Часть дипломной работы на тему Поэтика прозы для детей Ксении Драгунской
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Специфика детской литературы 6
1.1. Причины обособления детской литературы 6
1.2. Особенности построения прозы для детей 11
1.3. Особенности жанра литературной сказки 17
ГЛАВА 2. Основные составляющие поэтики прозы для детей 25
Ксении Драгунской 25
2.1. Тема и сюжет как основополагающие элементы строения текста 25
2.2. Особенности стиля и языковые средства в произведениях 33
2.3.Элементы литературной сказки в детской прозе К.В. Драгунской 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
БИБЛИОГРАФИЯ 57
Введение:
Как известно, в век стремительного развития информационных технологий интерес к художественной литературе у детей и подростков все более снижается. Данный факт давно отмечен преподавателями общеобразовательных учреждений, а также родителями детей, вынужденными принимать порой и суровые меры, чтобы ребенок меньше времени проводил в Интернете.
Однако, все же учитывая современные реалии, в целях переключить восприятие ребенка от сетевого досуга и игр активно внедряются различные интерактивные методы образования. Но и эти методы никогда не смогут стать альтернативой для роли художественной литературы: именно произведения русских и зарубежных авторов способны обогащать духовный мир ребенка, способствовать развитию мышления и воображения.
Художественная литература формирует нравственные начала, что очень важно в современном обществе. В этой связи стоит отметить значимость детской литературы, ее роль в формировании и становлении современной личности, ведь именно детская художественная литература является оплотом идей и мировоззрений ребенка.
Безусловно, современный мир отличается от мира прошлых столетий. Определенные сдвиги в общественном сознании влияют на ход всего литературного процесса. Осваивает новшества и детская литература. Писатели обращаются к новым темам, разрабатывают художественные средства для изображения современных реалий.
У детей XXI века другие ориентиры, о которых раньше и не думали. И в этом ключе, конечно, детские современные авторы выполняют большую работу, учитывая в своих произведениях интересы детей, продиктованные временем. Пример тому – творчество Ксении Драгунской, дочери известного детского писателя Виктора Драгунского.
К. В. Драгунская является драматургом, сценаристом, прозаиком, автором пьес «Вверх тормашками», «Яблочный вор», «Трепетные истории», «Все мальчишки – дураки», «Рыжая пьеса» и многих других. Отводя в своем творчестве большое значение драматургии, К. В. Драгунская пишет прозу для детей. Рассказы входят в программу внеклассного чтения, пользуются читательским спросом.
Критики отмечают, что «о ее изобретательности, раскованной фантазии, о психологической тонкости, умении подмечать в людях (в том числе и в маленьких) характерные черты, о юморе и иронии, о владении словом и т. п. распространяться не приходится» [Скаковская, 2010: с. 40].
Актуальность. Детская проза Ксении Драгунской мало изучена, поскольку писатель в своем творчестве отводит основное место драматургии. Необходимость в расширении представлений о структуре детских рассказов Ксении Драгунской, их влиянии на детей определяет значимость данной работы. Обладая художественной ценностью, детская проза Драгунской нуждается в основательном исследовании.
Новизна работы заключается в попытке постижения внутренних закономерностей прозы К. В. Драгунской, исследовать которые возможно через последовательный и систематический анализ поэтики. Суть работы состоит в том, чтобы с помощью литературного анализа обосновать механизмы новаторства и стилистических принципов в детской прозе К. В. Драгунской.
Объект исследования – проза для детей К.В. Драгунской.
Предмет исследования – особенности поэтики детской прозы К. В. Драгунской.
Цель исследования – проанализировать прозу для детей К.В. Драгунской с точки зрения внутреннего устройства текстов, а также выявить особенности поэтики текстов данного автора.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить причины обособления детской литературы.
2. Выявить особенности построения прозы для детей.
3. Рассмотреть типологию сказочных образов в детской литературе.
4. Представить характеристику темы и сюжета как основополагающих элементов строения текста К.В. Драгунской.
4. Проанализировать особенности стиля и языковые средства в произведениях К. В. Драгунской.
5. Раскрыть своеобразие сказочных образов в рассказах К. В. Драгунской.
Основные методы, используемые в исследовании: метод обобщения, описательный метод, литературный анализ.
Теоретическая значимость исследования заключается в определении доминирующих черт поэтики детской прозы современного писателя. На основе полученных результатов создается возможность расширить представление о поэтике детских рассказов К. В. Драгунской. Выводы данного исследования могут послужить основой для дальнейшего теоретического изучения творчества автора в современной литературе.
Практическая значимость работы состоит в том, что на основе данного исследования могут быть разработаны материалы или спецкурсы для проведения практических занятий, лекций по литературе XXI века, посвященных творчеству автора.
Композиция выпускной квалификационной работы отражает основные этапы исследования и состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
Во введении описывается актуальность исследования; устанавливаются предмет, объект, цель, задачи выпускной квалификационной работы, материал и методы исследования; описывается композиция исследования.
Заключение:
В данной работе, проанализировав научную литературу, мы рассмотрели, что такое детская литература, каковы взгляды на нее литературоведов, ее особенности и выяснили, что она относительно недавно была выделена в отдельную отрасль в связи с особенностью построения ее произведений. Тем не менее некоторые ученые не считают ее самостоятельной и нужной частью литературы в целом, поскольку она сужает рамки для деятельности писателей в силу своей специфичности. В то же время большинство литературоведов видят необходимость в том, чтобы детская литература существовала самостоятельно, поскольку мышление детей не тождественно мышлению взрослых читателей, а поэтому юного читателя не заинтересует произведение для взрослого, в силу возраста он просто не сможет его понять.
Также в данном исследовании мы выявили особенности детской прозы, приемы, которые должны использовать авторы, чтобы заинтересовать своего читателя. Мы выяснили, что главными героями должны быть дети, что сюжет должен быть динамичным, что не должно быть подробных описаний внешнего вида героев, природы, поскольку детей больше интересуют приключения, смешные истории, что художественный мир должен быть близок читателю.
В первой главе мы рассмотрели понятие детской художественной литературы, в частности прозы. Рассмотрев особенности детского художественного произведения, пришли к выводу, что они тесно связаны с психологией. Такая связь обусловлена в первую очередь спецификой построения жанра детской прозой, стилистически определенной особенностями восприятия психики ребенка.
Посредствам рассказов у ребенка выстраивается система нравственных ценностей, появляются четкие категории добра и зла. Также для детской прозы характерны следующие стилистические особенности: динамичность повествования (смысловая насыщенность), обилие речевых средств выразительности, фигур речи, ориентированных на активацию детского воображения, наличие юмора. Поэтика детской литературы ориентирована на создание художественной реальности, которая транслирует вполне достоверные особенности характеров, ситуаций и явлений объективного мира.
Кроме того, мы выяснили особенности литературной сказки. Выявили, что литературная сказка не является фольклором, однако именно духовный опыт поколений воплотился в самой концепции и некоторых стилевых ее особенностях. Синтез с другими жанрами также придает сказочной прозе особый духовный русский колорит с унаследованным литературным опытом.
В отличие от фольклорной сказки, художественный мир литературной сказки создается автором. Авторская сказка сохраняет древние сказочные основы. Литературная сказка включает в свой художественный мир отдельные блоки жанровой структуры волшебной сказки и по ним каждый раз по-новому возрождает сущность и смысл сказочного образа и мира.
Выяснив теоретические аспекты, в данной работе мы рассмотрели поэтику прозы для детей Ксении Драгунской на примере цикла рассказов «Лекарство от послушности». Мы определили, что герои Ксении Драгунской – преимущественно дети, школьники. Но в рассказах присутствуют и сказочные герои. Все персонажи являются двигателями динамичных сюжетов, что позволяет читателям вместе с героями переживать различные ситуации, делать определенные выводы, принимать решения, что очень важно для детей в силу их возраста и особенностей мышления.
Темы рассказов вращаются вокруг жизни детей, их общения с родителями и другими взрослыми, школьной жизни. В общем, всего, что окружает и интересует ребенка в этом возрасте.
Сюжеты рассказов могут быть сказочными, как в первой части сборника, касающиеся детства, школьной жизни и окружающего мира автора, как во второй части. Третья часть, как пишет сама К. Драгунская в предисловии к ней, посвящена историям, которые рассказывали ей читатели.
Также мы увидели, что рассказы Ксении Драгунской юмористичны, легки для восприятия ребенка. Автор активно использует детскую лексику, школьный сленг, неправильные фразы, которые дети часто употребляют в жизни. Все это привлекает внимание юного читателя, делает произведение близким ему. Все рассказы Драгунской правдоподобны, ведутся от лица героев-школьников либо самого автора, который выглядит не повзрослевшим ребенком и от этого становится близким и родным читателю.
Захватывающие и динамичные сюжеты рассказов привлекают внимание читателей не ослабевает на протяжении всего повествования, с первой до последней строки. Произведения правдоподобны, с налетом фантастичности и юмором, присущим автору, доставляют детям радость и удовольствие от прочитанного. Они отражают жизнь современных детей в ярких красках, отождествляют героев с реальными школьниками, носят скрытый воспитательный характер.
В литературных сказка К.В. Драгунской присутствую такие элементы фольклорной сказки, как установка на вымысел, эффект неожиданности, моральный подтекст и обязательное наличие и активность мифических объектов. Эти элементы являются основными признаками жанра волшебной сказки и, конечно, находят свое воплощение в рассказах К.В. Драгунской.
Несмотря на современную интерпретацию некоторых стилистических принципов, свойственных традиционной литературной сказке, в произведениях автора сохраняются фундаментальные ее каноны: личность повествователя и его отношение к происходящему, языковая ясность и доступность, наличие хронологического порядка событий, «память жанра», изменение героя под воздействием происходящих событий, а также неординарное и тонкое чувство юмора автора, идейный замысел и ненавязчивый воспитательный момент.
Ксения Драгунская своими произведениями учит детей видеть сказку в обычной жизни, ну или, в крайнем случае, ее нафантазировать. Такой подход развивает в читателях творчество, способность распознавать необычное в обычном, тем самым делая свою жизнь ярче и интереснее, а, может быть, даже делиться своими впечатлениями. Это еще одна грань воспитательного процесса, который может дать детская литература. Ведь детские фантазии и впечатления способствуют развитию гармоничной, духовной личности, с высоким уровнем интеллекта и мощным творческим началом.
Безусловно, произведения Ксении Драгунской давно известны юным читателям. Ее рассказы входят в программу внеклассного чтения, сценарии используются в киножурнале «Ералаш». Однако, если почитать отзывы на ее книги в Интернете, можно заметить, что среди них есть и восторженные, и крайне неодобрительные. На мой взгляд, когда отзывы об авторе или его произведении настолько противоречивы, его обязательно стоит почитать. Это правило выбора литературы к прочтению меня не разу не подводило.
Действительно, творчество Ксении Драгунской вызывает споры. Но это говорит о неординарности автора, об умении расшевелить аудиторию, не оставить ее равнодушной. Поэтому необходим вдумчивый профессиональный подход к выбору материала и форм для его подачи, чтобы дети не только от души посмеялись, но и извлекли важные для себя уроки. Проза Драгунской направлена не только на читателя-школьника, но и на ребят дошкольного возраста, что дает возможность расширить круг исследования ее творчества, рассмотреть особенности поэтики рассказов, написанных для малышей.
Фрагмент текста работы:
1.1. Причины обособления детской литературы
Детская литература представляет собой отдельную область литературы, так как достаточно специфична по своим стилистическим принципам, в ней учитываются в первую очередь нюансы детского восприятия. Относительно недавно детская художественная литература не выделялась в отдельную отрасль. Только последние несколько текущих лет на ней сфокусировано особое внимание педагогов, литературоведов и критиков.
Проблема обособления детской литературы вызывает дискуссии среди ученых. Многие считают, что для детей нужно писать иначе, чем для взрослых. Такой точки зрения придерживаются В. Г. Белинский, С. Я. Маршак, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, Н. А. Некрасов, М. Горький.
Первым по этому вопросу свое мнение обозначил Белинский. Он говорил о детской литературе как о самостоятельной области словесного искусства, как о полноценном явлении литературы. По его мнению, детская литература должна быть обращена не на разум, а на чувства и эмоции ребенка. Белинский уверен, что детскому писателю необходим особый талант: «Должно родиться, а не сделаться детским писателем. Это своего рода призвание. Тут требуется не только талант, но и своего рода гений. Разумеется, что любовь к детям, глубокое знание потребностей, особенностей и оттенков детского возраста есть одно из важнейших условий. Чтобы говорить образами с детьми, надо знать детей, надо самому быть взрослым ребенком, не в пошлом значении этого слова, но родиться с характером младенчески простодушным» [Белинский 1983: с. 175].
Также В.Г. Белинским сказано: «Целью детских книжек должно быть не столько занятие детей каким-нибудь делом, не столько предохранение их от дурных привычек и дурного направления, сколько развитие данных им от природы элементов человеческого духа , – развитие чувства любви и чувства бесконечного. Прямое и непосредственное действие таких книжек должно быть обращено на чувства детей, а не на их рассудок. Чувство предшествует знанию. Детские книжки должны показать им, что мир и жизнь прекрасны, т. к. они суть. Они должны знакомить их с таинством страдания, показывая его как другую сторону одной и той же любви, как блаженство своего рода, как необходимое состояние духа. И все это детские книжки должны передавать своим маленьким читателям в повествованиях и картинах, полных жизни и движения, проникнутых одушевлением, согретых теплотою чувства, написанных языком легким, свободным, игривым, цветущим в самой простоте своей» [Белинский, 1999].
В этом аспекте нельзя не отметить, что один из основных критериев обособления детской литературы – психология ребенка, учет детского восприятия в целом, умение доносить нужные мысли и идеи посредством особого, детского, языка.
С. Я. Маршак также утверждает, что литература для детей должна создаваться как специфичный жанр, полностью ориентированный на детское восприятие. Писатель считает, что следует созидать истории, не только повествуя о героях, но и воспитывая юных читателей – должна соблюдаться обязательная назидательная функция. «Если есть четкая и законченная фабула, если автор не равнодушный регистратор событий, а сторонник одних героев повести и враг других, если есть ритмическое движение, а не сухая рассудочная последовательность, если моральный вывод из книги – не бесплатное приложение, а естественное следствие всего хода событий, это и значит, что произведение написано на настоящем детском языке» [Маршак, 1987: с. 254].
Так, по мнению известного автора, перед писателями, которые создают прозу для детей, стоят следующие задачи: расширить кругозор ребенка, общаясь с юным читателем на его, детском, языке, а также развить в нем эмпатию, сострадание и уважение.
И. Н. Арзамасцева соглашается с точкой зрения сторонников детской литературы. Она называет категорию читателя-ребенка «объективным критерием вычленения детской литературы», говоря, что образ читателя-ребенка узнаваем, то есть сразу можно определить, предназначено ли произведение для детей или рассчитано на взрослую аудиторию. [Арзамасцева, 2005: с. 75].
Однако И. Н. Арзамасцева также рассуждает и об оппозиционных взглядах относительно обособления детской литературы: «Некоторые литературоведы предпочитают не выделять детскую литературу, обращая внимание на ее невысокий, по их мнению, художественный уровень. Позиция первых уязвима при проверке личным опытом читателей, легко различающим детские и недетские тексты. Позиция вторых опровергается установками многих писателей и критиков: они, как правило, считают детскую литературу более сложным видом творчества. К тому же в вопросе о вычленении детской литературы приходится учитывать мнение самих детей, а уж они-то безошибочно выбирают из безбрежного океана общей литературы свое, нужное на данном этапе их духовного становлении [Арзамасцева, 2008:17].
К рассуждениям об исключении детской литературы как направления склонны многие критики-литературоведы. Так, Д. П. Писарев и Н. А. Саввин выдвигают за основу воспитания детей общие законы искусства, ориентированные на все возраста, поскольку детская литература представляет абсолютно лишний, низкий уровень, который прививает ребенку только «черно-белое» восприятие. Писарев отмечает: «Специально детская литература всегда и везде составляет и будет составлять одну из самых жалких, самых ненужных отраслей общей литературы» [Полозова 1992:с. 58].
В пособии Т.Д. Полозовой утверждение Д. И. Писарева о том, что «в ученических библиотеках детские книги совершенно неуместны», обосновывается также тем, что детский возраст ориентирован на сенсорное восприятие мира, на наблюдение и игру, а не на «нравоучительные историйки».
Д. И. Писарев также говорил, что между ребенком и книгой всегда должен стоять человек, который поможет ему соединить книжные знания с жизнью, окажет влияние на содержание чтения. Личность ребенка Писарев воспринимает как активный субъект, которого педагог должен понимать и уважать.