Часть дипломной работы Педагогика/Психология Методика преподавания

Часть дипломной работы на тему «Преодоление неуспеваемости младших школьников средствами индивидуально-личностного подхода».

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение ……………………………………………………………………………3
Глава I. Теоретический анализ проблемы преодоления неуспеваемости младших школьников средствами индивидуально-личностного подхода 6
1.1. Понятие «неуспеваемость», признаки и причины неуспеваемости младших школьников 6
1.2. Обоснование индивидуально-личностного подхода как ведущего принципа преодоления неуспеваемости младших школьников 17
1.3. Пути и способы преодоления неуспеваемости младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности с использованием индивидуально-личностного подхода 27
Выводы по 1 главе………………………………………………………………38
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по преодолению неуспеваемости младших школьников.
2.1. Цели и задачи опытно-экспериментальной работы……………
2.2. Система работы учителя начальных классов по преодолению неуспеваемости младших школьников………………………………..
2.3. Оценка и анализ результатов опытно-экспериментальной работы…….
Литература………………………………………………………………………
Заключение………………………………………………………………………
Приложение……………………………………………………………………….

  

Введение:

 

Современный период развития государства РФ требует коренной перестройки процесса воспитания подрастающего поколения. Особенно насущной стала проблема неуспеваемости и общего отставание учащихся в начальных школах, которая не отвечает потребностям государства и формированию высокообразованных и достойных граждан нашего государства. Проблема неуспеваемости учеников общеобразовательных школ в младших классах и по сегодняшний день была и будет актуальной. Неуспеваемость – это комплексная итоговая неподготовленность ученика, которая наступает в конце определенного срока обучения.
Одним из эффективных методов преодоления неуспеваемости младших школьников является использование индивидуально-личностного подхода. Он направлен на создание благоприятной среды и условий для активной учебной деятельности с опорой на индивидуальные особенности, нравственные ценности, личный опыт ученика, который воспринимается педагогом как личность, который имеет собственные черты характера, склонности и интересы.
Сущность индивидуально-личностного подхода при обучении неуспевающих детей младшего школьного возраста заключается в осознании педагогом многогранного сложного мира психических и социальных качеств воспитанников; другими словами – это осознание человека как системы, определяет психические особенности личности.
Актуальность исследования обусловлена тем, что индивидуально-личностный подход в школе, особенно с младшими школьниками, почти не осуществляется и поэтому требует основательного исследования, что свидетельствует о целесообразности проведения теоретико-экспериментального исследования данной проблемы.
Противоречие: потребность в повышении уровня знания младших школьников и недостаточностью обоснования эффективности использования индивидуально-личностного подхода.
Цель исследования состоит в определении влияния индивидуально-личностного подхода на преодоление неуспеваемости младших школьников.
Объект исследования: неуспеваемость младших школьников.
Предмет исследования: индивидуально-личностный подход как средство преодоления неуспеваемости младших школьников.
Гипотеза исследования: преодоление неуспеваемости младших школьников будет успешным, если:
1. будет выявлен комплекс методических приемов по использованию индивидуально-личностного подхода;
2. будет разработана программа преодоления неуспеваемости младших школьников с использованием индивидуально-личностного.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме неуспеваемости детей младшего школьного возраста.
2. Изучить и проанализировать литературу по проблеме использования индивидуально-личностного подхода в процессе преодоления неуспеваемости младших школьников.
3. Исследовать различия способов преодоления неуспеваемости младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности с использованием индивидуально-личностного подхода.
4. Разработать программу по преодолению неуспеваемости у детей младшего школьного возраста с использованием средств индивидуально-личностного подхода.
5. Экспериментально проверить эффективность влияния индивидуально-личностного подхода на процесс преодоления неуспеваемости учащихся начальной школы.
Методология исследования. Проблема неуспеваемости привлекала внимание как педагогов, психологов середины – второй половины ХХ в., так и современных исследователей. Изучению причин школьной неуспеваемости и путей его преодоления посвящены труды Б.Г. Ананьева, Ю.К. Бабанского, М.А. Данилова, Л.В. Занкова, М.П. Кашина, Н.А. Менчинской, Л.Н. Орловой, В.И. Помагайбы т.д. Использование индивидуально-личностного подхода, как способа преодоления неуспеваемости младших школьников изучали такие ученные как: В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, Ю.К. Бабанский, Н.А. Минчинская, А.Х. Маслоу, Ш.А. Амонашвили, Н.А. Пехота, Н.Н. Цимбалюк, Т.А. Зотова, А.Ф. Ануфриев, С.Т. Самарян, Л.С. Орлова и т.д.
Методы исследования:
– наблюдение;
– беседа;
– анализ научной и методической литературы;
– педагогический эксперимент;
– оценка и интерпретация результатов исследования.
Практическая значимость нашего исследования состоит в том, что в данной работе определены основные методы и приемы преодоления неуспеваемости младших школьников средствами индивидуально-личностного подхода. Разработана программа преодоления неуспеваемости младших школьников, которая может использоваться учителем начальных классов и родителями.
База исследования: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа №1454 «Тимирязевская».
Структура и объем работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения. Общий объем работы– ???(не менее 75)стр. Список использованной литературы составляет___???(не менее 70)позиции.

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

 

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава I. Теоретический анализ проблемы преодоления неуспеваемости младших школьников средствами индивидуально-личностного подхода

1.1. Понятие «неуспеваемость», признаки и причины неуспеваемости младших школьников

Проблема предупреждения неуспеваемости младших школьников на сегодняшний день остается одной из сложных и недостаточно исследованных в теории и практике современного образования.
Неуспеваемость – это комплексная итоговая неподготовленность учащихся, которая наступает в конце определенного срока обучения. Установление диагноза неуспеваемости и отнесение обследуемого школьника к определенному типу неуспевающих возможно лишь в том случае, если будут исследована вся совокупность типов и подтипов неуспеваемости, их проявления и пути преодоления. Без такого знания научно обоснованный диагноз просто невозможен. Предупреждение неуспеваемости учеников общеобразовательных учебных заведений непосредственно связан с успешным овладением среднего образования, а низкий уровень знаний в обучении не позволяет им своевременно окончить школу и овладеть необходимыми знаниями и умениями. Прежде всего, это психологические проблемы, с которыми сталкивается ученик в процессе учебной деятельности. Как правило, это скрытые проблемы, которые плохо осознаются самим школьником. У него возникает ощущение, что он упирается в невидимую «стену» и еще сам не осознает, в какую. Его жалобы очень не определены и поэтому взрослым даже не удается их понять [29].
Причинами неуспеваемости школьников может стать все, что угодно: от небольших расстройств мелкой моторики до проблем в семейной жизни родителей. В частности, установлено, что неуспеваемость школьников связана как с их индивидуальными особенностями, так и с теми условиями, в которых протекает их развитие [8].
Школьная неуспеваемость – это очень сложное явление, которое чаще всего возникает в результате наложения, переплетения и одновременного действия нескольких разноплановых факторов, которые находятся в сложных причинно-следственных взаимосвязях между собой.
Впервые проблема неуспеваемости привлекла внимание отечественных педагогов и психологов еще в 20-х гг. ХХ века в связи с внедрением обязательного уровня образования и рассматривалась как исследование поиска причин отставания, оценки эффективности предлагаемых программ, помощи ученикам с проблемами в обучении.
Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что нет единого мнения относительно трактовки и определения понятия неуспеваемость детей в обучении.
Итак, существует потребность в выявлении факторов, которые позволят активизировать познавательную деятельность учащихся с начальным уровнем знаний, обеспечат успешный ход их обучения и воспитания. В советские времена учеников, которые имели низкий уровень знаний, сразу относили к группе так называемых отстающих или неуспевающих в учебе школьников. Но, прежде чем рассматривать причины, признаки и факторы неуспеваемости учеников, нужно охарактеризовать и понять сущность самого понятия «неуспеваемости».
Так некоторые авторы, в частности В.А. Сухомлинский, отождествляют его с понятием «трудные дети». В своей работе «Разговор с молодым директором» он отмечает, что трудные дети есть, от них никуда не денешься. Трудные дети – понятие сложное, считал педагог. У каждого из них свое, особенное, индивидуальное, не похожее на других трудных детей: своя причина, свои особенности, отклонения от норм, свои пути воспитания [29].
В «Кратком словаре педагогических понятий» Е.А. Коняев определяет данную категорию детей, как детей с отставанием в учении. Он пишет, что «Отставание учеников – недостаточное усвоение учениками текущего учебного материала»[16].
Некоторые авторы при определении понятия неуспевающий ученик, вместе с понятием «педагогическая запущенность» (В.В. Давыдов) используют понятие «социально-педагогическая запущенность» (А.С. Белкин), «дети с отклонением в этическом развития» (В.М Обухов), «трудновоспитуемые»(А.И. Кочетов)[23].
С.C. Гиль предлагает следующее определение педагогической запущенности – это неразвитость ребенка, отставание в развитии, вызванное педагогическими причинами и поддается коррекции педагогическими средствами [24].
Н.И. Мурачковский [], изучая неуспеваемость учащихся отмечал, что слабых для школьников характерна прежде всего слабая организация в процессе обучения. По его мнению, неуспевающие дети не умеют учиться. Они не хотят или не могут осуществлять логическую обработку усваиваемой темы. Для них характерно специфический подход к работе: нежелание думать, формальное усвоение материала, желание избежать усилий, связанных с умственной деятельностью, поиск обходных путей при оценке учителями их знаний (списывание, подслушивание). Такой подход приводит к систематической интеллектуальной недогрузке, из-за чего возникает значительное снижение темпов умственного развития, и как следствие, неуспеваемость. Автор выделил несколько различных типов неуспевающих учеников и отметил их психологические особенности.
В.С. Цетлин [33] предложила два взаимосвязанных понятия, характеризующие явления отставание и неуспеваемости. Отставание, по мнению исследовательницы, это невыполнение требований на одном из промежуточных этапов, на определенном отрезке учебного процесса, а неуспеваемость – следствие процесса отставания. Неуспеваемость – несоответствие подготовки учащихся требованиям содержания образования, фиксированная через определенный период обучения (в конце четверти, полугодия).
Г.А. Цукерман [36] считает, что неуспевающий ученик – это не обязательно двоечник, который не успевает за минимальными требованиями школьной программы. Такое глубокое отставание, по мнению автора, всегда связано с выраженной неблагонадежностью ребенка – с нарушениями или задержкой психического развития, аномалиями семейных взаимоотношений, болезнями. Но внимательно вглядываясь в любой класс, неизменно убеждаешься, что даже среди благонадежных детей трудно найти ребенка, который никогда не нуждалась в помощи в преодолении школьных трудностей/
Неуспеваемость в учебе В.И. Помагайба [16] сравнивал с заболеванием, которое надо вовремя диагностировать и вылечить. Он говорил, так же как и болезнь, тяжело лечить отставание, неуспеваемость в обучении, если оно стало систематическим и глубоким.
В своей диссертации В.И. Помагайба исследовал причины неуспеваемости детей в обучении, а именно: отсутствие условий для обучения, перегрузки детей хозяйственными задачами в семье, плохой контакт со сверстниками, увлечение посторонними делами, развлечениями. Ученый так же акцентировал внимание на проблеме частых пропусков занятий, способствующих пробелам в знаниях.
В.И. Помагайба отмечал, что помощь родителей ученикам является важной в обучении. Родители должны интересоваться оценками ребенка, создавать условия для лучшего обучения и регулярного посещения школы, выполнения домашних заданий и т.п. Если ребенок начал получать не удовлетворительные оценки ежедневно, родителям необходимо каждый день проверять дневник, попробовать совместно с учителем выявить и устранить причину отставания. Если ученик потерял интерес к учебному процессу, нельзя запугивать его надо как можно мягче и дружелюбнее поощрять обучение [16].
Автор отметил, что каждый день дома ученики обязаны осуществлять самостоятельную работу от часа в 1-м классе до 2,5-3 часов в 10-11-х классах. От этого во многом зависит состояние успеваемости. Родители же со своей стороны должны обеспечить хорошо оборудованное место, спокойную доброжелательную обстановку, отслеживать эмоциональное состояние ребенка, его отношение к учебному процессу.
В.И. Помагайба [16] говорил, что школьная неуспеваемость обусловливается не только низким уровнем овладения учеником навыками и знаниями, но и проблемами поведенческого характера. Ученик, постоянно переживая ситуацию неуспеха в обучении, становится неуверенным в собственных возможностях, пытается конфликтным поведением или асоциальными поступками проявлять себя как личность. Поэтому неуспеваемость учащихся должна предупреждаться и средствами коррекционного обучения. Но в решении этой проблемы снова появляется селективность – неуспешные ученики отсеиваются в классы выравнивания или компенсирующего обучения.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы