Часть дипломной работы на тему Повседневная жизнь сельского населения Кубани в 20-х годах XX века.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Глава
1. Социальное развитие населения Кубани в эпоху НЭПа. 2
1.1
Характеристика сельского населения Кубани. 2
1.2 Типология
поселений. 4
1.3 Хозяйство и уклад. 12
Вывод по
главе 1. 22
Список литературы.. 24
Введение:
Заключение:
Фрагмент текста работы:
Глава 1.
Социальное развитие населения Кубани в эпоху НЭПа
1.1
Характеристика сельского населения Кубани
В истории «советского» казачества эпоха НЭПа (первые
1924-1926 гг.) — особый период. До него известное циркулярное письмо ЦК РКП (б)
от 24 января 1919 г. было печальным (точнее трагичным), а после этого наступил
«великий поворотный момент», поставивший казачество и крестьянство в
вынужденное противостояние к Советской власти. НЭП был относительно
благополучным периодом: появилась реальная альтернатива противостоянию казаков
и советской власти. Пленум ЦК РКП (б), состоявшийся в апреле 1925 г., признал
«совершенно недопустимым игнорирование особенностей казачьей жизни и применение
насильственных мер по борьбе с пережитками казачьих традиций» [1].
В то время как в большинстве статистических материалов первой
половины 1920-х годов понятие «казачество» было заменено категорией
«выделенные» (то есть те, кто использовал надельные земли, как объяснен термин
в одном из статистических сборников [12]) или казаки вообще не выделялись из
общей массы населения, то перепись 1926 года, проведенная после «смены курса»,
среди прочих характеристик зафиксировала «старую сословную принадлежность».
Согласно его документам, 27,52% жителей территории Северного Кавказа считали
себя казаками. Удельный вес казачества среди населения Кубанского,
Армавирского, Майкопского и Причерноморского округов, на базе которых
образовался Краснодарский край, образованный в 1937 г., составил 42,32% [3].
Таким образом, тенденция медленного снижения доли казачества
среди жителей региона, сложившаяся в начале ХХ века, продолжилась. Кроме того,
это проявилось на территории соседнего Дона. Статист З.И. Щелкунов отметил, что
военное население края дает все более низкий процент по сравнению с невоенным
населением: на 1 января 1903 г. военное население составляло 45,1% от общей
численности жителей и спустя 9 лет — 44,3% [4].
Особенности колонизации и хозяйственного освоения разных
регионов Кубани определили существенную разницу в численности казаков в
округах: казаки составляли более 50% населения Кубани и только 12,08% населения
Черного моря.
Увеличилась концентрация казачества (до 60% сельского
населения Кубанского уезда) среди жителей сельской местности [5]. Кроме того,
завотделом переписи КГУ А.И. Гозулов подчеркнул: «Перепись, по единогласному
заключению районов, прошла в сельской местности намного лучше, чем в городах»
[6]. Таким образом, нет никаких сомнений в надежности его материалов. Удельный
вес казачества в городском населении был незначительным: в Краснодаре,
например, он составлял 7%, в Армавире — 4% [7].
После октября 1917 г. на смену христианской сопатриархальной
традиции организации семейной жизни пришли новые принципы. Городская молодежь с
готовностью приняла смену социальных ценностей: среди комсомольцев быстро
получили распространение красные крещения, октябрины и браки «без священников».
Постепенно перемены начали проникать в повседневную жизнь
села. Оценивая происходящие изменения, автор статьи «Новая жизнь в деревне»,
опубликованной в 1924 году, писал: «Я бы очень хотел одного атаманского зубра
из старого режима, одни из тех разнообразных "кубанские землячества",
казачьи рады и круги на берегах Шпрее или Сены и предаются воспоминаниям о
«старых добрых временах» в трактирах Белграда, Софии, Праги и Парижа, так что
теперь один из тех выкидышей Кубани заглянул на минутку в нынешнюю советскую
деревню. Подтекст этого восторженного рассуждения заключается в том, что
деревня изменилась до неузнаваемости. Можно, конечно, предположить, что
масштабы произошедших изменений несколько завышены, но трудно представить, что
такой энтузиазм основан исключительно на вакууме.
Большинство казаков были русскими или украинцами, хотя среди
них есть и представители других национальностей — калмыки, например [9] на
Кубани и Причерноморье среди казаков преобладали украинцы, а в Армавире и
Майкопе — русские. Таким образом, этнические аспекты колонизации региона были
сохранены.