Часть дипломной работы на тему Политическая активность современной молодежи России (на примере электорального цикла 2016-2019гг)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МОЛОДЕЖИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 8
1.1. Специфика молодежи как социальной группы 8
1.2. Социальное развитие и особенности социализации молодежи на современном этапе 16
1.3. Причины низкой политической активности молодежи в современной России 19
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 23
2.1. Понятие и сущность PR-технологий 23
2.2. Использование PR-технологий для формирования и повышения политической активности российской молодежи 27
2.3. Типология молодежных общественно-политических организаций в работах исследователей 29
2.4. Молодежные общественно-политические организации в Российской Федерации 33
ГЛАВА 3. УЧАСТИЕ МОЛОДЕЖИ В ВЫБОРАХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ЭЛЕКТОРАЛЬНОГО ЦИКЛА 2016-2019 ГГ. 41
3.1. Выборы в Государственную Думу 2016 41
3.2. Муниципальные выборы в Москве 2017 46
3.3. Президентские выборы 2018 50
3.4. Выборы в Московскую городскую Думу 2019 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ 64
Введение:
Актуальность темы исследования обусловлена возникновением новых структур власти и общественных институтов, способных встать на защиту интересов социальных групп и оказывать воздействие на систему политической власти в России. В качестве яркого примера наличия таких общественных институтов можно привести отдельные молодежные организации и движения общественно-политической направленности.
При этом молодежь в настоящее время можно назвать активной общественной силой, способной оказать реальное воздействие на политический процесс в Российской Федерации.
Необходимо отметить наличие устоявшегося мнения относительно неспособности молодежи к участию в политической жизни, что привело к игнорированию мнения молодых людей при принятии политических решений. 2000 год ознаменовался формированием первых долгосрочных молодежных общественно-политических объединений. За 12-летний период вовлеченность молодежи в политические процессы достигла максимального уровня.
Современная конструкция ценностей у молодежи в политической сфере, безусловно, соединяется с государственной политикой в сфере молодежных организаций, и также взаимодействует с подобными общественными организациями. Тесно связываясь с государством, молодежь может с легкостью реализовать свои карьерные предпочтения в политическом плане, а также проявить себя непосредственно в политике.
Молодых людей следует более серьезно посвящать в социальную и политическую сферу государства, заинтересовывать их. Молодежные общественные организации являются очень важным и серьезным фактором для социализации молодежи.
В настоящее время роль молодежи в развитии современного российского общества неоспорима. Молодежь выступает в качестве значимого стратегического ресурса, определяющего будущее страны. Без молодого поколения невозможно создание правового государства в частности и гражданского общества в целом, что обуславливает необходимость стремления молодежи к овладению знаниями и навыками в сфере политики, а также к повышению культуры в правовом и политическом аспектах .
При всех указанных выше факторах в настоящее время можно говорить о низком уровне политического участия молодежи, которая частично принимает лишь функции электората.
Между тем молодые россияне играют важнейшую роль в процессах поиска путей выхода России из кризиса, препятствующего общественной стабильности и сохранению структурной и территориальной целостности государства, что и обуславливает актуальность выбранной темы.
Состояние разработанности проблемы охарактеризовать как достаточное. Молодежная проблематика комплексно изучалась В. В. Павловским и Е. Г. Слуцким , влияние на политическую деятельность возрастных и социально-психологических особенностей молодежи рассматривал И. М. Ильинский .
Дифференциация субкультуры молодежи и различные проявления указанных дифференциальных форм, анализ норм, ценностей и образцов поведения молодых людей, специфика их мышления и стиля жизни нашли свое отражение в трудах А. И. Шендрика , С. И. Левиковой , Т. Б. Щепанской , В. Ф. Левичева , К. Манхеймы .
Проблема неудовлетворенности молодежи собственным социальным положением и возникающей на этой почве политический экстремизм стали предметом исследований П. Аллата , В. И. Чупрова , Ю. А. Зубка .
Особенности политической социализации молодежи исследовали И. С. Кон , Д. Истон, Дж. Денис , В. Т. Лисовский , Ж. Т. Тощенко , Ю. Г. Волков , Г. Г. Дилигенский , Е. Б. Шестопал .
Однако формирование политической активности молодежи в современный период в Российской Федерации за счет влияния PR-технологий рассмотрено не было, чем и обусловлена научная новизна данной работы.
Объектом данной работы является электроральный цикл 2016-2019 годов в Российской Федерации.
В качестве предмета исследования выступает политическая активность современной молодежи России на примере электорального цикла 2016-2019 годов.
Целью данной работы является анализ политической активности современной молодежи России на примере электорального цикла 2016-2019 годов.
Для достижения данной цели поставлены и последовательно решены следующие задачи:
1. Проанализировать специфику молодежи как социальной группы.
2. Описать социальное развитие и особенности социализации молодежи на современном этапе.
3. Выявить причины низкой политической активности молодежи в современной России.
4. Дать понятие и охарактеризовать сущность PR-технологий.
5. Исследовать использование PR-технологий для формирования и повышения политической активности российской молодежи.
6. Сформировать типологию молодежных общественно-политических организаций в работах исследователей.
7. Охарактеризовать молодежные общественно-политические организации в Российской Федерации.
8. Провести анализ участия молодежи в выборах в Государственную Думу 2016 года.
9. Осуществить анализ участия молодежи в муниципальных выборах в Москве в 2017 году.
10. Проанализировать участие молодежи в президентских выборах 2018 года.
11. Изучить участие молодежи в выборах в Московскую городскую Думу 2019 года.
В качестве методов исследования при написании данной работы использованы анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, дедукция, индукция.
Практическая значимость данной работы заключается в возможности использования данного материала в образовательном процессе при рассмотрении вопросов, связанных с повышением политической активности молодежи, в том числе за счет влияния PR-технологи,й в современный период на территории Российской Федерации.
В рамках написания работы сформулированы следующие положения, выносимые на защиту:
1. Современная российская молодежь характеризуется низкой политической активностью, что обусловлено правовой неграмотностью, особенностями ценностных ориентаций, неэффективной государственной молодежной политикой, акцентуацией жизненных интересов молодежи на вхождение во взрослую жизнь при низком уровне социального опыта, ограниченного коммуникациями межличностного и внутрисемейного характера.
2. Использование ряда PR-технологий («Комплименты», «Special Events», «Привязка к авторитету») во время выборов Президента Российской Федерации 18 марта 2018 года способствовало формированию и усилению политической активности молодежи.
3. На сегодняшний день в России молодежные общественные организации повсеместно широко представлены-этот факт отражает разноплановость и эклектичность молодежи как социально-политической группы. В научной литературе представлены разные подходы к определению типологий молодежных общественно-политических организаций.
4. На данный момент в России существует много официальных молодежных политических организаций. Важно установить сотрудничество российской власти и молодёжи, чтобы провести более гибкую политическую социализацию и реализовать переход представителей в политическую элиту.
5. Вовлечённым властным органам (таким как Росмолодежь) следует прибегать к помощи молодежных объединений пропрезидентской направленности, а также объединений, способных поддержать конструктивно-оппозиционный курс, чей опыт позволит провести социализацию молодёжи на высоком уровне.
Структура данной работы представлена введением, тремя главами, объединяющими одиннадцать параграфов, каждый из которых направлен на решение поставленных выше и обозначенных задач. Также в работе имеются заключение и список использованных источников.
Заключение:
В результате исследования были сделаны следующие выводы.
В качестве характеристики молодежи можно назвать определенную социальную ситуацию развития, которая связана с профессиональным образованием с одной стороны и полу-самостоятельной взрослой жизни.
Ведущая профессионально-познавательная деятельность молодежи характеризуется развитием возрастных новообразований, в качестве которых выступают готовность к самореализации во всех сферах (как профессиональной, так и личностной).
Центральным направлением развития личности молодежи является совокупность смысловых обобщенных представлений или личностных ценностных ориентаций.
Молодежь отличается высокой индивидуальной чувствительностью в решении проблем, переосмысления законов существования в соответствии с личностным уровнем индивидуального развития.
Молодежь в силу психолого-личностных характеристик отличаются мобильностью и высокой готовностью к новым отношениям, использованием опыта старших поколений при наличии новых условий и принципов жизни, чрезмерной чувствительностью в плане формирования смысловых установок как положительного, так и отрицательного характера в отношении близких людей и всего социума.
Государство должно усиленно заняться «политическим воспитанием» молодежи, для того чтобы молодое поколение способствовало мирному развитию страны и совершенствованию государственного аппарата. В этой связи начинается использование различных PR-технологий. PR-технология выступает в качестве реализуемой средствами Public Relations технологии управления коммуникациями. Которая в свою очередь, реализовывается в социально-коммуникативной сфере в отношении отдельного субъекта и его целевых общественностей. PR-технология представляет собой совокупность применяемых в определенной последовательности приемов, способов, процедур, направленных на большую эффективность реализации целей и соответствующих задач субъекта управления в определенное время и в определенном месте.
В качестве важнейшей проблемы в Российской Федерации выступает низкий уровень политической активности молодежи, что делает необходимым использование различных мер для вовлечения молодежи в политику, поскольку именно данное поколение в настоящее время выступает в качестве гаранта стабильности будущего. На формирование и увеличение политической активности молодежи в современный период в России повлияли такие PR-технологии, как работа с лидерами общественного мнения, материальное стимулирование («комплименты»), special events, привязка к авторитету.
В процессе изучения научных работ было показано, что методологические трудности состоят в том, что возникает проблема квалификации молодежных общественно-политических организаций в качестве «молодежных». Структурированное проблемное исследование очень важно, поскольку оно позволит молодежной политике и организациям лучше позиционировать себя в политической сфере.
В России есть своя специфика в социально-политической молодежной организации: есть преимущество количества над качеством. Это в большей степени относится к оппозиционным молодежным организациям, которые обычно формируются отдельно друг от друга, что влияет на их признание, численность и политическую активность.
Протестные идеи, противоречащие общественно-политической структуре государства, все меньше и меньше отражаются на взглядах сегодняшней молодежи. Молодое поколение предпочитает мирные и демократические методы политического участия и привержено к социальной, экономической и политической стабильности. Только молодежь национальных политических организаций (этнических объединений) сегодня представляет интерес для протестных идей, но только с введением санкций против их деятельности.
Активизация молодежи и деятельность политических молодежных организаций может осуществляться под влиянием внутренних и политических факторов.
Для обеспечения наиболее конструктивной работы молодежных общественно-политических организаций, на наш взгляд, целесообразно применять современные теоретические исследования в области оценки работы молодежных политических организаций в сфере государственной молодежной политики. В качестве наиболее эффективного механизма мы видим официальные данные о количестве и качестве общественно-политических движений молодежи в регионах (для прогнозирования активизации политического потенциала молодежи), а также возможности взаимодействия политических сил, молодежных движений.
Несмотря на многочисленные трудности, в последние годы возросло число молодых политически активных людей в целом. В основном это связано с растущей активностью государства в сфере активизации деятельности по повышению политической социализации молодежи. В настоящее время еще нет такой массовой организации, как ВЛКСМ, которая охватывала бы большинство молодежи, но прогресс в этом направлении есть.
Исходя из этого, государство и гражданское общество должны теперь уделять приоритетное внимание созданию национальной системы политической социализации молодежи.
Также в ходе работы проанализированы избирательный кампании 2016-2019 годов. Можно отметить низкую политическую активность молодежи на выборах Государственной Думы 2016 года.
По результатам проведенного мониторинга сделан вывод о том, что в различных регионах страны в выборах 2016 года участвовало менее трети молодежи. При этом в публичном доступе электоральная статистика по участию молодежи в выборах в целом по стране отсутствует, при наличии ее в отдельных регионах и во многих муниципальных образованиях, что позволило сделать вывод о том, что электоральная статистика по участию молодежи в выборах намеренно не публикуется. Власти лишь признают проблему с политической активностью молодежи в этот период.
По результатам проведенного исследования участия молодежи в муниципальных выборах в Москве в 2017 году, можно сделать вывод об активизации молодых людей в плане участия в политической жизни территорий.
Статистика говорит почти о двукратном росте численности молодежи в структуре кандидатов в Советы депутатов муниципальных образований Москвы.
Эксперты объясняют это влиянием оппозиции, которой отчасти удалось увеличить электоральную активность молодежи.
При этом значительного увеличения явки, в том числе молодых избирателей, это не повлекло, что объясняется отсутствием у молодежи интереса по причине непонимания выгоды, которую им может принести голосование.
По результатам проведенного исследования можно отметить резкое увеличение электоральной активности молодежи на выборах президента России.
Это можно объяснить несколькими факторами: с одной стороны, позиции Владимира Путина в общественном мнении молодежи достаточно устойчивы.
С другой, различными субъектами проводилась эффективная и активная работа по повышению электоральности молодых избирателей.
На выборах в Мосгордуму в Москве 8 сентября 2019 года тестировали электронное голосование. Это было попыткой отреагировать на «кризис участия в выборах», замеченный во всем мире. Молодежь откликнулась на применение технологии, что дало рост оппозиции.
Современные люди все меньше считают, что должны жертвовать выходным для выполнения своего долга. И если цифры явки должны возрастать для большей легитимности, баланса интересов по итогам голосования, то нужно двигаться в этом направлении. Где-то голосование проходит в будни, где-то его устраивают в несколько дней, где-то по почте. В Москве явка составила 22%, а на электронных участках — 90%. ЦИК есть над чем подумать.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МОЛОДЕЖИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1. Специфика молодежи как социальной группы
Для молодости свойственны характеристики, благодаря которым данный период в жизни человека разительно отличается от других возрастов. Данное состояние является переходным периодом между детством и взрослостью.
Для молодежи свойственная зрелость, серьезность и ответственность в определенных вопросах при наивной и ограниченной, иногда доходящей до инфантилизма, позиции по другим.
Исходя из такой двойственности, для молодежи характерны особые противоречия и проблемы .
Возрастные рамки, способствующие, определению человека к данному периоду жизни варьируется в зависимости от выбранной страны. Согласно законодательству Российской Федерации к молодежи относятся люди, находящиеся в возрастной категории от полных 14 лет и до 30-35.
Психологические особенности молодежи, связанные с социальной ситуацией развития личности, обусловлены самостоятельным выходом на путь реализации трудовых функций и самоопределения в социуме.
Данные процессы отличаются большой вариативностью и изменением социальных требований, изменением общественных условий, в рамках которых формируется личность.
От молодежи требуется готовность к труду, к началу семейной жизни, выполнению обязанностей гражданина, выбору жизненного пути, учебе в вузе, службе в армии (в отношении юношей) .
Для данного периода характерно усложнение жизнедеятельности, проявляющееся в увеличении ролей и сменой их качественного содержания, требующих большей самостоятельности и социальной ответственности.
Психологической особенностью данного периода становится стремление занять позицию взрослой личности, потребность осознания себя в качестве члена социума, определение себя в мире, понимания себя и своих возможностей, собственного места и назначения в жизни.
Психологические особенности молодежи связаны с потребностью в коммуникативной деятельности, теоретическим мышлением, ориентацией в различных формах теоретического познания, развитой рефлексии, заземлением общих мировоззренческих поисков и конкретизацией жизненных планов.
Молодежное стремление к самоидентификации способствует открытию посредством постоянных внутри-личностных рефлексий. Для молодежи характерна легкая ранимость ироничным взглядом или метким саркастическим словом.
У молодежи актуализируется поиск спутников и единомышленников. Для данного периода характерна возрастающая потребность в сотрудничестве с другими индивидами, укрепляющиеся связи с социальной группой, появление интимности в отдельных взаимодействиях.
Уникальность дружбы в этом возрасте обусловлена ее исключительностью в ряду прочих привязанностей.
При этом можно говорит о невозможности полного удовлетворения появляющейся у молодежи потребности в психологической интимности в эмоционально-чувственном аспекте.
Повышение требований к дружбе, усложнение ее критериев также происходят именно в это время.
Именно в это время формируются прочные дружеские коммуникации, хотя, по мнению самой молодежи, настоящая дружба редко встречается .
Снижение эмоциональной напряженности дружбы у молодежи связано с возникновением любви.
Для любви в этом возрасте характерно более значительная степень эмоциональной интимности по сравнению с дружбой.
Еще одной психологической особенностью молодежи является закономерность, проявляющаяся в общении и заключающаяся в психологическом стремлении к индивидуализации и к обособлению в социальном отношении.
Социально-психологические потребности молодежи в уподоблении и обособлении одновременно связано с двусторонним развитием личности.
В процессе исследования выявлены главные психические новообразования (приобретения) молодежи , представленные на рисунке 1.
Для молодежи характерна напряженное формирование представлений о нравственности, выработка ценностных ориентаций и идеалов.
Важное место в устойчивом мировоззрении молодежи занимают гражданские качества личности.
В круг интересов молодежи входят не сами явления действительности, а отношением к ним.
Осуществляя мировоззренческий поиск, молодежь ориентируется в социально-личностном плане, осознает себя как элемент социальной общности, в качестве которой выступает конкретная профессиональная или культурная группа, нация или этнос и пр.
В этом возрасте молодые люди осознанно ориентируются на свое будущее, социальное положение, осмысливают способы достижения конкретного социально-профессионального статуса.
Рисунок 1. Главные психические новообразования молодежи
Для молодежи актуальны процессы развития самосознания, выступающего в качестве психического образования, решения задач самоопределения в профессиональной точке зрения, а также полноценного вступления во взрослую жизнь.
Для современного российского общества характерно наличие сложного процесса, в рамках которого традиционные ценности получают переоценку, что ведет к нестабильности в системе формирования личности.
В этой связи можно говорить о тревоге за нравственность молодых людей.
Необходимо переосмысление и переработка существующих образовательных программ с учетом уровня развития общества в культурно-историческом, этническом, социально-экономическом, демографическом и ином отношениях.
При этом должны учитываться запросы государства, семьи и образовательных учреждений.
В этой связи особую роль начинает играть процесс духовно-нравственного воспитания.
Оно приобретает приоритет в силу ориентации на интеллект и совокупность знаний, умений и компетенций, которые выступает в качестве личностных качеств .
Для молодежи характерно активное развитие мировоззрения «Я — концепция», что обусловлено наличием социальных и внутренних изменений, связанных с динамикой личностной амбивалентности.
В формировании ценностей молодежи большую роль играет создание теоретической модели поведения, в качестве одного из главных элементов которой выступает структура социального действия.
Субъект социального действия, называемый также действующим лицом, по сути, является носителем активного действа, основной характеристикой которого является обладание волей.
Под объектом социального действия понимают цель, на достижение которой данное социальное действие направлено.
Потребность в активном поведении, как структурный элемент социального действия, может рассматриваться в качестве особого состояния действующего лица, которое возникло вследствие наличия нужды в средствах существования и иных объектах, являющихся необходимыми для жизни и развития индивида.
На этом основании можно отметить, что именно потребность в активном поведении выступает источником социального действия.
При этом исследователи отмечают, что в жизни молодежи и подростков могут возникать периоды, когда переживание внезапной утраты нивелирует потребность в активном поведении: у молодежи в этом случае появляется апатия, которая может привести к поведению суицидальной направленности .
Рассматривая в качестве структурного элемента социального действия метод действия, можно определить его в качестве совокупности используемых индивидом для достижения своей цели средств.
Результатом социального действия выступает новое состояние элементов, которое сложилось в ходе осуществления социального действия и представляет собой особый синтез цели, объектных свойств и субъектных усилий.
Для любого социального действия характерно наличие собственного механизма совершения, что обусловлено отсутствием категории «мгновенности», в сущности, социального действия.
Для запуска механизма совершения социального действия индивид должен обладать возникшей мотивацией, которая выступает в качестве осознания индивидом определенной необходимости в данном поведении.
В качестве основных факторов активности при социальном действии можно назвать интерес и ориентацию.
Интерес выступает в качестве отношения субъекта к средствам и условиям, необходимым для реализации процесса удовлетворения потребностей, имеющихся в наличии.
Ориентация выступает в качестве способа различения социальных явлений в зависимости от степени их значимости для отдельного субъекта.
Для социологических теорий не характерно наличие единого похода к анализу мотивации социального действия.
В рамках настоящей работы отдельно хочется остановиться на наиболее распространенной среди социологических теорий точки зрения относительно классификации мотивации социального действия на три большие категории.
В первую группу можно отнести социально-экономическую мотивацию, объединяющую мотивы материального характера, сопряженные с достижением перечня определенных благ, которые могут быть как материальными, так и социальными (например, в виде признания, почета и уважения).
Общественно-значимая мотивация подразумевает реализацию предписанных и усвоенных норм, куда входят имеющие общественную значимость мотивы.
Жизненно-обусловленная мотивация представляет собой, в сущности, оптимизацию жизненного цикла.
Возникновение у человека мотивации предваряет процесс формирования цели, который является следующим этапом реализации социального действия.
Данный этап в качестве центрального механизма использует категорию рационального выбора, который выступает в качестве аналитической деятельности в отношении нескольких целей, исходя из их доступности и пригодности.
Градация целей социального действия в рамках осуществления рационального выбора происходит, исходя из данных произведенного анализа.
Формирование цели может осуществляться двумя принципиальными способами.
В качестве первого выступает формирование цели, исходя из жизненного плана, обладающего потенциальным характером.
Второй способ заключается в формулировке цели в качестве императива, что обусловлено наличием характера долженствования и обязательности.
При этом налицо – непосредственная связь за счет цели социального действия и субъекта данного действия и объектов внешнего мира, что обусловлено выполнением целью функции программы взаимного субъектно-объектного изменения.
Овладение субъектом внешний мир осуществляет, опираясь на систему потребностей и интересов, что естественным образом находит свое отражение в содержании целей.
Однако, система ценностей и мотивов служит способом самоутверждения субъекта и его попытками овладеть миром.
В этой связи проблема ценностей человека в жизни занимает ведущую позицию в психологических исследованиях, ведь они являются стержнем личности и обуславливают ее направленность .
Таким образом, в качестве характеристики молодежи можно назвать определенную социальную ситуацию развития, которая связана с профессиональным образованием с одной стороны и полу-самостоятельной взрослой жизни.
Ведущая профессионально-познавательная деятельность молодежи характеризуется развитием возрастных новообразований, в качестве которых выступают готовность к самореализации во всех сферах (как профессиональной, так и личностной).
Центральным направлением развития личности молодежи является совокупность смысловых обобщенных представлений или личностных ценностных ориентаций, которые, в сущности, представляют собой высший уровень структуры диспозиций личности.
Молодежь отличается большей чувствительностью в решении экзистенциальных проблем, переосмысления законов существования в соответствии с личностным уровнем индивидуального развития.
Молодежь в силу психолого-личностных характеристик отличаются мобильностью и высокой готовностью к новым отношениям, использованием опыта старших поколений при наличии новых условий и принципов жизни, чувствительностью в плане формирования смысловых установок как положительного, так и отрицательного характера в отношении близких людей и всего социума.