Часть дипломной работы на тему Подготовка библиотечной досуговой программы для детей школьного возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 990 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Введение:
На сегодняшний день сложилась ситуация коммерциализации в сфере культуры и досуга, и библиотеки остались практически единственными общедоступными организациями, в которых можно бесплатно проводить свободное время, приобщаясь к культуре. Библиотечная деятельность основывается на том, что библиотека – это социальный институт, который выполняет социально-значимые функции, первой из которых рассматривается защитная, предполагающая создание безопасных условий жизнедеятельности людей. Далее следуют такие функции: преобразовательная, коммуникативная, нормативная, рекреационная.
Так, в народе веками вырабатывались поведенческие нормы и правила поведения, ценности и традиции. Мероприятия, проводимые в библиотеках, направлены, в первую очередь, на пропаганду общечеловеческих и народных ценностей. Реализация библиотекой перечисленных функций производится посредством досуговой, культурно-досуговой работы. И, важно заметить, что первоочередной целью досуговой работы можно считать стимулирование читательской и познавательной деятельности читателей. Методами досуговой работы являются библиотечные мероприятия. Так, проводимые библиотекой досуговые мероприятия должны стать мотивом чтения и познавательной деятельности.
На сегодняшний день в Российской Федерации существует Национальная программа поддержки и развития чтения. Эта программа обуславливает важные аспекты, которые касаются системы современных общественных отношений, что проявляется непосредственно у подрастающего поколения в их высокой потребности в чтении. В 2017 г. Правительством страны была утверждена Концепция программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации. На заседании Совета по русскому языку 5 ноября 2019 г. Президент РФ Владимир Путин призвал «подтолкнуть» программу поддержки детского чтения в России. Кроме того, имеется ввиду еще и то, что из всех социальных институтов, которые имеют место существовать в настоящее время, наиболее значимая роль отводится именно такому институту как детская библиотека.
Актуальность темы исследования вызвана общественной необходимостью приобщения детей младшего школьного возраста к чтению – это основное условие формирования нового поколения российских граждан, которые будут отвечать за развитие нашей страны. Детская библиотека – это уникальное место приобщения детей к культуре, к чтению через качественный досуг.
В разработку наиболее значимыхэлементов организации детского и подросткового чтения были положены исследования следующих педагогов: Н.В. Чехов, Е.И. Тихеева, библиотековедов Л.Б. Хавкиной, H.A. Рубакина.
Исследования Н.В. Чехова интересны, прежде всего, тем, что он раскрывал аспекты народного образования, что в рамках данного исследования интересно с точки зрения органичного подхода в работе с детьми.
Е.И. Техеева разработала и предложила интересные технологии в работе с детьми, которые могут быть эффективно использованы в практике досуговой работы библиотеки. Автор также выделяла важность обращения к теме народности, при этом давая конкретные методические приемы, указания к организации досуговой работы.
Л.Б. Хавкина занималась организационными, методическими и технологическими вопросами в работе библиотек. В частности, основным трудом ее жизни являлся проект библиотечного образования, в котором отмечается многоаспектность и разносторонность практической работы с читателями, а также направление работы по библиотековедению, что было частично заимствовано автором в иностранных источниках.
Н.А. Рубакин также является знаковой фигурой в аспекте досуговой работы библиотек. Книговед и библиограф отмечал важность просветительской деятельности в народе. Одной из ее форм может являться досуговая библиотечная работа.
Объект исследования: досуговая работа современных детских библиотек.
Предмет исследования: подготовка библиотечной досуговой программы.
Цель выпускной квалификационной работы – подготовка и проведение библиотечной досуговой программы.
Задачи выпускной квалификационной работы:
1. Рассмотреть библиотечные досуговые программы и их виды;
2. изучить особенности библиотечной работ с детьми младшего школьного возраста в детской библиотеке;
3. Представить опыт использования библиотечных досуговых программ
4. Обосновать технологию подготовки библиотечной досуговой программы для детей младшего школьного возраста.
5. Подготовить библиотечную досуговую программу.
Методы исследования: библиографический, экспериментальный, мониторинг библиотечной документации.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, основной части, состоящей из двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ БИБЛИОТЕЧНЫХ ДОСУГОВЫХ ПРОГРАММ
1.1. Библиотечные досуговые программы и их виды
Библиотеки в настоящее время являются одним из системообразующих элементов сферы культуры, и они естественным образом связаны с деятельностью иных учреждений культуры. Однако информационное ядро библиотечного дела, важность центрального – информационного направления библиотечной работы, определяет отсутствие в деятельности абсолютного большинства библиотек таких широко распространенных форм культурно-досуговых программ, как народные гулянья, массовые праздники, дискотеки и танцевальные вечера, вечера песни и прочее, хотя, естественно, некоторым библиотечным учреждениям в силу экономических обстоятельств или исключительной специфичности функций приходится организовывать и их. Однако существуют типические формы культурно-досуговых программ, часто встречающиеся в практике библиотек и не являющие собой прямого противоречия библиотечной сфере.
Библиотечные досуговые программы характеризуются такими чертами, как камерность, локальность, связь с литературно-художественной проблематикой в частности, или искусством в целом. Это обозначает следующее: детские досуговые программы, которые организуются в библиотеках, являются массовыми, при этом в них есть весомая роль не только двигательной активности или физической работы, но и индивидуального развития личности.
Можно выделить основные формы культурно-досуговых программ, наиболее часто встречающиеся в практике библиотек. Это, в частности:
— литературные вечера;
— читательские клубы;
— клубы по интересам;
— встречи с деятелями культуры, искусства;
— выступления художественной самодеятельности (чаще – литературного и театрального характера);
— краеведческие вечера;
— просветительские лекции;
— вечера памятных дат;
— праздники, чествования;
— конкурсы.
Читательские вечера и клубы по интересам являются наиболее востребованными среди классических библиотечных культурно-досуговых программ. С учетом этих обстоятельств можно классифицировать все библиотечные читательские объединения в две большие группы: возрастные клубы и клубы по интересам. Первая группа подразделяется на:
— клубы для ветеранов, инвалидов и людей пожилого возраста;
— клубы женского общения;
— молодежные клубы;
— семейные клубы;
— клубы для детей и подростков.
Вторая группа читательских объединений включает в себя:
— клубы литературные и нравственно-эстетической направленности;
— экологические клубы;
— клубы краеведческого направления.
Подобные формы характерны для детских библиотек. Примечательно, что в детских библиотеках наиболее часто применяются познавательно-развивающие программы, среди которых такие как:
— викторины;
— олимпиады;
— конкурсы;
— игры;
— кружки по интересам;
— секции по интересам.
Особенности работы с детьми в рамках библиотечного обслуживания, создание микро общества из детей – данные обстоятельства зачастую снижают долю индивидуальной работы в детских библиотека. При этом важно заметить и следующе: достаточно часто именно в индивидуальной работе с каждым отдельным ребенком, в достижении полного взаимопонимания с ним скрывается успешность досуговой программы.
В настоящее время принято выделять следующие формы досуговой деятельности:
— потребление – в данном случае подразумевается пользование благами культуры. Потребление может быть построено по индивидуальному и коллективному векторам (посещение библиотек, музеев, выставок). Соответственно, потребление – это начальный уровень досуговой деятельности;
— творчество – это превращение субъекта потребления в субъект созидания. Экстериоризация досуговой деятельности осуществляется посредством распространения знаний, идей, художественных ценностей (например, организация на базе библиотеки творческих и декоративно-прикладных мастерских, изостудий);
— экстериоризация (социальная активность) представялет собой публичный показ результатов групповой досуговой деятельности (показ спектакля, как пример), то есть распространение знаний, взглядов, учений становится актуально как организация детского и взрослого досуга.
Таким образом, досуговая деятельность детской библиотеки является одним из важнейших форм оказания социокультурных услуг. Уровень досуговой деятельности предопределяет выбор тех или иных форм досуговых занятий. При этом основным критерием качественного анализа досуговой деятельности являются непосредственно отношения субъекта этой деятельности к ее процессу.
По сути, ядром досуговой деятельности детской библиотеки являются мероприятия, через которые осуществляется приобщение аудитории к культурному наследию, духовное развитие личности, ее творческая реализация. Они предполагают вовлеченность детей в творческий процесс.