Часть дипломной работы на тему особенности связи механизмов психологической защиты с копинг-стратегиями у иностранных студентов российского вуза
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 2
1.1 Специфика социокультурной (межкультурной) адаптации студентов-иностранцев в иноязычной среде 7
1.2 Содержание понятия «психологическая защита» в современной психологической науке 15
1.3 Копинг-стратегии как механизмы совладания и их основные характеристики 25
Выводы по главе 1 35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 37
Введение:
Актуальность исследования. Современный мир характеризуется динамичностью и интенсивностью развития различных сфер человеческой жизни. Даная ситуация предъявляет высокие требования к адаптационным возможностям человека, к его способности приспосабливаться к быстро меняющимся условиям среды. Многие исследования посвящены изучению процесса адаптации человека в современных условиях. В психологических исследованиях последних десятилетий большое внимание уделяется рас-смотрению проблемы преодоления стрессовых ситуаций, в том числе изу-чению копинг-стратегий и механизмов психологических защит человека.
Практическую востребованность данных исследований обуславлива-ет социально-экономическая обстановка, в которой экологические пробле-мы сменяются экономическим кризисом, существует постоянная угроза терроризма, сам темп жизни постоянно возрастает, а информационная нагрузка становится больше с каждым днем.
В исследованиях переживания кризисной ситуации нашла отражение проблематика психозащитных механизмов, тесно связанных с копинг-поведением, под которым понимаются стратегии действий, предпринимае-мые индивидом преимущественно сознательно и активно с целью преодо-ления стрессовых состояний и негативных переживаний.
Эффективность адаптации личности к разнообразным кризисам обу-славливается уровнем сформированности у нее совладающего поведения, регулируемого посредством осуществления на практике собственных по-веденческих стратегий (копинг-стратегий) на базе средовых копинг-ресурсов и имеющегося личностного опыта.
Копинг-стратегии рассматриваются как актуальные ответы личности на воспринимаемую угрозу, как способ управления стрессором. Их разви-тию способствуют копинг-ресурсы, являющиеся относительно стабильны-ми личностными и социальными характеристиками, обеспечивающими психологический фон для преодоления эмоционального стресса.
Проблема адаптации иностранных студентов актуальна тем, что ма-лым количеством отечественных и зарубежных работ, посвящённых ана-лизу этнопсихологических и этнокультурных особенностей студентов из других стран, которые оказывали бы существенное влияние на их адапта-ции и способствовали бы смягчению и устранению имеющихся у них проблем.
Изученность проблемы исследования. Изучением проблемы сту-денчества как особой возрастной и социально-психологической категории занимались такие ученые, как Б.Г. Ананьев, Л.А. Баранова, М.Д. Дворя-шина, Е.И. Степанова, В.А. Якунин и т.д.
Изучению механизмов психологической защиты личности посвятили свои труды такие ученые как А. Адлер, Ф.В. Бассин, Ф.Е. Василюк, В.М. Воловик, Р.М. Грановская, Г.В. Грачев, Л.Р. Гребенников, В.И. Журбин, Э.И. Киршбаум, Р. Лазарус, А.А. Налчаджян, И.М. Никольская, Р. Плутчик, Е.С. Романова, В.А. Ташлыков, З. Фрейд, А. Фрейд, К. Хор-ни, Э. Эриксон и мн. др.
Совладающее поведение и предпочтение конкретных копинг-стратегий в качестве предмета исследования характерно для работ следу-ющих специалистов: Д. Амирхан, Р.С. Лазарус, С.К. Нартова-Бочавер, С. Фолкман и др.
В исследованиях М.А. Ивановой, Т.И. Капитоновой, Н.А. Титковой находит отражение концепция социальной адаптации иностранных студен-тов к новым макро- и микросоциальным условиям. М.А. Ивановой, Е.Ф. Изотовой, Н.Д. Шаглиной были сформулированы психолого-педагогические факторы, обусловливающие адаптационный процесс сту-дентов-иностранцев к обучению в российском ВУЗе. А.В. Зинковский рас-сматривает адаптацию к обучению как привыкание к физиологическому стресс-фактору. М.А. Ивановой и Н.А. Титковой широко исследовались факторы, воздействующие на сроки адаптационного периода студентов-иностранцев к новым социальным условиям; изучалось влияние психоло-гического климата группы на успешность обучения; определялась зависи-мость социометрического статуса и учебной деятельности от адаптацион-ных процессов.
Вышесказанное определяет необходимость разрешения следующего противоречия:
— с одной стороны потребность проведения психологических иссле-дований по проблеме выявления механизмов адаптации у иностранных студентов российского ВУЗа определяется запросом практики и недоста-точной теоретической разработкой;
— с другой стороны, в исследованиях процесса адаптации иностран-ных студентов не уделяется достаточного внимания изучению характер-ных для них копинг-стратегий и механизмов психологической защиты.
Проблема исследования состоит в поиске ответа на вопрос, каковы особенности связи механизмов психологической защиты с копинг-стратегиями у иностранных студентов российского ВУЗа.
Объект исследования: психологические механизмы совладания и защиты у иностранных студентов российского ВУЗа.
Предмет исследования: специфика связи механизмов психологиче-ской защиты с копинг-стратегиями у иностранных студентов российского ВУЗа.
Цель исследования: изучить специфику связи механизмов психоло-гической защиты с копинг-стратегиями у иностранных студентов россий-ского ВУЗа для выработки рекомендаций заинтересованным лицам.
Гипотеза исследования: предполагается, что между механизмами психологической защиты, копинг-стратегиями и личностными особенно-стями иностранных студентов российского ВУЗа существует взаимосвязь.
Достижение цели исследования и доказательство гипотезы исследо-вания обусловили необходимость решения следующего комплекса задач:
1. Выполнить литературный обзор по проблеме изучения механиз-мов психологической защиты и копинг-стратегий у студентов.
2. Организовать и провести эмпирическое исследование связи меха-низмов психологической защиты с копинг-стратегиями у иностранных студентов российского ВУЗа.
3. Эмпирически выявить преобладающие копинг-стратегии, меха-низмы психологической защиты и личностные особенности у студентов-иностранцев.
4. Выполнить корреляционный анализ данных, на основе которого выявить специфику связи механизмов психологической защиты с копинг-стратегиями у иностранных студентов российского ВУЗа.
Теоретико-методологической основой исследования выступили:
— теории психологической защиты личности Ф.В. Бассина, Дж. Вейлланта, В.М. Воловика, К. Роджерса, В.Е. Рожнова, З. Фрейда, А. Фрейд и др.;
— исследования совладающего поведения личности и копинг-стратегий Р. Лазаруса, С. Фолкмана и др.;
— исследования социального самочувствия и специфики адаптации иностранных студентов к условиям обучения в отечественных высших учебных заведениях В.В. Гриценко, А.С. Ким, Н.А. Ковалевой, В.В. Константинова, О.В. Поповой, И.А. Субботиной и др.;
— психогеометрический подход А.А. Алексеева, Е.И. Гарбера, Л.А. Громовой, С. Деллингер, В.В. Козача, Р.П. Мильруда и др.
Методы исследования: анализ теоретической литературы, опрос, тестирование, методы математической обработки данных (по методу Спирмена).
Методики исследования:
— методика «Индекс жизненного стиля» (Р. Плутчик, Г. Келлерман, Ч.Р. Конте);
— методика «Индикатор копинг-стратегий» (Д. Амирхан, Н.А. Сиро-та, В.М. Ялтонский);
— методика «Психогеометрический тест» (С. Деллингер, А.А. Алексе-ев, Л.А. Громова).
Характеристика выборки испытуемых: в эмпирическом исследо-вании приняли участие 68 студентов ФГБОУ ВО «Пензенский государ-ственный университет». Участниками исследования стали 38 девушек и 30 юношей в возрасте от 18 до 22 лет, из которых 34 студентов – это россий-ские граждане, а 34 студента – иностранцы.
Этапы исследования:
Диссертационное магистерское исследование проводилось в три эта-па:
Первый (подготовительный) этап включил теоретическое осмысление проблемы, научных подходов к ее решению, определение методологиче-ских основ исследования и формулировку аппарата.
Второй (диагностический) этап исследования был представлен выбо-ром и обоснованием диагностического инструментария для исследования, накоплением эмпирических данных о характере выбора психологических защит и копинг-стратегий у студентов.
Третий (итоговый) этап был посвящен анализу и обобщению резуль-татов диагностической работы, проведению корреляционного анализа и описанию выявленных значимых связей, оформлению магистерской дис-сертации.
Практическая значимость магистерской диссертации выражена возможностью использования полученных данных следующими категори-ями лиц:
— практикующими психологами для оптимизации копинг-поведения и психологической защиты студентов-иностранцев;
-студентами-психологами для подготовки к тематическим семинар-ским и практическим занятиям;
— учеными, разрабатывающими схожую научную проблематику, для обобщения эмпирических данных.
Структура работы. Магистерская диссертация представлена введе-нием, двумя главами, структурированными на параграфы и снабженными выводами, заключением, списком литературы и приложениями.
Фрагмент текста работы:
1.1 Специфика социокультурной (межкультурной) адаптации студентов-иностранцев в иноязычной среде
Кардинальное реформирование российского общества породило но-вые требования к проблемам образования, основанные на применении ин-дивидуального подхода к личности, продиктованного необходимостью поиска оптимальных путей адаптации человека к изменяющимся условиям социальной действительности. Ведущая роль образования заключается в подготовке личности студента к изменениям, происходящим в современ-ном мире. Реализация личностно ориентированного образования соответ-ствует гуманитарной парадигме, которая акцентируется на воспитании гармоничной и активной личности, способной реализовать адаптационный потенциал [17, c. 5-8].
Адаптация – это процесс приспособления к изменяющимся условиям внешней среды. Она выступает в качестве фундаментальной междисципли-нарной проблемы, стоящей на стыке социально-экономического, педагоги-ческого и медико-биологического уровней. Дуалистичность характера адаптации представлена приобретением новых возможностей, с одной сто-роны, и перестройкой уже имеющихся, с другой [83, c. 56-60].
Адаптация иностранных студентов представляет собой достаточно сложный многоступенчатый процесс приспособления к новым социальным условиям. Целостный процесс адаптации включает в себя как ряд адапта-ционных процессов, так и ряд факторов влияющих на процесс и эффек-тивность адаптации. Так социальную адаптацию иностранных студентов можно разделить на несколько видов:
1. Физиологическая адаптация, включающая в себя приспособление к климатическим и физическим условиям непосредственной окружающей среды. Д.Г. Арсеньев с соавторами отмечает, что физиологическая адапта-ция иностранных студентов характеризуется срочным и долговременным периодами со сложными асинхронными фазовыми переходами различных систем и функций организма [7, с. 14];
2. Личностно-психологическая адаптация, включающая установление гармоничного равновесия иностранного студента с самим собой, и изме-нившейся новой социокультурной, образовательной средой.
3. Учебная адаптация заключается в приспособлении к организаци-онным и содержательным особенностям учебного процесса в российском вузе. О.А. Лебедева и Ю.И. Скопина отмечают, что основными проблема-ми учебной адаптации является большая нагрузка, особенности взаимо-действия с преподавателями, новая и незнакомая система оценивания, особенности подготовки [50, с 92]
4. Ролевая адаптация, которая, по мнению В.Ф. Мартюшова, направлена на овладение социальными нормами и требованиями, которые предъявляет учебное заведение [53, с. 107].
5. Социально-бытовая адаптация включающая деятельность в быту и досуге. А.П. Кормилицын отмечает, что важность социально-бытовых условий для иностранных студентов повышает и превышает важность ор-ганизации учебного процесса. Наиболее значимыми условиями, затруд-няющими социально-бытовую адаптацию, выступают: непривычный кли-мат, другая система питания, неважные бытовые условия проживания в общежитии [40, с. 152].
6. Межкультурная (социокультурная) адаптация, которая включает в себя овладение русским языком, знакомство с традициями и обычаями страны, а также социально-психологическую адаптацию, направленную на приспособление к особенностям межгруппового и межличностного взаи-модействия.
Следует отметить, что выделенные направления адаптаций взаимо-связаны и пересекаются между собой. Одним наиболее значимым для всех иностранцев видов адаптации при смене социокультурной среды, выступа-ет межкультурная адаптация, которую можно определить как сложный процесс, в результате успешного окончания которого человек достигает соответствия (совместимости) к новому культурной среды, принимает его традиции как свои собственные и а действует согласно этим традициям.
Н.М. Лебедевой этнокультурная адаптация определяется как процесс и результат взаимодействия этнических групп, являющихся участниками целостного группового взаимодействия. Ученая выделяет межэтническую интеграцию, для которой свойственно сохранение этнокультурных особенностей этнических групп, и это служит залогом успешной адаптации. Примером неуспешной адаптации служит утрата этническими группами культурных особенностей, самосознания, увеличение изоляции от культурной идентичности. Т.Г. Стефаненко под межкультурной адаптацией рассматривает достижение человеком совместимости с новой культурной средой, в соответствии с принимаемыми традициями. Межкультурная адаптация представлена внутренней и внешней сторонами. Внутренняя сторона проявляется удовлетворенностью жизнью, а внешняя опосредована участием индивида в социокультурном межличностном взаимодействии [83, c. 56-60].
Термин «межкультурная адаптация» служит синонимичным понятию «аккультурации» (Р. Редфилд, Р. Линтон, М. Херсковиц) процесс вхождения индивида в новую культурную среду, трансформация культурных паттернов этнических групп. Изменения, происходящие в процессе аккультурации, предполагают трансформацию ценностных ориентаций, ролевого поведения, социальных установок. С точки зрения Дж. Берри, в ходе адаптации индивида к новой культуре происходит переоценка поведенческого репертуара, служащего источником конфликта приспособления к новой социокультурной среде. При этом противоречия выявляются в межкультурном взаимодействии индивидов и групп и в поддержании культуры. Среди стратегий аккултьтурации ученый выделяет:
1. Маргинализация предполагает потерю членами группы собственной культуры и установление контактов с другой культурой.
2. Сепаратизм основан на сохранении своей культуры при отказе контактов с другой.
3. Ассимиляция означает потерю культуры членами группы при поддержании контактов с другой культурой.
4. Интеграция – сохранение культуры при одновременном установлении контактов представителями взаимодействующих групп [24, c. 91-93].