Часть дипломной работы Педагогика/Психология Логопедия

Часть дипломной работы на тему Полисенсорный подход к коррекции тяжелых нарушений речи

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!
 

Фрагмент текста работы:

 

2.3 Содержание логопедической работы

После проведения констатирующего этапа и выявления уровней речевого развития детей старшего дошкольного возраста с ТНР мы перешли к проведению формирующего эксперимента. Цель формирующего эксперимента – определить и апробировать содержание, формы и методы работы по развитию речи у детей 5-6 лет с ТНР посредством полисенсорного подхода.
На данном этапе исследования осуществлялась экспериментальная проверка положений гипотезы. Мы предположили, что речевое развитие у детей 5-6 лет с ТНР будет эффективным, если использовать на занятиях полисенсорный подход. Новизна исследования заключается в том, что с позиций полисенсорного подхода усовершенствованы и систематизированы традиционные методы исправления недостатков речи у детей с ТНР. Создана комплексная методика планирования высказываний с опорой на сенсорную доминанту.
Логопедическая работа была основа на принципах, раскрытых в работах Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой [4], Р.И. Лелаевой, Н.В. Серебряковой [6]:
— непрерывной связи содержания речевого развития на основе полисенсорного подхода с детским опытом;
— целенаправленности логопедической работы;
— учета возрастных психофизиологических особенностей и индивидуальных различий детей с ТНР;
— систематичности и последовательности, определенной повторяемости и концентричности.
Логопедическая работа проводилась в 2 этапа:
На первом (подготовительном) этапе была поставлена цель повысить уровень речевого развития старших дошкольников с ТНР посредством полисенсорного подхода. Данный этап был основан на исследованиях Н.Н. Трауготт [9] и Н.В. Нищевой [8].
Работа на данном этапе проводилась по следующим направления:
— уточнение у детей знания о системе сенсорных эталонов;
— обучение навыкам использования сенсорных эталонов при анализе качеств и свойств предметов окружающего мира;
— развитие сенсорных действий обследования.
На втором (основном) этапе была поставлена цель развить умения и навыки анализа, сравнения и соотнесения, повысить уровень речевого развития посредством полисенсорного подхода. Данный этап был основан на исследованиях Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой [4], Р.И. Лелаевой, Н.В. Серебряковой [6].
Работа на данном этапе проводилась по следующим направления:
— расширение и корректировка предметных представлений и способов обследования предметов;
— развитие сенсорных операций.
Реализация данных этапов на специально организованных фрагментах фронтальных занятий по формированию лексико-грамматических средств языка позволит успешно преодолевать недостатки речевого развития у старших дошкольников с ТНР.
В работе используются:
— методы, вызывающие эмоциональную активность;
— дидактические игры (настольно-печатные игры, игры, направленные на развитие сенсорного развития; лексико-грамматические игры);
— методы, повышающие познавательную активность.
Основными формами организации логопедической работы были:
— групповая – разделение детей на группы по 5 человек. Детям с низким уровнем речевого развития предлагаются более легкие задания, оказывается детальная помощь, особенно на начальном этапе работы;
— индивидуальная – закрепление материала, изученного на групповых занятиях путем отработки и усложнения заданий [2].
Во время формирующего этапа, на логопедических занятиях по речевому развитию детей с ТНР посредством полисенсорного подхода у детей формировались эталоны: устойчивые, закрепленные в речи представления о хроматических и ахроматических цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Знакомились с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающими между элементами ряда, состоящего из значительного количества предметов.
В качестве особой задачи стояла необходимость развивать у детей аналитическое восприятие: умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения, величины.
Расширение и обогащение лексического словаря происходит за счет усвоения знаменательных частей речи: существительных, прилагательных, глаголов, наречий. В большинстве случаев развивается лексика более частотная, близкая ребенку в обычной жизни, конкретная. Лексический материал отбирается исходя из его доступности по звукослоговому составу [10].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы