Криминология Часть дипломной работы Юриспруденция

Часть дипломной работы на тему Преступность несовершеннолетних: криминологический анализ

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Введение:

 

Человек совершает поступки, поступки делают человека. На мой взгляд, самые безрассудные поступки свойственны молодости. Именно в раннем возрасте сам человек нередко протаптывает тропинку к высокому забору с орнаментом из колючей проволоки. Не успев еще почувствовать радость жизни, он уже катается по полу в кабинете следователя, с трудом осознавая, что наступает ответственность. Не папина, не мамина, а его ответственность. Очень много случаев, когда преступления несовершеннолетних потрясают воображение окружающих. Однако, на мой взгляд, для снижения уровня преступности нашему обществу необходимо искать пути эффективной борьбы с нею.
Расследование преступлений данной категории имеет свою специфику, которая связана с возрастными психологическими особенностями личности.
Благодаря криминалистической характеристике следователь может получить информацию для формирования версий о событиях, которые расследуются в общем и конкретном его обстоятельстве.
Так, благодаря совокупности собранных типичных сведений о преступлении, мы определяем его криминалистическую характеристику.
Изучая детскую преступность, следует помнить, что главным в её криминалистической характеристике будет всегда личность преступника, что включает в себя комплекс признаков, связей, по которым она характеризуется.
Действующее законодательство выдвигает на первый план быстрое и полное раскрытие преступлений как важную и необходимую предпосылку изобличения виновных и обеспечения правильного применения закона, с тем, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден.
Большую роль в раскрытии преступлений призвано сыграть взаимодействие следователя с органом дознания. Однако мало изучена специфика этой деятельности по делам несовершеннолетних. Прежде всего возникает вопрос о том, что следует понимать под взаимодействием следователя, расследующего дела о преступлениях несовершеннолетних, с органами дознания.
Преступление раскрытым можно считать тогда, когда, во-первых, достоверно установлены обстоятельства, входящие в предмет доказывания по уголовному делу; во-вторых, правильно квалифицированы действия обвиняемого; в-третьих, при производстве досудебного следствия не допущено существенных нарушений требований уголовно-процессуального закона.
Быстрота раскрытия преступления в определенной степени обусловлена взаимодействием следователя с органом дознания с момента получения заявления или сообщения о деянии до составления обвинительного заключения; взаимодействие следователя с органом дознания — это деятельность не ситуативная, а постоянная.
Значит, к числу постоянных процессуальных полномочий следователя должны быть отнесены и полномочия по осуществлению им взаимодействия с органом дознания.
Обстоятельства, входящие в предмет доказывания по делам несовершеннолетних, имеют важное значение для характеристики взаимодействия следователя с органом дознания по этой категории уголовных дел, так как определяют специфику конечных и промежуточных целей этой деятельности и качественную определенность информации, получаемой следователем в результате взаимодействия, а также обусловливает целесообразность их конкретных форм в данной следственной ситуации.
Круг обстоятельств, подлежащих доказыванию по каждому уголовному делу, определен в законе.
К ним относятся:
1) событие преступления (время, место, способ и другие обстоятельства преступления);
2) виновность обвиняемого в совершении преступления и мотивы преступления;
3) обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственности обвиняемого, а также иные обстоятельства, характеризующие личность обвиняемого;
4) характер и размер ущерба, причиненного преступлением;
5) причины и условия, способствовавшие совершению преступления.
Действующее уголовно-процессуальное законодательство, наряду с общими нормами о предмете доказывания по уголовным делам, содержит нормы, конкретизирующие предмет доказывания по делам несовершеннолетних.
Прежде всего обращает на себя внимание то, что наиболее широкий перечень обстоятельств, подлежащих доказыванию по делам несовершеннолетних: возраст несовершеннолетнего с указанием числа, месяца, года рождения; состояние его здоровья и общего развития; характеристика его личности; условия жизни и воспитания; обстоятельства, отрицательно влиявшие на несовершеннолетнего; наличие взрослых подстрекателей и других лиц, вовлекших его в преступную деятельность.
Деятельность следственного аппарата органов внутренних дел по рас-следованию преступлений несовершеннолетних должна строиться на основе тесного взаимодействия с другими службами органов внутренних дел в течении всего следствия, с тем, чтобы был обеспечен постоянный обмен информацией между следователями и работниками оперативно-розыскных и других служб, КМДН, специальными воспитательными учреждениями, а также была осуществлена преемственность педагогического воздействия на несовершеннолетнего правонарушителя.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что, к сожалению, на протяжении нескольких десятков лет существует проблема детской преступности. Несмотря на то, что на территории России за последние 5 лет несовершеннолетняя преступность снизилась на 7%, она продолжает порождать ряд негативных тенденций, усугубляющих комплекс социальных последствий.
Объектом данного исследования выступил криминологический анализ преступности несовершеннолетних.
Предмет исследования составили нормы уголовного закона Российской Федерации характеризующие отличительные особенности преступности несовершеннолетних.
Целью данной курсовой работы является криминологический анализ преступности несовершеннолетних.
Исходя из заявленной цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить исторический аспект преступности несовершеннолетних.
2 Дать понятие и определить основные особенности преступности несовершеннолетних.
3. Дать понятие личности несовершеннолетнего преступника.
4. Охарактеризовать личность несовершеннолетнего преступника.
5.Рассмотреть основные детерминанты преступности несовершеннолетних.
6. Изучить понятие профилактики преступности несовершеннолетних и ее основные направления.
Теоретическую основу работы составили научные труды и публикации таких ученых, как: Сергеевич В.И., Рогов В.А., Павлов В.Г., Маньков А.Г., Васильев А.В., Юсупов М.Р. и другие.
Методологическая основа работы – общенаучные методы исследования, а также специальные, такие как: метод комплексного юридического анализа, системный метод, формально-юридический, сравнительно-правовой и др.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в возможности использования его основных положений и выводов как основы для более частных научных изысканий по проблемам и вопросам, затронутым в настоящей работе; в правоприменительной деятельности, а также для дальнейшего совершенствования действующего законодательства.
Структурно настоящая работа состоит из введения, трех глав, объединяющие шесть параграфов, заключения и библиографического списка.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В процессе изученной тему установлено, что несмотря на подробную регламентацию в правовом поле имеют место пробелы, порождающие некоторые проблемы в практическом применении законодательства, регулирующее преступность несовершеннолетних.
Закон устанавливает единые поводы к возбуждению всех категорий уголовных дел, в том числе и в отношении преступлений несовершеннолетних.
Отдельные элементы состава преступления в момент возбуждения уголовного дела могут быть еще неизвестны. К таким элементам в ряде случаев относятся отсутствие сведений о лице, совершившем преступление. Однако в случаях, когда до возбуждения уголовного дела известно такое лицо и имеются основания считать его несовершеннолетним, то возраст подростка должен быть установлен достоверно.
Важно подчеркнуть, что ведомственные нормативные акты МВД РФ ориентируют работу следователя не столько на проверку заявлений и сообщений о преступлениях, сколько на непосредственное расследование преступлений.
Доказательственное ценность показаний свидетелей, как и показаний потерпевшего, снижается наличием в их содержании внутренних противоречий.
При проведении опроса свидетеля выясняется, что ему известно об обстоятельствах, касающихся дела или личности обвиняемого (потерпевшего). Если в ходе свободного рассказа свидетеля уклоняется от сути дела, тактично поправляет его, приближая к сути дела. Если свидетель называет даты, имена, цифры или его рассказ в какой-то части вызывает сомнение, делаются для себя отметки, для того чтобы потом выяснить факты, вопросы. Не надо без необходимости прерывать свободный рассказ свидетеля, потому что в таком случае он не будет последовательным и свидетель может не сказать о важных для дела обстоятельства, факты.
После свободного рассказа свидетелю могут быть заданы вопросы, дополняющие, напоминающие и контрольные.
Следует отметить особое значение правильного, ясного и четкого формулирования вопросов. Неправильно сформулированный вопрос может вызвать неверный ответ. Задаваемые вопросы свидетелю, должны быть понятными и короткими, логически вытекать один из другого и подчиняться тактическом замысла.
Отечественным законодателем предусмотрена система органов и учреждений, осуществляющих профилактику преступности и безнадзорности несовершеннолетних, к которым отнесены: органы управления социальной защитой населения, органы опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления здравоохранением, органы по делам молодёжи, органы внутренних дел, органы службы занятости, учреждения уголовно-исполнительной системы и другие органы и учреждения. Однако, несмотря на огромное профилактическое воздействие на профилактику преступности несовершеннолетних, суд в данную систему не включен.
Кроме того, не лишним было бы присмотреться к опыту зарубежных стран, которые активно используют институт «общественного воспитателя». Свою эффективность и целесообразность он доказал еще во времена Советского союза. Суть «общественного воспитателя» заключается в том, что при производстве по уголовным делам в отношении несовершеннолетних, орган КДН выходит в суд с ходатайством о назначении несовершеннолетнему подсудимому «общественного воспитателя», которое будет удовлетворено органом правосудия в случае постановления в отношении подсудимого обвинительного приговора и назначении наказания, не связанного с лишением свободы на определенный срок.
Считаю, что было бы правильно наделить органы КДН правом подачи ходатайств о назначении несовершеннолетним подсудимым педагога или психолога в лице фигуры «общественного воспитателя».
Одно из актуальных направлений научных исследований в сфере криминалистической тактики состоит в установлении закономерных связей между следственными ситуациями и тактическими операциями (комбинациями), в определении комплексов типичных операций применительно к исходным, промежуточным и конечным следственным ситуациям, складывающимся по различным категориям уголовных дел. Такие научные изыскания позволят разработать криминалистические алгоритмы действий следователя и оперативного работника, что приведет также к усовершенствованию конкретных частных методик расследования. Усилия здесь должны быть сосредоточены на новых составах преступлений, выявление, раскрытие и расследование которых вызывает у практических работников наибольшие затруднения.
Под этим углом зрения, в частности, чрезвычайно актуальна разработка новых и усовершенствование имеющихся тактических приемов, учитывающих возрастные и психологические особенности несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых, потерпевших и свидетелей. Рост числа преступлений несовершеннолетних, групповой характер деяний, изменение их «номенклатуры», детская проституция и наркомания, с одной стороны, н явление акселерации, возрастание информированности (в том числе криминальной), распространение безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, иные объективные факторы, — с другой стороны, ставят это направление совершенствования криминалистической тактики в число приоритетных.
Считаю, что положения, изложенные в ст. 425 УПК РФ несколько, дискриминируют подростков, чей возраст перешагнул 15 лет, потому как в силу указанной нормы, допрос несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, подсудимого в возрасте от 14 до 16 лет производится с обязательным участием педагога (психолога), а в возрасте от 16 до 18 лет, лишь при условии, что ребёнок отстает в психическом развитии или страдает заболеванием, связанным с расстройством психики. Поэтому, считаю, что указанная норма подлежит корректировке и может быть изложена в следующей редакции: Пункт 3 статьи 425. Допрос несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, подсудимого: допрос несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, подсудимого производится с обязательным участием психолога и педагога, в независимости от того, страдает ли несовершеннолетнее лицо психическим расстройством или отстает в психическом развитии.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
1.1 Преступность несовершеннолетних: исторический аспект

В соответствии с уголовным правом России субъектом преступления является вменяемое физическое лицо, достигшее возраста уголовной ответственности, совершившее преступление, предусмотренное уголовным законодательством.
В истории российского уголовного законодательства вопросы вменяемости и возраста наступления уголовной ответственности решались по-разному. Необходимо отметить, что невозможно изучить процесс изменения толкований терминологического сочетания «субъект преступления» без исторического анализа самого понятия преступления.
Анализируя памятники древнерусского права, приходим к выводу, что понятие преступления рассматривалось как «материальное зло»; само слово «преступление» еще не употреблялось . Первое упоминание о преступных действиях встречается в летописях и договорах Руси с Византией IX–X вв., где находим сведения о караемых государством криминальных посягательствах, которые именуются «злыми делами» .
В науке традиционно считается, что первая попытка определить преступное деяние была осуществлена в старейшем законодательном акте Древней Руси – Русской Правде, где причинение вреда личности называется «обидой». Так, в частности, в ст. 4 сказано: «Аще утнеть мечем, а не вынем его, либо рукоятью, то 12 гривен за обиду» . Таким образом, из статьи следует, что удар мечом в ножнах или рукоятью расценивался как оскорбление.
В этот период отсутствовала дифференциация преступных деяний в зависимости от осуществления их несовершеннолетними или лицами, достигшими совершеннолетия, умалишенными или людьми, находящимися в здравом рассудке, в результате чего независимо от личности совершившего «обидное» деяние и условий его совершения оно одинаково влекло соответствующее равное наказание.
Субъектами преступлений, то есть лицами, способными отвечать за криминальные действия, по мнению В. А. Рогова, могли быть лишь свободные люди. Это связано с тем, что за совершение любого преступления в качестве наказания, по Русской Правде, назначался штраф или иное имущественное взыскание, для чего требовалось наличие собственности, обладателями которой были только свободные люди. Холопы и зависимые люди собственности не имели, соответственно, в случае совершения ими преступного деяния не могли нести ответственности, поэтому за них отвечали их хозяева.
В. Г. Павлов также отмечает, что из анализа таких памятников русского права, как Русская Правда, Кормчая книга, Судебник 1958 г., можно определенно сделать вывод, что субъектом преступного деяния является только физическое лицо – человек .
Редакция Псковской судной грамоты, как и Русская Правда, не содержит особого термина для обозначения понятия преступления, но в то же время из содержания конкретных статей грамоты можно сделать вывод, что под преступлением подразумевается не только вред, причиненный частному лицу, но и государству в целом. В частности, в ст. 7 сказано: «А крим(с)кому татю и коневому и переветник и зажигальнику тем живота не дати». Данная статья перечисляет наиболее опасные для того периода времени преступления против государства, караемые смертной казнью: измена, поджог, кража из Кремля (кримская), конокрадство. Кроме того, Псковская судная грамота в значительной степени учитывает различия возраста и пола, например, в статьях о судебных поединках с целью уравнивания физических возможностей противников: «а против послуха… стар или млад…» (ст. 21), «а на котром человеке имуть сочести долгу по доскам, или жонка, или детина, или стара, или немощна, или чем безвечен, или чернец, или черница, ино им наймита волно наняти…» (ст. 36) .
Если Русская Правда относила к преступным только те деяния, которые причиняли непосредственный ущерб конкретному человеку – его личности или имуществу, то Судебник 1497 г. под преступлением понимал в том числе и действия, которые в той или иной степени угрожали государству в целом и поэтому запрещались законом. Так, например, в ст. 9 говорится: «А государскому убойце и кромольнику, церковному татю, и головному, и подымщику, и зажигальнику, ведомому лихому человеку живота не дати, казнити его смертною казнью». Так же как ст. 7 Псковской судной грамоты, ст. 9 Судебника 1497 г. перечисляет особо опасные преступления против государства и церкви, а также преступные деяние, совершаемые феодально-зависимым населением против своих господ. Расширился и круг субъектов права. Холоп теперь считается способным самостоятельно отвечать за свои поступки. Возраст наступления правосубъектности по-прежнему не был отчетливо определен. Вместе с тем, по мнению В. А. Рогова, минимальным возрастом привлечения к уголовной ответственности являлся семилетний возраст. Это связано с тем, что преступление рассматривалось как грех, а в соответствии с православными канонами (ортодоксальной церкви в России) считалось, что человек несет ответственность за свои грехи с семи лет. Полную уголовную ответственность в XV–XVII вв. несли женщины, достигшие 12-летнего возраста, и мужчины – с 14 лет, поскольку это возраст вступления в брак (по церковным законам), а также приобретения всех соответствующих имущественных и семейных прав .
Дальнейшее развитие и уточнение изучаемых понятий получило в Соборном уложении 1649 г., в котором под преступлением стало пониматься всякое противление царской воле, нарушение предписаний и правопорядка, установленного государством. Ответственность за уголовное преступление несли все лица феодального общества: бояре и дворяне, с одной стороны, крестьяне и холопы – с другой. Вместе с тем по-прежнему оставался четко выраженным основной принцип феодального права – права-привилегии, в соответствии с которым степень наказания определялась в зависимости от сословно-социальной принадлежности потерпевшего и преступника: за равные преступные деяния наказание было тем сильней, чем выше положение потерпевшего и ниже – преступника .
Четкого упоминания о возрасте наступления уголовной ответственности в уголовном праве не встречается и в этот период.
Собственно термин «преступление» впервые появляется в Указе от 14.01.1704 «О наказании за измену и бунт смертию, а за меньшие преступления кнутом и ссылкою в каторжную работу вечно или только на десять лет» и используется для определения наиболее опасных деяний.
Необходимо отметить, что в период царствования Петра I мало говорилось о возрасте лица, совершившего преступление. По-прежнему существовало правило не применять наказания до семилетнего возраста, смягчать его для лиц, которые не достигли 15 лет, в то же время в этих случаях могли применяться телесные кары. В середине XVIII в. возраст малолетства устанавливался в 17 лет для мужчин и 12 лет для женщин. Кроме того, в Петровскую эпоху закон устанавливал, что психические больные освобождаются от наказаний.
В. А. Рогов отмечает, что в это время преступники в основном подлежали безжалостному искоренению, а вопросы, связанные с возрастом и вменяемостью субъекта преступления, практически не были разрешены.
6 июня 1765 г. был принят Указ Правительствующего Сената «О производстве дел уголовных, учиненных несовершеннолетними, и о различии наказания по степени возраста преступников», определивший 17-летний возраст, недостижение которого смягчает или устраняет наказание .
Статья 1 Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. определяет преступление как «всякое нарушение закона, через которое посягается на неприкосновенность прав власти верховной и установленных ею властей, или же на права или безопасность общества, или частных лиц, есть преступление». Таким образом, преступление понимается как противозаконное деяние, посягающее на сущность и устройство власти и правления, на порядок, определенный для общества, на его безопасность и безопасность частных лиц.
Субъектом преступления являлось вменяемое лицо, достигшее 10-летнего возраста (ст. 143). Статья 143 также гласит: «дети, коим более семи, но менее десяти лет отроду, и которые не имеют еще надлежащего о своих обязанностях разумения, не подвергаются определенному в законах наказанию, но отдаются родителям или благонадежным родственникам для строгого за ними присмотра, исправления и наставления…». Это же правило распространялось и на лиц в возрасте от 10 до 14 лет. В ст. 144–147 определено смягчение наказания в разных степенях для несовершеннолетних разных возрастных групп (от 10 до 14 лет, от 14 лет до 21 года).
Уголовное уложение 1903 г. определяло преступление как «деяние, воспрещенное во время его учинения законом, под страхом наказания» (ст. 1). Субъектом преступления признавалось лицо (вменяемое и физическое), достигшее 10-летнего возраста (ст. 40). Законодатель также предусматривал ситуацию «уменьшенной» вменяемости, относящейся к лицам в возрасте от 10 до 17 лет (ст. 41).
В Руководящих началах по уголовному праву РСФСР 1919 г. преступление определялось как «нарушение порядка общественных отношений, охраняемых уголовным правом» (ст. 5). Указывалось, что несовершеннолетние до 14 лет не подлежат суду и наказанию. К ним могли применяться лишь воспитательные меры. Такие же меры предусматривались в отношении лиц переходного возраста (14–18 лет), действующих без разумения (ст. 13). Не подлежали уголовной ответственности лица, совершившие деяния в состоянии душевной болезни; к ним применялись лишь лечебные меры и меры предосторожности (ст. 14).
В соответствии со ст. 6 УК РСФСР 1922 г. и ст. 6 УК РСФСР 1926 г. под преступлением понималось общественно опасное действие или бездействие, направленное против советского строя и правопорядка.
Относительно вопроса о невменяемости указывалось, что наказанию не подлежат лица, совершившие преступление в состоянии хронической душевной болезни или временного расстройства душевной деятельности, или вообще в таком состоянии, когда совершившие его не могут отдавать себе отчета в своих действиях, а равно и те, кто хотя и действовал в состоянии душевного равновесия, но к моменту вынесения или приведения приговора в исполнение заболел душевной болезнью. К таким лицам могли применяться лишь меры социальной защиты (ст. 17 УК 1922 г.; ст. 11 УК 1926 г.).
Также данными уголовными кодексами наказание не применялось к малолетним до 14 лет, а также всем несовершеннолетним от 14 до 16 лет, в отношении которых признано возможным ограничиться мерами медико-педагогического воздействия.
В последующий период общего ужесточения и распространения репрессий в целях быстрейшей ликвидации преступности среди несовершеннолетних законом от 07.04.1935 «О Мерах борьбы с преступностью несовершеннолетних» была установлена ответственность в отношении лиц, достигших 12-летнего возраста, совершивших кражу, причинение насилия, телесных повреждений, увечий, убийство или попытку убийства с применением всех видов уголовного наказания.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10.12.1940 «Об уголовной ответственности несовершеннолетних за действия, могущие вызвать крушение поездов» устанавливалась ответственность несовершеннолетних, достигших 12-летнего возраста, за совершение действий, которые могли вызвать крушение поездов (развинчивание рельсов, подкладывание на рельсы различных предметов и т. п.), с применением всех мер уголовного наказания.
В 1941 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР «Об уголовной ответственности несовершеннолетних» была установлена уголовная ответственность несовершеннолетних, достигших 14-летнего возраста, за преступления, не предусмотренные постановлением ЦИК и Совнаркома СССР от 07.04.1935 и Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10.12.1940.
Статья 7 Основ уголовного законодательства 1958 г. содержала развернутое определение преступления: «Преступлением признается предусмотренное уголовным законом общественно опасное деяние (действие или бездействие), посягающее на советский общественный или государственный строй, социалистическую систему хозяйства, социалистическую собственность, личность, политические, трудовые, имущественные и другие права граждан, а равно и иное, посягающее на социалистический правопорядок, общественно опасное деяние, предусмотренное уголовным законом».
В данном документе содержался новый подход к решению вопроса о возрасте наступления уголовной ответственности. В соответствии со ст. 10 уголовной ответственности подлежали лица, которым до совершения преступления исполнилось 16 лет.
Несовершеннолетние лица, совершившие преступление в возрасте от 14 до 16 лет, несли уголовную ответственность только за совершение убийства, умышленного нанесения телесных повреждений, причинивших расстройство здоровья, изнасилования, разбоя, кражи, злостного хулиганства, умышленного повреждения или уничтожения имущества, повлекшего тяжкие последствия, умышленного совершения действий, могущих вызвать крушение поезда. Основы уголовного законодательства 1958 г. предусматривали возможность неприменения к несовершеннолетнему в возрасте до 18 лет мер уголовного наказания, если суд сочтет достаточным воздействие на него мерами воспитательного характера (ст. 10).
Действующий УК РФ содержит предельно краткую дефиницию преступления: «Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания» (ст. 14).
Категория «субъект преступления» является сложной и существует множество точек зрения на данную проблематику. Например, Щербаков А.В. понимает под субъектом преступления не человека, не личность, а юридическую условность – совокупность признаков, определяющих правовой, психологический и возрастной статус лица, ответственного за совершение преступления. Из теоретической базы мы знаем, что одним из элементов состава преступления является субъект преступления .
Однако А.Н. Трайнин высказывал по поводу субъекта преступления мнение, согласно которого субъект не может рассматриваться как один из элементов состава преступления, так как человек не является элементом совершенного им преступного деяния .
Данная позиция не получила широкого признания в теории и на практике. Понятие субъект преступления, отмечала Н.С. Лейкина, означает прежде всего совокупность признаков, на основании которых физическое лицо, совершившее общественно опасное деяние, подлежит уголовной ответственности .
Уголовный закон закрепил следующие признаки субъекта преступления, это — вменяемое физическое лицо, достигшее возраста, установленного Уголовным Кодексом .
Общая уголовная ответственность по действующему законодательству в полном объеме наступает с 16 – летнего возраста, т.е. законодатель установил безапелляционные границы, хотя и на практике, и в теории этот вопрос решается неоднозначно .
Так как за некоторые преступления, ответственность может наступать и с 18 лет, речь идет о специальном субъекте преступления. В.Г. Павлов предлагает законодателю ввести перечень норм, предусматривающих наступление уголовной ответственности с 18 лет. В ч. 2 ст. 20 УК РФ перечисляются составы преступлений, по которым устанавливается пониженный до 14 лет возраст уголовной ответственности. По данному признаку существуют множество дискуссий, связанных с понижением возраста общей уголовной ответственности, автор считает, что на современном этапе развития уголовного законодательства возраст соответствует и понижение его может привести к ряду проблем (например, таких как повышение уровня преступности, осознания общественной опасности своего деяния субъектом преступления и т.п.).
Субъектом преступления признается физическое, вменяемое лицо, достигшее предусмотренного уголовным законом возраста. В отдельных, указанных законом случаях оно должно обладать и дополнительными специальными признаками (ст. 19).
Что касается возраста субъекта преступления, то действующий уголовный кодекс сохраняет дифференцированный подход. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 20 УК РФ уголовной ответственности подлежит лицо, которому до совершения преступления исполнилось 16 лет (ст. 20). Это возраст является общим для субъектов всех преступлений, за исключением специальных составов, субъектами которых могут быть, как правило, лица, достигшие совершеннолетия, хотя законом это обстоятельство специально не оговорено.
За отдельные преступления уголовная ответственность установлена с 14 лет. В ч. 2 ст. 20 УК РФ содержится подробный перечень преступных деяний, за совершение которых уголовная ответственность наступает с 14 лет. Кроме того, законодатель указал возрастной признак субъекта преступления и в других составах, когда ответственность наступает с 18 лет (ст. 134, 135, 150, 151, ч. 2 ст. 157 и др.).
Определение возраста уголовной ответственности – достаточно сложная проблема, которая по-разному решалась на протяжении истории развития нашего государства. Основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 1958 г. закрепили положение о наступлении уголовной ответственности с 16 лет, а за отдельные виды преступлений – с 14 лет, что нашло отражение в УК РСФСР 1960 г. и УК РФ 1996 г. Дальнейшие изменения касались лишь расширения и уточнения перечня преступлений, за которые уголовная ответственность наступала с 14 лет.
Проанализировав все вышесказанное, приходим к выводу, что исследуемые в статье вопросы требуют дальнейшего изучения и совершенствования.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы