Часть дипломной работы Педагогика/Психология Дошкольное образование

Часть дипломной работы на тему Ознакомление с профессиями взрослого,как средство трудового воспитания детей среднего дошкольного возраста.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

 

ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ТРУДОМ
ВЗРОСЛЫХ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.. 3

2.1 Выявление уровня трудового воспитания детей среднего
дошкольного возраста  4

2.2 Программа по ознакомлению с профессиями взрослых. 12

Вывод. 25

Список литературы.. 27

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………….28

 



 

  

Введение:

 

ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ТРУДОМ ВЗРОСЛЫХ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

Практическая работа по ознакомлению с трудом взрослых детей среднего
дошкольного возраста была проведена в МКДОУ комбинированного вида д/с №41 УКМО
в г. Усть-Куте в три основных этапа:

— констатирующий этап включал в себя подбор диагностических методик,
выборки испытуемых, первичную диагностику детей-дошкольников и беседу с их
родителями;

— формирующий этап состоял из разработки и внедрения в воспитательную
работу с детьми
комплекса образовательных ситуаций, направленных на
формирование знаний детей пятого года жизни о профессиях;

— контрольный этап содержал повторную диагностику детей с
формулировкой выводов.

Объектом эмпирического исследования выступил процесс формирования
знаний детей пятого года жизни о труде взрослых, а предметом – образовательные
ситуации, направленные на формирование знаний детей среднего дошкольного
возраста о профессиях.

Цель эмпирического исследования определена следующим образом: разработать
и апробировать комплекс образовательных ситуаций, направленных на формирование
знаний детей пятого года жизни о профессиях.

В качестве гипотезы исследования
выступило следующее предположение: реализация комплекса образовательных
ситуаций, направленного на ознакомление детей среднего дошкольного возраста с
профессиями взрослых, будет более
эффективна, при соблюдении следующих условий:

— приобщение детей к
труду взрослых, а именно непосредственно
образовательной деятельности
по формированию представлений о труде людей
разных профессий с обязательным включением предварительных бесед о данных
профессиях;

— приближение работы
взрослых к детям – экскурсии, наблюдения, тематические встречи с людьми разных
профессий; 

— совместная
деятельность детей и взрослых, которая будет включать сюжетно-ролевые игры,
дидактические игры, подвижные игры, чтение художественной литературы, игровые
ситуации и другие формы деятельности.

Объект, предмет, цель и гипотеза
исследования обусловили необходимость решения следующих эмпирических задач:

1.               
Провести беседы среди родителей по
трудовому воспитанию детей-дошкольников.

2.               
Выявить уровень знаний детей пятого года жизни о
профессиях с помощью диагностических методик.

3.               
Разработать и апробировать комплекс образовательных
ситуаций, направленных на формирование знаний детей пятого года жизни о
профессиях.

4.               
Выполнить итоговую диагностику и сделать выводы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

1.               
Голицына, Н.С. Ознакомление дошкольников с
социальной действительностью : перспективное планирование работы с детьми 3-7
лет / Н.С. Голицына. – М. : Мозаика-Синтез, 2016. – 39 с.

2.               
Захаров, Н.Н. Профессиональная ориентация
школьников / Н.Н. Захаров, В.Д. Симоненко. – М. : Просвещение, 2019. – 192
с.

3.               
Кондрашов, В.П. Введение дошкольников в
мир профессий / В.П. Кондрашов. – Балашов : Николаев, 2014. – 52 с.

4.               
Куцакова, Л.В. Трудовое воспитание в
детском саду. Система работы с детьми 3-7лет /ЛВ Кцакова. – М. :
Мозаика-Синтез, 2012. – 128 с.

5.               
Пасечникова, Т.В. Профориентационная
работа в условиях дошкольной образовательной организации / Т.В. Пасечникова,
С.А. Ефимова. – Самара : Изд-во ЦПО, 2013. – 45 с.

6.               
Урунтаева, Г.А. Детская психология / Г.А.
Урунтаева. – М. : Академия, 2013. – 336 с.

7.               
Шаламова, Е.И. Реализация образовательной
области «Труд» в процессе ознакомления детей дошкольного возраста с профессиями
/ Е.И. Шаламова. – М. : Детство-Пресс, 2012. – 208 с.

 

 

 

Фрагмент текста работы:

 

Целью эмпирического исследования выступила разработка и
апробация комплекса образовательных ситуаций, направленных на формирование
знаний детей пятого года жизни о профессиях.

На констатирующем этапе исследования в отношении выбора предпочитаемой
профессиональной сферы дошкольники не имели четких позиций. Тот факт, что у
большинства из них предпочтительную сферу профессиональных интересов выявить
затруднительно, говорит о том, что сами участники исследования пока находятся в
замешательстве. Им нравятся отдельные элементы трудовой деятельности
представителей различных профессий. Однако у них нет сформированных
представлений о потенциальной трудовой деятельности для себя. Уровень представлений
о труде взрослых у дошкольников недостаточно высок. Только несколько детей
могут уверенно отвечать на вопросы о том, чем занимаются представители той или
иной профессии, в чем заключается смысл их профессиональной деятельности, какую
пользу они несут обществу. Большинство же детей могут назвать профессии и
односложно ответить, что врач – лечит, учитель – учит, водитель – водит машину.
В связи с этим мы полагаем, что необходимо разработать и реализовать программу
по профессиональной ориентации детей дошкольного возраста.

На формирующем этапе исследования была реализована программа по
профессиональной ориентации детей дошкольного возраста, целью которой было
формирование у ребенка эмоционального отношения к миру профессий,
предоставление ему возможности использовать свои силы в доступных видах
деятельности.

Качественный и количественный анализ эмпирических данных обеспечил
доказательство выдвинутой гипотезы исследования о том, что
реализация
комплекса образовательных ситуаций, направленного на ознакомление детей
среднего дошкольного возраста с
профессиями взрослых, будет более эффективна, при соблюдении следующих
условий:

— приобщение детей к
труду взрослых, а именно непосредственно
образовательной деятельности
по формированию представлений о труде людей
разных профессий с обязательным включением предварительных бесед о данных
профессиях;

— приближение работы
взрослых к детям – экскурсии, наблюдения, тематические встречи с людьми разных
профессий; 

— совместная
деятельность детей и взрослых, которая будет включать сюжетно-ролевые игры,
дидактические игры, подвижные игры, чтение художественной литературы, игровые
ситуации и другие формы деятельности.



 

 

Содержание:

 

Введение 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ С ПРОФЕССИЯМИ

6
1.1 История возникновения трудового воспитания 6
1.2 Особенности трудового воспитания детей дошкольного возраста 12
1.3 Трудовое воспитание детей дошкольного возраста посредством ознакомления с профессиями взрослых
20
вывод 25
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ТРУДОМ ВЗРОСЛЫХ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
27
2.1 Выявление уровня трудового воспитания детей среднего дошкольного возраста (первичная диагностика)
28
2.2 Программа по ознакомлению с профессиями взрослых 36
вывод 46
Заключение 48
Список используемой литературы 50
Приложение 55

  

Введение:

 

Выпускная квалификационная работа посвящена теме трудового воспитания детей среднего дошкольного возраста посредством знакомства с профессиями взрослых.
Актуальность исследования. Выдвигая новые педагогические проблемы, каждый этап развития человечества по-иному ставит те, которые исследовались ранее. К таким принадлежит и проблема трудового воспитания дошкольников. В третьем тысячелетии понятие «трудовое воспитание дошкольников» насыщается качественно новым содержанием. Оно тесно связано с личностно ориентированным и развивающим воспитанием, вопросами социализации личности ребенка и т.д.
Вхождение России в рыночные отношения ставит перед педагогами и родителями очень сложную задачу: воспитать всесторонне развитую, творческую личность с ярко выраженной индивидуальностью, обладающую такими важными качествами, как ответственность, трудолюбие, работоспособность, коммуникабельность, толерантность, стрессоустойчивость; личность, легко адаптирующуюся к окружающей среде, умеющую рационально организовывать и использовать свой умственный и физический потенциал.
В дошкольном возрасте складываются благоприятные условия для формирования у ребенка необходимых для включения в труд взрослых качеств, для выработки первоначальных трудовых умений и навыков. Для ознакомления детей с профессиями взрослых используются самые разнообразные методы, а именно: наблюдение за трудом взрослых, экскурсии (они могут быть как реальными, так и виртуальными), беседы, чтение художественных произведений, рассматривание картин, вопросы воспитателя, демонстрация видеофильмов и презентаций, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры и, конечно, участие детей в труде взрослых.
В тоже время, содержание образовательно-воспитательной работы по ознакомлению детей с профессиями должно учитывать уровень знаний детей. Эта проблема позволяет сформулировать следующие противоречия:
— между важным значением образовательно-воспитательной работы по ознакомлению детей с профессиями и отсутствием критериальной характеристики исследования уровня знания детей среднего дошкольного возраста о труде взрослых;
— между возможностями образовательных ситуаций и фрагментарным использованием этих ситуаций в образовательно-воспитательной работе по ознакомлению детей шестого года жизни с профессиями взрослых.
Таким образом, недостаточная теоретическая разработанность проблемы уровня знаний о труде взрослых с одной стороны и ее значимость для практической работы в дошкольном учреждении обусловили выбор темы дипломной работы «Ознакомление с профессиями как средство трудового воспитания детей среднего дошкольного возраста».
Объект исследования: процесс формирования знаний детей пятого года жизни о труде взрослых.
Предмет исследования: образовательные ситуации, направленные на формирование знаний детей среднего дошкольного возраста о профессиях.
Цель исследования: разработать и апробировать комплекс образовательных ситуаций, направленных на формирование знаний детей пятого года жизни о профессиях.
Задачи исследования:
1. Обосновать значение ознакомления с трудом взрослых для развития личности детей среднего дошкольного возраста.
2. Охарактеризовать образовательные ситуации как средство ознакомления дошкольников с трудом взрослых.
3. Выявить уровень знаний детей пятого года жизни о профессиях с помощью диагностических методик.
4. Разработать и апробировать комплекс образовательных ситуаций, направленных на формирование знаний детей пятого года жизни о профессиях.
Гипотеза исследования: реализация комплекса образовательных ситуаций, направленного на ознакомление детей среднего дошкольного возраста с профессиями взрослых, будет более эффективна, при соблюдении следующих условий:
— приобщение детей к труду взрослых, а именно непосредственно образовательной деятельности по формированию представлений о труде людей разных профессий с обязательным включением предварительных бесед о данных профессиях;
— приближение работы взрослых к детям – экскурсии, наблюдения, тематические встречи с людьми разных профессий;
— совместная деятельность детей и взрослых, которая будет включать сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, подвижные игры, чтение художественной литературы, игровые ситуации и другие формы деятельности.
Методы исследования. Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:
— теоретические: анализ научно-методической литературы;
— эмпирический: опрос детей; педагогический эксперимент;
— статистический: качественный, количественный анализ данных.
База исследования: МКДОУ комбинированного вида д/с №41 УКМО в г. Усть-Куте, средняя группа № 8.
Практическая значимость работы заключается в разработке комплекса образовательных ситуаций, нацеленного на ознакомление детей пятого года жизни с профессиями взрослых. Этот комплекс может быть рекомендован для внедрения в воспитательный процесс дошкольных образовательных учреждений в рамках обеспечения трудового воспитания детей среднего дошкольного возраста.
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Трудовое воспитание детей дошкольного возраста – важная и востребованная практикой тема исследования. Изменения, произошедшие в обществе, за последние несколько десятков лет, привели к снижению ценности трудолюбия как черты характера. Нередко родители не стремятся привлекать своих подрастающих детей к труду, выполняют все обязанности за них, не видят необходимости в формировании навыков самообслуживания. Часть родителей ошибочно полагают, что дети со временем сами заинтересуются трудом, однако, это вряд ли произойдет, если не знакомить детей с трудовой деятельностью с раннего детства. Одним из эффективных средств трудового воспитания детей среднего дошкольного возраста выступает ознакомление воспитанников с профессиями взрослых.
По итогам выполнения выпускной квалификационной работы была достигнута поставленная во введении цель работы, что позволило разработать и апробировать комплекс образовательных ситуаций, направленных на формирование знаний детей пятого года жизни о профессиях.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
— было обосновано значение ознакомления с трудом взрослых для развития личности детей среднего дошкольного возраста;
— были охарактеризованы образовательные ситуации как средство ознакомления дошкольников с трудом взрослых;
— был выявлен уровень знаний детей пятого года жизни о профессиях с помощью диагностических методик;
— был разработан и апробирован комплекс образовательных ситуаций, направленных на формирование знаний детей пятого года жизни о профессиях;
Качественный и количественный анализ эмпирических данных позволил доказать выдвинутую гипотезу исследования о том, что реализация комплекса образовательных ситуаций, направленного на ознакомление детей среднего дошкольного возраста с профессиями взрослых, будет более эффективна, при соблюдении следующих условий:
— приобщение детей к труду взрослых, а именно непосредственно образовательной деятельности по формированию представлений о труде людей разных профессий с обязательным включением предварительных бесед о данных профессиях;
— приближение работы взрослых к детям – экскурсии, наблюдения, тематические встречи с людьми разных профессий;
— совместная деятельность детей и взрослых, которая будет включать сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, подвижные игры, чтение художественной литературы, игровые ситуации и другие формы деятельности.
Таким образом, цель работы была достигнута, задачи реализованы, а гипотеза доказана в полном объеме.
По итогам исследования были также сформулированы рекомендации для родителей и педагогов (они приведены в Приложении 3).

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ С ПРОФЕССИЯМИ

1.1 История возникновения трудового воспитания

Трудовое воспитание – целенаправленная совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие общетрудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии. Это определение или иные его интерпретации, формулируемые в педагогических словарях, используются сегодня для описания понятия «трудовое воспитание».
Воспитание как целенаправленный процесс, реализуемый педагогами, обусловливается потребностями общества и напрямую связано с трудом. Воспитание всегда имеет ярко выраженный конкретно-исторический характер. Труд – основа человеческой жизни, формирования ее благосостояния. В воспитательной работе он должен быть одним из наиболее ключевых компонентов. Трудовые особенности не даются человеку от природы, они воспитываются в нем в течение его жизни. Из этого следует, что трудовая подготовка, трудовое воспитание качества человека – это и воспитание его будущего жизненного уровня, его благополучия.
Проблема трудового воспитания, в силу собственной практической значимости, всегда обращала на себя внимания исследователей. Проблемами трудового воспитания занимались педагоги и исследователи: Л.Н. Толстой, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, К.Д. Ушинский, С.Л. Рубинштейн [1].
Большую роль в воспитании К.Д. Ушинский [47] придавал выработке у ребят любви к труду. В работе «Труд в его психическом и воспитательном значении» [47] он произвел попытку дать обоснование важности труда как фактора правильного психического развития ребенка и его воспитания, о потребности совершенствовать идею соединения обучения с полезным трудом [47].
А.С. Макаренко [30] заявлял: «Труд – важнейший способ воспитания, в ходе трудового воспитания складывается индивидуальность ребенка, формируются общественные отношения. Деятельность – всегда была базой для человеческой жизни и культуры. Вследствие этого и в воспитательной работе труд обязан являться одним из наиболее ключевых элементов».
А.С. Макаренко [30] разработал основные вопросы методики трудового воспитания. Весьма значимы его замечания о том, что деятельность детей в семье должна быть рассчитана не «на небольшой этап времени», а на продолжительный период, для того, чтобы дети трудились не от случая к случаю, а имели постоянные трудовые прямые обязанности и, более того, несли ответственность за осуществление труда и за ее качество. Важно, чтобы трудовое участие детей в жизни семьи начиналось «очень рано», в дошкольном возрасте, в игре, а «с возрастом трудовые задания должны быть осложнены и изолированы от игры». В семье должна ощущаться обстановка коллективизма, как можно чаще выражаться поддержка одних членов семьи по взаимоотношению к другим, важно, чтобы старшие братья использовали работу младших не иначе, как в режиме обоюдной помощи, чтобы в семье не было ни малейшего трудового неравенства.
Особенное внимание А.С. Макаренко [30] уделял учебному труду детей, предполагая, что данная деятельность должна считаться наиболее главной и первоочередной, не отбрасывая, безусловно, «все другие трудовые задачи».
Весьма созвучны народным взглядам идеи А.С. Макаренко [30] о том, что отец с матерью обязаны развить у ребенка умение выдержано и «без хныканья» выполнять малоприятные работы. Только лишь такое развитие может защитить детей в последующем от ошибочного отношения к подбору специальности по принципу: «чистая – грязная», «интересная – неинтересная», «легкая – тяжелая», «выгодная – невыгодная» и т. д. В раннем детстве, в силу отсутствия жизненного опыта, дети не всегда в состоянии заметить необходимость, потребность в той либо другой работе». Родители обязаны в таких случаях обходительно натолкнуть, посодействовать ребенку «выявить собственное расположение к данной проблеме и принять участие в ее разрешении» [30].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы