Часть дипломной работы на тему Применение Lean-технологий в организации образовательного процесса на кафедре КиМ
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Глава 1. Теоретический подход к применению бережливых технологий в образовательном процессе 3
1.1 Бережливые технологии в региональном развитии (ХМАО-Югра) 3
1.2 Lean-технологии как элемент бережливого производства 9
1.3. Методы, способы применения L-технологий в образовательном учреждении 20
Выводы по первой главе 24
Список литературы: 26
Приложения 32
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретический подход к применению бережливых технологий в образовательном процессе
1.1 Бережливые технологии в региональном развитии (ХМАО-Югра)
Бережливое производство это философия постоянного устранения потерь производства. Хотя многие принципы бережливого производства были первоначально разработаны Toyota в Японии для производства автомобилей, в настоящее время эта философия успешно применяется компаниями по всему миру в самых разных отраслях. Элементы бережливого производства известны под несколькими терминами, включая управление качеством (TQM), производство точно в срок (JIT), поток непрерывного производства (CFM), Toyota Production System (TPS) и другие [16].
В бережливом производстве потери определяются как все, что не добавляет ценности для клиента. Toyota изначально разработала философию бережливого производства из-за необходимости. Исторически Япония была страной с очень ограниченными поставками сырья, и после Второй мировой войны она также столкнулась с острой нехваткой квалифицированных рабочих и капитала. Технологии массового производства американских автопроизводителей достигли масштабной эффективности благодаря большому внутреннему рынку. Японский автомобильный рынок был намного меньше и более фрагментирован, и для выживания компаниям был необходим новый упор на эффективность. Тойода Киичиро, президент Toyota Motor Manufacturing после войны, пришел к тому, что его компания приняла философию «сокращения потерь». Эта философия привела к разработке производственной системы Toyota, которая является основой бережливого производства. Тайити Оно, отец производственной системы Toyota, подытожил новую систему в одной фразе: «Производи только то, что вам нужно, в нужных вам количествах, когда вам это нужно».
На данный момент можно наблюдать быстрый рост внимания к внедрению практик «бережливого производства» в государственной сфере. При этом состав организаций государственного сектора можно трактовать узко [25] и широко [20], дополняя органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные и муниципальной учреждения, органы управления государственных внебюджетных фондов (включая территориальные) также некоммерческими госкорпорациями, государственными предприятиями, акционерными обществами с госучастием и т.п. Дополнительный стимул к смещению акцента на повышение производительности труда дал Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [24].
Подход к управлению организацией, основанный на постоянном повышении качества продукции при одновременном сокращении расходов, изначально использовали в производственном секторе, однако первые же попытки имплементации лин-технологий в государственном секторе показали высокую эффективность данного подхода и в этой сфере. Новое государственное управление было «ориентировано на адаптацию практик частного сектора, включая процессы управления изменениями, модели стратегического менеджмента, менеджмента качества и лин-подхода». Начало применения технологий бережливого производства в качестве инструмента повышения эффективности социальных процессов связывают, прежде всего, с деятельностью органов власти США (2002 год), Великобритании (2006 год), Канады (2008 год). Совокупный объём сокращения временных издержек и повышения уровня удовлетворенности граждан зачастую составлял свыше 90% от исходного значения показателя, в некоторых случаях удавалось достичь и существенной экономии бюджетных средств. Исследования подтверждают пользу именно данного подхода в социальной сфере. Подробно степень использования программ лин-менеджмента в государственном секторе и реализация государственных услуг в странах англосаксонской системы, ряде континентальных европейских государств были рассмотрены в работе А.Н. Голубцова и С.А. Кирюшина [9].
Существует много терминов, используемых для обозначения данного управленческого инструмента-концепции: «бережливое производство», «бережливое управление», «бережливое мышление», «бережливое правительство», «Производственная систем Тойоты», «Производственная система», «лин», «Lean».
Применительно к государственной сфере более точным будет использование термина не «бережливое правительство», а «бережливое государство», подчёркивающего, что на практике госпроекты лин не ограничиваются совершенствованием процессов деятельности органов исполнительной власти (ОИВ), правительств, но могут охватывать всю систему органов власти, а также организации государственного сектора экономики, включая квазигосударственные структуры, госкорпорации (как некоммерческую форму организаций в РФ), акционерные общества с госучастием, бюджетные учреждения социальной сферы, также часто они ориентированы на поддержку частных бизнес-структур (что в РФ сейчас можно наблюдать в связи с созданием центра компетенций на федеральном уровне (ФЦК)).
Под бережливым производством в общем смысле слова в российской практике понимается «концепция организации бизнеса, ориентированная на создание привлекательной ценности для потребителя путем формирования непрерывного потока создания ценности с охватом всех процессов организации и их постоянного совершенствования через вовлечение персонала и устранение всех видов потерь» [9, 95].
Осознание ценности лин всеми участниками организационно- производственного процесса выступает в качестве основы реализация улучшений, которые, в свою очередь, должны восприниматься как стандартная рабочая процедура.
Так, например, в докладе [41] по применению лин в сфере здравоохранения подчёркивается важность содействия адаптации «Лин-философии».