Часть дипломной работы на тему Повышение культуры невербального общения школьников в процессе обучения слушанию как виду речевой деятельности
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 990 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СЛУШАНИЮ КАК ВИДУ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 2
1.1 Понятие культуры невербального общения в научном описании 2
1.2 Понятие «слушание как вид речевой деятельности» в психолингвистике 12
1.3 Вопросы обучения слушанию как виду речевой деятельности младших школьников в аспекте повышения культуры невербального общения: анализ трудов современных методистов 21
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 27
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СЛУШАНИЮ КАК ВИДУ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В АСПЕКТЕ ПОВЫШЕНИЯ КУЛЬТУРЫ НЕВЕРБАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ: АНАЛИЗ ПРАКТИКИ СОВРЕМЕННОЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ 28
2.1. Возможности современных учебно-методических комплексов по русскому языку для организации обучения младших школьников слушанию как виду речевой деятельности 28
2.2 Характеристика представлений и умений современных младших школьников в области слушания как вида речевой деятельности 41
2.3. Программа, содержание и результаты опытного обучения, посвященного формированию у младших школьников представлений и умений в области слушания как вида речевой деятельности 48
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЯ 2
Введение:
Актуальность исследования. Согласно ФГОС НОО, перед современной начальной школой выдвинуты требования развития у обучающихся совокупности коммуникативных умений. Общая направленность коммуникации образовательного процесса актуализирует задачи обучения школьников речевой деятельности, в том числе слушанию как основному, базовому, наиболее значимому виду речевой деятельности [ФГОС, 2019].
Изучение слушания как вида речевой деятельности школьников является актуальным, так как занимает важнейшее место в учебной деятельности обучающихся, тем не менее, это не прогнозирует достижения высоких результатов: учащиеся часто не воспринимают основную часть устной информации, представленной на уроке.
Современные исследователи констатируют: слушанием как видом речевой деятельности владеют далеко не все школьники, большинство же детей не понимают смысл услышанных высказываний, не умеют концентрироваться на звучащем тексте, не владеют правилами слушания. Сказанное получило освещение в публикациях известных методистов, в их числе: М.Т. Баранов, А.Д. Дейкина, Т.А. Ладыженская, А.К. Михальская, Л.E. Тумина.
Кроме того, об актуальности темы исследования говорит отмечаемое многими исследователями значение слушания как вида речевой деятельности. Умения слушания необходимы для правильного понимания позиции собеседника, для верной оценки существующих с ним разногласий, для успешного ведения диалога или беседы. Слушание выполняет важнейшие функции: познавательную, регулятивную, функцию реагирования, эстетическую функцию. Однако обучение слушанию по-прежнему остается вне зоны должного внимания ученых, учителей. Именно поэтому навыки слушания у обучающихся развиваются спонтанно, случайно, бессистемно, т.к. слушанию как виду речевой деятельности в практике начальной школы должное внимание не уделяется.
Следует положительно оценить тот факт, что в последние годы появились публикации по проблемам обучения слушанию, исследователи указывают на необходимость повышения культуры невербального общения младших школьников в процессе слушания.
Вышеизложенное позволяет сделать вывод об актуальности темы данного исследования, поскольку на процесс формирования слушания как вида речевой деятельности обучающихся в настоящее время влияют абсолютно новые факторы, одним из которых является необходимость повышения культуры невербального общения младших школьников.
Проблема исследования – при каких методических условиях обучение младших школьников слушанию как виду речевой деятельности в аспекте повышения культуры невербального общения будет эффективно?
Цель исследования – создание теоретически обоснованного и экспериментально апробированного методического сопровождения работы, направленной на повышение культуры невербального общения школьников в процессе обучения слушанию как виду речевой деятельности.
Задачи исследования:
1. Определить теоретические основы методики повышения культуры невербального общения школьников в процессе обучения слушанию как виду речевой деятельности посредством анализа научной (психологической, психолингвистической и методической) литературы: описать понятия «культура невербального общения», «слушание как вид речевой деятельности»; охарактеризовать достижения методической науки в исследуемой области.
2. Выявить возможности современных учебно-методических комплексов по русскому языку для организации работы по повышению культуры невербального общения школьников в процессе обучения слушанию как виду речевой деятельности.
3. Охарактеризовать уровень сформированности культуры невербального общения современных школьников, а также – уровень сформированности умений слушания как вида речевой деятельности.
4. Разработать программу и содержание опытного обучения, посвященного повышению культуры невербального общения школьников в процессе обучения слушанию как виду речевой деятельности; осуществить их экспериментальную проверку.
Объектом исследования является речевая деятельность обучающихся начальной школы на уроках русского языка.
Предмет исследования: методические условия, обеспечивающие эффективное повышение культуры невербального общения обучающихся начальной школы в процессе обучения слушанию как виду речевой деятельности.
Гипотеза исследования: обеспечить эффективность процесса повышения культуры невербального общения школьников в рамках обучения слушанию как виду речевой деятельности можно, если соблюдаются следующие условия: 1) реализуется коммуникативно-деятельностный подход; 2) в качестве важнейшего методического приема используются следующие приемы: создания и анализа речевой ситуации, а также прием решения коммуникативных задач.
Теоретической основой исследования явились труды:
педагогов в области проблем культуры невербального общения обучающихся (Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, А.И. Волкова, А.Н. Леонтьев и др.);
психолингвистов в области слушания как вида речевой деятельности (И.А. Зимняя, Л.С. Выготский, В.П. Зинченко, А.А. Леонтьев и др.);
методистов в области проблем обучения слушанию как виду речевой деятельности и невербальному общению (Т.В. Атапина, Е.Г. Бегунова, Л.Н. Вьюшкова, Т.И. Зиновьева, Т.А. Ладыженская, Л.Е. Тумина и др.).
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы были использованы следующие методы исследования:
теоретические методы: анализ научной психолого-педагогической, лингвистической, методической литературы и учебно-методических комплексов по русскому языку;
эмпирические методы: педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент (констатирующий срез, опытное обучение, контрольный срез);
статистические методы: количественный анализ и последующее
сравнение результатов констатирующего эксперимента и опытного обучения.
Опытно-экспериментальная база исследования: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Школа «КвантУм» имени Героя Советского Союза Василия Фабричнова, 3 «В» и 3 «Е» классы (50 обучающихся).
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Во введении раскрывается актуальность темы, формулируются цель и задачи исследования, определяются объект, предмет и методы исследования.
В главе 1 «НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СЛУШАНИЮ КАК ВИДУ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ КУЛЬТУРЫ НЕВЕРБАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ» определяются понятия «культура невербального общения» и «слушание как вид речевой деятельности», описаны достижения методической науки в области обучения младших школьников слушанию как виду речевой деятельности в аспекте повышения у них культуры невербального общения.
В главе 2 «ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СЛУШАНИЮ КАК ВИДУ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В АСПЕКТЕ ПОВЫШЕНИЯ КУЛЬТУРЫ НЕВЕРБАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ: АНАЛИЗ ПРАКТИКИ СОВРЕМЕННОЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ» приводятся результаты анализа современных учебно-методических комплексов по русскому языку; представлена характеристика уровня сформированности у младших школьников представлений и умений в области культуры невербального общения, а также слушания как вида речевой деятельности; представлены программа, содержание и результаты опытного обучения.
В заключении приводятся итоги нашего исследования.
Объем работы: 70 страниц, текст содержит 10 таблиц, 4 диаграммы. Список литературы
Заключение:
Описание понятия «невербальное общение» дано в научной психологической, психолингвистической литературе. В данной работе невербальное общение трактуется как невербальное (невербальное) общение, во-первых, включающее в себя жесты, мимику, позу, зрительный контакт, тембр голоса, прикосновения, во-вторых, передачу эмоционального содержания общения.
В научной психологической, психолингвистической литературе описывается понятие «аудирование как вид речевой деятельности». В данном исследовании под аудированием будем понимать вид коммуникативной деятельности в процессе общения, связанный с восприятием и пониманием речи участников общения и соответствующей реакцией на нее.
Результаты анализа работы методистов позволили определить методы работы по повышению культуры невербального общения младших школьников при обучении аудированию. Они следующие: вопросы по прослушанному тексту; составление плана прослушанного текста; наблюдение за речевым поведением, анализ мимики и жестов; моделирование речевых ситуаций для воспроизведения основных выражений лица; инсценировка.
Данные, полученные в результате анализа научно-методической литературы, будут учтены при разработке содержания экспериментального обучения.
Это исследование решает важнейшую методическую задачу — научиться слушать русский язык.
Путем анализа лингвистической, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования удалось определить языковые основы аудирования, определить психолого-педагогические предпосылки обучения, решить проблему трансформации аудирования в отечественную методику обучения. русского языка и для развития преподавания. о навыках слушания.
Аудирование, как и говорение, относится к видам речевой деятельности, осуществляющим устное общение во всех областях и ситуациях общения. Это означает, что эффективное общение возможно только при полном взаимопонимании.
Если мы не обращаем внимания на реакцию слушающих в процессе речи, не добиваемся необходимой обратной связи, выраженной вербальными или невербальными средствами, то мы можем заранее быть уверены в неудаче общения. Слушатель необходим для создания ситуации, которую можно назвать коммуникативно-речевой. Пара говорящий-слушатель является необходимым условием для реализации этой ситуации.
Принято считать, что в словесном (речевом) общении главную роль играет говорящий. Он находится в центре внимания, создает настроение аудитории, «ведет» разговор в нужное ему русло.
Однако роль слушателя не менее активна и важна. Уровень слушания диктуется ситуацией, целью и характером взаимодействия собеседника. Слушателю интересно ясно и недвусмысленно распознать, что именно «пересекается» с реальностью, какие факты и события моделируются в воспринимаемой речи, как воспринимаемое связано с реальностью.
Аудирование – это рецептивный вид речевой деятельности, при котором прием и последующая обработка речевого сообщения осуществляется на основе деятельности слухового анализатора.
Роль слушания в процессе общения носит реактивный характер. Осуществляется путем оформления и оформления мыслей во внутренней речи. Внутренняя деятельность слушания выражается в решении умственных задач словесными средствами. В то же время аудирование является условием речи (письма).
В результате исследования была разработана методика обучения аудированию как виду речеобразовательной деятельности младших школьников, учитывающая специфику внутренней структуры и предметного содержания аудирования и построенная на активном функционировании аудирования. механизмы.
Методика обучения младших школьников аудированию как виду речевой и учебной деятельности проверена экспериментально. Данные, полученные в результате экспериментально-исследовательской работы, подтвердили, что разработанная нами методика обучения младших школьников аудированию как виду речевой и учебной деятельности на уроках русского языка способствует достижению высоких результатов учащихся, позволяет повысить уровень аудирования, который благотворно влияет на развитие языковой личности младших школьников, совершенствование их навыков речевого общения.
Предлагаемая методика обучения аудированию учащихся начальных классов дает представление о аудировании, знание выбора вида аудирования, соответствующего цели аудирования и специфике речевой ситуации, развивает глубину понимания и ясность понимания. сообщения, обнаруженные ушами.
Перспективы данного исследования связаны с дальнейшим развитием методики обучения аудированию как виду учебной деятельности при изучении всех предметных областей в начальной школе.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СЛУШАНИЮ КАК ВИДУ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Понятие культуры невербального общения в научном описании
Непосредственное общение невозможно без использования невербальных средств. Чаще всего люди, а особенно младшие школьники, не осознают свое невербальное поведение.
Анализ научной литературы, который был предпринят с целью описания понятия «культура невербального общения», показал, что этим вопросом занимались многие известные ученые, в их числе: И.Н. Горелов, Т.И. Зиновьева, Н.А. Ипполитова, М.Р. Львов, Е.А. Петрова, А. Пиз.
Изучение научной литературы позволило выяснить, что освещение получили следующие вопросы: понятие культуры невербального общения, виды невербальных средств, их свойства и функции, трудности собеседников при невербальном общении, стратегии обучения невербальному общению.
Изучением невербальных средств коммуникации сегодня занимается паралингвистика. Данный термин используется для обозначения целостной совокупности невербальных языковых средств общения. Паралингвистические средства подразделяют на три следующих вида: фонациональные, кинетические и графические.
К первым относятся способы выражения эмоций через голосовую окраску, переданные, как правило, через тон голоса, его тембр, мелодичность, интонацию, а также диалектную особенность произношения речевых звуков. Кинетические средства передачи невербальной информации представлены в непосредственном поведении говорящего, выраженном в жестах, мимике и в его позе [Стернин, 201, с.11]. Графические паралингвистические средства напрямую связаны с креолизованными текстами, так как представлены в виде различных шрифтов, картинок,