Часть дипломной работы на тему Правовое регулирование потребительских услуг в городе Москве
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 990 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1. НОРМАТИВНОЕ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ УСЛУГ 8
1.1. РАЗВИТИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 8
1.2. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПРИ НЕДОСТАТКАХ ТОВАРОВ, РАБОТ И УСЛУГ 18
1.3. ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПРИ ПРОДАЖЕ ТОВАРОВ, ВЫПОЛНЕНИИ РАБОТ И ОКАЗАНИИ УСЛУГ 33
2. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЫ В ГОРОДЕ МОСКВЕ 42
2.1. Медицинские услуги 42
2.2. Туристские услуги 59
2.3. Публичные услуги 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 82
Введение:
Актуальность темы исследования. Современное общество одним из своих достижений считает созданную систему защиты прав потребителей, наделяя их особым правовым статусом. Таким образом, общество допускает отход от всеобщего правила современного рыночного оборота, заключающегося в равенстве сторон сделки. Особые правовые привилегии для потребителей обусловлены уязвимостью граждан. Нормы законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав потребителей гарантируют обеспечение законных прав потребителей и устанавливают ответственность за их нарушение. Иными словами, государством подчеркивается высокая степень значимость защиты прав потребителей.
Основным нормативным правовым актом, регламентирующим положения о защите прав потребителей выступает Закон №2300-1 от 7 февраля 1992 года «О защите прав потребителей» (далее – Закон №2300-1).
На протяжении последних лет наблюдается возрастание видов деятельности, в которых потребитель принимает активное участие. К числу таких областей можно отнести страхование, оказание банковских услуг, в том числе дистанционных, оказание туристических, образовательных, информационных и других услуг.
Тенденция к увеличению видов деятельности, в которых принимает участие человек, определяет необходимость развития законодательства, регламентирующего общественные отношения в указанных сферах. Развитие законодательства подразумевает появления новых нормативных правовых актов в сфере потребительских услуг, а так же совершенствование действующих норм законодательства. Кроме того возрастает количество научных исследований в области проблем защиты прав потребителей.
Выделение такого института как права потребителей и их защита и, соответственно, регулирующего его законодательства, установление стабильных и сбалансированных гражданско-правовых взаимоотношений с участием потребителя имеет важное значение как в Российской Федерации, так и в городе Москве, что обуславливает актуальность рассматриваемой темы. Непосредственно для города Москвы исследование вопросов защиты прав потребителей при оказании услуг является актуальным при оказании таких видов услуг, как услуги, предоставляемые транспортом общего пользования, а также услуги в сфере здравоохранения и культурного отдыха. Несмотря на многочисленные акты, которыми регламентируются вопросы оказания и предоставления различных льгот населению, гражданами отмечается недостаточность принятых мер для обеспечения защиты прав потребителей.
Правительством Москвы признается необходимость защиты прав потребителей при оказании различных услуг, что подтверждает и достаточно большой массив нормативных правовых актов, которые приняты для реализации данной задачи. Так, например, принят ряд актов, которые регламентируют порядок оказания транспортных услуг. Огромное значение в сфере оказания транспортных услуг в мегаполисе имеет Постановление Правительства Москвы от 15.12.2015 № 880-ПП, а также Постановление Правительства Москвы № 452-ПП от 27 сентября 2011 года. Однако, несмотря на значительные шаги по улучшению обеспечения доступности транспорта, работа в данном направлении продолжается.
Что касается медицинского обслуживания, то здесь следует отметить такие значимые акты, как Закон города Москвы № 7 от 17 марта 2010 года «Об охране здоровья в городе Москве», Постановление Правительства Московской области от 19 декабря 2017 года № 1079/46 и Распоряжение Правительства Москвы от 10 августа 2005 г. № 1506-РП.
В сфере культурного отдыха были приняты Закон г. Москвы от 23.11.2005 г. №60 «О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве» и Распоряжение Правительства РФ от 29.02.2016 г. № 326 «Об утверждении Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года».
Научной разработке проблем, связанных с защитой прав потребителей, посвятили свои труды многие исследователи. Так, значительное число работ касалось анализа зарубежного опыта (В.В. Богдан, Э.М. Маслова), историко-правовых проблем (О.В. Лепешкина и Е.Б. Лепешкин, О.С. Чурочкина), вопросов ужесточения ответственности (Е.И. Жаданова) за нарушения прав потребителей и особенностей рассмотрения судами разных инстанций данной категории споров (В.В. Богдан и М.Н. Урда, А.А. Кирилловых). Вопросам защиты прав потребителей отдельно в сфере транспортного обслуживания также было уделено научное внимание такими исследователями, как И.А. Васин, Д.П. Стригунова, В.В. Залесский и О.Н. Ванеев.
Объект работы – общественные отношения, складывающиеся в сфере защиты прав потребителей.
Предмет работы – законодательство Российской Федерации и города Москвы о защите прав потребителей, научная литература, материалы судебной практики.
Цель исследования заключается в комплексном изучении теоретических и практических проблем правового регулирования и правоприменительной практики, касающихся прав потребителей и их защиты как в Российской Федерации, так и в городе Москве.
Для достижения названной цели поставлены следующие задачи:
— Изучить исторических аспект развития законодательства о защите прав потребителей в Российской Федерации.
— Раскрыть права и обязанности потребителей при недостатках товаров, работ и услуг.
— Рассмотреть специфику защиты прав потребителей при продаже товаров, выполнении работ и оказании услуг.
— Выявить особенности правового регулирования медицинских, туристских и публичных услуг в городе Москве.
В ходе исследования были исследованы труды таких юристов в области общей теории права, гражданского, предпринимательского права, как А.А.Райлян , который фактически впервые наиболее полно систематизировал и сформулировал основы потребительского права Российской Федерации и выявил основные проблемы его практического применения.
Также проанализированы работы следующих специалистов в данной сфере: С.Ю.Баранова, С.Г.Бунина, Е.А.Войтенкова, Г.А.Жолобова, А.Ю.Зака, Е.Б.Казакова, Э.Г.Корнилова, М.Н.Малеиной, Е.В.Накушнова, Е.В.Науджина, А.И.Шехтера и других.
Методологической основой исследования является всеобщий диалектический метод познания и системный подход. Для решения поставленных задач в выпускной квалификационной работе использовались такие общенаучные методы исследования, как статистический анализ, исторический метод, заключающийся в изучении становления и развития потребительского законодательства и потребительского движения. Были применены такие логические приемы, как синтез, индукция, дедукция, обобщение, а также прогнозирование в части исследования перспектив развития защиты прав потребителей при принятии законодательных поправок и нововведений. В процессе исследования применялись частно-научный статистический метод и частно-правовой метод восполнения пробелов в праве.
Теоретическая значимость работы заключается в том, чтобы обобщить теоретические представления о правовом регулировании прав потребителей в российском законодательстве.
Положения, выносимые на защиту:
1. Должна быть повышена правовая грамотность и информированность населения.
2. Регулярно должно производиться стимулирование повышения качества предоставления потребительских услуг.
3. Полагаем необходимым внести изменения в нормы Закона №2300-1, касающиеся срока возврата товара. Предлагаем увеличить данный срок до 14 дней.
Структура работы определена целями и задачами исследования. Работа имеет введение, две главы, включающие в себя шесть параграфов, заключение, список литературы.
В первой главе раскрывается становление потребительского законодательства, а также рассматривается содержание прав и обязанностей потребителя и анализируются способы защиты прав потребителей в указанной сфере.
Во второй главе исследуется современное состояние и правовой режим обеспечения потребительских услуг в городе Москве на примере сфер медицинских, туристских и публичных услуг.
В заключении содержатся основные выводы по выпускной квалификационной работе.
Заключение:
В рамках данной работы провели исследование правового регулирования потребительских услуг в городе Москве. Цель и задачи исследования достигнуты. Объект и предмет рассмотрены в полном объеме.
В ходе исследования пришли к следующим выводам.
1. Становление законодательства о защите прав потребителей в Российской Федерации происходило в несколько этапов и на сегодняшний день российское законодательство о защите прав потребителей при продаже товаров представляет собой достаточно последовательную, систематизированную и структурированную систему многих законодательных актов РФ.
2. В ходе исследования были выявлены определенные проблемы в сфере защиты прав потребителей, решение которых представляется возможным посредством:
— повышения правовой грамотности и информированности населения (проведение открытых уроков в школах, семинаров в организациях, распространение разъяснительных брошюр, оформление информационных стендов в местах реализации потребителям товаров (работ, услуг), информирование потребителей через средства массовой информации и т.д.);
— стимулирования повышения качества товаров, работ и услуг;
-развития системы подготовки и повышения квалификации кадров;
— проведения независимых потребительских экспертиз.
3. Крупным недостатком правовой базы Москвы, как и Российской Федерации, является большое количество принимаемых нормативных актов в сфере потребительского рынка при регулировании однородных отношений, при отсутствии документов об отмене старых недействующих законов, следствием чего является противоречивость нормативного регулирования.
4. Туристический рынок Москвы имеет большой нереализованный потенциал. Основная сфера реализации этого потенциала – налаживание внутренней инфраструктуры, особенно сферы средств размещения. Удобное географическое и политическое расположение оказывает положительное воздействие на развитие туристического рынка Москвы. Но несоответствие цены и качества услуг неблагоприятно сказываются на имидже города.
5. В 2021 году оборот рынка медицинских услуг в Москве вырос до 634 млрд. Самым динамичным стал сектор ОМС. Росту оборота сектора ОМС способствует увеличение подушевых нормативов финансирования медицинской помощи и повышение ее доступности, снижение доли бюджетного сектора. Кроме того, в 2020—2023 годах в Москве пройдет капитальный ремонт 135 поликлиник, их оснастят по единому стандарту, после чего в каждой из них пациентов будут принимать врачи 8 наиболее востребованных специальностей.
Фрагмент текста работы:
1. Нормативное правовое регулирование потребительских услуг
1.1. Развитие законодательства о защите прав потребителей в Российской Федерации
Первоначально следует отметить, что фактически институт защиты прав потребителей зародился в древние времена в период возникновения договора купли-продажи. Именно договор купли-продажи стал тем договором, в котором появилась слабая сторона, в защите интересов которой возникла необходимость. Такой стороной стал покупатель. Нарушение прав покупателя по договору купли-продажи становилось возможным исходя в том числе и из принципа свободы договора, сущность которого состоит в том, что каждый субъект может заключать договор на тех условиях, которые для него являлись более предпочтительными. Пользуясь таким принципом, продавцы начали устанавливать такие условия при купле-продаже, которые были заведомо невыгодны для покупателя, но в отсутствие конкуренции на рынке товаров покупатели были вынуждены соглашаться на такие условия.
Следует указано, что одно из первых упоминаний о слабости покупателей и необходимости защиты данной категории было сделано в римском праве. Римское право имеет огромное значение для современных юридических норм, в частности для норм гражданского права. В целом такое значение состоит в том, что:
Во-первых, положения, которые были закреплены в нормах римского права оказали существенное влияние на современный понятийный аппарат, который используется при формулировании отдельных положений.
Во-вторых, именно в нормах римского права впервые было закреплено положение о том, что лицо для защиты интересов может обратиться в суд. Кроме того, были закреплены общие положения о судебной защите прав.
И в-третьих, можно однозначно указать о том, что нормы римского права явились основой для правовых норм как стран Западной Европы, так и России.
Нормами римского права была предусмотрена обязанность продавца по передаче покупателю товара, который должен быть в надлежащем состоянии и качестве. Фактически данные положения с изменениями существуют до настоящего времени в нормах современного права различных стран. Далее, законодатель, развивая исследуемое положение, закрепляет принцип ответственности за обещанное. При этом продавец не мог нести ответственности за те обещания, которые рассматривались как «расхваливание товара».
Если обращаться к российскому законодательству, то отголоски регулирования прав потребителей уже можно было встретить в первых законодательных актах, таких как Русская правда и Псковская судная грамота. В данных актах были закреплены общие права продавца и покупателя по договору купли-продажи, а также вопросы ответственности за нарушение условий договора. Одним из первых источников института защиты прав потребителей выступили Русская Правда, Псковская судная грамота. Указанные документы впервые закрепили нормы об основных правах покупателей, а также содержали нормы ответственности за нарушение этих прав. В частности, существовала уголовная ответственность продавца, который реализовывал товара с существенным недостатком, способным нанести увечье покупателю.
Впоследствии законодатель идет по пути ужесточения ответственности, которой подлежал продавец за продажу некачественного товара. Так, в Уставе благочиния 1782 г. содержался раздел «О нарушении требования для продавца проставлять на товаре, который поступает в постановлений, ограждающих общенародное здравие», который определял группу преступлений в сфере прав потребителей.
Что касается принятия отдельных законов, которые регулировали бы права потребителей, то можно отметить принятый в 1830 г. Закон «О товарных клеймах», согласно которому законодателем были установлены требования для продавца проставлять на товаре, которые поступает в продажу своих клейм. В 1888 году в связи с широким распространением суррогатов чая, вредного для здоровья потребителей и наносящего урон деятельности добросовестных торговцев чая, на места был разослан Циркуляр от 26.08.1888 г. № 1799 «О воспрещении продавать под наименованием «чая» появившийся в обращении продукт, так называемый, фруктовый чай» .
В конце XIX века правовым способом борьбы с нарушением прав потребителей являлось издание паллиативных нормативных актов, то есть актов временно и частично помогающих решению конкретной проблемы рассылаемых на имя губернаторов, что не могло являться эффективным решением проблемы. По мнению Г.А. Жолобовой, исследовавшей этот вопрос, проблема защиты прав потребителей для правительства всегда стояла на втором месте после фискальных интересов. Проводимая в дальнейшем политика государства подтверждает данное утверждение.
После Октябрьской революции вопрос о регулировании прав потребителей не был оставлен без внимания, что проявилось в том, что была принята международная метрическая система мер и весов, которая также была направлена на то, чтобы защитить покупателей-потребителей от обмана со стороны продавца. Принятый в 1922 г. Гражданский кодекс РСФСР закреплял различные виды договоров, в числе которых значительное место занимал договор купли-продажи. Регламентируя данный договор, законодатель уделял внимание и правам покупателя, среди которых можно назвать право на получение товара надлежащего качества, право на возмещение вреда, который был причинен в результате продажи товара ненадлежащего качестве и многие другие. Правам покупателя корреспондировали соответствующие обязанности продавца. Такая законодательная тенденция прослеживалась и в последующих принятых ГК РСФСР. Однако, данные акты не закрепляли понятия потребитель.
После социалистической революции в СССР считали несовместимыми товарно-денежные отношения с социализмом. В силу этого развивалась концепция о ненужности права вообще, а гражданского в особенности. Тем не менее, отношения по купле-продаже товаров существовали, и их было необходимо регулировать. Пытаясь выполнить и перевыполнить план, производители не ставили в приоритет качество продукции. Как пишет В.В. Богдан, в то время существовала концепция «потребитель все слопает» , что лаконично отражало существовавшее мировоззрение в этой области. С середины 50-х годов эти взгляды изменились в сторону повышения качества обслуживания потребителей.
В начале 60-х годов появляются первые формы дистанционных продаж: доставка на дом, предварительный заказ. Они также не улучшили качество обслуживания населения, что указывало на недостаточность законодательной базы и целенаправленности политики государства в этом вопросе. Как видим, зарождение понятий «потребитель», а также «недостаток товара» и «защита прав потребителя» продолжало формироваться многие века.
К концу 80-х годов законодательство о защите прав потребителей представляло собой несистематизированные акты различных отраслей права, что подчеркивало необходимость в создании четкого правового механизма в этой области. В этот же период стали зарождаться первые объединения по защите прав потребителей. Движение потребителей изначально складывалось из жителей крупных городов, так в сентябре 1988 года появился Ленинградский клуб потребителей. Целью создания этих организаций было выражение интересов потребителей и их защита двумя основными путями. В первую очередь – через утверждение и продвижение определенных законодательных положений, защищающих права потребителей. Второй путь – отслеживание соблюдения этих положений.