Часть дипломной работы на тему «Познавательные психические процессы у первоклассников с разным уровнем адаптации к школе».
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 990 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ познавательных психических процессов у первоклассников с разным уровнем адаптации к школе 6
1.1 Общая характеристика возраста школьника первого класса согласно отечественным и зарубежным периодизациям возрастного развития 6
1.2 Познавательные психические процессы у детей первого класса 10
1.3 Понятие адаптация и особенности адаптации к школе детей первого класса 18
1.4 Взаимосвязь познавательных психических процессов с уровнями адаптации к школе у первоклассников 23
Список литературы 28
Введение:
Актуальность исследования. Одной из наиболее трудных в педагогике считается проблема изучения развития познавательных психических процессов, так как отражает очень сложные взаимодействия биологических, психофизических и социальных условий развития, а также является индивидуально психологической характеристикой человека. Многочисленные исследования психологов и наблюдения педагогов (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.И. Зинченко, А.А. Смирнов. Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов) показали, что ребенок, который не научится учиться и не овладеет приемами мыслительной деятельности на начальных ступенях обучения, за частую, переходит в разряд неуспевающих.
Познавательные психические процессы — это классическая проблема как современной, так и традиционной психологии и педагогики. Она была предметом пристального внимания многих школ и направлений научной психологии. Тот или иной вариант ее решения находил свое выражение в различных педагогических системах обучения, создатели которых опирались на результаты психологических исследований.
Поступление в школу, знакомство с новым коллективом и учителями, новые требования, переход к систематическому накоплению знаний является переломным моментом в жизни ребенка и не каждый ребенок в семилетнем возрасте может легко преодолеть и принять такой образ жизни. Нежелание ребенком принять новую социальную роль школьника может привести к конфликтам в семьи и в школьном коллективе, а так же привести к проблеме социальной дезадаптации.
Одна из основных задач, которые школа ставит перед ребенком – это необходимость усвоения им определенной суммы знаний, умений и навыков. Но, несмотря на то, что общая готовность учиться (желание учиться) практически у всех детей одинакова, реальная готовность к обучению очень различна. Поэтому у детей с плохой памятью, недостаточным уровнем интеллектуального развития, с низким уровнем развития произвольного внимания, воли и других качеств, необходимых при обучении, будут большие трудности в процессе адаптации. В начальной школе происходит развитие всех познавательных процессов. И чтобы этот процесс адаптации к школе протекал более интенсивно и эффективно, необходимо сделать его более организованным. Для этого необходимо создать не только социальные условия, но и подобрать комплекс методик, наиболее эффективных, доступных и интересных детям.
Психолого-педагогические особенности первоклассников рассмотрены в трудах: Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, Л.И. Божович, В.С. Мухиной, В.А. Авеерина, А.А. Люблинской, С.Л. Новоселовой, Л.Ф. Обуховой, М.Е. Хватцева. Роль учителя в процессе адаптации первоклассников к школе охарактеризована Р.В. Овчаровой, Ш.А. Амонашвили, Ю.И. Кулагиной, Г.А. Стрелковым, А.Б. Воронцовым, Л.Ф. Фридманом, И.А. Зимней, Г.А. Цукерман и Е.Ю. Зоткиной.
На основе анализа научной литературы и изучения педагогического опыта была сформулирована проблема исследования, которая заключается в исследовании развития познавательных психических процессов первоклассников с разным уровнем адаптации к школе.
Цель исследования — изучить развитие познавательных психических процессов у первоклассников с разным уровнем адаптации к школе.
Объект исследования: развитие познавательных процессов первоклассников.
Предмет исследования: познавательные психические процессы у первоклассников с разным уровнем адаптации к школе.
Задачи исследования:
1. Изучить общую характеристику возраста школьника первого класса согласно отечественным и зарубежным периодизациям возрастного развития.
2. Проанализировать познавательные психические процессы у детей первого класса.
3. Рассмотреть понятие адаптация и особенности адаптации к школе детей первого класса.
4. Выявить взаимосвязь познавательных психических процессов с уровнями адаптации к школе у первоклассников.
Методы: анализ методической, психолого-педагогической литературы, обработка информации.
Структура: работа состоит из введения, одной главы, заключения, списка литературы.
Заключение:
Пришли к выводу, что поступление ребенка в школу представляется для него весьма трудным моментом. Изменяется вся система отношений ребенка с окружающим его миром; происходят кардинальными изменениями в его деятельности, общении, отношениях с другими людьми. На место игре приходит учебная деятельность, требующая существенных умственных, физических и психологических нагрузок. Благоприятная социальная адаптация, позитивные приобретения в этот период являются важным основанием, на котором выстраивается дальнейшее развитие первоклассника как активного субъекта познаний и учебной деятельности. Особое значение имеют особенности психического развития и развитие познавательной деятельности у первоклассников. В этом возрасте у ребенка появляется чувство социальной и психологической компетентнос-ти, он учится выполнять различные социальные роли. Важными особенностями характеризуется организация практической деятельности первоклассников.
Адаптационный период первоклассников, сопровождается рядом процессов, среди которых можно выделить физиологические приспособление деятельности функциональных систем организма первоклассника к изменениям в режиме и нагрузке, формирование и развитие способов и приемов процесса обучения, оценка изменений в окружающей реальности как субъективно комфортных или дискомфортных.
Установили взаимосвязь познавательных психических процессов с уровнями адаптации к школе у первоклассников. Хорошо адаптированные первоклассники с проблемами в адаптации отличаются средними показателями тревожности по поводу установления социальных контактов, возможности достижения успеха.
Фрагмент текста работы:
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ПЕРВОКЛАССНИКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ АДАПТАЦИИ К ШКОЛЕ
1.1 Общая характеристика возраста школьника первого класса согласно отечественным и зарубежным периодизациям возрастного развития
Проблема возрастной периодизации рассматривалась как зарубежными (З. Фрейд, Э. Эриксон, Ж. Пиаже, Л. Колберг), так и отечественными учеными (Л.И. Божович, В.А. Петровский, Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин). Согласно периодизации Л.С. Выготского возраст школьника первого класса является кризисным периодом в жизни ребенка и описывается в литературе как кризис 7 лет. Данный кризис был открыт и описан раньше всех других возрастных кризисных периодов и связан он с изменением социального статуса ребенка, с переходом от дошкольного возраста к школьному. Ребенок приходит к осознанию того, что он занимает определенное место в мире общественных отношений и открывает для себя новую социальную позицию – позицию школьника [19].
Возрастные особенности первоклассника связаны с обучением детей в начальных классах. Физическое развитие ребенка становится влияющим не только на личностное развитие, но и на школьную адаптацию в целом. К этому времени в основном заканчивается окостенение черепа головы, закрываются роднички, оформляются черепные швы и продолжается упрочение скелета в целом. Хотя развитие, формирование и окостенение конечностей, позвоночника и тазовых костей находятся в стадии большой интенсивности. При неблагоприятных условиях эти процессы могут протекать с большими аномалиями (от греч.апогпана — отклонение от нормы). Вредные влияния на детей этого возраста могут оказывать физические перегрузки (например, продолжительное письмо, утомительная физическая работа) [11].
Особое значение имеют особенности психического развития и развитие познавательной деятельности у первоклассников. Существенным фактором в этом отношении является связанное с развитием мозга совершенствование их нервной системы. Развитие головного мозга у младших школьников проявляется в увеличении его веса и в изменении структурных связей между нейронами (нервными клетками). Развиваются также периферические нервные ответвления. Все это становится биологическими предпосылками для развития нервно-психической деятельности ребят.
У учащихся усиливается контроль сознания над поведением, развиваются элементы волевых процессов. Наблюдается также функциональное развитие мозга и, в частности, его аналитико-синтетические функции. Процессов возбуждения и торможения начинают взаимодействие, но влияние возрастных особенностей продолжается, процессы торможения усиливаются, однако по-прежнему преобладающим в поведении остается возбуждение. Из-за интенсивного развития нервно-психической деятельности, высокой возбудимости младших школьников, их подвижности и острого реагирования на внешние воздействия происходит быстрое утомление, поэтому требуется бережное отношение к их психике, умелое переключение их с одного вида деятельности на другой [29].