Часть дипломной работы на тему Применение ментальных карт в обучении лексике английского языка в средней школе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
ГЛАВА1. Теоретические основы применения ментальных карт в
обучении лексике английского языка в средней школе. 6
1.1 Особенности обучения лексическому аспекту иностранного
языка в средней школе 6
1.2 Специфика контингента обучающихся в средней школе. 19
1.3 Понятие ментальной карты и методы ее применения при
обучении лексике. 25
Выводы по первой главе. 35
Список использованных источников. 38
Приложения. 42
Введение:
В современном мире, где многие люди
изучают один или несколько иностранных языков, часто возникают определенные
проблемы в этом процессе. Существует множество методик, направленных на
упрощение изучения того или иного аспекта языка.
Пополнение словарного запаса — это
неотъемлемая часть изучения любого языка, но именно это и вызывает затруднение
у многих людей. Простое заучивание целого списка слов многим дается нелегко,
это кажется нудным процессом, а может и вовсе отбить всякое желание изучать
язык особенно у школьников. Поэтому многие лингвисты и методисты уделяют этой
проблеме немалое внимание, пытаясь разработать различные методики, способные
значительно упростить данный процесс.
Одной из наиболее популярных методик в
наше время является – методика ментальных карт. Эта методика также применима не
только в педагогике, но и в таких областях, как менеджмент, маркетинг,
юриспруденция, журналистика и т.д.
Данная методика заключается в визуализации
какой-либо мысли на бумаге. Подобный способ организации и систематизации знаний
действительно упрощает процесс запоминания, а творческая направленность этого
метода, как правило, повышает мотивацию учащихся.
Эта методика хороша не только для изучения
нового материала, но и для повторения уже изученного. Схематизируя уже
имеющиеся знания, ученик наглядно и более детально воспринимает свои знания,
что способствует улучшению развития его умений и формированию навыков.
Все вышесказанное и
обуславливает актуальность данного диссертационного исследования.
Проблема диссертационного исследования заключается в выявлении наиболее эффективных методов изучения лексики на
уроках иностранного языка в средней школе с применением ментальных карт.
Объектом диссертационного исследования являются ментальные карты, предназначенные для обучения лексике
учеников средней школы на уроках иностранного языка.
Предмет диссертационного исследования представлен в выявлении эффективности методов применения ментальных карт,
предназначенных для обучения лексике учеников средней школы на уроках
иностранного языка.
Целью диссертационного исследования – изучить методы использования ментальных карт при обучении лексике, провести
практические исследования с целью выявления эффективности применения ментальных
карт при изучении лексических единиц английского языка, а также обосновать
эффективность применения ментальных карт в процессе изучения лексики на уроках
иностранного языка в средней школе.
Исходя из поставленной цели формулируются
задачи:
1. Определить понятие ментальной
карты и рассмотреть существующие методы их применения в обучении лексике.
2. Рассмотреть специфические
особенности учащихся средней школы.
3. Разработать комплект тематических
ментальных карт для обучения лексике на основе выявленной специфики учащихся
средней школы.
4. Выявить эффективность применения
комплекта ментальных карт при обучении
лексике.
5. Провести анализ эффективности
применения ментальных карт при обучении
лексике на основе полученных данных исследования.
В процессе написания диссертационного
исследования использовались такие методы исследования, как теоретический
анализ учебной и методической литературы, синтез собранных данных о ментальных
картах и методах их применения, педагогический эксперимент, анкетирование
учеников средней школы.
Теоретической основой исследования
послужили труды отечественных и зарубежных исследователей: И.Л. Бим, А.Е.
Вельс, Г.В. Рогова, Л.Н. Тернова, Ф.М. Рабинович, Т.Е. Сахарова,
Р.П. Мильруд, Е.Е. Речицкий, Е.И. Пассов, А.И. Смирницкий, И.А. Зимняя, А.Н. Щукин, А.Н. Шамов, Т. Бьюзен, Г. Палмер.
Теоретическая значимость
диссертационного исследования заключается в том,
что в нем подробно рассмотрены понятие и методы применения ментальных карт, а
также выявлены специфические особенности учеников среднего школьного возраста.
Практическая значимость исследования состоит в том, что на основе полученных результатов проведенного
исследования теоретических данных был разработан комплект тематических
ментальных карт и проведен педагогический эксперимент.
Структура и объем диссертационного
исследования: введение, две главы, каждая из которых
состоит из трех параграфов, заключение, список используемой литературы,
приложение.
Во введении обоснованы актуальность
темы, определены проблема, гипотеза, цель, задачи, объект, предмет,
методологическая и теоретическая базы, теоретическое и практическое значение
настоящего исследования, структура выпускной квалификационной работы.
В первой главе раскрыты теоретические
основы применения ментальных карт в обучении лексике иностранного языка,
рассмотрены специфические особенности учащихся средней школы и отобран материал
для предстоящего исследования.
Во второй главе описан ход самого
эксперимента с применением ментальных карт в обучении лексике на уроках
иностранного языка учеников средней школы.
В заключении подведены итоги всего
диссертационного исследования.
Ключевые слова: ментальные карты, обучение лексике,
наглядность, визуализация, схематизация, структуризация, графический метод.
Заключение:
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА1. Теоретические основы
применения ментальных карт в обучении лексике английского языка в средней школе
1.1
Особенности обучения лексическому аспекту иностранного языка в средней школе
Важным показателем сформированности
умственных и речевых способностей школьников выступает богатство их словарного
запаса, который служит необходимым строительным материалом для языка. Проблема
обогащения и расширения словаря учащихся в современных условиях обусловлена
внедрением нового федерального государственного образовательного стандарта
общего образования (ФГОС), в котором говорится о том, что в результате усвоения
программы учащиеся должны научиться грамотно употреблять речевые средства и
лексические единицы для постановки и решения коммуникативных и познавательных
задач. Сегодня проводятся обширные исследования по обогащению словарного
запаса, и постоянно развиваются новые подходы к тому, как улучшить и максимизировать
способности учащихся к обучению.
Английский язык, по оценкам, содержит от
100 000 до миллиона слов, в зависимости от того, как подсчитываются слова, но
для того, чтобы эффективно общаться на языке, учащемуся нужно освоить только 20
000 слов.
Обычно лексику отождествляют со словами, к
которым относятся так называемые корневые, безаффиксальные слова (to take, to
bring a book), сложные (copybook) и производные слова (friendship). Однако, в
соответствии с точки зрения лингвистических и методических критериев к лексике
можно отнести другие единицы, которые имеют со словами общее то, что они также
целостно воспроизводятся в речи и означают некий предмет действительности.
Итак, к разряду лексических единиц следует отнести:
1)слова;