности и культуры, отсутствие опоры на традиционные ценности. В значительной степени утрачено российское патриотическое сознание, моральные и этические ориентиры.
Произошла подмена традиционных национальных ценностей современными «западными установками», и приоритетным стало материальное благополучие, а не моральное совершенство.
Отсутствие объединяющей национальной идеи, мировоззренческой основы в обществе, не спадающий уровень социальной напряженности лишает граждан глубинного смысла их деятельности, порождает безразличие и пессимизм, коррупцию и правовой нигилизм.
Но в обществе есть понимание необходимости возвращения к истокам традиционной духовности и нравственности: к самопожертвованию ради блага других людей, неподкупности, нравственной чистоплотности, к верности долгу, к бескорыстию, милосердию, доброте.
Говоря о государственных и муниципальных служащих, такое «возвращение к истокам» необходимо, как воздух, так, как духовно-нравственная культура последних – это основа их профессионализма, без которого не может быть эффективной работы всей государственной системы.
Проведение ряда административных реформ в России в XXI веке во многом связано с необходимостью изменить характер деятельности государственных служащих для более эффективного решения социальных нужд. Одним из постулатов реформирования стала задача превращения профессиональной этики гражданской службы в фактор обновления российского государства [5].
Исследованиями в области изучения этических норм в государственном и муниципальном управлении занимались такие известные отечественные ученые как Воронин Б.А., Чупина И.П., Воронина Я.В. и ряд других.
Актуальность темы дипломной работы определяется тем обстоятельством, что проблемы этики в государственном и муниципальном управлении занимают одно из центральных мест в становлении новой российской государственности.
Цель работы заключается в определении проблем этики в государственном и муниципальном управлении на современном этапе.
В соответствии с указанной целью поставлены следующие основные задачи исследования:
 проанализировать профессиональную мораль в государственном и муниципальном управлении;
 выделить причины актуализации профессиональной этики в государственном и муниципальном управлении;
 рассмотреть нормативно правовую базу, регулирующую принципы служебного поведения государственного гражданского служащего.
Объект дипломной работы – этика в государственном и муниципальном управлении.
Предметом данной дипломной работы является анализ этики в государственном и муниципальном управлении на современном этапе.
Методологической основой исследования явились современные методы познания, включая системный, сравнительно-правовой, историко-юридический, социологический подходы к анализу проблем в сфере этических и морально-нравственных отношений государственных и муниципальных служащих.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА В ГМУ: ПРЕДМЕТ И СТРУКТУРА
1.1. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОРАЛЬ В ГМУ, КАК ОДИН ИЗ АСПЕКТОВ ОБЩЕСТВЕННОЙ НРАВСТВЕННОСТИ. ПРИЧИНЫ АКТУАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ В ГМУ. СТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОРАЛИ
Решение стоящих перед государственной властью задач в значительной мере зависит от государственных организаций и органов государственно–гражданской службы. Решение многих проблем и задач регулируется на уровне деятельности органов власти.
Определяющими факторами в деятельности органов государственной власти является поведение и определенные профессиональные действия во время работы. Этика государственной службы — это система этических знаний и рекомендаций и ее практическое применение на работе.
Задачей этики государственного гражданского служащего является конкретизация общих этических регуляторов и его практическая деятельность, которая непосредственно связана с профессиональной деятельностью.
Понятие профессионализма включает в себя оценку профессиональной деятельности и личности государственно–гражданского служащего, а также моральный облик специалиста, способность руководствоваться универсальными и профессионально–моральными нормами [1].
Основным в этике является его осмысление в профессиональной деятельности и его практическое применение. В настоящее время, профессиональная этика становится теоретической основой развития культурных качеств современного человека. Сложность процесса управления заключается в том, что задействованы два субъекта деятельности: человек и государство.
Под определением профессиональной этики государственного служащего понимается основа культуры обслуживания должностных лиц, вне зависимости от уровня управления, которая закрепляет этические принципы и нормы служащего, а так же запреты и правила служебного поведения государственно-гражданских служащих, которые выступают посредником между государством и его гражданами [2]. Это особый статус государственных служащих.

Рисунок 1 – Понятие профессиональной этики

Государственная гражданская служба как социальный и правовой институт занимает особо место в достижении общенациональных целей, что играет главную роль в государственном механизме.
Ограничения и обязательства, установленные Федеральным законом 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в период службы (наличие гражданства РФ, лица, достигшие 18-летнего возраста, высшее профильное образование, 3 года и т. д.) [2].
Государственная гражданская служба — это профессиональная государственная служебная деятельность определенного типа должностных лиц (работников) по обеспечению и исполнению полномочий органов государственной власти [2].
Под работой на государственно–гражданской службе подразумевают достойное поведение на рабочем месте, чувство ответственности, чести, честности служащего, а также чувство долга.
Государственный служащий должен бескорыстно, добросовестно выполнять профессиональные и должностные обязанности. Его поведение внутри и за переделами работы должны быть такими, чтобы не нанести ущерб уважению и доверию общества, которая является обязательным моментом в его профессиональной деятельности [9 с. 3].
Общепринятая этика государственной гражданской службы как научное направление исследует не только влияние этики, но и моральную сторону на работу аппарата государственной власти, ищет ответы на вопросы о том, что этично, а что нет в поведении органов государственной власти во время службы, а так, же как сформировать высокие моральные принципы и внедрить в работу.
Этика государственного гражданского служащего — это поведение всех сотрудников с точки зрения его оценки регулирования. Особое внимание уделяется вопросу изучения этических норм и этики поведения управленческого персонала, в связи с этим в 2010 году в Российской Федерации на законодательном уровне Департаментом государственной службы был выпущен «типовой кодекс этики и служебного поведения государственных гражданских служащих».
Тихомиров Ю. А. в своей книге раскрыл понятие кодекс, где указал, что это совокупность общепринятых профессиональных принципов поведения государственно-гражданских служащих и его основных правил поведения на службе, которыми обязаны руководствоваться сотрудники бюджетной сферы на всей территории нашей страны [18 с. 10].
Знание и соблюдение положений этики кодекса государственных гражданских служащих — это один из критериев оценки качества его профессиональной деятельности.
Только путем введения корпоративного принципа профессиональной этики, работа государственно-гражданского служащего может положительно повлиять на условия совершенствования работы государственного аппарата в целом, где направленность будет на добросовестное и эффективное выполнение своих обязанностей [3 с. 2].
На всей территории Российской Федерации для государственно–гражданских служащих главным принципом является принцип законности и верховенства Конституции нашей страны и всех федеральных законом, нормативных документов и актов [1].

Рисунок 2 – Нравственные принципы государственной службы и кадровой политики
Не менее важным является так же принцип гуманизма, который требует от государственного гражданского служащего уважительного отношения к каждому гражданину страны, веры в него и признание его суверенитета [3 с. 5]. Еще один из принципов государственно–гражданского служащего — это принцип беспристрастности и независимости [11 с. 169]. Но главным принципом сотрудника является принцип ответственности.
Надо не забывать, что любой сотрудник бюджетной системы несет полную ответственность за негативные последствия от его решений и полное неисполнение своих служебных обязанностей. А также не нужно забывать, что сотрудник несет перед обществом и страной в целом.
Являясь сотрудником на государственной службе по реализации государственной политики и обязательств перед обществом надо не забывать, что именно налогоплательщики обеспечивает их труд, и он имеют право требовать не только качественное выполнение работы, но и честность, и добросовестность по отношению к гражданам [19 с. 110].
К государственно–гражданскому служащему будут выдвигаться особенные этические критерии по выполнению своей профессионально деятельностью с соблюдением всех этических норм и выше указанных принципов.
Исходя из этого, неуклоннее и несоблюдение принципов государственно–гражданской службы: законности, гуманности, беспристрастности, ответственности, справедливости государственных служащих свидетельствует о так называемом моральном здоровье нашей страны. Государственно–гражданские служащие — это не только лицо нации, но и государства в целом, где важнейшую роль играет его успешное функционирование.
От деятельности государственных и муниципальных служащих, их профессионализма и наличия определенной нравственной составляющей зависят принятие и реализация управленческих решений, направленных на благо общества.
Однако в условиях постоянного преобразования российской действительности, именно нравственный фактор играет особую роль в формировании общественной оценки, проводимой властями политики. С непорядочностью многих работников государственного аппарата люди связывают причину работы вхолостую механизма управления.
Как правило, на государственную и муниципальную службу приходят работать люди с обостренным чувством социальной справедливости, с конкретными представлениями о добре и зле. Однако, это чувство и эти представления необходимо поддерживать и развивать.
Рассуждая об отношении права к нравственности известный русский философ Владимир Соловьев писал, что «нравственный идеал вполне согласен с истинною сущностью права», право «… служа реальному интересу той же нравственности, ни в каком случае не может ей противоречить», «право не определяется понятием полезности, а заключает в себе формальное нравственное начало» [10 с. 340].
Понятие нравственности необходимо рассмотреть через представление о морали в духовной жизни общества. Назначение и ценность нравственности выявляются в соотношении с политикой, правом, искусством, наукой, религией.
Нравственность – это исторически сложившаяся совокупность принципов, норм и правил поведения людей, которые поддерживаются силой закона, общественного мнения, традициями, личными убеждениями, системой воспитания. Это – продукт духовного развития личности.
Однако, нравственность нельзя отождествлять с духовностью, так как правила жизни людей в историческом отрезке времени претерпевают изменения и нравственно допустимым становится то, что еще некоторое время назад считалось верхом безнравственности. Есть масса примеров это подтверждающих. Поэтому духовность определяет нравственность и нравственное воспитание.
Необходимо отметить, что проблеме нравственного воспитания государственных и муниципальных служащих сейчас уделяется большое внимание в современной социально-гуманитарной науке.
Более того, в научной литературе нравственное воспитание принято считать основой для патриотического, эстетического, правового, трудового и других направлений воспитательной деятельности.
Часто первоисточником нравственности считают духовность человека, выделяя как религиозную духовность, так и эстетическую и, соответственно, говорят о духовно-нравственном воспитании государственных и муниципальных служащих.
Возможно, нравственное воспитание рассматривать как формирование и развитие духовно-нравственной культуры личности. Такой подход трактует культуру как универсальное свойство общественной жизни.
Ядром культуры является духовность как высшая ступень интеллектуально-нравственного развития человека, гармонии его идеалов с общечеловеческими ценностями и высоконравственными поступками, в основе которых лежат потребность служить людям и добру, постоянное стремление к самосовершенствованию.
Истинная же сущность личности государственного и муниципального служащего, впрочем, как и любого человека, отражается наиболее ярко в его духовно-нравственных качествах. В литературе отсутствует понятие «духовно-нравственные качества».
По своей сути, данное определение близко с определением «идейно-нравственных качеств», данным В.М. Соколовым. Это качества личности, включающие, в том числе такие качества, «которые в равной степени обусловлены идейной направленностью личности (ее политической ориентацией, приверженностью к тем или иным общественным идеям) и ее нравственным содержанием (основными принципами взаимоотношений человека с другими людьми, регулирующими его деятельность во всех сферах жизни)» [16 с. 239].
Духовность во всех ее проявлениях всегда находится в центре научно-общественной мысли, специалистами в различных отраслях наук проводятся исследования, поднимаются разнообразные аспекты данной проблематики и, как следствие этого, в науке отсутствует единое определение «духовности».
Духовность представляет собой сущностную характеристику человека, выражающую специфику его существования как особой формы бытия. Нравственное воспитание в системе государственной и муниципальной службы представляет собой целенаправленный процесс содействия в достижении нравственного идеала через осознание и принятие нравственных ценностей, формирование и развитие нравственных чувств, становление и укрепление нравственной воли, побуждение к нравственному поведению.
Духовность конкретного человека – на уровне индивидуальности и личности – характеризуется совокупностью выбранных для собственного руководства идеальных ценностей, или ценностных ориентаций.
Под духовностью человека следует понимать его способность различать и выбирать истинные ценности и подчинять им свои поступки, поведение, способ жизни.
Нравственность человека, по нашему мнению, выявляет качество его духовности; нравственность – это своеобразный показатель духовности. Как правило, в научной литературе понятие нравственности трактуется как синоним морали.
Однако существуют и другие точки зрения, дающие различия между этими понятиями. Так, мораль – это известные нормы сознания, а нравственность – их реализация в поведении людей; мораль – форма внешнего побуждения к определенному поведению и контролю за ним, а нравственность – форма внутреннего, личностного побуждения к нему и его оценки.
Мораль – это внешняя по отношению к человеку «добродетель», которой необходимо придерживаться и которая строится на многовековом практическом опыте сообщества людей; оценкой поведения индивида занимается общество или некто другой по отношению к нему, нравственность – внутренние добродетели индивида, его собственная ответственность за свои поступки и их собственная оценка [14 с. 160].
Под нравственностью следует понимать всю совокупную практику реализации выбранных человеком идеальных ценностей, или ценностных ориентаций, которые он считает для себя истинными. Ценности выступают своего рода стержнем содержания личности, они определяют ее установки и мотивы поведения.
Ценности, понимаются, как моральные нормы, принципы, определение понятий «добра» и «зла». Общепринятые ценности не навязываются человеку в виде жестких идеологических установок, с учетом того, что субъективная ценностная структура каждого человека (в том числе и государственного служащего) строится на основе принятой в обществе иерархичной системе ценностей. Свой выбор, свои доминанты каждый определяет для себя сам и несет за это ответственность.
Структура профессиональной морали представляет собой срез общественной нравственности и копирует ее структуру, включающую:
 нравственные требования, предъявляемые обществом;
 систему моральных ценностей, относящихся к работе;
 поведение человека при исполнении своих профессиональных обязанностей;
 нравы профессиональной среды;
 систему нравственных оценок человека его коллегами.
Формирование системы ценностей муниципального служащего является многогранным и динамичным процессом. Это обусловлено развитием личности, с одной стороны, и влиянием социальной среды, с другой, но какие бы ценности не определил для себя госслужащий как доминирующие, именно они будут характеризовать его личность через присущие ему духовно-нравственные качества.
Определим духовно-нравственные качества государственных служащих как проявление в социальной среде через поступки, действия или бездействия. К усиливающим факторам можно отнести патриотизм, гражданственность, достоинство, принципиальность и другие.
Большинство государственных служащих – это люди со сложившимися нравственными ценностями, но оценка населением духовно-нравственных качеств должностного лица основывается не на его собственном представлении о добре и зле, а на основании ценностей, моральной системе, принятой в данном обществе.
Моральная система в обществе представлена во взаимодействии, подчинении и соподчинении морали концептуальной, должной и сущей. Под концептуальной моралью, понимается не «идеальная» мораль, представленная в официальных моральных кодексах, а господствующая модель морали, сформулированная и оформленная в научных трудах, религиозных заповедях, политических манифестах различными общественными институтами или их представителями, которая, по их мнению, наиболее полно отвечает сущности данного общества [16 с. 242].
Требования концептуальной морали находят свое воплощение в должной морали – совокупности моральных требований, предъявляемых представителями господствующей социальной системы ко всему обществу и его отдельным группам.
При этом надо отметить, что содержание концептуальной и должной морали могут расходиться, исходя из политической целесообразности, различных интересов главенствующих в обществе социальных групп.
В условиях переходного состояния общества, когда недовольство народа обращено в первую очередь на представителей властных структур, государственные служащие должны делать все, чтобы соответствовать ожиданиям общественности для обеспечения социальной стабильности в обществе. Они должны стремиться к их идеальному восприятию в социальной среде.
Идеал выступает как предельное выражение того, что принимается в системе ценностей за высшее, «это совокупность высших духовных ценностей и значимостей в поведении и образе жизни личности».
Идеал есть системная характеристика цели бытия субъекта, образец поведения, высшее достоинство личности, к которому надо стремиться, «идеал – это ценность, выраженная как цель, как то, что организует и направляет усилия в единое русло» [15 с. 178].
Научный подход к определению идеала предполагает его обоснование не только как цели деятельности, но и определение средств его реализации применительно к конкретным условиям социальной реальности. Ведь выбранные средства также определяют систему ценностей, принятую обществом, личностью.
Такой подход требует рассмотрения идеала в соотношении должного и сущего, выяснения социально-значимых целей и задач как направленной деятельности общества в целом, личности.
Идеал для личности формируется под воздействием окружающей действительности и является отчасти процессом превращения окружающей социальной среды во внутренний мир человека.
Идеал может строиться и развиваться на основе общепринятых в обществе ценностей, индивидуальной нравственной программы поведения и других факторов, но главным свойством идеала является то, что он должен делать человека лучше, побуждать только к положительным поступкам. Идеал совмещает в себе элементы должного и сущего, объединяя тем самым теорию и практику, он представляет желаемое будущее на основе настоящего.
Идеал нужен для личности не только для определения смысла и цели жизни, но и для постоянной сверки жизненного пути с обозначенными в идеале ориентирами. Идеал трансформируется в определенную модель, к которой должен стремиться субъект идеала, будь то общество или человек, в том числе занимающий государственную должность.
В рамках данного исследования это модель нравственного поведения государственного служащего, определяемая позитивным восприятием населением наличия у госслужащих определенных духовно-нравственных качеств, необходимых, по мнению общественности для лиц, представляющих институты власти. Эта модель, как и идеал не является чем-то неподвижным, статичным, она определяется требованиями действительности, существованием определенных целей и задач, которые ставятся обществом перед должностными лицами.
Но в то же время существуют исторически сложившиеся модели поведения государственных служащих, которые позволяют нам моделировать и развивать новые формы управления.
В условиях современной действительности вышеназванные качества приобретают особую актуальность, так как доверие населения к институтам власти, прежде всего, зависит от нравственности поступков государственных служащих. Доверие к власти со стороны россиян, ее авторитет необходимы для дальнейшего развития страны, укрепления ее государственности.
Данной задаче будет способствовать поведение государственных служащих, определенное как «должное» – определяемое властными структурами и ожидаемое общественностью наличие определенных духовно-нравственных качеств у должностных лиц, обусловливающих их нравственное поведение.
Это то, что должно быть реализовано как необходимое требование, то, к чему должно стремиться «сущее» – наличествующая картина духовно-нравственных качеств государственных служащих Российской Федерации, причем эта картина складывается из мнения самих госслужащих и их оценки населением.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы