Часть дипломной работы Педагогика/Психология Педагогика

Часть дипломной работы на тему Применение игровых технологий при обучении говорению в начальной школе

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!
 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 2. Экспериментальная работа по обучению говорению младших школьников
2.1. Организация и методика исследования

В исследовании приняли участие 20 детей младшего школьного возраста, средний возраст которых – 9-10 лет, учащиеся 4-го класса.
Младшие школьники были разделены на 2 группы:
– экспериментальная группа – 10 младших школьников;
– контрольная группа – 10 младших школьников.
База исследования: ____________________________________________.
Цель исследования состоит в экспериментальном исследовании использования игровых технологий на уроках английского языка в начальной школе при обучении говорению.
Задачами данного исследования, способствующими достижению поставленной цели, являются следующие:
− анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования;
−выбор критериев оценки навыков иноязычного говорения у учащихся младшего школьного возраста;
− проведение исследования уровня развития навыков говорения учащихся и анализ результатов исследования;
− разработка и апробация системы работы по обучению говорению младших школьников через использование игровых технологий.
Данное исследование проводилось в три этапа (Рисунок 1):

Рисунок 1. Этапы исследования

Итак, на первом констатирующем этапе исследования предполагался отбор диагностических методик и выявление уровней сформированности навыков говорения у испытуемых.
На данном этапе была создана выборка исследования, проанализированы источники литературы относительно данной проблемы, отобраны диагностические методы и методики, разработаны критерии оценки навыков говорения учащихся.
На втором – формирующем – этапе предполагается разработка и апробация системы упражнений с использованием игровых технологий на уроках иностранного языка в начальной школе для повышения эффективности процесса обучения, а также на формирования навыков говорения у обучающихся.
На данном этапе работы нами были применены методы анализа, синтеза и обобщения методической литературы относительно проблемы повышения уровня знаний и формирования навыков говорения у учащихся 4-х классов на уроках английского языка. Были определены самые оптимальные и эффективные методы и приемы достижения цели данного этапа.
На третьем – контрольном – этапе предполагалось повторное исследование уровней сформированности навыков говорения у учащихся и сравнение результатов с результатами констатирующего этапа исследования.
На данном этапе были использованы те же методы и методики диагностики, что и на этапе констатации.
Подробнее информация об участниках экспериментального исследования представлена в Таблице 1.

Таблица 1
Характеристика выборки исследования
Экспериментальная группа Контрольная группа
Испытуемый Пол Возраст Испытуемый Пол Возраст
1 Ж 9 1 Ж 10
2 М 9 2 М 9
3 Ж 10 3 М 10
4 М 9 4 М 9
5 Ж 10 5 Ж 10
6 М 9 6 М 9
7 М 10 7 Ж 9
8 Ж 10 8 Ж 10
9 М 9 9 М 10
10 Ж 9 10 Ж 9

Основными методами экспериментального исследования были определены наблюдение и беседа. Наблюдение проводилось за детьми в классе во время уроков английского языка. Беседа носила индивидуальный характер.
Основной целью I этапа эксперимента было изучение особенностей уровня сформированности навыков говорения у детей младшего школьного возраста. При их отборе предусматривалось наличие коммуникативной задачи для испытуемого, обеспечение естественных для общения условий, соответствие заданий возрастным особенностям и интересам школьников.
Первая серия заданий предусматривала установление контакта с каждым ребенком, создание атмосферы дружеского общения. Экспериментатор посредством непринужденной беседы выяснял способы младших школьников вступать в разговор с незнакомым человеком, поддерживать его на элементарном уровне, давая ответы на вопросы.
Проведенная беседа носила индивидуальный характер. Экспериментатор беседовал каждым ребенком отдельно для чистоты эксперимента, чтобы учащимся не подсказывали одноклассники и не сбивали их.
Тестирование навыков умения говорения у младших школьников осуществлялось с учетом следующих критериев:
− беглость речи;
− грамматическая правильность;
− произношение;
− использование активной лексики.
Критерии оценки умений говорения имеют бальную систему. Каждый критерий оценивается по 5-тибальной системе. Высшая оценка выполнения всех заданий равнялась 20 баллам.
На основе выделенных критериев определялся уровня развития навыков говорения у младших школьников:
Высокий уровень: учащиеся способны к беглым спонтанным высказываниям в соответствии с принципами устной речи, владеют различными языковыми средствами; речь грамматически правильная, отсутствуют аграмматизмы; нет ошибок в произношении; правильно и точно используют лексику; речи детей с высоким уровнем свойственны полное, самостоятельное, логическое изложение материала, точность, полнота использования лексики, наличие правильно оформленных простых распространённых и сложных предложений, интонационная выразительность.
Средний уровень: учащиеся способны к беглым спонтанным высказываниям в соответствии с принципами устной речи, однако иногда возникают трудности в подборе языковых средств; в основном речь грамматически правильная, встречаются единичные аграмматизмы и единичные ошибки в произношении; в использовании активной лексики также присутствуют отдельные неточности; у учащихся отмечается незначительная помощь в виде подсказок.
Низкий уровень: беглость речи не сформирована; речь грамматически неправильная; дети не умеют использовать в речи активную лексику; отмечаются нарушение в структурировании текста, необходимость помощи со стороны экспериментатора, бедность, неточность лексики, грубые аграмматизмы.
Рассмотрим тестовые задания для младших школьников для определения уровня развития навыков говорения (Таблица 2).

Таблица 2
Тестовые задания
Критерий Задание
Беглость речи − Tell us about your family.
Грамматическая правильность − Working in pairs, create a dialogue and play it in roles.
Произношение − Look at the picture and tell what is drawn on it.
Использование активной лексики

Иноязычная деятельность как новый способ общения младшего школьника требует создания положительной мотивации, которая является одним из важнейших психологических факторов успешности изучения иностранного языка и ключевым вопросом организации нашего исследования. Мотивация может быть определена как некий толчок, который заставляет учеников принять меры для достижения чего-то.
Учитывая возрастные особенности младших школьников, мотивация является наиболее важным элементом, так как, в отличие от взрослых или учеников средней школы, которые имеют некоторую степень мотивации (например, нужно сдать экзамен, надежда на материальное вознаграждение, или возможность будущего путешествия и т.д. – это вид внешней мотивации, связанной с факторами за пределами классной комнаты), ученики начальной школы ее не имеют, и поэтому необходимо повышать мотивацию в классе. Поэтому перед беседой в классе мы применяли различные игровые задания и упражнения.
Описание игр приведено в Таблице 3.

Таблица 3
Используемые игровые упражнения для активизации фонетических и лексических умений
Игра Цель Описание
Игра «Аукцион» Цель: тренировать учащихся в восприятии звуков на слух. Младшие школьники очень любят играть в магазин, поэтому для развития фонематического слуха уместно провести с ними «распродажу».
Учитель готовит карточки с рисунками предметов, названия которых известны учащимся, и раскладывает все эти карточки рисунками вверх. Ученики садятся или становятся вокруг стола. Учитель произносит звук или звукосочетание, а ученики должны быстро отыскать на столе рисунок предмета, название которого начинается с этого звука (звукосочетания). Тот, кто быстрее возьмет карточку, считается самым расторопным покупателем. Затем учитель называет другой звук, и игра продолжается. Побеждает тот, кто «купил» наибольшее количество вещей.
Игра «Скажи следующее слово» Цель: усвоение и повторение названий дней недели, месяцев, дат, числительных. Учитель называет день недели, месяц, дату или числительное.
Ученики по очереди быстро называют следующий день, месяц, дату или числительное. За каждое правильное слово ученик получает очко.
Эту игру можно проводить как командную или личное первенство.
Игра «Подбери антоним» Цель: расширение словарного запаса учащихся. Перед началом игры учитель объясняет ученикам, что антонимы – это противоположные по значению слова. Игру можно проводить с мячом. Учитель бросает ученику мяч, называя определенное слово, а ученик должен вернуть мяч, подобрав к нему антоним. Такую же игру можно проводить на подбор синонимов или рифм.

Таким образом, активизировав изученный лексический материал, ученики смогут разговаривать на английском языке в вести беседу. Общение это будет приятным, веселым и полезным. Такие игровые приемы побуждают детей не только к беседе, но и к дальнейшему изучению и совершенствованию приобретенных знаний.
Как видим, использование игр перед началом констатации уровня сформированности навыков говорения значительно разнообразит коммуникативную деятельность, способствует возникновению у учащихся потребности осуществлять речевые действия. Игры успешно используются как на этапе презентации и тренировки, чтобы обеспечить определенный уровень релаксации во время многократного повторения речевых образцов, так и на этапе употребление усвоенного языкового материала.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!
 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1 Теоретические основы применения игровых технологий в обучении говорению в начальной школе
1.1 Игровые технологии: понятие, виды, особенности применения

Игровые технологии представляют собой одну из форм педагогических технологий. Вопрос оптимального включения игровых технологий в образовательную деятельность изучается исследователями достаточно давно. Созданием концепции игры, описанием ее социального происхождения, роли в формировании психических процессов и личности ученика в отечественной педагогике занимались Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.
Анализ философской, культурологической, психолого-педагогической литературы демонстрирует, что в современном научном сообществе не сформировалось целостного, единого представления об игре, создано несколько теорий в отношении нее в различных научных направлениях. В философии и культурологии игра интерпретируется как способ бытия человека, средство постижения окружающего мира, изучаются аксиологические основания игры и этнокультурная ценность игрового феномена. В педагогической науке феномен игры трактуется как метод организации воспитания и обучения, как структурный элемент педагогической культуры, анализируются типы и методы оптимизации игровой деятельности современного поколения. В психологии игра интерпретируется как способ мобилизации психической деятельности, метод диагностики, коррекции и адаптации в реальным условиям жизнедеятельности, изучаются социальные эмоции, которые возникают в процессе игровой деятельности.
Одним из первых обратил внимание на феномен игры Ф. Шиллер. Он воспринимал игру в качестве одного из наиболее эффективных методов выработки мировоззрения человека. Шиллер придерживался мнения, что человек в игре и с помощью игры создает себя и мир, в котором существует, что человеком можно стать, только играя. Г. Спенсер особый акцент делала на упражняющей функции игры. Важность игры в качестве источника культуры обозначал нидерландский историк культуры Й. Хейзинга. Согласно его представлениям, человеческая культура формируется и развертывается в игре и как игра [1].
Огромное значение в создании научной концепции и объяснении явления игры имеют исследования таких зарубежных философов, как Э. Берн, Р. Винклер, Г-Х. Гадамер, Ж.-П. Сартр, З. Фрейд. В отечественной науке концепция игры на основе анализа ее социального происхождения, внутренней организации и роли в психическом развитии субъекта создавалась Л.С. Выготским, Н.Я. Михайленко, А. Н. Леонтьевым, Д.Б. Элькониным и др. Педагогику игры, место игры в педагогическом процессе, строение игровой деятельности руководство игрой разрабатывали Н.А. Аникеева, Н.Н. Богомолова, В.Д. Пономарев, С.А. Смирнов, С.А. Шмаков и др.
Д.Б. Эльконин, изучая особенности игры, указывает на то, что игра – это такая деятельность, в которой воспроизводятся социальные взаимодействия между субъектами за пределами контекста непосредственно утилитарной деятельности. Согласно представлениям Д.Б. Эльконина, основными составляющими игры следует считать:
— роли, которые берут на себя играющие;
— сюжет, отношения, которые транслируются в игре и заимствуются из жизни взрослых, воспроизводятся играющими;
— правила игры, которые соблюдают ее участники.
Если анализировать игру с позиции ее деятельностной природы, то в ее структуру естественным образом будут включены целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность реализует себя полностью как субъект. В структуре игры как процесса можно выделить роли, принятые на себя ее участниками; игровые действия как способ передачи смысла выполняемой роли; замещение реальных предметов игровыми; реальные отношения между играющими; сюжет (содержание) – направление реальности, условно развертываемое в игре.
С. А. Шмаков дифференцирует несколько параметров, типичных для преобладающего количества игр:
— свободная развивающая деятельность, реализуемая в соответствии с желаниями субъекта, для достижения удовольствия непосредственно от игрового процесса, а не только ее результат («процедурное удовольствие»);
— творческий, в преобладающей степени импровизационный, активный характер этой деятельности («поле творчества»);
— эмоционально положительная направленность деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция («эмоциональное напряжение»);
— присутствие прямых или косвенных правил, описывающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития [1].
Многие исследователи игры (Ю.М. Лотман, С.Л. Рубинштейн, Д.Э. Эльконин и др.) указывают на одну из наиболее важных характеристик игры, а именно, ее амбивалентность, т.е. игра подразумевает осуществление параллельно реального и условного поведения, однако при этом выделяется тот факт, что воображаемы только условия, в которые «человек играющий» себя условно помещает, эмоции, которые он в данных воображаемых условиях переживает, являются истинными. Условность игрового взаимодействия активизирует потенциал личности, стимулирует раскрытие творческих возможностей и способностей человека, мотивирует его на поиск новых, ранее недоступных или незнакомых методов преодоления игровых (жизненных) трудностей, выполняя определенные правила и нормы поведения и отношений [1] .
С точки зрения Д. Н. Узнадзе игра представляет собой форму психогенного поведения, т. е. внутренне присущего, имманентного личности. Игру как пространство «внутренней социализации» ребенка и средство усвоения социальных установок представлял себе Л.С. Выготский [8]. Своеобразное понимание данного феномена продемонстрировал А. Н. Леонтьев: он представлял игру как свободу личности в воображении, «иллюзорная реализация нереализуемых интересов». В качестве одного из максимально полных определений игры можно привести определение В. С. Кукушина. Он считает, что игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складываются и совершенствуется самоуправление поведением.
Важность игровой технологии не ограничивается исключительно развлекательно-рекреативным направлением. В этом и заключается ее уникальность, что, по сути, представляя собой развлечение, досуг, она имеет потенциал для преобразования в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде, воспитании. В современной школе, которая делает упор на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая технология может быть применена в следующих условиях:
— в форме самостоятельных технологий для овладения новыми понятиями, темами и даже блоками программы;
— как элементы (в некоторых случаях очень значимые) более широкой технологии;
-в качестве технологии занятия или его фрагмента (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
— как технология внеклассной работы.
Понятие «игровые технологии» содержит в себе достаточно большую группу средств организации образовательной деятельности в виде разнообразных педагогических игр. По сравнению с играми вообще, педагогическая игра обладает значимой характеристикой – четко сформулированной целью обучения и предполагаемым педагогическим результатом, которые имеют определенную аргументацию, могут быть дифференцированы в явном виде и имеют учебно-познавательный характер. Игровая форма занятий формируется на уроках за счет использования игровых приемов и ситуаций, имеющих значение средства мотивирования, стимулирования к учебной деятельности.
Деятельность учащихся необходимо основывать на творческом применении игры и игровых действий в учебно-воспитательном процессе с младшими школьниками, что максимально соответствует возрастным особенностям развития данной группы учащихся. Применение игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий осуществляет в соответствии с несколькими центральными направлениями: дидактическая цель определяется для школьников в виде игровой задачи; учебная деятельность предполагает соблюдение правил игры; учебный материал имеет значение ее средства, в учебной деятельности содержится компонент соревновательности, который позволяет преобразовать обучающий характер в игровой; эффективное осуществление игровой задачи соотносится с игровым результатом [6].
При введении игровых технологий в образовательную деятельность следует обеспечить ряд условий:
1) игру следует подбирать на основании учебных, воспитательных развивающих задач, решаемых на уроке;
2) суть и содержание игры должны быть понятными представителям конкретной возрастной категории;
3) игровые технологии следует использовать в ограниченном (оптимальном) объеме.
Исследователи обозначают несколько вариантов организации урока, в рамках которого будут применены игровые технологии:
1) ролевые игры на уроке;
2) игровое проектирование образовательной деятельности с применением игровых форм работы (урок — соревнование, урок — конкурс, урок — путешествие, урок — КВН);
3) игровое проектирование образовательного процесса с использованием заданий, характерных для учебной деятельности;
4) включение игровых заданий в конкретный этап урока (начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного);
5) различные варианты внеурочной организации деятельности (КВН, экскурсии, вечера, олимпиады и т. п.), в которых могут принимать участие одновременно представители нескольких классов одной параллели.
Игровые технологии имеют большое значение для осуществления учебно-воспитательной деятельности по той причине, что не только способствуют развитию когнитивной сферы и активизации деятельности учащихся, но и реализуют несколько других функций:
1) правильно организованная с опорой на особенности осваиваемого содержания игра позволяет развивать память, содействует школьникам в формировании и совершенствовании речевых умений и навыков;
2) игра активизирует интеллектуальные процессы обучающихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;
3) игра – одно из средств, позволяющих справиться с пассивностью обучающихся.
В многочисленных литературных источниках приводятся разнообразные классификации игр. Основания для данных классификация многообразны. Трудности классификации игр обусловлены тем, что они, ка и все остальные феномены культуры, подвержены мощному воздействию исторического процесса любой новой формации, идеологии разных социальных групп.
Таким образом, игра – исторически обусловленный, естественный элемент культуры, представляющий собой вид произвольной деятельности индивида. В игре происходит воспроизводство и обогащение социального опыта предшествующих поколений, освоение норм и правил человеческой жизнедеятельности через добровольное принятие игровой роли, виртуальное моделирование игрового пространства, условий своего собственного бытия в мире. То есть игра является одним из способов освоения человеком мира и отношений в нем, способом самоутверждения человека, состоящим в произвольном конструировании действительности в условном плане. В качестве средства, метода и технологии обучения разнообразные игры широко используются в педагогическом процессе.
По мнению А.В. Конышевой, понятие игры по-новому осмысливается в практике обучения, как серьезная категория, требующая особого внимания. Данный автор считает использование игровых форм обучения способным сделать учебно-воспитательный процесс более содержательным и качественным. Ей были рассмотрены принципы организации учебной деятельности по иностранному языку с использованием игрового метода обучения, проанализированы возможности использования ролевой игры и приема драматизации [1]. Об игровых методах обучения в своих исследованиях говорят Г.К. Селевко и М. Новиков. Они указывают на их высокий эффект при усвоении материала, поскольку достигается существенное приближение учебного материала к конкретной практической или профессиональной деятельности. При этом значительно усиливаются мотивация и активность обучения [8].
В. С. Селиванов, разделяет игры, используемые с педагогическими целями, на воспитательные и дидактические.
Дидактические игры, как правило, применяются для выработки конкретных умений и навыков, которые имеют большое значение для практической деятельности, и на основе которых активно совершенствуются универсальные учебные действия, а также осуществляется обогащение объема имеющихся знаний и активизация познавательной деятельности. С помощью дидактической игры также может быть достигнуто совершенствование интеллектуальных процессов субъекта. Кроме выделенных аспектов, следует отметить тот факт, что дидактические игры содействуют в выработке внутренней мотивации к освоению иностранного языка, содействуя формированию желания и интереса к коммуникации с помощью иностранного языка не только на уроках, но и за пределами учебной деятельности и школы. Так как использование дидактических игр на уроках позволяет обеспечить благоприятный эмоциональный фон, то все субъекты образовательной деятельности активно участвуют в ней [4].
Дидактические игры – это игры, проводимые в учебных целях, главными из которых являются формирование речевых навыков и умении, повышение мотивации к изучению языка, заучивание готовых фраз и ситуационных клише. В дидактических играх цели обучения достигаются через решение игровых задач [5].
Дидактические игры способствуют выполнению важных методических задач:
— созданию психологической готовности детей к речевому общению;
— обеспечению естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала.
Будучи сложным явлением, дидактическая игра должна иметь четкую структуру, под которой понимается наличие основных элементов, характеризующих ее одновременно и как форму обучения и как игровую деятельность. В таких играх дидактические задачи оказываются тесно связаны с игровыми. Недаром альтернативное название дидактической игры – обучающая игра. Учитывая вышеизложенные элементы игры, можно выделить следующие структурные компоненты, входящие в неё: педагогические и игровые цели; содержание; сюжет (сценарий); правила; средства; игровые действия; оценка; результат.
Цели игры – это подсистема, состоящая из взаимосвязанных и взаимообусловленных целей педагога и учащихся, учебных и игровых целей. Цели игры – системообразующие компоненты, которые обеспечиваются соответствующими мотивами. В дидактической игре можно обнаружить сложное переплетение различных видов мотивации: результативная и процессуальная, коллективная и индивидуальная, мотивация достижения и познавательная мотивация. В систему целей игры входят и личные цели игроков. Во время игры школьник не столько думает о получении новых знаний и умений, сколько наслаждается самим процессом. То есть его цель – это игра ради игры, и её достижение – лишь приятный бонус к удовольствию от деятельности. Данная особенность игры обеспечивает ощущение легкости [9].
Содержание дидактической игры основывается на содержании процесса обучения и направлено на познание учеником окружающего мира, на овладение отдельными способами учебно-познавательных действий в соответствии с учебной задачей, а также на формирование ценностных отношений к миру. Иными словами, содержание дидактической игры — это знания, умения, отношения, взгляды и убеждения.
Сюжет (сценарий) игры. Является подробным описанием последовательности действий, предусмотренных содержанием. Так же в нем может содержаться описание проблемы. Правила игры — это положения, отражающие требования педагога, которые в свою очередь устанавливают логический порядок игры, ее нравственный и эстетический кодекс. Средства игры — к ним относятся то, чем пользуются учитель и учащиеся в процессе игры, например игровые аксессуары, такие как костюмы, а также разнообразные атрибуты, игровая символика и даже все возможные поощрения — награждения (медали, грамоты и т. д.). Все вышеперечисленное помогает поддержать интерес школьников, их эмоциональный отклик, стимулируют самостоятельную творческую деятельность, обеспечивают более полное погружение в изучаемый материал [4].
Игровые действия. Просчитать заранее действия игроков не представляется возможным, как и определить алгоритмы поведения участников. Поскольку они не заданы жесткими правилами. Это и дает волю их творческим способностям. Игроки раскрепощены и не боятся делать ошибки. Чтобы не ограничивать свободу самовыражения детей, педагогу не следует вмешиваться в процесс игры без особой нужды и принуждать учеников даже в скрытой форме. То, что действительно необходимо, так это вдохновлять участников игры на действия. Оценка. В предыдущем пункте нами были затронуты самоконтроль и самоанализ, которые оказываются тесно связанными с самооценкой. В процессе игры ребенок невольно оценивает свои действия и достигнутые им результаты. Так случается, что оценка ребёнка и его самооценка часто не совпадают. Оценка является неотъемлемым компонентом дидактической игры, ведь это она показывает ребенку его сильные и слабые стороны, достижения и недоработки, продвижения в дисциплине, разделе и теме. Для того что бы обеспечить все это необходимо четко определить, что и как будет оцениваться, прописать критерии.
Результат игры — к ним можно отнести новые знания и умения, оценочные отношения и прочее. Результат — это определенный итог, достижения, достигнутые при выполнении учебной задачи. Необходимо уметь отличать результат игры от ее игрового результата, так называемого выигрыша. Не зря говорится «главное не победа, а участие» и это выражение как нельзя лучше подходит в ситуации с дидактическими играми. Важно похвалить даже тех, кто проиграл, акцентировать внимание на положительных моментах, отмечая успехи детей [3]. Чтобы получить эффективный результат в области лексических навыков, важно систематически и целенаправленно уделять внимание этой сфере обучения, применяя игру, как для введения, так и для закрепления лексики. Также хорошо поможет в достижении цели создание ситуаций, позволяющих школьнику применять и развивать свои лексические навыки [2]. Дидактическая игра исполняет очень много функций в процессе становления ребенка как личности и обучающегося, упрощает образовательный процесс, упрощает усвоение накапливающегося с каждым годом материал и неназойливо развивает важные свойства коммуникативной компетенции.
С точки зрения психологов, именно в игре ребенок получает первый опыт социального взаимодействия, в процессе которого он начинает понимать, что осуществление игры не может состояться без соблюдения правил, без сопереживания друг другу. Общаясь, дети начинают использовать в непосредственном взаимодействии сформированные правила и алгоритмы поведения в отношениях с окружающими, адаптируя их под конкретные обстоятельства.
Использование игровых технологий в освоении иностранного языка может интерпретироваться как ситуативно-вариативное упражнение, где предоставляется возможность много раз воспроизвести определенный речевой алгоритм, в условиях максимально приближенных к реальному коммуникации с характерными для нее проявлениями: целенаправленностью, спонтанностью, эмоциональностью речевого воздействия.
Игры содействуют в достижении следующих методических целей:
– выработка психологической готовности детей к вербальной коммуникации;
– формирование естественной потребности в множественном воспроизведении языкового материала;
– упражнение в выборе требуемого речевого эталона, что представляет собой подготовку к ситуативной спонтанной речи.
Главный смысл заключается в том, что игра должна естественным образом совмещаться с напряженным, серьёзным трудом, содействовать в мобилизации интеллектуального потенциала и не препятствовать образовательному процессу. На основе анализа исследований методистов и педагогов можно дифференцировать следующие критерии продуктивного использования игровых технологий в образовательной деятельности:
– присутствие у педагога представлений об организации и реализации учебных игр;
– умение фокусировать внимание школьников на обстоятельствах из жизни, которые выполняют роль сюжета для игры;
– использование непрямых способов управления игрой, которые активизируют психическую деятельность обучающихся, их опыт, а также выработку игровых имитаций;
– умение войти в игру на основных или вспомогательных ролях;
– руководство игровым взаимодействием, преодоление конфликтов, вовлечение в игру малоактивных, стеснительных детей;
– оптимальное совмещение обучения и занимательности, что дает возможность с интересом выполнять сложные учебные задания;
– обеспечение условий взаимопонимания, уважения, сопереживания и доверия;
– вовлечение обучающихся в обсуждение игры и оценку действий в ней.
Для использования всех игр в освоении иностранного языка является типичной общая структура учебного процесса, предполагающая ряд этапов:
1) Направленность: педагог обозначает тему, характеризует игру, обозначает общее направление ее протекания и правил.
2) Подготовка к проведению: ознакомление со сценарием, распределение ролей, подготовка к их исполнению, обеспечение процедур управления игрой.
3) Проведение игры: педагог контролирует игровой процесс, осуществляет требуемую помощь, отслеживает последовательность действий, фиксирует результаты.
4) Обсуждение игры: рассматривается реализация действий, представление участников о них, анализ положительных и отрицательных аспектов игрового процесса, обсуждение вероятных стратегий совершенствования игры, в том числе преобразование ее правил.
Применение игровых технологий при освоении иностранного языка предполагает соблюдение ряда требований:
– игра должна быть образцом творчества, а не механического подражания;
– педагог демонстрирует оригинальный образец иностранной речи, мотивирующий обучающихся быть оригинальными и самостоятельными;
– в игре не применяется оценивание, ошибка в речевом действии должна стать причиной проигрыша;
– описание игры следует выполнять на родном языке;
– игра должна активизировать потребность как можно быстрее стать участником игры.
Именно в игре формируется естественная потребность многократного повторения языкового материала, а также тренировка учеников в выборе нужного речевого образца, что является подготовкой к ситуативной речи. Опираясь на характеристики возрастного развития обучающихся и дидактический потенциал игры, целесообразно использовать компоненты игровых технологий на каждом уроке в качестве средства развития навыков использования лексических единиц и грамматических структур, чтения и письма. Тем не менее, следует понимать, что за игрой стоит учебный процесс. Главным критерием, которому должно соответствовать применение игр, является логическое продолжение учебно-воспитательного процесса. Если компоненты игровых технологий будут использоваться взаимосвязано с традиционными элементами урока при обучении школьников, тоудастся выработать оптимальный подход к организации процесса обучения иностранному языку.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы