Часть дипломной работы на тему Особенности смысловой памяти младших школьников с разным уровнем успеваемости
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 990 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ВОПРОСОВ ВЛИЯНИЯ СМЫСЛОВОЙ ПАМЯТИ НА УСПЕВАЕМОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 2
1.1 Анализ подходов к исследованию смысловой памяти в 2
отечественной психологии. 2
1.2 Характеристика развития памяти в младшем школьном возрасте 11
1.3 Анализ исследований роли памяти как фактора успеваемости в обучении младших школьников 17
Выводы к первой главе 31
Список использованной литературы 34
Заключение:
Проведенный анализ научно-методической литературы относительно теоретических аспектов исследования, позволяет сделать ряд следующих выводов:
1) Память содержится в различных видах человеческой деятельности, в которых она формируется и выражается, определяя особенности и проявления. Эти характеристики фиксированы, передаются через гены, развиваются в деятельности человека, представляют собой определенные черты личности и составляют определенные виды памяти – классифицирующиеся по форме деятельности, продолжительности, произвольности и содержания;
2) Как объект изучения, смысловая память связана с пониманием того, что запоминается. Она опирается на семантические ассоциации, которые сформировали систему лингвистических и метафорических ассоциаций и составляют основу человеческого опыта. Запомненный материал логически обрабатывается, обобщается, анализируется, сравнивается, классифицируется и ассоциируется с опытом, поэтому он без особых усилий содержится в существующих коммуникационных системах, хранится дольше и легче воспроизводится.
3) Как и дошкольники, дети младшего школьного возраста обладают развитой механической памятью. Значительное количество детей механически пересказывают материал в течение начальной школы. Это очень усложняет обучение на старших этапах, поскольку учебники становятся все более объемными и сложными. Улучшение смысловой памяти в младшем школьном возрасте позволяет освоить большое количество приемов запоминания.
4) Память очень важна для повышения успеваемости детей младшего школьного возраста, так как она позволяет им накапливать, хранить и впоследствии использовать свой жизненный опыт, она хранит знания и навыки. Благодаря памяти расширяются познавательные возможности человека, она обеспечивает целостность и развитие личности, является основой любого психологического явления. Если бы она не была включена в акт познания, ощущение и восприятие были бы подобны первому опыту, а ориентация в мире и его восприятие стали бы невозможными. Личность, ее отношения, навыки, привычки — существуют благодаря памяти.
5) Проблема развития смысловой памяти у учащихся начальной школы является актуальной и социально значимой, так как переход к системному обучению детей школьного возраста способствует постепенному развитию и формированию основных форм памяти, которые являются условиями успешного обучения и основой для развития компетентности..
Анализ теории и практики развития смысловой памяти у учащихся начальной школы показывает актуальность данной проблемы как в психологических, так и в педагогических исследованиях, в связи с необходимостью совершенствования рациональных приемов и методов продуктивного запоминания и длительного хранения информации.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ВОПРОСОВ ВЛИЯНИЯ СМЫСЛОВОЙ ПАМЯТИ НА УСПЕВАЕМОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Анализ подходов к исследованию смысловой памяти в
отечественной психологии.
Все, что непосредственно отображается человеком с помощью сенсорных и перцептивных процессов, фиксируется, организуется и хранится в его мозгу, формируя личный опыт, который при необходимости используется для дальнейшей деятельности. Это рациональный элемент познания, который обеспечивает общее восприятие реального объекта (единства) и процесс отражения динамических особенностей [36, с. 103]. Любое ощущение и восприятие переживается как то, что появляется впервые, если не сохранилось следов предыдущих впечатлений.
Одним из ученых-исследователей, наиболее глубоко занимающимся изучением феномена памяти, как психического процесса является А. Р. Лурия. В своих научных исследованиях он высказывает мнение, что «любое переживание, впечатление или движение способно оставлять значительный след, который способен сохраняться на длительный период времени и при возникновении соответствующих условий способен проявиться, становясь предметом сознания» [24, с. 9].
С. Л. Рубинштейн утверждал, что без памяти не могут существовать мгновения, и наше прошлое станет мертвым для будущего, а настоящее, по мере его протекания, исчезло бы безвозвратно в прошлом [35, с. 324].
Существенную роль развития опосредованного запоминания в своих работах отмечал Л.С. Выготский. Он говорил, что по мере развития у человека опосредованного запоминания, он мог подчинять память своим целям, контролировать ход запоминания, делать его все более волевым [10, с. 6].
Е.А. Лапп указывает, что накопление индивидуального перцептивного и рационального опыта, опирающегося на информационный опыт общества, является важным условием постепенного развития психики человека и постепенного обогащения его деятельности [22, с. 7]. Он позволяет решать все более сложные задачи, лучше справляться с новыми ситуациями и действовать более дальновидно и уверенно. Для того чтобы успешно использовать понятия и идеи на уровне мышления, необходимо поддерживать их в упорядоченном и гибком состоянии, так как новые изменения в умственном развитии всегда являются результатом предыдущего опыта.
Активность человека во многом зависит от богатства его памяти, которая является отражением в сознании реальных вещей и образов, когда они уже не воздействуют непосредственно на органы чувств. Это сложный ряд психических процессов, которыми человек активно овладевает, чтобы усвоить и использовать необходимую информацию. Память состоит из следующих процессов: запоминание, хранение, забывание и воссоздание, и связана с усвоением и накоплением личного опыта. Его использование требует воспроизведения того, что было запомнено. Частое использование опыта в деятельности субъекта способствует его сохранению, а отсутствие его применения способствует забыванию.
Память включается в разные виды человеческой деятельности, в них формируется и оказывается, ими и предопределяются ее особенности и формы проявления [37, с. 45]. Эти особенности закрепляются, передаются генетически, развиваясь в деятельности человека, являют собой определенные свойства личности и составляют отдельные виды памяти.
Все, что человек непосредственно отражает посредством процессов ощущения и восприятия, фиксируется, упорядочивается, сохраняется в его мозге, образуя индивидуальный опыт, и при необходимости используется в дальнейшей деятельности. Опыт является рациональным элементом познания, который обеспечивает целостное восприятие объектов действительности (апперцепция) и придает процессу отображение динамической характеристики. Без сохранения следов предыдущих впечатлений каждое чувство и восприятие переживалось бы как возникшее впервые.