Часть дипломной работы Педагогика/Психология Педагогика

Часть дипломной работы на тему Применение игровых технологий при обучении грамматике английского языка на начальном этапе обучения в общеобразовательной организации

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение …………………………………………………………………………….. 3 Глава
1. Теоретические и методические основы применения игровых
технологий при обучении грамматике в начальных классах общеобразовательной организации………………….…………………………… 8 1.1 Понятие
«грамматический навык». Проблемы формирования грамматических навыков при изучении
иностранного языка ………………………. 8 1.2 Применение современных технологий в обучении иностранному
языку …… 12 1.3. Роль игр в формировании иноязычных грамматических
навыков …………… 15 Выводы по главе 1 …………………………………………………………………… 29 Глава
2. Методические аспекты применения игровых технологий при обучении грамматике
английского языка на начальном этапе обучения в общеобразовательной организации
……………………………………………… 30 2.1.Анализ УМК Rainbow English с точки зрения
представленности в них игровых заданий……………………………………………………………………… 30 2.2 Комплекс упражнений и заданий, направленных
на обучение грамматике с применением игровых технологий на начальном этапе обучения
……………….. 38 2.3 Ход и результаты экспериментальной работы по применению комплекса упражнений
и заданий для формирования грамматических навыков с использованием игровых технологий
………………………………………………. 52 Выводы по главе 2 ……………………………………………………………………. 58 Заключение …………………………………………………………………………… 60 Список использованной литературы ……………………………………………….. 63 Приложения ………………………………………………………………………….. 66

  

Введение:

 

В современном мире, развивающемся
под знаком экономической глобализации, знание иностранного языка является обязательным
атрибутом высококвалифицированного и конкурентоспособного специалиста.

Грамматика выступает одним
из важнейших аспектов языка, который обеспечивает формирование и развитие умений
устной и письменной коммуникации. Она всегда стояла в центре внимания различных
исследователей, различных научных споров и дискуссий о её роли и значении в процессе
обучения английскому языку как иностранному.

На сегодняшний день грамматика
представляет собой часть содержания программ обучения иностранным языкам, в следствие
чего её роль необходимо исследовать именно в аспекте учебной деятельности. Особенно
важной грамматика представляется в процессе освоения английского языка, который
отличается строгим порядком построения предложения при высказывании.

Таким образом, грамматика
английского языка играет важную роль в процессе формирования и развития речевых
умений и навыков, и вспомогательную роль – в речемыслительной деятельности. Говоря
иначе, грамматические структуры и правила должны служить средством достижения коммуникативных
целей обучения.

Недостаточный уровень грамматических
навыков представляет собой непреодолимый барьер на пути формирования языковой, речевой
и социокультурной компетенций. Основа грамматических навыков закладывается на начальном
этапе обучения английскому языку в средней общеобразовательной школе. Обучение в
младших классах имеет свои особенности, вызванные психолого-педагогическими особенностями
детей младшего школьного возраста. В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности
являлась игровая деятельность. С поступлением в школу для бывших дошкольников многое
меняется. На смену игровой деятельности, как ведущей, постепенно приходит учебная.
Но это происходит далеко не сразу, поэтому для младших школьников игра остается
очень важным видом деятельности. Учащиеся начальных классов с удовольствием играют
как во внеурочное время, так и на уроках.

Учащийся находится в центре
учебного процесса. Необходимо учитывать его интересы и потребности. Учеба должна
доставлять младшему школьнику радость, удовольствие. Это необходимо для поддержания
мотивации к освоению иностранного языка на высоком уровне. Если учащийся потеряет
интерес к английскому языку как учебному предмету в начальных классах, в дальнейшем
возобновить его будет очень сложно, поскольку у демотивированного школьника проблемы
с освоением учебного материала только накапливаются.

Игра помогает младшим школьникам
освоить такой сложный предмет, как английский язык. Существует множество игр, предназначенных
для обучения английскому языку как иностранному на начальном этапе. Практически
все УМК по английскому языку, по которым занимаются сейчас школьники, содержат задания
с элементами игры.

Существует большое количество
дидактических игр, разработанных носителями английского языка. так, очень интересная
коллекция игр есть на сайте Британского совета — https://learnenglishkids.britishcouncil.org/ru/games.
Среди них можно найти и грамматические игры. Таким образом, можно видеть, что игровые
технологии применяются в обучении английской грамматике. Однако, в УМК не очень
много именно грамматических игр, а применение игр, взятых из интернет-ресурсов и
прочих источников, требует методической подготовки. На наш взгляд, имеет место противоречие: между потребностью в игре
при обучении грамматике английского языка младших школьников, наличием большого
количества ресурсов, с одной стороны, и недостаточностью методического сопровождения,
с другой стороны. Все вышесказанное свидетельствует об актуальности темы нашего
исследования.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Проблема формирования грамматических
навыков у учащихся начальной школы остается актуальной и на сегодняшний день. Это
связано с тем, что грамматике уделяется огромная роль при формировании коммуникативной
компетенции. Ни один из видов речевой деятельности невозможен без знания грамматики.
Посредством формирования грамматических навыков происходит обучение не только распознаванию
грамматических форм в устной и письменной речи, но и правильному оформлению высказываний.

Грамматический навык – синтезированное
действие, совершаемое в навыковых параметрах и обеспечивающее адекватное морфолого-синтаксическое
оформление речевой единицы любого уровня в речи. Грамматических навыков достаточно
много, и они требуют к себе комплексного подхода.

Младший школьный возраст является
этапом существенных изменений в психическом развитии. В младшем школьном возрасте
происходит постепенная смена ведущей деятельности, переход от игровой деятельности
к учебной. При этом игра сохраняет свою ведущую роль, и с помощью игры осуществляется
включение в учебную деятельность. Необходимо создание оптимальных условий для раскрытия
и реализации потенциальных возможностей младших школьников с учетом индивидуальных
особенностей каждого ребенка.

Формирование
грамматического навыка проходит поэтапно: 1-й этап – ознакомление и первичное закрепление
грамматического материала; 2-й этап – тренировка, направленная на отработку, закрепление;
3-й этап – практическое применение. Каждый из этих этапов имеет свои задачи, при
выполнении которых формируется грамматический навык.

Задача педагога подобрать
наиболее эффективные методы обучения грамматике иностранного языка, грамотно проанализировав
потребности обучающихся и особенности преподаваемого материала, а также сохранить
баланс между принципом коммуникативности и качественной отработкой грамматического
явления. Среди таких методов мы выделяем игровой метод.

Дидактическая игра – это организованный
вид деятельности, который требует умственной нагрузки. Игра – это прежде всего увлекательное
занятие, которое может заинтересовать и учащихся, и учителя. В обучении иностранному
языку дидактическим играм отводится важная роль. Дидактические игры способствуют
формированию как языковых навыков, так и речевых умений. Данные игры помогают сделать
урок более интересным и увлекательным, поддержать внимание учащихся. Дидактическая
игра представляет собой сложное педагогическое явление: она является и игровым методом
обучения, и формой обучения, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.
В процессе обучения игры способствуют формированию социальных качеств и нравственному
самосознанию, стимулированию самостоятельности и творческой активности обучающихся.

В практической части исследования
был проведен анализ учебно-методического комплекса «Rainbow English» по английскому
языку для начальных классов на предмет наличия игровых упражнений и заданий, которые
способны реализовать принципы обучения в процессе игровой деятельности при формировании
грамматических навыков. Под заданием мы понимаем письменную или устную инструкцию
по работе с учебными материалами, под упражнением – структурную единицу организации
учебного материала, используемого в учебном процессе. Упражнение как структурная
единица методической организации материала уже, чем задание. Мы выяснили, что игровых
упражнений и заданий для формирования грамматических навыков недостаточно.

Нами был разработан комплекс
упражнений и заданий для формирования грамматических навыков в 4 классе средней
общеобразовательной школы с применением игровых технологий. Однако аналогичные упражнения
и задания можно применять и в других классах начальной школы.

В комплекс вошли упражнения,
которые можно использовать на всех этапах формирования грамматических навыков. Кроме того, они отличаются разнообразием, что позволяет
удерживать интерес учащихся к этому виду деятельности на высоком уровне. В разработанный
нами комплекс включены игры разных видов:

· сортировочные, направленные на сортировку/категоризацию
предметов в соответствии с заданным признаком;

· «Информационный разрыв», когда учащиеся владеют
лишь частью информации, но в результате речевого взаимодействия им удается получить
более полный объем сведений;

· «Угадайка»;

· поиск и обмен информацией;

· игры-головоломки, направленные на подбор соответствий
или на выстраивание информации в нужной последовательности;

· игры на сопоставление названий с изображениями,
ситуациями и т.д.;

· настольные с карточками;

· ролевые, приближающие к ситуациям из реальной
жизни.

 

Фрагмент текста работы:

 

Понятие
«грамматический навык». Проблемы формирования грамматических навыков при изучении
иностранного языка В научных и научно-методических
публикациях по теме нашего исследования одним из ключевых понятий является понятие
«грамматический навык». Существует множество определений данного понятия. Мы будем
придерживаться следующего определения: грамматический навык – автоматизированный
компонент сознательно выполняемой речевой деятельности, обеспечивающий правильное
(безошибочное) употребление грамматической формы в речи.

Владение грамматическим
навыком означает способность производить «синтезированное действие по выбору модели,
адекватной речевой задаче в данной ситуации, и правильное оформление речевой единицы
любого уровня, совершаемое в параметрах навыков и служащее одним из условий выполнения
речевой деятельности» [26, с. 24].

Ни одно речевое общение
не обходится без грамматики. Невозможно отрывать грамматику от речи, без грамматики
не имеет смысла овладение какой-либо формой речи, потому что грамматика наряду со
словарным и фонетическим составом представляет собой материальную основу речи. Грамматике
принадлежит организующая роль. В обучении иноязычному общению грамматика занимает
важное место. Она является своего рода фундаментом, на котором базируется лексика.
Обучение грамматике и правильному оформлению высказывания, а также распознавание
грамматических форм в речи и письме происходит посредством формирования грамматических
навыков.

Обучение грамматике имеет
те же цели и задачи, что обучение иностранному языку в целом — развить у учащихся
практические умения во всех основных видах речевой деятельности. Основная задача
обучения грамматике состоит в формировании у учащихся грамматических навыков во
всех видах речевой деятельности в пределах определенного программами грамматического
минимума.

Коммуникативная цель
обучения грамматике позволяет сформулировать основное требование к объему грамматического
материала, подлежащего усвоению обучающимися: он должен быть достаточным для пользования
языком как средством общения в заданных программой пределах и реальным для усвоения
его в данных условиях.

Существует два вида грамматики:
активная и пассивная. Активная и пассивная грамматики различаются не только по характеру
использования приобретенных знаний в речевой деятельности, но и по составу. Активная
при описании языковых явлений идет от смысла к форме, при составлении грамматического
минимума можно строго ограничить материал, отобрав самые употребительные способы
смысловых отношений и исключив синонимические. Пассивная служит для анализа грамматического
оформления слов и понимания на основе этого анализа смысла сказанного или написанного;
при отборе пассивного грамматического материала принцип исключения синонимических
конструкций не может быть использован.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы