Часть дипломной работы на тему Преодоление неуспеваемости младших школьников средствами индивидуально-личностного подхода.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава I. Теоретический анализ проблемы преодоления неуспеваемости младших школьников средствами индивидуально-личностного подхода 6
1.1. Понятие «неуспеваемость», признаки и причины неуспеваемости младших школьников 6
1.2. Обоснование индивидуально-личностного подхода как ведущего принципа преодоления неуспеваемости младших школьников 18
1.3. Пути и способы преодоления неуспеваемости младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности с использованием индивидуально-личностного подхода 28
Выводы по главе I 39
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по преодолению неуспеваемости младших школьников 40
2.1. Цели и задачи опытно-экспериментальной работы 40
2.2. Система работы учителя начальных классов по преодолению неуспеваемости младших школьников 57
2.3. Оценка и анализ результатов опытно-экспериментальной работы 67
Выводы по главе II 83
Заключение 85
Список использованной литературы 88
Приложения 96
Введение:
Современный период развития государства РФ требует коренной перестройки процесса воспитания подрастающего поколения. Особенно насущной стала проблема неуспеваемости и общего отставания учащихся в начальных школах, которая не отвечает потребностям государства и формированию высокообразованных и достойных граждан нашего государства. Проблема неуспеваемости учеников общеобразовательных школ в младших классах и по сегодняшний день была и будет актуальной. Неуспеваемость – это комплексная итоговая неподготовленность ученика, которая наступает в конце определенного срока обучения.
Одним из эффективных методов преодоления неуспеваемости младших школьников является использование индивидуально-личностного подхода. Он направлен на создание благоприятной среды и условий для активной учебной деятельности с опорой на индивидуальные особенности, нравственные ценности, личный опыт ученика, который воспринимается педагогом как личность, которая имеет собственные черты характера, склонности и интересы.
Сущность индивидуально-личностного подхода при обучении неуспевающих детей младшего школьного возраста заключается в осознании педагогом многогранного сложного мира психических и социальных качеств воспитанников; другими словами – это осознание человека как системы, определяет психические особенности личности.
Актуальность исследования обусловлена тем, что индивидуально-личностный подход в школе, особенно с младшими школьниками, в процессе преодоления неуспеваемости и академической запущенности почти не осуществляется, мало изучен и требует основательного исследования.
Проблема исследования заключается в том, что сниженная обучаемость младших школьников может быть результатом не только недостаточного развития познавательных процессов, но и следствием определенных личностных особенностей неуспевающих школьников, связанных с различными типами трудностей детей в обучении, а также возможностями педагогического воздействия на эти личностные качества.
Цель исследования состоит в определении влияния индивидуально-личностного подхода на преодоление неуспеваемости младших школьников.
Объект исследования: неуспеваемость младших школьников.
Предмет исследования: индивидуально-личностный подход как средство преодоления неуспеваемости младших школьников.
Гипотеза исследования: преодоление неуспеваемости младших школьников будет успешным, если:
1. будет выявлен комплекс методических приемов по использованию индивидуально-личностного подхода;
2. будет разработана программа преодоления неуспеваемости младших школьников с использованием индивидуально-личностного подхода.
Задачи исследования:
1. Текстуально ознакомиться с ключевыми положениями психолого-педагогической литературы, в которой рассматриваются проблемы отставания и неуспеваемости младших школьников.
2. Изучить и проанализировать литературу по проблеме использования индивидуально-личностного подхода в процессе преодоления неуспеваемости младших школьников.
3. Исследовать различия способов преодоления неуспеваемости младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности с использованием индивидуально-личностного подхода.
4. Разработать программу по преодолению неуспеваемости у детей младшего школьного возраста с использованием средств индивидуально-личностного подхода.
5. Экспериментально проверить эффективность влияния индивидуально-личностного подхода на процесс преодоления неуспеваемости учащихся начальной школы.
Методология исследования. Проблема неуспеваемости привлекала внимание как педагогов, психологов середины – второй половины ХХ в., так и современных исследователей. Изучению причин школьной неуспеваемости и путей его преодоления посвящены труды Н.А. Менчинской [58], И. С. Кириченко [47] т.д. Использование индивидуально-личностного подхода, как способа преодоления неуспеваемости младших школьников изучали такие ученные как: В.А. Сухомлинский [74], Н.А. Менчинская [58], А.Х. Маслоу [53], Ш.А. Амонашвили [8], Н.Н. Цимбалюк [79], Т.А. Зотова [41], А.Ф. Ануфриев [9], С.Т. Самарян [70], Л.С. Орлова [63] и т.д.
Методы исследования:
– наблюдение;
– беседа;
– анализ научной и методической литературы;
– педагогический эксперимент;
– оценка и интерпретация результатов исследования.
Научная новизна работы состоит в том, что ее результаты расширяют имеющиеся теоретические и практические представления о методах и приемах преодоления неуспеваемости младших школьников.
Практическая значимость нашего исследования состоит в том, что в данной работе определены основные методы и приемы преодоления неуспеваемости младших школьников средствами индивидуально-личностного подхода. Разработана программа преодоления неуспеваемости младших школьников, которая может использоваться учителем начальных классов и родителями.
База исследования: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа №1454 «Тимирязевская».
Структура и объем работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения. Общий объем работы – 105 страниц. Список использованной литературы составляет 82 позиции.
Заключение:
В ходе исследования были решены такие его задачи:
1. Изучена и проанализирована психолого-педагогическая литература по проблеме неуспеваемости детей младшего школьного возраста.
2. Изучена и проанализирована литература по проблеме использования индивидуально-личностного подхода в процессе преодоления неуспеваемости младших школьников.
3. Исследованы различия способов преодоления неуспеваемости младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности с использованием индивидуально-личностного подхода.
4. Разработана программа по преодолению неуспеваемости у детей младшего школьного возраста с использованием средств индивидуально-личностного подхода.
5. Экспериментально проверена эффективность влияния индивидуально-личностного подхода на процесс преодоления неуспеваемости учащихся начальной школы.
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать вывод, что на сегодняшний день не существует единого определения понятия «неуспеваемость».
Проанализировав данные подходы к определению неуспеваемость, выделив общие черты, на которые указывают авторы, мы будем придерживаться следующего определения: неуспеваемость – несоответствие подготовки учащихся требованиям содержания образования, фиксированное через определенный период обучения. Эта проблема вызвана педагогическими причинами, и, следовательно, устраняется с помощью коррекции педагогическими способами и средствами.
Среди причин школьной неуспеваемости ученые выделяют объективные (непосильный объем знаний, несовершенство методов обучение и т.д.) и субъективные, обусловленные индивидуальными особенностями учеников.
Различают следующие группы неуспевающих детей: педагогически запущенные дети, умственно отсталые и ослабленные дети.
Для решения проблемы отставания и неуспеваемости учащихся младшего школьного возраста целесообразно использовать индивидуально-личностный подход, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
Индивидуально-личностный подход на уроках в начальной школе при работе с неуспевающими учениками может осуществляться на всех этапах урока.
Среди разнообразия форм внеклассной работы по преодолению неуспеваемости младших школьников наиболее удачными являются отдельные их виды, которые строятся на сочетании индивидуальной и групповой деятельности.
Для проверки эффективности методики опытно-экспериментальной работы по преодолению неуспеваемости младших школьников был проведен педагогический эксперимент, состоящий из трех этапов – констатирующего, формирующего и контрольного. На каждом из этих этапов решались отдельные задачи, поставленные в исследовании. Так, на констатирующем этапе проводилась диагностика уровня учебной мотивации младших школьников. Формирующий этап включал реализацию системы работы учителя начальных классов по преодолению неуспеваемости учащихся начальных классов. На контрольном этапе производилась проверка эффективности коррекционной программы.
Для проведения исследования на констатирующем этапе были выбраны следующие методики: опросник «Учебная мотивация школьников» Н. Г. Лускановой, анкета доминирующих мотивов учения, методика диагностики учебной мотивации младших школьников Н. В. Елфимовой «Лесенка побуждений», методика определения мотивов учебной деятельности М. Р. Гинзбург.
По итогам всех проведенных методик сложилась следующая ситуация. Для учащихся характерно преимущество социальных мотивов учения, связанных с оценкой со стороны родителей и учителей. Также отмечено, что они посещают школу преимущественно потому, что так «надо», а не потому, что им это нравится. Полученные результаты дали возможность отметить в целом низкий уровень учебной мотивации младших школьников.
На формирующем этапе эксперимента формировался особый уровень развития успеваемости школьников, новизна продукта которого является объективной, относительной, значимой только для самого человека, что творит. Однако такой ограниченный объем этого уровня творчества не мешает ему быть важнейшим, начальным этапом в овладении высокими уровнями творчества, формировании умений и навыков общей креативности.
Результаты в экспериментальной группе, где использовались методы индивидуальной работы по преодолению неуспеваемости учащихся, значительно улучшились. Это является показателем эффективности использованных методик, а также подтверждением гипотезы исследования, которая гласила, что преодоление неуспеваемости младших школьников будет успешным, если:
1. будет выявлен комплекс методических приемов по использованию индивидуально-личностного подхода;
2. будет разработана программа преодоления неуспеваемости младших школьников с использованием индивидуально-личностного подхода
Фрагмент текста работы:
1.1. Понятие «неуспеваемость», признаки и причины
неуспеваемости младших школьников
Проблема предупреждения неуспеваемости младших школьников на сегодняшний день остается одной из сложных и недостаточно исследованных в теории и практике современного образования.
Неуспеваемость – это комплексная итоговая неподготовленность учащихся, которая наступает в конце определенного срока обучения. Установление диагноза неуспеваемости и отнесение обследуемого школьника к определенному типу неуспевающих возможно лишь в том случае, если будут исследована вся совокупность типов и подтипов неуспеваемости, их проявления и пути преодоления. Без такого знания научно обоснованный диагноз просто невозможен. Предупреждение неуспеваемости учеников общеобразовательных учебных заведений непосредственно связан с успешным овладением среднего образования, а низкий уровень знаний в обучении не позволяет им своевременно окончить школу и овладеть необходимыми знаниями и умениями. Прежде всего, это психологические проблемы, с которыми сталкивается ученик в процессе учебной деятельности. Как правило, это скрытые проблемы, которые плохо осознаются самим школьником. У него возникает ощущение, что он упирается в невидимую «стену» и еще сам не осознает, в какую. Его жалобы очень не определены и поэтому взрослым даже не удается их понять [8, c. 32].
Причинами неуспеваемости школьников может стать все, что угодно: от небольших расстройств мелкой моторики до проблем в семейной жизни родителей. В частности, установлено, что неуспеваемость школьников связана как с их индивидуальными особенностями, так и с теми условиями, в которых протекает их развитие [82, c. 55].
Школьная неуспеваемость – это очень сложное явление, которое чаще всего возникает в результате наложения, переплетения и одновременного действия нескольких разноплановых факторов, которые находятся в сложных причинно-следственных взаимосвязях между собой.
Впервые проблема неуспеваемости привлекла внимание отечественных педагогов и психологов еще в 20-х гг. ХХ века в связи с внедрением обязательного уровня образования и рассматривалась как исследование поиска причин отставания, оценки эффективности предлагаемых программ, помощи ученикам с проблемами в обучении.
Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что нет единого мнения относительно трактовки и определения понятия неуспеваемость детей в обучении.
Итак, существует потребность в выявлении факторов, которые позволят активизировать познавательную деятельность учащихся с начальным уровнем знаний, обеспечат успешный ход их обучения и воспитания. В советские времена учеников, которые имели низкий уровень знаний, сразу относили к группе так называемых отстающих или неуспевающих в учебе школьников. Но, прежде чем рассматривать причины, признаки и факторы неуспеваемости учеников, нужно охарактеризовать и понять сущность самого понятия «неуспеваемости» [9, c. 121].
Так некоторые авторы, в частности В.А. Сухомлинский, отождествляют его с понятием «трудные дети». В своей работе «Разговор с молодым директором» он отмечает, что трудные дети есть, от них никуда не денешься. Трудные дети – понятие сложное, считал педагог. У каждого из них свое, особенное, индивидуальное, не похожее на других трудных детей: своя причина, свои особенности, отклонения от норм, свои пути воспитания [74, c. 82].
В «Кратком словаре педагогических понятий» Е.А. Коняев определяет данную категорию детей, как детей с отставанием в учении. Он пишет, что отставание учеников – недостаточное усвоение учениками текущего учебного материала.
Некоторые авторы при определении понятия неуспевающий ученик, вместе с понятием «педагогическая запущенность» [23] используют понятие «социально-педагогическая запущенность» [24], «дети с отклонением в этическом развития» [31], «трудновоспитуемые» [28].
Н.И. Мурачковский [60, c. 6] предлагает следующее определение педагогической запущенности – это неразвитость ребенка, отставание в развитии, вызванное педагогическими причинами и поддающееся коррекции педагогическими средствами.
Н.И. Мурачковский [60, c. 6], изучая неуспеваемость учащихся, отмечал, что для слабых для школьников характерна, прежде всего, слабая организация в процессе обучения. По его мнению, неуспевающие дети не умеют учиться. Они не хотят или не могут осуществлять логическую обработку усваиваемой темы. Для них характерен специфический подход к работе: нежелание думать, формальное усвоение материала, желание избежать усилий, связанных с умственной деятельностью, поиск обходных путей при оценке учителями их знаний (списывание, подслушивание). Такой подход приводит к систематической интеллектуальной недогрузке, из-за чего возникает значительное снижение темпов умственного развития, и как следствие, неуспеваемость. Автор выделил несколько различных типов неуспевающих учеников и отметил их психологические особенности.
Б.С. Цетлин [78, c. 240] принадлежит заслуга по предложению двух понятий, которые связаны между собой и являются характеристикой как относительно отставания, так и относительно неуспеваемости. Исследователь полагает, что при отставании один из промежуточных этапов просто не включает в себя выполняемые требования. Неуспеваемость же образуется, когда происходит отставание от чего-либо. Учащиеся не успевают в школе, когда они готовятся к урокам не на том уровне, которого требует от них школьная программа.