Часть дипломной работы на тему Педагогическая профилактика буллинга среди детей младшего школьного возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 990 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Заключение:
Анализ научных работ дает возможность определить основные черты буллинга: систематичность; неравенство физических, психологических и социальных возможностей, которые лежат в основе отношений между жертвой и агрессором, то есть агрессор занимает высокое положение, чем его жертва; взаимоотношения преследователя и жертвы; эмоциональное унижение, оскорбление чувств человека, что приводит к исключению его из группы.
Итак, основой буллинга является статус, власть, конкуренция, лидерство.
Среди причин буллинга в коллективе ученые выделяют следующие: борьба за лидерство; столкновения различных субкультур, ценностей, взглядов и неумение толерантно относиться к ним; агрессивность; наличие у ребенка психических и физических недостатков; зависть; отсутствие предметного досуга и т.п.
Психолого-педагогическая профилактика буллинга должна проводиться в трех направлениях:
работа с родителями (ответственное родительство), что обеспечит создание благоприятной семейной среды для развития ребенка;
профессиональная психологическая помощь в условиях школы (родителям, учителям, ученикам)
педагогическая деятельность, предполагающая личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию.
Таким образом, цель нашего исследования заключалась в обосновании использования приемов и методов педагогической профилактики буллинга среди детей младшего школьного возраста.
На констатирующем этапе в целом межличностные взаимоотношения характеризуются как «положительные», в ходе социометрии не было выявлено «изолированного» типа воспитанников.
Один воспитанник получил самое меньшее количество предпочтений. Однако полученный результат не показывает полной изолированности от остального коллектива. Также он имеет в отряде близких друзей, но их немного.
По методике Л.Н. Лутошкина для выявления уровня психологического климата в коллективе был совершен расчет среднегрупповой оценки для выявления уровня психологического климата в коллективе. Была получена оценка «21», что означает то, что в коллективе неустойчиво благоприятный климат.
По результатам третьей методики мы увидели, что в классе присутствует феномен буллинга, 63% ответивших учеников подтверждают буллинг в классе, были свидетелями. 17% учеников участвовали в булллинге другого человека. Буллингу подвергались 23% школьника из класса.
Для профилактики буллинга необходима целенаправленная работа на межличностными отношениями и психологическим здоровьем каждого ученика.
Поэтому программа была направлена на реализацию следующих компонентов:
— когнитивный;
— эмоциональный;
— мотивационно-поведенческий.
Когнитивный компонент подразумевает совокупность знаний о особенностях межличностного взаимодействия, знания о возможных способах коммуникации, знаний о том как не стать жертвой буллинга и что делать если кто-то пытается сделать вас жертвой буллинга, знания о негативном влиянии буллинга.
Эмоциональный компонент подразумевает переживание различных эмоций и ощущений, которые определены конкретными стремлениями и действиями в отношении понимания важности изучения межличностных отношений и особенностях буллинга.
Мотивационно-поведенческий компонент подразумевает совокупность конкретных действий, усилий, намерений, стремлений направленных на поддержание, сохранение психологического благоприятного психологического климата в классе, предотвращения буллинга.
Цель повторного исследования заключалась в проверке эффективности использования приемов и методов педагогической профилактики буллинга среди детей младшего школьного возраста.
По результатам повторного исследования не наблюдается оттесненных учеников. По методике № 2 была получена оценка «25», что означает то, что в коллективе устойчиво благоприятный климат.
По итоговой методике мы выяснили что в классе не присутствует феномен буллинга, что подтверждает эффективность программы.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКЕ БУЛЛИНГА СРЕДИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Констатирующий этап эксперимента (выявление ситуации буллинга в группе младших школьников)
Цель исследования: обосновать использование приемов и методов педагогической профилактики буллинга среди детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1. Выявление ситуации буллинга в группе младших школьников
2. Создание и реализация программы направленной на педагогическую профилактику буллинга среди детей младшего школьного возраста
3. Повторное выявление ситуации буллинга в группе младших школьников.
Объект исследования: профилактика буллинга.
Предмет исследования: педагогическая профилактика буллинга среди детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования:
Педагогическая профилактика буллинга среди детей младшего школьного возраста, обусловлена следующими психолого-педагогическими условиями:
— систематическая и адресная учебно-воспитательная работа с учётом индивидуальных (психологических и физических) особенностей учащихся;
— выявление причин возникновения буллинга и устранение факторов, отрицательно влияющих на социализацию младших школьников;
— определение методов обучения и воспитания, соответствующих индивидуальному уровню способностей и возможностей учащихся;
— создание благоприятного психолого-педагогического климата, атмосферы доброжелательности, взаимопонимания учащихся;
— проведение профилактических бесед на различные темы по предотвращению буллинга в школьных коллективах.
Нами были использованы следующие методики:
— метод социометрии (Дж. Морено).
— методика выявления психологического климата Л.Н. Лутошкина
— опросник «Ситуация буллинга в школе» В.Р. Петросянц.
Методика «Социометрия».
Максимальное количество баллов равно 9.
Исходя из полученных данных можно указать следующее:
— «Звезда» — больше количество «+» получил №10, Максим К.
— «Предпочитаемый» — больше половины «+» получили №1 Екатерина И., №2 Елизавета Т., №4 Вероника Д., №5 Галина Т., №6 Денис У., №7 Артур З., №8 Александр П., №9 Павел У.
— «Оттесненный» — меньше половины «+» получил №3 Дарья С.
Для наглядности можно представить полученные данные в виде диаграммы на рисунке 3.
Рисунок 1 – Результаты «Социометрии»
Таким образом, можно заметить, что в целом межличностные взаимоотношения характеризуются как «положительные», в ходе социометрии не было выявлено «изолированного» типа воспитанников.
Больше всего количество предпочтений получил Максим К. Такой результат говорит о том, что подросток активен, имеет много друзей в коллективе, дружелюбен и общителен. У него наблюдаются качества лидера.
Количество предпочтений «выше среднего» получили восемь воспитанников. Такой результат говорит о том, что дети между собой хорошо общаются, играют и проводят время вместе, нет разделения на группы по интересам, поддерживают отношения в большом кругу детей.
Один воспитанник получил самое меньшее количество предпочтений. Однако полученный результат не показывает полной изолированности от остального коллектива. Также он имеет в отряде близких друзей, но их немного.
Методика Л.Н. Лутошкина.
Детьми были заполнены бланки опроса. В таблице 1 приведены имена и сумма баллов, которая была получена в итоге прохождения опроса.
Талица 1. Баллы, проставленные детьми, по методике Л.Н. Лутошкина для выявления уровня психологического климата в коллективе