Международные отношения Часть дипломной работы Гуманитарные науки

Часть дипломной работы на тему Политика Италии в рамках ЕС в 2011-2020 гг

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I.
Исторический обзор и концептуальные основы внешней политики Италии в рамках ЕЭС
(ЕС)

1.1 Историческая ретроспектива
внешней политики Италии в рамках ЕЭС/ЕС в 1957-2011 г.

1.2 Концептуальные основы
внешней политики Италии (2011-2020 гг.)

ГЛАВА II.
Политический аспект деятельности Италии в рамках ЕС в 2011-2020 гг.

2.1 Роль Италии в
институциональном реформировании и развитии процесса европейской интеграции в
2011-2020 гг.

2.2 Деятельность Италии в
рамках ЕС в сфере обеспечения региональной безопасности

2.3 Сотрудничество Италии с
государствами ЕС в сфере борьбы с международным терроризмом

ГЛАВА III.
Торгово-экономический и культурно-гуманитарный аспекты политики Италии в рамках
ЕС в 2011-2020 гг.

3.1 Развитие
торгово-экономических отношений Италии с партнерами по ЕС в 2011-2020 гг.

3.2 Подходы Италии к
обеспечению энергетической безопасности европейского региона

3.3 Особенности политики
«мягкой силы» Италии в рамках ЕС в 2011-2020 гг.

3.4 Взаимодействие Италии с
иными государствами ЕС в сфере образования, науки и культуры

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  

Введение:

 

Актуальность исследования
внешней политики Италии в 2011-2020 гг. в рамках ЕЭС (ЕС) заключается в
нескольких аспектах. Прежде всего, на современном этапе Италия – это один из
основных политических акторов пространства европейской и средиземноморской
интеграции. В 1957 году Италия выступила одним из государств-учредителей
Европейского Экономического Сообщества (ЕЭС), в дальнейшем – Европейского Союза
(ЕС). В течение длительного времени основной вектор внешней политики Италии был
направлен на Средиземноморье, что обусловило некоторую отдаленность Италии от
общеевропейских проблем, что и обусловило выбор данной темы для исследования. В
настоящее время Италия как государство член ЕС обладает глобальными интересами
и амбициями, однако ограниченные ресурсы не позволяют ей проводить
самостоятельную политику в Средиземноморском направлении или эффективно
управлять сценариями в мировых и европейских конфликтах, поэтому и возникла
потребность в изучении. В этой связи итальянская внешняя политика учитывает,
как требования и интересы европейского сообщества, так и национальные
приоритеты. Данный аспект обусловливает противоречивый характер внешней
политики Италии, что особенно характерно для современного этапа, поскольку в
период Первой Республики (до 1992 года) внешнеполитический курс был единым.

Представленная выше
характеристика внешнеполитической деятельности Италии представляет собой значительный
интерес для изучения в рамках политического диалога с Россией, так как,
несмотря на зависимость от ЕС, Россия является для Италии значимым партнером. Что примечательно,
Россия имеет с Италией достаточно налаженную дипломатическую коммуникацию, и
последняя выступает в качестве посредника российских отношений с западом,
стремясь их сгладить и усовершенствовать.

Помимо этого, анализ
опыта деятельности Италии в составе международных организаций полезен для
выстраивания внешнеполитической модели России в связи с некоторыми общими
характерными особенностями стран (тоталитарное прошлое, политика национальной
идентичности). Опираясь на международные результаты деятельности Итальянского
правительства, Россия может открыть для себя новые возможности интеграции в
европейское или средиземноморское пространство.

Наконец, является
актуальным изучение внешнеполитических практик и стратегических направлений
Италии в контексте настоящей эпидемиологической обстановки в условиях пандемии COVID-19 и возможного смещения баланса сил
в мировом сообществе.  Итальянский кризис
стал одним из наиболее значимых среди европейских стран, что оказало
значительное влияние как на внутреннюю, так и на внешнюю политику государства.

Объектом исследования является
внешняя политика Италии.

В качестве предмета
исследования выступают основные направления и приоритеты внешней политики
Италии в 2011-2020 гг. в рамках ЕС.

Цель исследования заключается
в выявлении особенностей и характерных черт внешнеполитического курса Италии в рамках
ЕС в 2011-2020 гг.

Достижение данной исследовательской
цели требует выполнения следующих задач:

– произвести исторический
обзор основных направлений внешней политики Италии ЕЭС/ЕС в 1957-2011 г.;

– рассмотреть
концептуальные основы внешней политики Италии в 2011-2020 гг.;

– проанализировать политический
аспект деятельности Италии в рамках ЕС в 2011-2020 гг.

– представить
характеристику торгово-экономического и культурно-гуманитарного аспектов
политики Италии в рамках ЕС в 2011-2020 гг.

– провести
анализ торгово-экономических и культурно-гуманитарных аспектов политики Италии
в рамках ЕС в 2011-2020 гг.

– изучить взаимодействие
Италии с иными государствами ЕС в сфере образования, науки и культуры.

Хронологические рамки исследования
охватывают период с 2011 по 2020 гг. Нижняя хронологическая рамка – 2011 г.
определяется сменой правительства в Италии и вступлением в должность
премьер-министра Марио Монти. Верхняя граница исследования – 2020 г., что связано с изменениями во внешней политике Италии в
условиях пандемии коронавируса и мер Евросоюза по восстановлению экономик государств-членов. Несмотря
на вышеуказанные хронологические ограничения работы, в ряде случаев упоминались
и затрагивались события, которые выходят за рамки рассматриваемого в
исследовании периода и непосредственное обращение к которым обуславливалось
необходимостью более детального и полного раскрытия анализируемых событий.

Методологическая основа. Является метод системного анализа в его совокупности
с другими основными подходами или методами к научному анализу в политологии
(институциональным, социологическим, сравнительно-историческим). Сочетание этих
методов, а также диалектический принцип рассмотрения явлений, фактов и событий
обеспечили высокую степень объективности, обоснованность оценок и выводов,
позволили автору полно и всесторонне раскрыть особенности эволюции сложного
объекта под воздействием неразрывной связи внешней и внутренней политики.
Рассматриваемая как система со своей иерархией, составляющими, уровнями,
«входами» и «выходами», итальянская внешняя политика в то же время мыслится как
важный регулятор и стабилизатор всей совокупности международных отношений в
Европе

К основным
принципам данного исследования относятся принципы научной объективности
(понимание определенной субъективности внешней политики Испании),
непротиворечивости (отсутствие несовместимых понятий), доказательности и достоверности
(подтверждение аргумента доказательствами статистической информации).

Для получения наиболее
полноценного результата следует провести комплексное исследование, включающее проблемно-хронологический
подход в историческом анализе – для выявления закономерностей и тенденций во
внешней политике Италии (в исторической перспективе Новейшего времени) и их
систематизации (за счет деления на узкие аспекты международной деятельности
Италии). Структурно-функциональный – для анализа взаимодействия Италии с международными
организациями, ее функциональной роли в международной системе. Сравнительный/компаративный
– для осуществления анализа и сопоставления фактов, событий, источников, точек
зрения в контексте изучения внешнеполитического курса Италии. Ааналитический
– для эффективной интеграции полученных знаний о внешней политике Италии в
теоретическую рамку для последующего обнаружения причинно-следственных связей.

Степень
научной разработанности проблемы. При написании данного
исследования автором был привлечен целый пласт научной литературы. Цель и задачи исследования потребовали изучения
самого широкого круга работ отечественных и зарубежных авторов.

Первая группа
работ отечественных авторов посвящена историческому
анализу внешнеполитической деятельности Италии. К данной группе относятся
исследования Н.К. Арбатовой[1],
С.М. Гавриловой[2], Т.В. Зоновой[3], Н.П. Комоловой[4] и др.

Вторая группа
работ отечественных авторов затрагивает проблему
современной политики Италии в рамках ЕС. К данной группе можно отнести труды Е.С. Алексеенковой[5], О.Н. Барабанова[6],
В.П. Люблина[7],
Е. Масловой[8],
О.В. Муромцевой[9],
Е.А. Матвеевой[10] и
А.В. Цыкало[11]
и др. Значительную
помощь в написании настоящей работы оказали и труды зарубежных авторов. Первая
группа их работ посвящена анализу исторического аспекта внешней политики
Италии — в частности, политике в отношении НАТО и
изменениям во внешней политике Италии после окончания холодной войны. К данной
группе можно отнести работы таких авторов, как K. Ruzicic-Kessler[12], R. Alcaro[13], S. Romano[14], S. Labbate[15], S. Silvestri[16].

Вторая группа
работ зарубежных авторов посвящена трансформациям в
курсе внешней политики Италии в XXI веке: E. Brighi[17], J. Walston[18], M. Carbone[19].

Третья группа работ зарубежных авторов рассматривает особенности внешней политики Италии на современном
этапе: G. Abbondanza[20], O. Croci
& M. Valigi[21], U. G. Silveri[22].

Источниковая база
исследования. В
процессе написания работы были использованы источники различных видов, среди
которых – нормативно-законодательные, делопроизводственные источники, источники
личностного происхождения и статистические и документы на русском, итальянском
и английском языках. Использованные источники можно разделить на несколько
групп.

К первой группе принадлежат нормативно-законодательные
акты, включающие в себя Конституцию Итальянской
Республики 1947 г.[23],
Белую книгу международной безопасности и обороны 2015 г.[24],
«Итальянская военная доктрина» 2011 г.[25].

Вторая группа источников – делопроизводственные источники, среди которых можно выделить
протоколы и стенограммы, доклады и материалы, заслушанные на заседаниях НАТО,
отчеты Комиссий НАТО, а также материалы официальных международных конференций и
др., например: «Новые Силы в новом веке» (Nuove Forze per un nuovo secolo)[26],

Третья группа − публицистические источники, к которым относятся заявления и публичные выступления, интервью
министров (Ф. Фраттини, М. Д’Алема, А. Паризи, И. Ла Русса, А. Мартино и др.), декларации, заявления,
официальные коммюнике, пресс-релизы[27].

Четвертая группа источников – статистические источники: материалы The
World Bank и официальных сайтов Европейского Союза[28], НАТО.

Научная новизна обусловлена проведенным комплексным анализом развития внешней
политики Италии в период с 2011 по 2020 гг., это анализ направлений внешней
политики Италии в ЕС.

Новизна
заключается:

— Практическая
реализация внешнеполитических приоритетов Италии на современном этапе.

— Италия играет
очень важную роль в экономической и политикой жизни Европейского Союза, поэтому
ее развитию в этих сферах стоит уделять пристальное внимание.

Оба эти фактора
придают исследованию необходимую научную новизну.

Практическая
значимость исследования определяется
тем, что анализ проблемы посвящен определению роли и места новых центров силы в
системе международных отношений. Выводы, сформулированные по результатам
исследования, могут быть актуальны для экспертов, ученых, изучающих историю
международных отношений, специалистов, работающих в международных и
региональных организациях, что даст возможность не только понять общий курс
внешней политики Италии, но и определить подходы к взаимодействию и способы
эффективного решения глобальных проблем современности.

Структура работы представлена
введением, тремя тематическими главами, заключением, списком литературы и
приложениями. [1] Арбатова Н.К. Внешняя политика
Италии: процесс формирования и осуществления. – М. 1984; Арбатова Н.К.
Средиземноморское направление внешней политики Италии // Проблемы внешней
политики капиталистических государств в 80-е гг. – М., 1986. [2] Гаврилова С. М. Политическая
история современной Италии (1945-2011) в трудах российских ученых. Отв. ред.
М.Ц. Арзаканян. – М.: ИВИ РАН. − 2013. − 251 с. [3] Зонова Т.В. История внешней
политики Италии. – М., 2015. [4] Комолова Н. П. Сто лет истории
Италии. − М., 2009. − 277 с. [5] 
Алексеенкова Е. Италия – ЕС: отказ от политики «суверенной изоляции»?
Научно-аналитический вестник ИЕ РАН. − №5. − 2019. − С. 10-15 [6] 
Барабанов О. Н. Италия в мире «протагонистов». На перекрестке
Средиземноморья: «Итальянский сапог» перед вызовами XXI века. М., 2011. − 198
с. [7] Любин В. П. Роль де Гаспери в
повороте Италии на Запад в оценке советской дипломатии // Европейский альманах.
− М., 2006. [8] Маслова Е. Европеизм и атлантизм
во внешней политике Италии. Международные процессы, Том 14, № 4. – 2016. – С
106-115; Маслова Е. Джованни Савино. Пандемия по-итальянски: стресс-тест для
политической системы. Современная Европа. − № 4. − 2020. − С. 37-49. [9] Матвеева Е. А. Дискуссии в
правящих кругах Италии по вопросам европейской политики (2001-2003 гг.).
Европейские этюды. Сб. статей аспирантов ИГУ. Иркутск., 2004. [10] Матвеева Е.А. Европейская
интеграция в идеологии и стратегиях политических партий Италии: начало 1990-х –
2006 гг.: дисс. … канд. ист. наук. – Улан-Удэ, 2009. – 248 с. [11] Цыкало А.В. Основные направления
внешней политики Итальянской Республики на современном этапе: дисс. … канд.
полит. наук. – Москва, 2006. – 198 с. [12] Karlo
Ruzicic-Kessler. Italy and Yugoslavia: from distrust to friendship in Cold War
Europe. Journal of Modern Italian Studies, 19:5. − 2014. − 641-664 pp. [13] Riccardo
Alcaro. Catching the Change of Tide. Italy’s Post-Cold War Security Policy. The
International Spectator, 45:1. − 2010. − 131-145 pp. [14] Sergio
Romano. Italian foreign policy after the end of the Cold War. Journal of Modern
Italian Studies. 14:1. − 2009. − 8-14 [15] Silvio
Labbate. Italian Mediterranean Policy in the Early 1980s in the Light of National
Archive Documents. The International History Review, 42:5. − 2020. − 1009-1028
pp. [16] Stefano
Silvestri. The Nato debate in Italy. The International Spectator, 2:6. − 1967.
− 434-454 pp. [17] Elisabetta
Brighi. How to Change Your Foreign Policy in 100 Days: A New Course with the
Prodi Government? The International Spectator, 42:1. − 2007. − 129-140 pp. [18] James
Walston. The shift in Italy’s Euro-Atlantic policy. Partisan or Bipartisan? The
International Spectator, 39:4. − 2004. − 115-125 pp. [19] Maurizio
Carbone. The domestic foundations of Italy’s foreign and development policies.
West European Politics, 30:4. −  2007. −
903-923 pp. [20] Gabriele
Abbondanza. Italy’s Migration Policies Combating Irregular Immigration: from
the Early Days to the Present Times. The International Spectator, 52:4. − 2017.
−76-92 pp. [21] Osvaldo
Croci & Marco Valigi. Continuity and change in Italian foreign policy: the
case of the international intervention in Libya. Contemporary Italian Politics,
5:1. − 2013. − 38-54 pp. [22] Umberto
Gentiloni Silveri. Italy’s unfinished transition: between domestic dynamics and
international change. Journal
of Modern Italian Studies, 20:2. − 2015. − 189-201 pp. [23]
Конституция Итальянской
Республики 1947 г [Электронный ресурс]. – URL: http://italia-ru.com/page/konstitutsiya-italyanskoi-respubliki [24] Libro
Bianco per la sicurezza internazionale e la difesa [Электронный ресурс]. – URL:
http://www.difesa.it/Content/Pagine/Libro_Bianco.aspx\ [25] 5 La Dottrina Militare Italiana (PID/S-1) / III Reparto Centro
Innovazione della Difesa. Stato Maggiore della Difesa.

Roma, 2011. [26] Nuove Forze per un nuovo
secolo / Ministero della Difesa. [Roma,
2001]. [Электронный ресурс]. – URL: https://www.difesa.it/Approfondimenti/ArchivioApprofondimenti/Documents/46144_2001_nuove_forze.pdf [27] Пресс-релиз: Италия и Россия,
архитектура и декор: Джулио Гарджулло специально для долгожданного
бизнес-события в Венеции [Электронный ресурс]. – URL: https://www.pronline.ru/Italiia-i-Rossiia-arkhitiektura-i-diekor-Dzhulio-Gardzhullo-spietsialno-dlia-dolghozhdannogho-biznies-sobytiia-v-Vienietsii.html [28]
Италия. Аналитический обзор
[Электронный ресурс]. URL: http://prom.moscow/wp-content/uploads/2020/06/Италия.pdf

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В результате проведенного
исследования было выявлено, что биполярность внешней политики Италии в
1957-2011 г. заключается как в европейском, так и атлантическом направлении
деятельности. В рамках ЕЭС/ЕС основными этапами внешней политики стало
подписание Римского договора, Европейского договора, Барселонская конференция,
смещение вектора внешней политики от евроцентризма к увеличению степени
независимости от Европейского Союза с приходом к власти С. Берлускони.

После смены правительства
Италии в 2011 г. происходит изменение внешнеполитического курса страны.  Перед Италией стоит две основные внешнеполитические
задачи: восстановить международное доверие к Италии и обновить общую
внешнеполитическую стратегию. Изменения в экономике Италии позволили изменить
ее положение и на международном инвестиционном рынке. Также важнейшей задачей
Италии становится продвижение и защита национальных интересов.

Одним из приоритетных
направлений внешнеполитической деятельности итальянского государства выступает
обеспечение региональной интеграции и противодействие терроризму в рамках
Еврозоны. Важным аспектов деятельности страны является поддержание диалога с
Российской Федерацией, к которой европейские страны относятся неоднозначно.

Анализируя политическую
активность Италии в таких вопросах, как интеграция и институционализация,
региональная и международная безопасность, взаимодействие с третьими странами,
необходимо подчеркнуть, что республика выступает за независимость стран без
выхода из Европейского союза. На территории страны активно действуют
политические евроскептические и популистские объединения, которые обусловливают
данную траекторию и призывают к отходу от наднациональности и возвращении к
национальному суверенитету.

Анализ
торгово-экономической деятельности Италии выявил, что страны ЕС, в первую
очередь, Германия и Франция, остаются приоритетными партнерами для Италии. В то
же время страна открыта для экономического взаимодействия с неевропейскими
государствами, в частности, с Россией.

Основной проблемой в
развитии торгово-экономического сотрудничества Италии со странами ЕС выступает
экономическое давление на Италию со стороны стран Еврозоны при принятии
непопулярных в итальянском обществе решений. Стремление итальянского
государства продемонстрировать самостоятельность в решении экономических
вопросов отрицательно воспринимается крупными игроками ЕС. Для отстаивания собственных
интересов Италия использует политику «мягкой силы». Данная форма внешнеполитической
активности предполагает развитие культурных, образовательных, научных связей
для формирования положительного имиджа страны, повышения ее роль на международной
арене. Несмотря на то, что в Италии приоритетом внешней политики является
восстановление экономики, культурная сфера является одним из мощных
инструментов обеспечения ее развития.

В качестве мер по
усовершенствованию культурной дипломатии Италии представляется целесообразным предпринять
следующие меры. Во-первых, необходимо подготовить и принять в качестве
официального документа концепцию национальной культурной безопасности Италии,
которая позволила бы эффективно наращивать потенциал «мягкой силы» и повышать
конкурентоспособность в данной сфере. Во-вторых, создать единую систему
финансирования, подотчетную соответственному государственному органу власти,
для систематизации, упрощения и повышения результативности в реализации
политики «мягкой силы» страны.

Итальянская
Республика, страна-основательница и одна из лидеров Европейского Союза, сегодня
амбициозно стремится к более независимому внешнеполитическому курсу, желая
превратиться из «средней державы» в «протагониста» мировой политики, готового в
своих решениях опираться прежде всего на свои национальные интересы. Рим
осознает, что глубокие сдвиги в сфере международной безопасности требуют не
только глобальной модернизации армии, но и создания принципиально нового
стратегического мышления, разработки современных военно-политических
инструментов и законодательного обеспечения сферы обороны на высочайшем уровне.

Законодательная
деятельность осуществляется обеими палатами парламента – сенатом и палатой
депутатов. Для изучения узкоспециализированных военно-политических вопросов в
парламенте существует специальная комиссия – Комиссия IV по обороне.
Законодательная деятельность этой парламентской комиссии имеет первостепенное
значение для реформирования вооруженных сил и военного аппарата Италии – именно
IV Комиссией по обороне принимаются решения о проведении и реализации военных
реформ, обсуждаются стратегические документы и доктрины, выносятся вердикты
относительно покупки вооружения и участия ВС в операциях за рубежом.

Концепция
Италии как средней державы во многом объясняет позицию страны по отношению к
России. По причине ограниченности различного рода ресурсов такое государство
может достигать внешнеполитических целей путём наращивания влияния в
международных организациях, а также через двусторонние отношения с другими
более влиятельными державами. Россия в рамках данной стратегии рассматривается
как одна из таких держав, устойчивые политические и экономические контакты с
которой могут способствовать реализации национальных интересов Италии.

В современном мирополитическом
контексте Россия, обладая существенными ресурсами на международной арене,
является для Италии значимым партнёром по диалогу. Поддержание регулярных
контактов по основным вопросам международной повестки позволяет Италии как
средней державе более полно реализовывать свои интересы в соответствии с важным
для неё принципом мультилатерализма, не ограничиваясь взаимодействием с
партнёрами по линии НАТО и ЕС.

Изначально
вступление Италии в НАТО и ЕС рассматривалось в качестве политики делегирования
полномочий – когда отдавая часть суверенитета страна может сконцентрироваться
на решении внутренних вопросов. Итальянская внешняя политика ранее не была
настолько противоречивой и настолько подчинённой внутренним партийным интересам
– в период Первой Республики шла жёсткая партийная борьба, но в целом
внешнеполитическое видение было единым.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА I. ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР И
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ ИТАЛИИ В РАМКАХ ЕЭС (ЕС) 1.1 Историческая ретроспектива внешней
политики Италии в рамках ЕЭС/ЕС в 1957-2011 г.

Данная глава нашей
исследовательской работы направлена на определение основных принципов и
направлений внешнеполитического курса Италии, выявление их предпосылок и
процесса становления. На начальном этапе исследования произведен небольшой
исторический экскурс во внешнюю политику Италии 1957-2010 гг.

Период после Холодной
войны во внешней политике Италии характеризуется значительными трансформациями,
ознаменовавшими начало новой эпохи как в международных отношениях, так и во
внутреннем государственном устройстве практически всех стран мира. В.П. Любин
подтверждает, что именно в поворотный период после окончания Первой мировой
войны сложились принципы дальнейшего политического курса страны, «предопределившего
ту Италию, которая существует по настоящее время»[1]. Итальянским
правительством была пересмотрена концепция мирового порядка в обратно
пропорциональном векторе – если раньше он основывался на принуждении и военной
мощи сильнейших держав, то теперь, по мнению Италии (в числе других), главным
фактором стабилизации и мирового порядка выступает определение и соблюдение
общегосударственных норм, правил и институтов. Таким образом, приоритетным
типом международного взаимодействия становится мягкая сила в виде помощи в
построении демократических институтов, экономической и гуманитарной поддержки. В
силу своего тоталитарного прошлого Италия полностью отказывается от
насильственных методов осуществления политики и ставит целью международной
деятельности привнесение новых ценностей, отвечающих демократическим и
гуманистическим запросам, ценностей правового и справедливого государства.

С целью углубления
экономической интеграции в 1957 году Италия стала одним из
государств-учредителей Европейского Экономического Сообщества (ЕЭС, на
современном этапе – ЕС). 25 марта 1957 года прошли так называемые «Римские
соглашения» целью которых была ликвидация преград на пути свободного
передвижения людей, товаров, услуг и капитала внутри Сообщества. Римский
договор стал основой для политической деятельности ЕЭС. Помимо этого, 25 марта
в Риме был заключен договор, заложивший основу функционирования Европейского
сообщества по атомной энергии. Значение Римского договора было чрезвычайно
велико, поскольку он положил начало новым отношениям между европейскими
странами и задал курс всей внешнеполитической деятельности европейских
государств и Италии, в частности.

Уже в начале 1960-х гг.
основным курсом внешней политики Италии в рамках ЕЭС стало средиземноморское
направление. В этот период возник вопрос отношений между ЕЭС и «третьими
странами» Средиземноморья после того, как Франция обратила внимание на необходимость
укреплять экономические отношения и экономическую взаимозависимость, берущие
начало еще со времен колониальных отношений межу некоторыми европейскими
странами и странами Средиземноморья[2].

В 1972 году на Парижском
саммите ЕЭС была определена стратегия так называемой «Глобальной
средиземноморской политики» («Global Mediterranean Policy»). Основное
стратегическое направление в рамках данной политики предусматривало открытие
свободного доступа на рынки Европы товаров, изготовленных в странах
средиземноморского бассейна. Несмотря на значительные усилия, предпринимаемые в
данном направлении, результаты данной политики оказались незначительными.
Причинами неудачи считаются европейский кризис текстильной промышленности,
из-за чего был ограничен экспорт со стороны средиземноморских партнеров, а
также процесс расширения ЕЭС в сторону юга (присоединение Испании, Греции и
Португалии в 1974 г.).

Необходимо отметить, что
Италия, хоть и была в полной мере интегрирована в европейские политические и
экономические связи и имела непосредственное отношение к их становлению и
реализации, не являлась государством из числа ведущих сил и всегда имела риск
попасть в ряд европейских стран второго эшелона[3], с чем в последующий
период активно боролась.  Европейский
курс Италии стал еще сильнее во второй половине 1980-х[4], накануне объединения
Германии, так как страна опасалась ослабления своих международных позиций с
появлением нового актора на политической арене.

Следующий важный этап во
внешней политике Италии XX
века – подписание в феврале 1986 г. государствами – членами ЕЭС Единого
европейского акта (ЕЕА), вступившего в силу с 1 июля 1987 г. Главной задачей
этого акта было создание к декабрю 1992 г. единого внутреннего рынка товаров,
услуг, капиталов и лиц. Таким образом, страны Сообщества вернулись к
первоначальной цели, которая была заложена еще в период Римского договора. При
этом, не всего государства – члены ЕЭС однозначно отнеслись к данному акту.
Итальянское правительство было в числе тех, кто задерживался с подписанием,
поскольку, по их мнению, соглашение не предусматривало предоставление
Европейскому парламенту должных полномочий. Характерно, что с этим утверждением
была не согласна Дания, по противоположной причине изначально датский Парламент
отклонил акт. Таким образом, несмотря на то, что политическое соглашение между
странами ЕЭС было достигнуто в декабре 1985, Италия, Дания и Греция подписали
Единый европейский акт в Гааге только 28 февраля 1986 года.

Поворотным моментом во
внешней политике Италии в рамках ЕЭС стала Барселонская Конференция,
проведенная 27 – 28 ноября 1995 г. Еще в декабре 1990 года члены ЕЭС приняли
решение о возобновлении Средиземноморской политики, а конференция в Барселоне
стала крупнейшим актом в рамках данной стратегии. Участники Барселонской
конференции приняли решение о взаимном сотрудничестве в области промышленности,
энергетики, транспорта, науки и туризма, телекоммуникаций между 15
государствами ЕЭС и 12 так называемыми «третьими средиземноморскими странами»[5]. Эта же конференция
положила начало существования реального «Европейско-средиземноморского
пространства» (ЕСП), в рамках которого возможно было осуществление единой
политики для стран, рассматривающихся как единое географическое юридическое
лицо[6].

Возвращаясь к
реструктуризации в международных взаимодействиях и следующих из них внутренних
реформаций, внешнеполитический итальянский курс с конца XX века имеет двойственный характер. С
приходом С. Берлускони в 1994 году в итальянской политике начинается период
евроскептицизма и увеличения степени независимости от Европейского союза.
Правительство Берлускони определяется стремлением к национальной политике и
идеям сепаратизма. Однако, несмотря на то, что практику Берлускони (в том
числе, и в последующие годы) всегда характеризуют отдалением Италии от
европейской интеграции, следует отметить, что ратификация Европейской
Конституции (большинством партийных голосов) была осуществлена именно во время
Берлусонского нахождения у власти. Данный факт указывает на двойственную
риторику по отношению к европоцентричной политике[7] и противоречия между
пропагандируемым дискурсом и практикой[8],
или же просто несостоятельность и нестабильность в расстановке приоритетов и
критериев внешней политики.

Вскоре, в 1996 году, на
смену старому приходит левоцентристский кабинет Проди, также не отличающийся
самостоятельностью в дипломатических решениях. На стыке веков тенденция
европеизма в итальянском дискурсе значительно возросла, за счет чего левая
партия выиграла электоральную кампанию, и реализовалась на практике в виде
интеграции Италии в еврозону. В данном случае идеологические принципы и
практическая деятельность полностью соответствовали друг другу – страна
понимала, что не может действовать против воли европейских держав и отказаться
от исполнения их требований, так как Европейский союз был «панацеей для многих
итальянских болезней»[9].
В последние левоцентристские годы Италия, в качестве председателя Совета
безопасности, активизируется в стремлении решения проблемы этнических
меньшинств и развития политики безопасности в Европе. Таким образом, этот
короткий, но значительно эффективный период (в контексте европейской
интеграции) показывает желание Италии пересмотреть свое место на западной части
международной арены[10].

Так, вплоть до отставки
Берлускони в 2011 году, идеологическая конъюнктура в партийной зоне Италии
сменялась между двумя силами – право– и левоцентристскими. Как уже было
сказано, правое правительство оценивается «негативно с точки зрения европейской
политики Италии» [11],
в связи с его направленностью в сторону США и их взаимодействия по вопросам
международной безопасности, очевидным примером чего является поддержка военной агрессии
в Корее и интервенции США в Ираке (2003 г.) «вопреки позиции широкого
общественного мнения»[12] и символическое[13] введение собственных
миротворческих сил. Италия зачастую поступала подобным образом, выбирая
специфичный и непредсказуемый путь дипломатии, что отнюдь не подчеркивает
политическую стабильность и стратегическую гарантированность во
внешнеполитических связях.

Одной из первостепенных
задач Италии как председателя Европейского Союза стало расширение и углубление
сотрудничества между государствами-членами ЕС по вопросам миграционной
политики, в частности, по вопросам безопасности, порядка предоставления убежища
и иммиграции. По словам Сильвио Берлускони, лидерам европейских государств
требовалось разработать единый подход к проблеме иммиграции в целом и особенно
в проблеме правонарушений среди иммигрантов[14]. Подобное предложение не
встретило единогласного одобрения со стороны других государств-членов ЕС. Не
все европейские страны и члены Итальянского общества были радикально настроены
против мигрантов, поэтому антииммиграционная политика Берлускони стала причиной
многочисленных протестов со стороны левых. Инициатива Италии по противодействию
нелегальной иммиграции продолжилась и в дальнейшем, после окончания срока
председательства в ЕС.

Таким образом, можно
сделать вывод, что внешняя политика Италии в рамках ЕЭС/ЕС в 1957-2011 г.
отличается многоплановостью. Внешнеполитический курс Италии в XX веке претерпевал значительные
изменения, важнейшим из которых стало изменение роли Италии на международной
арене и в рамках Европейского Содружества. Биполярность внешней политики Италии
заключается как в европейском, так и атлантическом направлении деятельности. В
рамках ЕЭС/ЕС основными этапами внешней политики стало подписание Римского
договора, Европейского договора, Барселонская конференция, смещение вектора
внешней политики от евроцентризма к увеличению степени независимости от
Европейского Союза с приходом к власти С. Берлускони. [1] Любин В.П. Роль де Гаспери в
повороте Италии на Запад в оценке советской дипломатии // Европейский альманах.
М., 2006. С. 129. [2] Цыкало А.В. Основные направления
внешней политики Итальянской Республики на современном этапе: дисс. … канд.
полит. наук. – Москва, 2006. – 198 с. [3] Матвеева Е.А. Дискуссии в правящих
кругах Италии по вопросам европейской политики (2001-2003 гг.) // Европейские
этюды. Сб. статей аспирантов ИГУ. Иркутск., 2004. С. 64. [4] Гаврилова С.М. Указ. Соч. с. 174. [5] Маслова Е. А., Ушакова Н. В.
Средиземноморская политика Италии (начало) // Вестник Брянского
государственного университета. – 2018. – № 1 (35). – С. 111-116. [6] Цыкало А.В. Основные направления
внешней политики Итальянской Республики на современном этапе: дисс. … канд.
полит. наук. – Москва, 2006. – 198 с. [7]
Elisabetta Brighi. How to Change Your Foreign Policy in 100 Days: A New Course
with the Prodi Government? The International Spectator, 42:1. 2007. p 132. [8]
Ibid. p. 135. [9]
Riccardo Alcaro. Catching the Change of Tide. Italy’s Post-Cold War Security
Policy. The International Spectator, 45:1. 2010. P. 134. [10] Гаврилова С.М. Указ. соч. с. 181. [11] Там же. С. 182. [12] Там же. [13] Sergio
Romano. Italian foreign policy after the end of the Cold War. Journal of Modern
Italian Studies. 14:1. 2009. 8-14. P. 11. [14] Osvaldo
Croci & Marco Valigi. Continuity and change in Italian foreign policy: the
case of the international intervention in Libya. Contemporary Italian Politics,
5:1. 2013. P. 43

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы