Часть дипломной работы на тему Преодоление заикания у детей дошкольного возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Фрагмент текста работы:
Преодоление заикания у
детей дошкольного возраста
Анализ методик для работы с заикающимися дошкольниками
Анализ
научно-методической литературы по проблеме исследования позволил констатировать
недостаточное количество разработанных коррекционных методик, направленных на
преодоление заикания у детей дошкольного возраста. На сегодняшний момент
существует острая потребность в разработке и создании комплексной,
дифференциальной методики коррекции заикания у дошкольников. Важно коррекцию
заикания начинать вовремя, ведь развитие речи приобретает особую значимость при
преодолении заикания, когда ребенок познает мир через активное общение со
сверстниками и взрослыми.
Даже
сегодня нельзя четко сказать, что механизм заикания полностью разгадан.
Констатировать можно только одно: заикание – это болезнь всей нервной системы в
целом [1].
А.
Гуцман детально разработал дидактический метод преодоления заикания, а его сын
Г. Гуцман усовершенствовал его и научно обосновал в 1924 году. Ученые считали
заикание координационным неврозом. Страх речи и другие психологические
проявления заикания, по мнению Г. Гуцмана, являются уже вторичным
нарушениями [2].
Особое внимание он обращал на несоответствие мышления и речи у детей, которые
заикаются. Дети не могут своевременно подыскать слова к фразе и сделать их
логико-грамматическое оформление. Но основной причиной нарушения речи при
заикании авторы считали дезорганизацию функции дыхания, в связи с чем была
разработана система упражнений по развитию неречевого и речевого дыхания. От
монотонной речи переходить к собственной естественной интонации надо было
медленно. 12 правил для заикающихся Г. Гуцмана до сих пор используются во
многих методиках.
В
30-х годах вышли работы И. Тартаковского и Н. Тяпугин о
коллективно-психологическом методе преодоления заикания. Затем вышли труды Ю.
Флоренской, которая изучила тяжелые случаи заикания и конституционные
особенности этой категории людей. Отдельными брошюрами выходили работы
логопедов. О методике для детей дошкольного возраста писали Н. Власова, Е. Рау,
М. Брунс другие. О методиках работы с заикающимися взрослыми и школьниками
писали А. Евгенова, М. Смирнова, И. Тартаковский, З. Ходорова.
Одна
из самых известных методик коррекции заикания у детей дошкольного возраста
предложена Н.А. Власовой [3].
По их мнению, логопедические занятия с заикающимися детьми необходимо строить
на основе усложнения речевых упражнений и учете степени речевой
самостоятельности детей.
Н.А.
Власова называет 7 видов речи, которые используются в работе с дошкольниками:
сопряженная речь; отраженная речь; ответы на вопросы по картинке, которая
знакома ребенку; самостоятельное описание этих же картинок; пересказ небольшого
по объему рассказа; рассказ по незнакомой картинке, т.е. спонтанная речь;
обычная нормальная речь [3].
Работу
по коррекции заикания у дошкольников Н.А. Власова предлагает осуществлять в три
этапа [3]:
1.
Первый этап предполагает использование упражнений с использованием сопряженной
и отраженной речи. На данном этапе детям предлагается учить стихотворения и
фразы.
2.
Второй этап предполагает тренировку дошкольников отвечать на вопросы по
картинкам, самостоятельно составлять рассказы по картинкам, пересказывать
содержание сказки или рассказа, которые читает логопед.
3.
Работа, проводимая на третьем этапе, направлена на закрепление приобретенных
навыков в плавной речи, что осуществляется во время игр и общения с окружающими
людьми.