Международные отношения Часть дипломной работы Экономические науки

Часть дипломной работы на тему Отношения США с Грузией на современном этапе

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ГРУЗИЕЙ И США 4
1.1. Положение Грузии после распада Советского Союза 4
1.2. Внешняя политика США по отношению к Грузии как фактор влияния в Закавказье 10
1.3. Сотрудничество Грузии и США в сфере безопасности. Грузия и НАТО 19
2. ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ГРУЗИЕЙ И США 31
2.1. Грузинский кризис 2008 года и роль США в нем 31
2.2. Прозападный внешний курс Грузии и ухудшение отношений с РФ 31
2.3. Перспективы дальнейшего развития отношений между Грузией и США в ключе стремления США доминирования в Закавказье 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Фрагмент текста работы:

 

1. ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ГРУЗИЕЙ И США

1.1. Положение Грузии после распада Советского Союза

Экономико-географическое положение Грузии всегда было одним из важнейших факторов ее развития. Через Грузию пролегал Великий шелковый путь. Торговля но этой дороге велась со второго тысячелетия до нашей эры. После распада Советского Союза изменилось геополитическое положение Грузии.
Здесь сталкиваются интересы многих стран мира. Одна из причин этого кроется в том, что роль Грузии как транзитной страны, возросла, поскольку по территории страны проходили большие потоки нефти прикаспийских государств. Это и привлекает внимание стран Западной Европы и США, которые были заинтересованы в использовании нефти Азербайджана, Казахстана и других государств для уменьшения энергетической зависимости от стран Персидского залива.
Итак, после распада СССР референдум 31 марта 1991 года определил Грузию как независимое государство, 9 апреля 1991 года Верховным Советом Республики Грузия был принят «Акт о восстановлении государственной независимости Грузии» .
Главной задачей грузинского руководства с момента провозглашения государственной независимости в 1991 г. было сохранение территориальной целостности страны. Однако из-за ряда внешних факторов обеспечить ее правительство республики не может по сей день. Поскольку получив независимость после развала Советского Союза, Грузия снова стала объектом конфликтных интересов на этот раз России и США.
В 1991 году грузины активно выступили за восстановление независимости, и подавляющим большинством голосов на пост президента был избран Звиад Гамсахурдиа, известный своими крайне националистическими взглядами.
Однако спустя некоторое время, после кровопролитного вооруженного противостояния, Гамсахурдиа был свергнут силами оппозиции, по инициативе которых в 1992 году новым главой государства стал бывший министр иностранных дел Советского Союза Эдуард Шеварднадзе.
Стоит сказать, что, обретя независимость, Грузия начала отдаляться от российского влияния. Причиной этого стало и то, что в начале 1990-х годов Россия вмешалась в конфликты на территории Грузии, выступая миротворцем и защитником русскоязычного населения республики.
Следует сказать, что РФ стремилась сохранить свое влияние в Грузии, как и в других бывших республиках, в частности, путем оставления там своих военных баз, которые существовали в регионе с советских времен. К тому же, Россию не устраивала прозападная направленность в политике тбилисского руководства, которое возглавил лидер грузинских диссидентов — Звиад Гамсахурдия. Поэтому с первого дня независимости главным приоритетом внешней политики Грузии стала интеграция в политические и экономические структуры Европы, а также в евроатлантические структуры безопасности.
Поддержка Россией осетин в 1990-1992 гг. вызвала возмущение грузинского руководства, которое в 1991 году прибегло к разрыву экономических связей с Российской Федерацией. Правда, от такого решения пострадала, прежде всего, сама Грузия. Тогда большинство грузинских предприятий в течение шести месяцев приостановили свою работу, страна оказалась в экономическом кризисе, а грузино-осетинский конфликт не прекратился.
В результате население республики стало выражать недовольство политикой С. Гамсахурдиа. В стране появилась оппозиция во главе с Дж. Иоселиани и Т.Побои. В декабре 1991 г. состоялось двухнедельное вооруженное противостояние власти с оппозицией, которое закончилось поражением первой. Тогда, воспользовавшись ситуацией, в марте 1992 г. в Грузию вернулся один из бывших ее руководителей советских времен — Э. Шеварднадзе. Он постепенно взял руководство республикой в свои руки, ликвидировал внутренние противоречия. Народ надеялся, что ему удастся найти общий язык с Российской Федерацией в деле разрешения конфликтов в Южной Осетии, а затем и в Абхазии. В абхазско-грузинской противостоянии 1992-1993 гг. на стороне первых действовали подразделения Конфедерации горских народов Кавказа — организации.
Стоит сказать, что надежды Э. Шеварднадзе разрешить возникший конфликт и наладить отношения с РФ не оправдывались. Так, переговоры в Сочи в 1992 году и 1993 году, при участии Организации по Безопасности и Сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) способствовали прекращению вооруженной борьбы, однако Грузия не восстановила территориальную целостность.
Кроме того, в 1992 г. Тбилиси вынужден был подписать с Россией Дагомысское соглашение , согласно которому российские войска входили на территорию Грузии как миротворческий контингент.
В этот период страны бывшего СССР активно определялись и принимали решение о вступлении в СНГ. Грузия же сначала отказался от вступления Грузии в эту организация, Тем не менее, в 1993 Грузия присоединилась к СНГ.
Соглашение о создании СНГ и протокол к нему подписали 12 стран: в 1991 году — Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Украина, а в 1993 году – Грузия . Таким образом, все двенадцать стран стали государствами-участниками СНГ.
В 1995 году Э.Шеварднадзе подписал договор о 25-летнем сроке пребывания российских военных баз на территории Грузии вблизи г. Тбилиси, м. Гудауты в Абхазии, г. Ахалкалаки и г.Батуми (Аджария). В 1996 году Грузия согласилась на сотрудничество с Россией в рамках «Кавказской четверки».
Эта организация, созданная по инициативе России, включая также Азербайджан и Армению, должна была гарантировать безопасность в Закавказье. Однако противоречия Армении и Азербайджана относительно Нагорного Карабаха, а также недоразумения РФ и Грузии по вопросу Абхазии и Южной Осетии поставили под сомнение саму целесообразность существования этой межгосударственной организации.
Итак, к середине 90-х годов военная слабость и экономический упадок Грузии, политическое давление мировых центров влияния, которые пытались увести Грузию из под влияния РФ, делали Тбилиси все более уязвимым и слабым.
С того времени решения всех своих проблем Грузия все больше связывала с западными государствам. Запад также стал испытывать немалую заинтересованность Грузией с середины 90-х годов прошлого века. 1993 Европейский Союз предложил проект возрождения Великого Шелкового Пути, так называемого TRACECА, согласно которому через территорию Закавказья и, в частности Грузии, должны были проходить большие транспортные магистрали из Центральной Азии в Европу. Возрождение транспортного коридора предлагалось в виде программы международного сотрудничества между Евросоюзом и странами участниками в рамках пути «Европа-Кавказ-Азия» .
Важным элементом этого проекта стало строительство нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан, от которого Грузия надеялась получить значительную прибыль. Тбилиси проявил активность сотрудничестве с Европой, и в июне 1996 г. между Грузией и ЕС было подписано соглашение о партнерстве и сотрудничестве, которое вступило в действие 1999 году.
В рамках соглашения реализуется несколько проектов, в том числе продовольственной безопасности, финансовой и реабилитационной помощи. Эти проекты направлялись на урегулирование отношений в Южной Осетии и Абхазии.
В октябре 1997 году в Страсбурге на встрече президентов четырех государств постсоветского пространства (Грузии, Украины, Азербайджана и Молдовы) был образован политико-консультативный форум под аббревиатурой ГУАМ. 1999 к нему присоединился Узбекистан и получил название ГУУАМ. Эта политическая структура существует в рамках СНГ, но пытается противодействовать политике Содружества .
В ГУУАМ Украина и Грузия при отсутствии внятной экономической цели объединили свои усилия и направили их на противостояние доминированию РФ в регионе постсоветского пространства. Хотя ГУАМ (после выхода Узбекистана) не смог установить международную правосубъектность, внешняя попытка западного центра силы оторвать Грузию от общего постсоветского пространства увенчалась успехом.
В результате такой политики со стороны Грузии, любые попытки сближения участников СНГ были куда менее энергичными и стремительными, чем тенденция инерционности.
Стремление наладить интеграционные процессы в рамках СНГ не дало положительного результата, поскольку сотрудничеству всегда мешали разновекторные национальные экономические и политические интересы участников. В результате на пространстве СНГ сформировался феномен разноскоростной интеграции, в рамках которого и функционируют проанализированные выше субрегиональные объединения с различными принципами и целями взаимодействия .
Что касается роли Э.Шеварнадзе в выборе внешнего курса страны, в вопросах внешней политики правительства Шеварднадзе решительно прослеживались проамериканские настроения. Что не могло не вызывать напряжения в отношениях с Российской Федерацией и негативно влиять на безопасность в регионе Закавказья. Кроме того, ухудшение отношений с Россией, не устраняло ресурсной зависимости Грузии от нее.
Так, Грузия в значительной степени зависела от России в вопросе энергоснабжения. В январе 2006 года ей, как и ряду других бывших республик СССР, пришлось столкнуться с резким ростом цен на газ, поставляемый российской корпорацией «Газпром». Вскоре Грузия отказалась от услуг «Газпрома» и договорилась о поставках газа из соседнего Азербайджана по трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан .
Итак, некогда одна из самых благополучных советских республик, с обретением независимости, Грузия лишилась доступа к источникам дешевой энергии, который она имела, находясь в составе СССР. Тем не менее, на Москве независимость Грузии никак не отразилось, чего нельзя сказать о Тбилиси, для которого разрыв торговых связей стал причиной резкого спада экономики.
Следующее обострение отношений между Россией и Грузией состоялось в конце 1990-х — начале 2000-х годов. Москва, взяв на себя роль посредника в урегулировании конфликтов в Абхазии и Южной Осетии. Она установила с Грузией визовый режим, но не ввела его в отношении Абхазии и Южной Осетии.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы