Педагогика, психология Часть дипломной работы Педагогика/Психология

Часть дипломной работы на тему Педагогическая профилактика буллинга среди детей младшего школьного возраста

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!
 

Заключение:

 

Анализ научных работ дает возможность определить основные черты буллинга: систематичность; неравенство физических, психологических и социальных возможностей, которые лежат в основе отношений между жертвой и агрессором, то есть агрессор занимает высокое положение, чем его жертва; взаимоотношения преследователя и жертвы; эмоциональное унижение, оскорбление чувств человека, что приводит к исключению его из группы.

Итак, основой буллинга является статус, власть, конкуренция, лидерство.

Среди причин буллинга в коллективе ученые выделяют следующие: борьба за лидерство; столкновения различных субкультур, ценностей, взглядов и неумение толерантно относиться к ним; агрессивность; наличие у ребенка психических и физических недостатков; зависть; отсутствие предметного досуга и т.п.

Психолого-педагогическая профилактика буллинга должна проводиться в трех направлениях:

 работа с родителями (ответственное родительство), что обеспечит создание благоприятной семейной среды для развития ребенка;

 профессиональная психологическая помощь в условиях школы (родителям, учителям, ученикам)

 педагогическая деятельность, предполагающая личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию.

Таким образом, цель нашего исследования заключалась в обосновании использования приемов и методов педагогической профилактики буллинга среди детей младшего школьного возраста.

На констатирующем этапе в целом межличностные взаимоотношения характеризуются как «положительные», в ходе социометрии не было выявлено «изолированного» типа воспитанников.

Один воспитанник получил самое меньшее количество предпочтений. Однако полученный результат не показывает полной изолированности от остального коллектива. Также он имеет в отряде близких друзей, но их немного.

По методике Л.Н. Лутошкина для выявления уровня психологического климата в коллективе был совершен расчет среднегрупповой оценки для выявления уровня психологического климата в коллективе. Была получена оценка «21», что означает то, что в коллективе неустойчиво благоприятный климат.

По результатам третьей методики мы увидели, что в классе присутствует феномен буллинга, 63% ответивших учеников подтверждают буллинг в классе, были свидетелями. 17% учеников участвовали в булллинге другого человека. Буллингу подвергались 23% школьника из класса.

Для профилактики буллинга необходима целенаправленная работа на межличностными отношениями и психологическим здоровьем каждого ученика.

Поэтому программа была направлена на реализацию следующих компонентов:

— когнитивный;

— эмоциональный;

— мотивационно-поведенческий.

Когнитивный компонент подразумевает совокупность знаний о особенностях межличностного взаимодействия, знания о возможных способах коммуникации, знаний о том как не стать жертвой буллинга и что делать если кто-то пытается сделать вас жертвой буллинга, знания о негативном влиянии буллинга.

Эмоциональный компонент подразумевает переживание различных эмоций и ощущений, которые определены конкретными стремлениями и действиями в отношении понимания важности изучения межличностных отношений и особенностях буллинга.

Мотивационно-поведенческий компонент подразумевает совокупность конкретных действий, усилий, намерений, стремлений направленных на поддержание, сохранение психологического благоприятного психологического климата в классе, предотвращения буллинга.

Цель повторного исследования заключалась в проверке эффективности использования приемов и методов педагогической профилактики буллинга среди детей младшего школьного возраста.

По результатам повторного исследования не наблюдается оттесненных учеников. По методике № 2 была получена оценка «25», что означает то, что в коллективе устойчиво благоприятный климат.

По итоговой методике мы выяснили что в классе не присутствует феномен буллинга, что подтверждает эффективность программы.


 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКЕ БУЛЛИНГА СРЕДИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

2.1 Констатирующий этап эксперимента (выявление ситуации буллинга в группе младших школьников)

Цель исследования: обосновать использование приемов и методов педагогической профилактики буллинга среди детей младшего школьного возраста.

Задачи исследования:

1. Выявление ситуации буллинга в группе младших школьников

2. Создание и реализация программы направленной на педагогическую профилактику буллинга среди детей младшего школьного возраста

3. Повторное выявление ситуации буллинга в группе младших школьников.

Объект исследования: профилактика буллинга.

Предмет исследования: педагогическая профилактика буллинга среди детей младшего школьного возраста.

Гипотеза исследования:

Педагогическая профилактика буллинга среди детей младшего школьного возраста, обусловлена следующими психолого-педагогическими условиями:

— систематическая и адресная учебно-воспитательная работа с учётом индивидуальных (психологических и физических) особенностей учащихся;

— выявление причин возникновения буллинга и устранение факторов, отрицательно влияющих на социализацию младших школьников;

— определение методов обучения и воспитания, соответствующих индивидуальному уровню способностей и возможностей учащихся;

— создание благоприятного психолого-педагогического климата, атмосферы доброжелательности, взаимопонимания учащихся;

— проведение профилактических бесед на различные темы по предотвращению буллинга в школьных коллективах.

Нами были использованы следующие методики:

— метод социометрии (Дж. Морено).

— методика выявления психологического климата Л.Н. Лутошкина

— опросник «Ситуация буллинга в школе» В.Р. Петросянц.

Методика «Социометрия».

Максимальное количество баллов равно 9.

Исходя из полученных данных можно указать следующее:

— «Звезда» — больше количество «+» получил №10, Максим К.

— «Предпочитаемый» — больше половины «+» получили №1 Екатерина И., №2 Елизавета Т., №4 Вероника Д., №5 Галина Т., №6 Денис У., №7 Артур З., №8 Александр П., №9 Павел У.

— «Оттесненный» — меньше половины «+» получил №3 Дарья С.

Для наглядности можно представить полученные данные в виде диаграммы на рисунке 3.

Рисунок 1 – Результаты «Социометрии»

Таким образом, можно заметить, что в целом межличностные взаимоотношения характеризуются как «положительные», в ходе социометрии не было выявлено «изолированного» типа воспитанников.

Больше всего количество предпочтений получил Максим К. Такой результат говорит о том, что подросток активен, имеет много друзей в коллективе, дружелюбен и общителен. У него наблюдаются качества лидера.

Количество предпочтений «выше среднего» получили восемь воспитанников. Такой результат говорит о том, что дети между собой хорошо общаются, играют и проводят время вместе, нет разделения на группы по интересам, поддерживают отношения в большом кругу детей.

Один воспитанник получил самое меньшее количество предпочтений. Однако полученный результат не показывает полной изолированности от остального коллектива. Также он имеет в отряде близких друзей, но их немного.

Методика Л.Н. Лутошкина.

Детьми были заполнены бланки опроса. В таблице 1 приведены имена и сумма баллов, которая была получена в итоге прохождения опроса.

Талица 1. Баллы, проставленные детьми, по методике Л.Н. Лутошкина для выявления уровня психологического климата в коллективе

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы