Часть дипломной работы на тему Отношение молодежи к семье, как к ценности в современном обществе.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Введение:
Актуальность темы. Семья необходима человеку для жизнеобеспечения и продолжения рода, хранения и передачи культурно-исторического опыта. Семья является одним из фундаментальных институтов общества. Однако в современном мире семья претерпевает значительные изменения. Так, если в традиционной модели семьи доминировали такие основные функции, как хозяйственно-бытовая и воспитательная, то в современной модели семьи — эмоционально-психологическая, рекреативная и сексуальная функции.
То есть современная семья претерпела серьезные трансформации, связанные с ростом ценности индивидуализма, личностного развития, акцентирования эмоциональной и сексуальной сторон брака, распространения свободных, ни к чему не обязывающих, «легких» отношений. Можно отметить, что происходящие перемены укладываются в рамки процесса демографической модернизации, включающего переход от традиционного общества к современному.
Согласно статистическим данным средний возраст вступления в брак в Российской Федерации на 2016 год составил: у женщин – 27,6 лет, у мужчин – 31,6. Для сравнения средний возраст вступления в брак в 1990 году составлял: у женщин – 23,6, у мужчин – 27,5. Таким образом, за 25 лет средний возраст вступления в брак вырос приблизительно на 15 %.
Всё это говорит о том, что современная молодёжь предпочитает делать карьеру, самоутверждаться и самоопределяться, а не строить полноценную семью. Тем временем именно семья является основой любого общества. Она обеспечивает стабильность и жизнеспособность общества. Таким образом, вопрос отношения молодёжи к семье является весьма актуальным в современных условиях.
Объект исследования – ценностно-смысловая сфера молодёжи (возраст 18-32 года).
Предмет исследования – отношение современной молодёжи к семье как к ценности.
Гипотеза исследования. Мы предположили, что современная молодёжь выбирает в качестве главных ценностей в своей жизни самоутверждение, карьеру, развлечение, именно поэтому молодые люди и не торопятся вступать в брак.
Цель исследования – выявление отношение молодёжи к семье как к ценности.
Для достижения поставленной цели определены следующие исследовательские задачи:
1. Изучить сущность семьи, её функции, виды, особенности современных семей;
2. Выявить основные проблемы современных семей;
3. Проследить динамику изменения ценностей в российском обществе;
4. Провести исследование особенностей отношения молодых людей к семье;
5. Дать рекомендации по формированию и изменению ценностей молодёжи.
Методы исследования:
1. Библиографический метод;
2. Психодиагностический метод (тест ценности Ш. Шварца, методика «Ценностные ориентации» М. Рокича, тест-карта оценки готовности к семейной жизни И.Ф. Юнды);
3. Методы математической обработки и корреляционного анализа (коэффициент Спирмана);
4. Интерпретационный метод.
Эмпирическая база исследования. В исследовании приняли участи 60 молодых людей в возрасте 18-32 года.
Достоверность результатов проведенного исследования и сделанных на их основе выводов достигалась с помощью использования методов математического качественного анализа данных, методов статистики, корреляционного анализа.
В связи с тем, что сегодня в научной психологической литературе недостаточно внимания уделяется рассмотрению проблемы ценностного отношения молодёжи к семье, научная новизна и теоретическая значимость заключается в том, что в работе рассмотрены именно ценности современной молодёжи, отношение молодёжи к семье, готовность молодых людей к браку. Полученные материалы могут дополнить науку «социология», «психология», «философия» в области семейной жизни и ценностей.
Практическая значимость исследования определяется тем, что его результаты могут быть использованы в работе психолога с молодыми людьми, на его основе можно сделать вывод о том, каковы глубинные причины неподготовленности молодых людей к семье.
Объём и структура исследования. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложения.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование отношений молодёжи к семье как к ценности
2.1 Методы исследования
Для изучения ценностей молодых людей и их отношения к семье нами были использованы следующие методики:
1. Тест ценности Ш. Шварца;
2. Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича;
3. Тест-карта оценки готовности к семейной жизни И.Ф. Юнды.
1. Тест ценности Ш. Шварца используется для определения динамики изменения ценностей личности в связи с ее жизненными проблемами, обстоятельствами, нравственными нормами, внутренней культурой.
При этом под ценностями подразумеваются непосредственные внутренние потребности человека, которые предопределяют его жизнь и поступки.
Опросник Шварца состоит из двух частей. Первая часть опросника предназначена для изучения ценностей, идеалов и убеждений. Список ценностей состоит из двух частей: существительных и прилагательных, включающих 57 ценностей. Испытуемый оценивает каждую из предложенных ценностей по шкале от 7 до -1 баллов, где 7 баллов это исключительно важная ценность, которая руководит жизнью человека, а -1 – это такая ценность, которая противоположна взглядам и идеалам испытуемого.
Вторая часть опросника Шварца представляет собой профиль личности. Состоит из 40 описаний характеров и качеств людей, относящихся к 10 ценностям. Для оценки профилей используется шкала от 4 до -1 баллов, где 4 – очень похожа на меня, а -1 – совсем не похожа на меня.
Таким образом, результаты по первой части опросника – это идеалы человека, нормативы, то «как должно быть». Результаты второй части опросника – стандартное поведение человека. Очень часто встречаются ситуации, когда результаты по первой и второй части не совпадают и даже являются абсолютно противоположными. Это свидетельствует о том, что в обычной жизни человек е может реализовать идеальные ценности вследствие ограничения своих возможностей, социальной ситуации, соблюдения определенных традиций, следования образцам поведения и другим причинам.