Часть дипломной работы Педагогика/Психология Педагогика

Часть дипломной работы на тему Проблема мотивации к учению в отечественной и зарубежной психологии и педагогике

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!
 

Фрагмент текста работы:

 

1.2. Проблема мотивации к учению в отечественной и зарубежной психологии и педагогике

В современных условиях на первый план выходит личность школьника, способность к самореализации, самостоятельному решению проблем, формирование у подрастающего поколения тех знаний, поведенческих моделей, которые позволят ему быть успешным вне стен школы. Главная задача учителя, реализующего ФГОС – организовать деятельность учеников таким образом, чтобы у детей возникло желание решать проблемы урока [9].
Высокий уровень мотивации при обучении детей, является источником активности и успешности в обучении, поэтому его достижение является одной из важнейших проблем современного образования. Учебно-познавательные мотивы формируются в процессе учебной деятельности, поэтому важно как эта деятельность осуществляется. Успех обучения во многом определяется соблюдением всех этапов процесса усвоения новых для школьников видов познавательной деятельности. Первый из этих этапов — мотивационный. Известно, что если ученик не знает, для чего необходимо усвоить тот или иной учебный материал, не хочет учиться, то научить его невозможно [9]. Следовательно, прежде чем организовать учебную деятельность школьников, учитель должен позаботиться о мотивах их деятельности.
В формировании учебной мотивации существуют такие критерии:
обеспечение понимания ценности поставленной проблемы и приобретаемого опыта деятельности;
сознательное отношение к усвоению материала;
эмоциональный подъем;
формирование познавательных интересов.
Есть следующие способы мотивации, применяемые при обучении на уроках окружающего мира:
Важное средство мотивации учебной деятельности — мотивированная личность учителя, его методическое мастерство, человеческие качества, увлеченность своим предметом, доброе отношение и понимание интересов своих учеников. Мотивированный ученик – это «продукт» деятельности мотивированного учителя.
Поведение учителя на уроке, его речь, настроение, действия (вошел в класс и сразу начал рисовать на доске, читает стихи, принес, свежую газету, и обращает внимание на важное событие, дает сразу команду открыть атлас, учебник и т. д.) оказывают сильное влияние на учащихся. Ответственное отношение учителя к своему труду, любовь к путешествиям, занятия краеведением и туризмом, умение вовлечь школьников в активный учебный труд и многие другие качества его личности активно влияют на мотивы изучения окружающего мира школьниками.
Существующие учебники окружаюшего мира также рассчитаны на формирование мотивов учения. В них усилено внимание к мотивам в построении текста и методического аппарата, которые направлены на развитие познавательного интереса, на положительное отношение к изучению предмета.
В начале разделов и многих тем учебников приведены целевые установки, которые раскрывают их назначение. К каждому учебнику есть жесткий диск с дополнительной информацией, что уже является мотивом т.к. детям любопытно, какая информация может быть на нем. Во многих учебниках по окружающему миру мотивация достигается обращением к личности школьников: «Это вы уже знаете, а это вам предстоит узнать…», «Докажите…», «Дайте обоснование…», «Защитите свою точку зрения», «Как вы думаете что произойдет, если…» — и т. д.

Проблема предупреждения потери мотивации младших школьников на сегодняшний день остается одной из сложных и недостаточно исследованных в теории и практике современного образования.
Потеря мотивации – это комплексная итоговая неподготовленность учащихся, которая наступает в конце определенного срока обучения. Установление диагноза неуспеваемости и отнесение обследуемого школьника к определенному типу неуспевающих возможно лишь в том случае, если будут исследована вся совокупность типов и подтипов неуспеваемости, их проявления и пути преодоления. Без такого знания научно обоснованный диагноз просто невозможен. Предупреждение неуспеваемости учеников общеобразовательных учебных заведений непосредственно связан с успешным овладением среднего образования, а низкий уровень знаний в обучении не позволяет им своевременно окончить школу и овладеть необходимыми знаниями и умениями. Прежде всего, это психологические проблемы, с которыми сталкивается ученик в процессе учебной деятельности. Как правило, это скрытые проблемы, которые плохо осознаются самим школьником. У него возникает ощущение, что он упирается в невидимую «стену» и еще сам не осознает, в какую. Его жалобы очень не определены и поэтому взрослым даже не удается их понять [6].
Причинами потери мотивации к учебе у школьников может стать все, что угодно: от небольших расстройств мелкой моторики до проблем в семейной жизни родителей. В частности, установлено, что неуспеваемость школьников связана как с их индивидуальными особенностями, так и с теми условиями, в которых протекает их развитие [7].
Отсутствие учебной мотивации – это очень сложное явление, которое чаще всего возникает в результате наложения, переплетения и одновременного действия нескольких разноплановых факторов, которые находятся в сложных причинно-следственных взаимосвязях между собой.
Впервые проблема неуспеваемости привлекла внимание отечественных педагогов и психологов еще в 20-х гг. ХХ века в связи с внедрением обязательного уровня образования и рассматривалась как исследование поиска причин отставания, оценки эффективности предлагаемых программ, помощи ученикам с проблемами в обучении.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы