Часть дипломной работы на тему Патриотическое воспитание старших дошкольников в процессе экскурсионной работы (на примере ГКУ СО МО «Ступинский СРЦН «Альбатрос»)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 4
Глава 1. ТЕОРИТЕЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРОСТА В ПРОЦЕССЕ ЭКСКУРСИОННОЙ РАБОТЫ.. 8
1.1 Сущность характеристики патриотического
воспитание детей старшего дошкольного возраста. 8
1.2. Педагогические условия патриотического
воспитания детей старшего дошкольного возраста. 13
1.3 Педагогические технологии, используемые в
патриотическом воспитание детей старшего дошкольного возраста, в контексте
подготовки и проведения экскурсионных работ. 21
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ
ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРОСТА В ПРОЦЕССЕ
ЭКСКУРСИОННОЙ РАБОТЫ ГКУСО МО «СТУПИНСКИЙ СРЦН « АЛЬБАТРОС». 27
2.1 Общая характеристика патриотического
воспитания детей старшего дошкольного возраста в ГКУСО МО «Ступинский СРЦН «Альбатрос». 27
2.2 Содержание работы по патриотическому
воспитанию детей старшего дошкольного возраста в процессе экскурсионной работы.. 34
2.3 Резервы для совершенствования патриотического
воспитания детей старшего дошкольного возраста в процессе экскурсионной работы.. 41
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО
ПОВЫШЕНИЮ ПАТРИОТИЧЕСКООГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРОСТА ГКУСО
МО «СТУПИНОСКИЙ СРЦН « АЛЬБАТРОС». 46
3.1 Разработка авторской программы, которая
повысит эффективности патриотического воспитания детей старшего дошкольного
возраста. 46
3.2. Процесс и результат проведения
констатирующего и формулирующего экспериментов. 55
3.3. Интерпретация полученных результатов по
повышению патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста. 59
3.4 Рекомендации по повышению эффективности
патриотического воспитания детей для руководителей и воспитателей. 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 69
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 72
Введение:
Актуальность данной
работы заключается в изучение вопроса патриотического воспитания детей
дошкольного возраста в процессе экскурсионной работы, а также разработки особой
методики, позволяющей новому поколению расти в согласии с историей.
Дети — это наше будущее.
От того какими они вырастут, зависит будущее Российской Федерации. Сейчас очень
неспокойное время. Во многих странах, в том числе у наших ближайших соседей,
складывается такая политическая ситуация, при которой происходит искажение
исторических фактов. Это сказывается на их новом поколении. Дети не знают
элементарных исторических данных, не уважают старшее поколение и растут без
любви к своим корням. А это первопричина отсутствия патриотического воспитания.
Как итог, полное неуважение к своим корням и истории.
Допускать в нашей стране
это нельзя, поэтому очень важно с малых лет прививать любовь детей к истории,
патриотизму и старшему поколению. Патриотическое воспитание детей дошкольного
возраста — это актуальная проблема современной педагогики. Патриотическое
воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач
дошкольных образовательных учреждений, ведь этот период считается самой
благодатной порой для знакомства, восприятия и принятия любви к своей Родине. В
этом возрасте закладывается фундамент личности, формируются ценностные
ориентации в окружающем мире. Именно с дошкольного возраста, когда ребёнок
стоит на пороге открытия окружающего мира, необходимо приобщать его к культуре
и истории своего Отечества. Но мыслить, глобально сразу не стоит. Нужно
развивать любовь к Отечеству с его малой Родины, а именно с родного города.
Ведь для малыша его родной город — это и есть Родина. Именно поэтому, очень
важное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным и
природным своеобразием родного города, страны.
Учреждения дошкольного
образования является начальным звеном системы образования в нашей стране. Воспитатели
должны дать возможность детям почувствовать себя с самых ранних лет гражданами
своего отечества. Быть патриотом — значит ощущать себя неотъемлемой частью
Отечества.
Такая политика
воспитания детей должна проводиться в каждом дошкольном учреждении.
Существует ли проблемы в
патриотическом воспитании детей дошкольного возраста в наше время? На самом
деле существует ряд проблем, которые становятся причиной неправильной
организации эффективной работы по патриотическому воспитанию детей. К таким
проблемам можно отнести:
● недостаточное оснащение сохранившейся материально-технической базы
образовательных учреждений, военно-патриотических мини-музеев;
● малочисленность высокопрофессиональных кадров в образовательных
учреждениях, занимающихся вопросами патриотического воспитания;
● недостаточное программно-методическое обеспечение образовательного
процесса;
● отсутствие системы координации деятельности заинтересованных
структур министерств, ведомств, научных и образовательных заведений;
общественных и религиозных организаций, занимающихся гражданским и
патриотическим воспитанием детей.
Объектом исследования
выступала старшая дошкольная группа Государственного Казенного Учреждения
Социального Обслуживания Московской области “Ступинский
Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Альбатрос”.
Цель настоящей работы
состоит в выработке оптимальных рекомендаций по патриотическому воспитанию
детей старшего дошкольного возраста в процессе экскурсионной работы.
Предметом исследования
является специфика патриотического воспитания детей старшего дошкольного
возраста в ходе экскурсионной работы.
Гипотеза исследования –
патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста будет
эффективным, при условии комплексного использования следующих методов:
● разработать программу, включающую комплекс НОД, направленный на
формирование ценностного отношения к родному краю и стране;
● больше проводить экскурсии по историческим местам;
игры-путешествия; создания мини-музеев; выставки детских патриотических
рисунков.
В рамках заданной цели в
работе необходимо поставить и решить следующие задачи исследования:
1. Провести анализ понятий «патриотизм» и «патриотическое
воспитание»;
2. Выявить педагогические условия, обеспечивающие эффективность
патриотического воспитания;
3. Раскрыть возможность экскурсионных работ с детьми старшего
дошкольного возраста;
4. Охарактеризовать дошкольное учреждение;
5. Провести диагностическое исследование исходного уровня
патриотической воспитанности детей старшего дошкольного возраста;
6. Разработать и научно обосновать программу для повышения
эффективности патриотического воспитания старших дошкольников в педагогическом
процессе;
7. Провести и проанализировать экспериментальную работу по развитию
патриотической воспитанности старших дошкольников в процессе экскурсионной
работы;
8. Оценить результат;
9. Дать рекомендации по повышению эффективности патриотического
воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Огромное внимание
вопросам патриотического воспитания подрастающих поколений уделяли выдающие
педагоги и общественные деятели прошлого. Эта проблема поднималась в трудах
В.Г. Белинского, Е.Р. Дашковой, Н.А. Добролюбова, П.Ф. Каптерева, Н.М.
Карамзина, М.В. Ломоносова, Н.И. Новикова, А.Н. Радищева, Л.Н. Толстого, К.Д.
Ушинского, Н.Г. Чернышевского и др. Они акцентировали внимание на воспитании
сознательных граждан, способных отстаивать интересы государства, любящих своё
отечество.
При написании выпускной
квалификационной работы использовались теоретические и эмпирические методы
исследования. В рамках теоретического метода проводился сбор и анализ
информации, подбор литературы, анализ различных мнений ученых по заявленной
теме. Эмпирический метод осуществлялся на основе анализа педагогического опыта.
Кроме того, был разработан констатирующий и формирующий эксперимент.
Практическая значимость
выпускной квалификационной работы состоит в том, что в работе проанализирован и
систематизирован материал по проблеме патриотического воспитания детей старшего
дошкольного возраста на материале экскурсионной работы. Разработанная методика
по патриотическому воспитанию старших дошкольников может использоваться
воспитателями дошкольных образовательных учреждениях в
воспитательно-образовательном процессе с целью повышения уровня патриотической
воспитанности дошкольников.
Структура настоящей
работы состоит из введения, двух глав, заключения, глоссария и использованной литературы.
Заключение:
Патриотическое воспитание детей
старшего дошкольного возраста полностью зависит от ряда условий, в которых он
растет. Родители и воспитатели должны проводить комплексную работу, чтобы
будущий гражданин страны полюбил свою Родину. Торопиться в этом вопросе нельзя.
Нужно действовать медленно, но планомерно. Без участия одной из сторон
достигнуть положительного результата невозможно.
Правильно созданные условия
оказывают благоприятную почву для патриотического воспитания детей старшего
дошкольного возраста. Они становятся более осознанными, у них проявляется
чувство привязанности к местности, к садику. Они начинают уважительно
относиться к старшему поколению и к историческим данным.
Это и есть зачатки патриотического
воспитания. Эффективность функционирования мини —
музеев в ДОУ и музейных уголков уже давно доказана, и можно сделать вывод, что
использование музейной педагогики в целях формирования
нравственно-патриотических качеств у дошкольников является действенным и
эффективным.
В ходе сравнения результатов исследования детей обеих групп на констатирующем и контрольном этапе, было выявлено,
что и в экспериментальной и контрольной группе наблюдается положительная динамика на контрольном этапе. Но результаты в экспериментальной
группе немного выше, чем в контрольной группе.
Это свидетельствует об эффективности
проведенных в экспериментальной группе мероприятий по патриотическому воспитанию на основе ознакомления с природой своего
края.
У каждой семьи своя собственная история, но она тесно переплетается с историей всей страны. Зная историю своей семьи, можно лучше
узнать историю своего народа.
Совместно с родителями можно посетить музей, тем самым познакомить детей с жизнью,
бытом и творчеством русского народа.
В патриотическом воспитании немаловажное значение имеет пример взрослых,
тем более близких
людей.
Патриотическое воспитание лучше
проводить у дошкольников старшего возраста. В этот период у них происходит
процесс становления личности. Они восприимчивы к преподносимой информации. Они
начинают сопереживать, принимать на себе различные ситуации, а значит, готовы к
высказываниям о патриотизме. Делать это стоит не спеша, постепенно. Так малыши
будут воспринимать полученную информацию лучше.
В настоящее время в в ГКУСО МО «Ступинский СРЦН
«Альбатрос» одним из главных направлений работы с новым поколением, становится патриотическое воспитание детей. В сегодняшний момент возникает необходимость вернуться к лучшим традициям родного народа, к его вековой
мудрости, к таким вечным понятиям, как род, родство,
Отчизна.
Особенности патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста обуславливают выбор средств и методов работы. Средствами патриотического воспитания старших
дошкольников являются само окружение
(природное и социальное, в котором они живут, художественная литература, музыка, изобразительное
искусство.
Средствами служат та или иная деятельность
(игра, труд, праздники, которые отмечаются в стране и детском саду).
На формирующем этапе была проведена опытно-экспериментальная работа
по осуществлению
патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в процессе их
ознакомления с природой своего края. На контрольном этапе — диагностика уровня сформированности отношения детей старшего дошкольного возраста к социальному окружению и к природным
объектам своего края, как показателя патриотического воспитания после проведения формирующего этапа и сравнение
результатов с началом эксперимента.
В экспериментальной группе наблюдается положительная динамика сформированности отношения детей к социальному
окружению и к природным объектам
своего края.
Наблюдается повышение уровня краеведческих знаний в разделах
природный компонент и личностный компонент. Уменьшились показатели
низкого уровня сформированности отношения
детей к социальному окружению и к природным объектам своего края. Это свидетельствует о результативности проведенных занятий по патриотическому воспитанию детей старшего
дошкольного возраста на основе ознакомления с природой своего края.
В контрольной группе была также проведена повторная диагностика.
Результаты диагностического исследования контрольного этапа показали,
что у детей контрольной группы наблюдается незначительная положительная динамика. На 5% уменьшились показатели низкого
уровня знаний детей о родной
стране и о природе.
В ходе сравнения результатов исследования детей обеих групп на констатирующем и контрольном этапе, было выявлено,
что и в экспериментальной и контрольной группе наблюдается положительная динамика на контрольном этапе. Но результаты в экспериментальной
группе немного выше, чем в контрольной группе.
Это свидетельствует об эффективности
проведенных в экспериментальной группе мероприятий по патриотическому воспитанию на основе ознакомления с природой своего
края.
Основной целью воспитания детей является формирование гармоничной и всесторонне развитой личности. Наиболее важным
моментом в реализации воспитательных задач является формирование у ребенка позиции юного гражданина и патриота.
Патриотическое отношение к своему городу, краю, стране создает у ребенка чувство социальной
ответственности и бережного
отношения к труду, мотивирует на личностный и интеллектуальный рост. Так целесообразно оборудовать специальный патриотический уголок в группе детского
сада, наполненный необходимым дидактическим материалом.
Фрагмент текста работы:
Глава 1.
ТЕОРИТЕЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРОСТА В ПРОЦЕССЕ ЭКСКУРСИОННОЙ РАБОТЫ
1.1 Сущность
характеристики патриотического воспитание детей старшего дошкольного возраста
Все чаще стали произноситься такие
слова, как “ патриотизм” или “ патриоты”. Это не связано с каким-то
определенным событием, которое подняло “волну” любви к Родине и Отечеству. На
самом деле об этом говорили всегда. Просто теперь такие разговоры ведутся не
только внутри семьи, но и на более высоком уровне.
Понятия «патриотизм» и
«патриотическое воспитание» всегда были актуальны и привлекали к себе внимание
ученых из различных областей: психологии, педагогики, философии, истории и т.д.
Если посмотреть в словарь, который
определяет значение слов, то мы обнаружим, что значение «патриотизм»
определяется как «любовь к Родине, а «патриот» (от греческого patris — земляк)
– как «человек, разделяющий патриотические чувства, идеи»[1].
О патриотизме стали говорить и
писать такие творческий деятели, как Ломоносов. В своей работе «Краткое
руководство к красноречию»[2], он сформулировал задачу
воспитания сознательных граждан, общественных деятелей, способных отстаивать
интересы государства. Конечно же, он был не единственным, кого интересовало
патриотическое воспитание людей. Этим вопросам интересовались Н.И. Новиков,
А.Н. Радищев, Н.М. Карамзин. Даже у такой исторической личности, как Платон,
есть высказывания, которые можно приравнять, как призыв к патриотизму. В более
полном виде любовь к отечеству, как высшая ценность, рассматривается в трудах
таких мыслителей, как Макиавелли, Крижанич, Руссо, Фихте и др. [1] С. И. Ожегов, Л.И.
Скворцов Толковый словарь
русского языка:100000 слов, терминов, выражений: М., 2015. 1375 с. [2] М.В. Ломоносов Краткое руководство к красноречии: СПб.,1748. 316с.