Юриспруденция Часть дипломной работы Юриспруденция

Часть дипломной работы на тему Ответственность за нарушение законодательства в области социального обеспечения: особенности, порядок реализации.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение
Глава 1. Теоретические положения юридической ответственности
1.1. Понятие и виды юридической ответственности в области социального обеспечения и её правовое значение
1.2. Особенности реализации юридической ответственности в области социального обеспечения
Список использованных источников

  

Введение:

 

Актуальность темы обусловлена тем, что Россия в ст.7 Конституции РФ провозглашает себя социальным государством. Правовое государство, построение которого является для Российской Федерации одной из приоритетных задач, предполагает наибольшую степень свободы для человека и гражданина. В правовом обществе право как регулятор общественной жизни берет на себя функции не только охраны общественных отношений, но и их регулирования, а юридическая ответственность находит свое выражение, прежде всего, в определенном отношении к своим обязанностям самих участников общественных отношений и добросовестном выполнении имеющихся прав и возложенных обязанностей.
Проблематика юридической ответственности широко изучается отраслевыми юридическими науками и общей теорией государства и права. Раскрытию этого вопроса посвящены статьи, сборники, монографии, регулярно защищаемые кандидатские и докторские работы. При этом на сегодняшний день в юридической науке нет единого мнения, что следует понимать под юридической ответственностью.
Различные блага по системе социального обеспечения получают миллионы граждан и право каждого из них должно быть эффективно защищено. В условиях, когда нормы о юридической ответственности в отрасли, регулирующей указанные общественные отношения, отсутствуют, нарушения прав граждан приобретают не только массовый, но и хронический характер. Для поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, в том числе при изменении действующего регулирования, законодатель обязан соблюдать конституционные принципы справедливости, равенства, соразмерности, а также стабильности и гарантированности, социальных прав и не может осуществлять такое регулирование, которое посягало бы на само существо этих прав и приводила бы к утрате их реального содержания. Отсутствие таких гарантий социальных прав, как нормы о юридической ответственности, обесценивает их и создает почву для нарушений.
В современной отечественной правовой науке социального обеспечения проблемы юридической ответственности в достаточной мере не разработаны. Место норм о юридической ответственности в системе права социального обеспечения до настоящего времени также не определено.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является ответственность за нарушение законодательства в области социального обеспечения.
Предметом исследования выпускной квалификационной работы являются нормативно-правовые акты, регулирующие ответственность за нарушение законодательства в области социального обеспечения.
Целью выпускной квалификационной работы является системное и функциональное изучение механизма и порядка реализации ответственности за нарушение законодательства в области социального обеспечения.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи выпускной квалификационной работы:
— раскрыть понятие и виды юридической ответственности в области социального обеспечения и её правовое значение;
— изучить особенности реализации юридической ответственности в области социального обеспечения;
Методология и методы выпускной квалификационной работы. При исследовании ответственности за нарушение законодательства в области социального обеспечения использовалась совокупность общенаучных (анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия, сравнение) и частнонаучных (формально-юридический, системный, функциональный, сравнительный) методов познания. Кроме того, при анализе нормативных правовых актов использовались специально-юридические методы познания: формально-логический метод толкования права, сравнительно-правовой метод.
Теоретическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что в ходе исследования были выявлены основные особенности ответственности за нарушение законодательства в области социального обеспечения.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в разработке конкретных предложений по совершенствованию действующего законодательства.
Нормативную базу выпускной квалификационной работы составило международное законодательство , нормативные акты Российской Федерации , в том числе регламентирующее ответственность за нарушение законодательства в области социального обеспечения.
Структура выпускной квалификационной работы определена объектом, предметом, целью и задачами. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
1.1. Понятие и виды юридической ответственности в области социального обеспечения и её правовое значение

Право социального обеспечения представляет собой соответствующий раздел права, состоящий из общественных отношений, регулируемые нормами указанной юридической отрасли. Социальная защита населения государством оказывается для того, чтобы поддержать немаловажные функции обеспечения блага для людей.
Проблема юридической ответственности, находится в числе ведущих проблем правовой науки, она является всегда традиционной и актуальной.
Право теряет свою силу, не наладив систему юридической ответственности. И права, и свободы личности при этом превращаются в благие пожелания.
Одним из способов распределения части государственных средств путём предоставления гражданам материальных благ, является социальное обеспечение.
Выделенные для этой программы бюджетные средства, должны быть использованы адресно, конкретно каждому человеку, который нуждается в социальной помощи. Важно создать необходимые условия для качественности и доступности услуг. Снижение уровня неравенства населения и повышение его доходов, являются одними из направлений, на которые распространяется социальная защита.
Цели социального обеспечения заключаются в выравнивании личных доходов граждан, когда наступают случаи социальных рисков, и все это за счёт средств целевых финансовых источников. Объём и условие дохода строго нормируется обществом и государством, чтобы поддержать их полноценный социальный статус.
Итак, обеспечение социальных нужд представляет собой взаимосвязь общественных отношений, которые распределяют централизованные внебюджетные фонды социального назначения, и перераспределение части государственного бюджета для удовлетворения потребностей граждан (и членов их семей).
Все это происходит, если гражданин утратил источник средств к существованию, понес дополнительные расходы. Помимо этого, другими факторами являются: отсутствие необходимого прожиточного минимума по объективным социально значимым причинам, оказание медицинской помощи, содействие семье в воспитании и содержании детей, предоставление других социальных льгот и услуг .
Основными нарушениями в этой сфере являются:
1) необоснованный отказ в предоставлении различных социальных благ;
2) их предоставление не в полном объеме;
3) предоставление социальных благ с нарушением установленных сроков.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих актах неоднократно указывал, в целях поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, что законодатель обязан соблюдать и выполнять конституционные принципы, от которых зависит процветание граждан, эффективное взаимоотношение между государством и гражданами.
К этим принципам относятся:
1) принцип справедливости;
2) принцип равенства;
3) принцип соразмерности;
4) принцип стабильности;
5) принцип гарантированности социальных прав.
Отсутствие указанных принципов, а также норм о юридической ответственности, обесценивает их и создает почву для нарушений.
История показывает, что правовая ответственность возникла как способ защиты собственности людей. Государство должно было оградить имущество от посягательств при помощи запретов, с применением наказания к нарушителям, о чем свидетельствуют записи в древних актах права. Следовательно, понятие и цели юридической ответственности существовали еще в древности. Бесспорно, они менялись, однако их суть осталась неизменной.
Получив какие-либо возможности, субъект должен следовать определенным правилам поведения, установленных обществом. Вследствие нарушения подобных предписаний, предусмотрена ответственность, которая означает особое отношение, складывающееся между намерениями, поступками человека либо институтов общества, оценками совершенных действий иными субъектами или же обществом.
Ответственность в правовой доктрине предполагает наличие сознательной готовности лица к воздержанию или реализации действий, которая может потребоваться вследствие исполнения, либо напротив уклонения от выполнения иных актов поведения.
Рассуждая об ответственности, необходимо упоминание негативных последствий для субъекта в случае нарушения установленных требований закона, уровень такой ответственности разнится. Это зависит от тяжести совершенного поступка, последствий, возникших вследствие совершения деяния лицом .
Рассматривая понятие ответственности, в нем можно выделить элемент значения объективного существования, которое создают общественные отношения, через упорядоченность. Это значит, что упорядоченность общественных отношений должна отражать объективную необходимость согласования поведения субъектов социального общения.
В теории права существуют различные виды ответственности, но в рамках данной статьи, упомянуты социальная и юридическая.
Социальная ответственность обусловлена координацией действий, в упорядочении и регулировании отношений между людьми. Структура социальной ответственности состоит из: субъекта и объекта, а так же объективной и субъективной сторон.
Рассматривая объективную сторону ответственности, можно сделать вывод о том, что она выступает как совокупность требований, которые предъявляются обществом к своим членам или коллективам в виде принципов, норм, выражающих общественную необходимость. Следует заметить, что мера ответственности зависит от поведения субъекта, а также зависит от занимаемого им общественного положения, в общем, от вида деятельности индивида .
Что касается субъективной стороны социальной ответственности, то она проявляется при анализе свободы права и воли индивида, описанные нормами, также проявляемое именно субъектом осознание социальной действительности.
Таким образом, субъектом социальной ответственности является гражданин как личность, коллектив, общество в виде социума, общество в целом и представляющие его органы. А объектом социальной ответственности выступают различные акты деятельности, которые реализуются через систему общественных отношений. Объекты охватывают все общество. Значит, социальная ответственность присуща каждой составной части (элементу) социума и, в целом, обществу.
Юридическая ответственность представляет собой принципиально иной вид ответственности, так как неразрывно связана с существованием государства, обеспечивается деятельностью аппарата государственного принуждения, являясь важным инструментом обеспечения функционирования правовой системы .
Существуют разные подходы к определению понятия юридической ответственности. Наиболее широкое распространение получило мнение о том, что юридическая ответственность является формой государственного принуждения. Ряд ученых рассматривают юридическую ответственность, как специфический вид охранительного правоотношения.
В то же время, ни с одним из приведенных подходов согласиться нельзя. Юридическую ответственность нельзя рассматривать как форму государственного принуждения, так как в ряде случаев юридическая ответственность возникает без или до осуществления государственного принуждения. Так, например, гражданско-правовая ответственность в виде перехода права собственности на задаток при неисполнении договора займа наступает и без государственного принуждения. Точно также работодатель, привлекая работника к дисциплинарной ответственности (которая, без сомнений, является разновидностью юридической ответственности) не выполняет функции представителя государства .
Также вызывает сомнение определение юридической ответственности, как охранительного правоотношения. Юридическая ответственность — скорее следствие правоотношения, чем само правоотношение, так как возникает, как правило, вследствие совершения субъектом ответственности противоправного деяния .
По нашему мнению, юридическая ответственность является разновидностью социальной ответственности, пределы, меры и механизмы которой установлены законодательством и обеспечиваемой с помощью механизмов правового регулирования.
Когда нормы о юридической ответственности в отрасли, которая регулирует отношения в сфере социального обеспечения, отсутствуют, нарушения прав граждан происходит массово. Распространенными нарушениями являются: необоснованный отказ в предоставлении благ, предоставление их не в полном объеме либо нарушения установленных сроков предоставления этих благ.
Отсутствие нормы о юридической ответственности и создает предпосылки для нарушений в сфере социального обеспечения.
Правовая ответственность в праве социального обеспечения — одна из гарантий, которые призваны обеспечить восстановление нарушенных прав и законных интересов граждан. Из-за специфики отношений, регулируемых социального правом, к правонарушителю должны применяться специфические санкции имущественного характера. Так, применять к субъектам этих отношений другие меры ответственности запрещено.
Специфика юридической ответственности субъектов правоотношений по социальному обеспечению определяется предметом права социального обеспечения. В частности:
1) отношения носят распределительный характер;
2) хотя в этих правоотношениях отсутствует равенство, их стороны не несут друг перед другом ответственности публичного характера;
3) получатель блага валяется экономически зависимой стороной, что и ограничивает его ответственность;
4) в праве социального обеспечения широко распространены восстановительные имущественные санкции, призванные служить исключительно восстановлению нарушенного права получателя блага.
Норм о юридической ответственности субъектов материально-распределительных правоотношений по социальному обеспечению образует самостоятельный институт права. Ответственность в праве социального обеспечения и ответственность в сфере социального обеспечения — различные правовые понятия. Однако они тесно связаны, так как оба защищают субъектов, права которых были нарушены .
Для научного доказательства того или иного вида юридической ответственности как структурного элемента системы юридической ответственности нужно, показать не только независимость отраслевого качества, а также и соотношение каждого подчеркнутого вида юридической ответственности особенным свойствам структуры системы юридической ответственности, в частности и функциональной системы в целом. Согласно этому направлению, мы можем приступить к научному подтверждению такого выделенного структурного элемента системы юридической ответственности, как уголовная ответственность.
Особенная часть УК РФ содержит специальную главу, посвященную ответственности за нарушение конституционных прав и свобод человека и гражданина, как может показаться на первый взгляд данная глава охватывает все преступления, посягающие на социально-экономические права граждан. Но, проводя анализ преступлений, содержащихся в других главах особенной части УК РФ, мы отметили также статьи охватывающие уголовную ответственность за нарушение прав граждан в сфере социального обеспечения.
Итак, глава 19 УК РФ охраняет следующие социальные право на труд и безопасные его условия — ст.143 УК РФ; право на труд, защиту семьи и материнства — ст.145 УК РФ; право на социально обеспечение — ст.145.1 УК РФ; право на защиту интеллектуальных и авторских прав — ст.ст.146-147 УК РФ. Глава 17 УК РФ в ст.127.2 обеспечивает запрет на принудительный труд и охраняет право свободу труда. А глав 25 УК РФ ст.ст. 235-237 обеспечивают право граждан на охрану здоровья.
Что касается дифференциации ответственности за данные преступления, она определяется прежде всего характером и степенью общественной опасности. Анализируя уголовную ответственность за нарушение прав граждан в сфере социального обеспечения, можно выделить группу преступлений небольшой тяжести, в которых есть нарушение только самого права, без причинения какого-либо физического вреда или крупного ущерба гражданину. Это преступления, ответственность за которые установлена ст.ст. 145, 146, 147, 169 УК РФ, также части 1 статей (без учета квалифицирующих составов) ст.ст. 143, 145.1, 178, 235, 236, 237 УК РФ.
«Характер» перечисленных преступлений отличен, но, говоря о предусмотренной законодателем максимальной санкции, стоит отметить сходство, в основном, это лишение свободы до 2 или 3 лет. Самая лояльная максимальная санкция предусмотрена ст. 145 УК РФ «Необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет», здесь это обязательные работы на срок до трехсот шестидесяти часов.
Следующая группа — это преступления категории средней тяжести, тут имеется уже нарушение не только самого права в сфере социального обеспечения, но и причинение лицу физического вреда или повлекшее причинение крупного ущерба. Таким образом, это группа преступлений ответственность за которые предусмотрена квалифицирующими составами (части 2,3) статей 143;145.1;178;235;236;237 УК РФ и ч.1. ст.127.2 УК РФ. Максимальная санкция по данным составам составляет до 5 лет или от 5 до 8 лет лишения свободы.
Самым общественно опасным составом из группы преступлений против прав граждан в сфере социального обеспечения, исходя из их дифференциации ответственности, являются квалифицированные составы ч. 2,3 ст. 127.2 УК РФ «Использование рабского труда», максимальное санкция — лишение свободы от 8 до 15 лет. Это преступление относится к категории тяжких, так как данное общественно-опасное деяние совершается все¬гда умышлено и нарушает не только социально-экономическое право человека на свободный труд, но и наносит ущерб государству, как социальному и равноправному явлению.
Может встать вопрос, о целесообразности применение такого наказания за нарушения данных прав. Думается, что ответ на этот вопрос однозначен. Российская Федерация, провозгласив себя социальным государством, политика которого направлена на создание условий достойной жизни и свободного развития человека (ст. 7 Конституции РФ), поэтому нарушение прав граждан в сфере социального обеспечения ведет к подрыву авторитета как основного закона государства, так и государственной власти в целом.
Как мы видим, законодателем в УК РФ грамотно проведена дифференциация ответственности за конкретное преступное нарушение прав граждан в сфере социального обеспечения, в соответствии с чем, установленные санкции целесообразны, объективно подкреплены характером и степенью общественной опасности.
Вторым видом юридической ответственности, отмеченный нами как структурный компонент системы юридической ответственности является административная ответственность. Как говорят результаты исследования, административная ответственность, с одной стороны, считается самостоятельным видом юридической ответственности, а с другой — в силу собственного содержания, вернее, производимых функций, имеет возможность быть подчинена фокусированному положительному результату, формулируемому в соответствии с государственной правовой политикой. Это служит основанием для внесения её в состав системы юридической ответственности в качестве структурного элемента.
Согласно статье 5.41 КоАП РФ, непредоставление на безвозмездной основе услуг, предусмотренных гарантированным перечнем услуг по погребению, а равно невыплата социального пособия на погребение супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю умершего или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, влечет наложение административного штрафа.
Важное значение имеет и статья 15.34 КоАП РФ, которая закрепляет ответственность в виде штрафа за сокрытие страхователем наступления страхового случая при обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Статья 15.10 КоАП РФ предусматривает санкции к банку, не исполняющему поручения государственного внебюджетного фонда.
В КоАП РФ закреплен и ряд статей, гарантирующих реализацию прав лиц с ограниченными возможностями. Так, статья 5.43 предусматривает ответственность за нарушение требований законодательства, предусматривающих выделение на автомобильных стоянках (остановках) мест для специальных автотранспортных средств инвалидов, а статья 9.13 — за уклонение от исполнения требований доступности для инвалидов объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур. В свою очередь, статья 9.14 КоАП РФ содержит санкции за отказ от производства транспортных средств общего пользования, приспособленных для использования инвалидами.
Так же еще одним видом юридической ответственности считается гражданско-правовая ответственность, выделенная при помощи отраслевого критерия.
В области социального обеспечения к гражданско-правовым правонарушениям можно отнести:
– незаконное получение гражданами социального обеспечения Данные нормы закреплены в ГК РФ, а именно в главе 60 «Обязательства вследствие неосновательного обогащения». Согласно данным нормам лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество за счет другого лица, обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение). Данные правила применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли;
– действия (бездействие) должностных лиц, отвечающих за предоставление социального обеспечения, которые повлекли за собой причинение убытков получателю социального обеспечения.
По-нашему мнению, административные и финансовые нормы должны содержать регулирование вопросов, связанных с ответственностью «собственных» субъектов. Правовая ответственность субъектов в праве социального обеспечения есть, хотя и недостаточно оформленная, в распределительных правоотношениях, возникающих по поводу:
1) пенсий;
2) социальных пособий и выплат;
3) услуг;
4) медицинской помощи и лечения;
5) социальной помощи;
6) льгот и т.д.
В каждом виде отраслевых социально-обеспечительных отношений можно провести классификацию ответственности по разным основаниям, в частности:
1) по организационно-правовым формам;
2) по субъектному составу;
3) по объекту правоотношений и т. д.
Сходственные критерии дифференциации во взаимосвязи друг с другом позволяют целостно представить ответственность в праве социального обеспечения . Правовая ответственность должна выполнять очень важную функцию — гарантировать реализацию социальных прав граждан, которые получили закрепление в основном законе нашей страны.
Достаточно условно юридическую ответственность в праве социального обеспечения можно назвать ответственностью в сфере социальных прав граждан и определить, в качестве фактического лишений право нарушителя имущественного толка, предусмотренных санкцией нормы права, вследствие нарушений правовых предписаний.
В заключение отметим, что права и свободы человека и гражданина реализуются в рамках института юридической ответственности, где особая роль принадлежит государству и его органам, которые ратифицируют важные международные акты, активизируют законодательную систему, расширяют круг получателей социальных выплат и услуг. Проведение грамотной государственной политики в сфере социального обеспечения позволяет избежать роста правонарушений в данной сфере общественных отношений. В последнее время широко обсуждается проблема социальной ответственности государства, ратифицируются международные акты, проводится законодательная работа, расширен круг получателей социальных благ и число видов социального обеспечения и т.д. Необходимо уделять внимание и вопросам юридической ответственности, возможно пересмотрев некоторые традиционные взгляды, в данной сфере. По-другому невозможна гарантированность и полноценная защита социальных прав, а реформирование не даст нужного эффекта.
Выделив административную, уголовную, гражданско-правовую ответственность с учетом отраслевого критерия, можно их считать самостоятельными видами юридической ответственности. Это указывает на состоятельность отраслевого критерия. Также, каждый из них имеет возможность быть подчинен фокусированному положительному результату системы юридической ответственности — обеспечению уровня правонарушений в сфере социального обеспечения, соответствующего наилучшему функционированию демократического правового социального государства.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы