Часть дипломной работы на тему «Особенности субъективного благополучия студентов- психологов разных форм обучения».
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ИЗУЧЕНИЯ СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ В ОБЩЕНИИ СТУДЕНТОВ.. 7
1.1. Характеристика студенческого возраста. 7
1.2. Сущность понятия субъективного благополучия. 13
Выводы по первой главе. 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.. 26
Введение:
На современном этапе развития общества происходят изменения во всех
сферах социальной и духовной жизни, что не может не отражаться на личностном
развитии человека, его психологическом благополучии. Формируется качественно
новая ситуация, когда востребованы психологически благополучные специалисты, в
частности, психологи, способные понимать психику других людей, уметь
чувствовать настроение их, внутренний мир, уважать достоинство личности,
способны планировать свое карьерное и профессиональное развитие.
Такая ситуация требует от будущих психологов уже в процессе получения
высшего образования умения преодолевать жизненные неурядицы, конструктивно
решать проблемные ситуации, во время практик. Поэтому для студентов-психологов
очень важно быть психологически благополучными, что связано с чувством счастья,
удовлетворением собой, успеваемостью в учебе и жизни.
В этой связи актуальной проблемой является изучение у будущих психологов тех
личностных особенностей, которые влияют на их стремление достигать и
поддерживать психологическое благополучие как условие успешного обучения в вузе
и будущей профессиональной деятельности.
Сегодня проблема психологического благополучия личности активно
исследуется как зарубежными, так и отечественными психологами. Психологическое
благополучие рассматривается как интегративное образование, одно из уровней
общего благополучия личности.
По мнению О.О. Фоминой [35], можно выделить следующие основные
направления в исследовании благополучия: возрастная и культурная детерминация
психологического и субъективного благополучия, а также соотношение благополучия
и других психологических феноменов (переработка и переживание негативного
опыта, социальное поведение, восстановление и построение положительного
функционирования).
Анализ исследования детерминанта психологического благополучия,
осуществленный Л.Б. Козьминой [20], позволяет констатировать, что его
уровень может зависеть от:
· баланса
положительных и отрицательных эмоций;
· возраста;
· пола;
· родительского
отношения и предписаний;
· культурной
принадлежности;
· семейного
статуса;
· особенностей
среды жизнедеятельности.
Также обнаружена связь психологического благополучия с рядом личностных
черт:
· Экстраверсией;
· Альтруизмом;
· Оптимизмом;
· Толерантностью;
· Жизнестойкостью.
К детерминантам психологического благополучия также относят способность к
любви, дружбе, наличие веры во что-либо, осознание жизни и положительный
характер межличностных отношений.
В исследовании мы опираемся на понимание психологического благополучия,
согласно К. Рифф [48; 49], как базового субъективного
конструкта, отражающего восприятие и оценку своего функционирования с точки
зрения вершины потенциальных возможностей человека. К. Рифф [48; 20] предложила модель психологического
благополучия, содержащую следующие параметры:
· положительные
отношения с окружающими (доверие и заботу о них, эмпатию);
· автономность
(независимость от социального давления и саморегуляции);
· компетентность
управления средой (наличие контроля, умение выбирать и создавать ситуации,
отвечающие собственным потребностям и ценностям);
· наличие
жизненных целей;
· личностный
рост (вера в собственную способность воплотить личностный потенциал) [48; 49].
Заключение:
Основными характеристиками современной студенческой молодежи являются
нестабильность социального и экономического положения, материальная зависимость
от семьи или системы социального обеспечения, активное формирование жизненных
ценностей. На данный возраст выпадают главные социальные события в жизни
человека: завершение общего образования; выбор профессии и получение
профессиональной подготовки; начало трудовой деятельности; вступление в брак;
рождение детей. Кроме этого, сегодня отмечается, что современные тенденции
свидетельствуют о значительных изменениях в выполнении заданий исследуемого
возрастного периода. Первоочередной задачей периода ранней взрослости, к
которому относится студенческая молодежь, довольно часто возникает только
профессиональная деятельность и создание карьеры.
2. Психологическое благополучие представляет собой динамическую
совокупность психических свойств личности, которые обеспечивают слаженность
между требованиями человека и общества, является одним из первостепенных
условий удачной самореализации; предусматривает заинтересованность в
существовании, самостоятельность суждений и инициативу, предпочтения в
какой-либо области деятельности, активность и независимость; ответственность и
способность к риску, веру в себя и уважение к другому, разборчивость в
средствах достижения цели, способность к сильным чувствам и переживаниям,
осознание собственной индивидуальности. Именно согласованность мотивов, целей,
ценностей человека с требованиями окружающей среды и внутренними возможностями
личности в психологии и трактуется как условие проявления психологического
благополучия.
Фрагмент текста работы:
Характеристика
студенческого возраста Одно из первых определений понятия «молодежь» в отечественной социологии
было дано В.Т. Лисовским, согласно которому молодежь – это поколение
людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте
уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие
социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные
критерии молодежи могут колебаться от 16 до 30 лет [24, с. 48].
Более позднее и точное определение было дано И.С. Коном, согласно
которому молодежь – это социально-демографическая группа, выделяемая на основе
совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и
обусловленных теми или иными социально-психологическими свойствами. Молодость,
как определенная фаза, этап жизненного цикла, биологически универсальна, но ее
конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и
социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и
зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу
особенностей социализации [21, с. 85].
В.И. Чупров определяет молодежь как социально-демографическую
группу, выделенную на основе обусловленных возрастом особенностей социального
положения молодых людей, их места и функций в социальной структуре общества,
специфических интересов и ценностей [32, с. 674]. Молодежь представляет
особой социально-демографическую группу, имеющую определенную социальную
специфику, различия в образе жизни, ценностных ориентациях, она на этапе своего
становления приобретает духовные, трудовые, нравственные основы не только
своего социального будущего, но и общества в целом.
Молодость, как определенная фаза жизненного цикла, биологически
универсальна, но ее конкретные возрастные рамки и связанный с ней социальный
статус зависят от культуры общества и закономерностей социализации этого
общества. В Социологической энциклопедии подчеркивается, что молодость – это
процесс, в рамках которого возраст социально конструируется,
институционализируется и контролируется историческими и культурными
особенностями. Соответственно хронологические границы молодости зависят от
общественно-исторического развития, культуры, способов и форм социализации,
характерных для этого общества. В разные исторические эпохи возрастные границы
молодости существенно отличались. Различаются они в традиционных и
постиндустриальных обществах, в связи с процессом акселерации. В социологии
наиболее часто нижняя возрастная граница определяется между 14-16, а верхняя –
между 25-29 годами [32, с. 674]. Отличительной чертой этой
фазы развития человека является постоянная детерминация мировоззренческих
установок, активное формирование ценностных ориентаций индивида.