Часть дипломной работы на тему Приёмы обучения математическому языку младших школьников (за основу первоклассники)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРИЁМОВ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОМУ ЯЗЫКУ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Психологические аспекты овладения математическим языком
Математический язык – это уникальный, многогранный и в то же время простой язык, который состоит из математических терминов, чисел, букв, формул и различных выражений. Как и любой другой язык, он является средством общения, благодаря которому мы можем передать информацию, описать то или иное явление, закон или свойство.
А.А. Леонтьев говорил о том, что функции не имеют в языке закрепленных за ними и присущих им элементов, они включены в одно единство, внутри которого друг друга определяют и опосредуют [29].
1. Коммуникативная функция. По своей сути она является функцией регуляции поведения. В речевой деятельности выступает в одном из трех вариантов:
1) Индивидуально-регулятивная – избирательное воздействие на одного или нескольких человек.
2) Коллективно-регулятивная – она проявляется в условиях массовой коммуникации, рассчитана на большую и не дифференцированную аудиторию.
3) Саморегулятивная – планирование собственного поведения.
2. Мыслительная функция. Мышление здесь понимается не только как собственно мышление, но и как другие виды интеллектуальной деятельности. Более точно будет говорить в этом контексте о языке, как об орудии интеллектуальной деятельности в общем.
3. Функция овладение общественно-историческим опытом. Для осуществления интеллектуальной деятельности необходим определенный запас знаний, который человек усваивает посредством языка.
4. Форма существования общественно-исторического опыта. Важно отметить, что не только язык является таковой формой, но еще и мышление.
5. Национально-культурная функция. Ее суть заключена в отражении реалий, особенностей и традиций, то есть общественно-исторического опыта, разных народов.
6. Функция орудия познания. Новые знания об окружающей действительности мы можем получать через теоретическую деятельность при помощи речевой. Эту функцию стоит отличать от мыслительной функции, потому что не всегда результат, являющийся новым для отдельного носителя языка, будет новым для всего коллектива [28].
Т.Л. Фокина выделяет шесть функций языка, присущих шести элементам речевой коммуникации:
1. Эмотивная или экспрессивная. Эта функция связана с эмоциями человека, с его умением переживать и сочувствовать. В конкретной коммуникативной ситуации адресат выражает отношение к тому, о чем он сообщает.
2. Коннотативная функция или функция усвоения. Выражается в установке на адресанта, т.е. стремление повлиять на собеседника, сформировать определенное отношение к чему-либо.
3. Референтивная или коммуникативная функция. Ориентируется на контекст и отсылает к предмету, о котором идет речь.
4. Фактическая функция. Отвечает за установление контакта, умение вести и оканчивать беседу.
5. Метаязыковая функция (толкование). Связана с трудностями в общении, непонимании отдельных слов. В этом случае возможен комментарий или пояснение непонятного слова.
6. Поэтическая или эстетическая функция. Важная функция в создании искусства. Большое внимание уделяется самому сообщению. В речь привносится нечто не присущее повседневной речи, что делает ее яркой, новой и, возможно, непредсказуемой [38].
Именно в младшем школьном возрасте необходимо начинать формирование основы математического языка. Он обладает рядом качеств:
• Точность – умение четко и ясно мыслить, знание предмета речи и законов русского языка.
• Понятность – умение сформулировать и выразить свою мысль так, чтобы собеседник смог ее понять, выразить свое отношение; ограничение использования слов, находящихся на периферии словарного состава языка. • Чистота речи – отсутствие в ней лишних слов, слов — «сорняков», слов — «паразитов».
• Богатство и разнообразие – уровень словарного запаса, его смысловая насыщенность.
• Выразительность – употребление в речи средств выразительности, фольклорных элементов.
• Правильность – соблюдение правил и норм русского языка [20].
Математическая речь же в его понимании это есть употребление математического языка.
В целом, говоря о речи, ее функциях и качествах, мы говорим о речевой деятельности. А.А. Леонтьев определяет речевую деятельность как процесс использования языка для общения во время какой-либо другой человеческой деятельности. Речевая деятельность – это некоторая абстракция, не соотносимая непосредственно с «классическими» видами деятельности, не могущая быть сопоставленной с трудом или игрой. Она, в форме отдельных речевых действий, обслуживает все виды деятельности, входя в состав актов трудовой, игровой, познавательной деятельности. Речевая деятельность как таковая имеет место лишь тогда, когда речь, так сказать, самоценна, когда лежащий в ее основе, побуждающий ее мотив не может быть удовлетворен другим способом, кроме речевого [29]. Т.А. Казарева, опосредованного языком и обусловливаемого ситуацией общения взаимодействия людей между собой. Речевая деятельность может входить в другую, более широкую деятельность, например, общественно-производственную (трудовую), познавательную. Однако она может быть и самостоятельной деятельностью [26].