Часть дипломной работы на тему Особенности школьной готовности у детей с нарушениями слуха
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 990 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Заключение:
В данной работе мы провели теоретический анализ литературы по проблеме готовности к школьному обучению детей с нарушенным слухом, а также изучили уровни сформированности психологической готовности к школе детей с нарушениями слуха.
Проведенное исследование интеллектуальной, эмоционально-волевой, мотивационной готовности дошкольников с нарушенным слухом доказало выдвинутую нами гипотезу: в связи с ранним включением детей с нарушенным слухом в обучающую деятельность, к концу дошкольного возраста они готовы к обучению в школе.
Экспериментальное исследование школьной готовности детей с нарушениями слуха выявило следующее: у данной категории детей в процессе решения поставленной задачи присутствует процесс эмоционально-волевого регулирования своего поведения и деятельности; дети с нарушенной слуховой функцией способны сознательно управлять своими действиями, у них отмечается способность регулировать свое эмоциональное состояние и преодолевать затруднения на пути к поставленной цели. Дети с нарушениями слуха могут лучше своих нормально развивающихся сверстников сосредотачивать свое внимание на задании, целенаправленно действовать в условиях поставленной задачи.
Дети с нарушенным слухом имеют высокий уровень развития восприятия , находящимся на одном уровне,с детьми с нормальной слуховой функцией, т.е. дети с нарушениями слухом владеют высоким уровнем соотнесения предмета с эталоном, способны выбрать правильный тип ориентировки. Это можно объяснить развитием компенсаторных возможностей организма слабослышащих дошкольников, в обход нарушенной слуховой функции. Зрительное восприятие здесь компенсирует данное нарушение. Что касается показателя уровня развития мышления у детей с нарушенным слухом, то они имеют либо приближенный, либо ниже нормы уровень развития мышления, тогда как нормально слышащие дети большей частью показали высокий результат (высокий уровень развития мышления). Причина такого результата заключается в том, что методика по исследованию уровня развития мышления предполагала умение называть обобщающее слово и признак обобщения должен носить существенный характер, что и смогли сделать дети контрольной группы. Дети же с нарушенным слухом называли признак обобщения, часто носящий функциональный характер и не всегда могли обозначить обобщающее слово. Нарушение речи, связанное с характером дефекта, не позволяло им давать ответа, как у их нормально развивающихся сверстников.
Выявление объема словарного запаса глухих и слабослышащих дошкольников выделило две группы детей. Первая группа — дети, имеющие средний уровень объема словарного запаса, т.е. приближенный к норме. Они владеют знаниями о профессиях людей и пониманием родовых отношений между людьми. Вторая группа детей имеет низкий уровень развития словарного запаса, т.е. не соответствующий данному возрасту (дети, не владеющие знаниями о признаках предметов и явлений природы, пониманием причинно-следственных связей, пониманием отношений родства). Также наблюдались затруднения детей в понимании обращенной речи.
Таким образом, все обследованные психические процессы (внимание, восприятие, мышление, речь), определяющие уровень сформированности интеллектуальной готовности глухих и слабослышащих детей к школе, соответствуют либо приближены по уровню развития к показателям детей контрольной группы. Более низкий уровень развития, по сравнению со своими нормально развивающимися сверстниками, показали дети с нарушенным слухом в речевом развитии и как следствии — в развитии наглядно-образного мышления, связанный с особенностями их нарушения.
Преобладание учебно-познавательных мотивов, сформированность мотивационной готовности присутствует практически у всех обследуемых детей (как экспериментальной, так и контрольной группы).
Таким образом, данные проведенного эксперимента позволяют сделать вывод о сформированности у детей с нарушенным слухом эмоционально- волевой, интеллектуальной, мотивационной готовности к школьному обучению.
Исследование показало, что психологическая готовность к школе данной категории детей сформирована в связи с ранним их включением в учебный процесс и они готовы для обучения в по адаптированной программе.
Исследование всех компонентов психологической готовности к школе детей с нарушениями слухом (интеллектуальной, эмоционально-волевой, моти-вационной сфер) в данной работе позволило представить школьную готовность как психологическую систему, которая затрагивает все стороны психики ребенка, охватывает все многообразие его личностных качеств и свойств. В данной работе мы рассмотрели уровни развития таких из этих качеств слабослышащих детей, как уровни развития эмоционально-волевой регуляции и произвольности внимания, восприятия и мышления, речи и мотивов учения.
Применение такого комплексного подхода оправдывает себя в большей мере именно в изучении школьной готовности у дошкольников с нарушенным слухом. Поскольку степень сформированности каждого из этих важных качеств для успешного обучения в школе детей с нарушенным слухом, по-разному влияет на показатель психологической готовности глухого ребенка к школе.
Так, нельзя утверждать, что сформированность у детей с нарушенным слухом такого психического процесса, как восприятие определяет успешность их обучения в школе. Или то, что низкий уровень речевого развития, (по сравнению с нормально слышащими детьми), не дает возможность детям с нарушенным слухом обучаться в школе. Основная задача воспитания и подготовки дошкольников с нарушенным слухом к обучению в школе в том, чтобы уровни сформированности учебно-важных качеств позволили им успешно справляться со всеми требованиями школы.
Всестороннее развитие ребенка с нарушенным слухом осуществляется в процессе воспитательно-образовательной работы и в детском саду, и в школе.
Фрагмент текста работы:
2.1. Организация и методы исследования
Объект исследования – готовность детей старшего дошкольного возраста к школьном обучению.
Предмет исследования – особенности школьной готовности детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха.
Цель исследования – выявление особенностей готовности к школьному обучению у детей с нарушениями слуха.
Гипотеза исследования:
Школьная готовность детей с нарушением слуха отличается рядом особенностей по сравнению с нормально развивающимися детьми.
Исследование проводилось на базе ГКОУ «Школа – интернат Костромской области для обучающихся с ОВЗ по слуху» и МБДОУ Чухломский детский сад «Родничок».
Участниками исследования были дети дошкольного возраста с нарушением слуха (слабослышащие 7 человек, 6-7 лет ), дети с нормативным развитием ( 7 человек, 6-7 лет )
Модифицированная методика «Лабиринты» Е.Г. Речицкой, Е.В. Пархалиной и модифицированная методика «Шифровка» Е.Г Речицкой были выбраны для определения уровня эмоцианально — волевой регуляции;
Изучение произвольности и контроля у детей (Ю.А.Афонькина, Г.А.Урунтаева) помогает определить уровень умения сохранять цель в условиях затруднения успеха;
Группы вопросов составленные Е. Г. Речицкой позволяют выявить уровень объема словарного запаса и оценку понимания обращенной речи;
Методика «Группировка картинок» (методика Л.А. Венгера) была выбрана для определения сформированности перцептивного действия отнесения к эталону;
Методика Сюжетные картинки «Мальчик и собака» Ежкова Н.И. позволяет выявить уровень развития связной речи.
Методика «Четвертый лишний» (по Е.Л. Агаевой) была выбрана для диагностики уровня мыслительных операций;
Методика на исследование мотивационной готовности Е.Г. Речицкой (индивидуальная беседа) позволяет выявить:
-степень осведомленности о школе;
-общее эмоциональное отношение к предстоящему обучению;
-мотивы учения.
Информация представлена в табл. 1.
Эмоционально-волевая готовность, критерии:
— высокий уровень: радостное ожидание начала обучения, развитые нравственные, эстетические чувства, сформированные свойства личности (сочувствие, переживание);
— средний уровень: развитые нравственные, эстетические чувства;
— низкий уровень: отсутствие ожидания начала обучения, несформированный свойства личности.
Мотивационная готовность, критерии:
— высокий уровень: наличие у детей желания учиться,
— средний уровень желание пойти в школу, потому что все его сверстники туда пойдут, потому, что к школе он получит новый красивый портфель, пенал и другие подарки;
— низкий уровень: отсутствие какого-либо желания.
Модифицированная методика «Лабиринты» Е.Г. Речицкой, Е.В.Пархалиной. Ребенку предлагается провести непрерывную линию внутри лабиринтов ,повторяя все изгибы ,не касаясь ограничительных линий. Сравнивая поведение ребенка в первой и второй ситуации, делается заключение о том, насколько уверенно себя чувствует ребенок в ситуации , когда он должен действовать самостоятельно, не рассчитывая не на чью поддержку.
Модифицированная методика «Шифровка» Е .Г Речицкой.
В субтесте предложить детям расположенные в несколько рядов фигуры (звездочка, круг, крестик, квадрат, треугольник) заполнить определёнными знаками(чёрточка, галочка, крестик, точка).
Время выполнения задания – 120 секунд. Субтест позволяет характеризовать способность ребенка к целенаправленному действию в условиях ограничения времени. Результаты считаются по формуле:
S = 0.5*N – 2.8*n
120
Где S – показатель переключения и распределения внимания
N – количество геометрических фигур. Просмотренных и помеченных соответствующими значками в течение 2 минут.
n – количество ошибок, допущенных во время заполнения задания. Ошибками считаются неправильно поставленные значки и пропущенные.
S > 0,15 – высокий уровень;
0.1 < S < 0,15 – средний уровень;
S < 0.09 – низкий уровень.
Группы вопросов составленные Е. Г. Речицкой.
Полученные результаты позволяют диагностировать уровень объема словарного запаса и оценки понимания обращенной и связной речи, познавательных действий (восприятия), а также уровень развития мыслительных операций.
Условно все вопросы делятся на четыре группы.
1. Вопросы, требующие понимания родо-видовых отношений.
2. Вопросы для выяснения знаний о профессиях людей.
3. Вопросы, выявляющие степень овладения знаниями о признаках предметов и явлений природы, понимание причинно-следственных связей.
Вопросы, выявляющие понимание отношений родства:
Выводы об уровне развития:
Ребенок отвечает правильно на вопросы всех четырех групп — высокий уровень,
Ребенок отвечает правильно на вопросы не менее двух групп — средний уровень;
Ребенок отвечает правильно на вопросы менее двух групп — низкий уровень
Методика «Группировка картинок» (методика Л.А. Венгера).
Таблицы с изображениями предметов. Над таблицей изображены 4 эталона. Предметы по форме соответствуют одному из 4 эталонов. Ребенку нужно найти на таблице предметы, соответствующие заданному эталону.создан для выявления поведенческих проблем у детей.
Показатели.
Качественный показатель: тип ориентировки адекватный (анализ форм предмета на основе соотнесения общего контура и отдельных деталей) и неадекватный (анализ форм предмета на основе соотнесения эталона и отдельной детали предмета).
Оценка результатов:
-100% правильное выполнение задания адекватный тип ориентировки — 1балл;
— не менее 60% правильного выполнения задания, адекватный тип ориентировки-0,5балла;
-менее 50% правильного выполнения задания, тип ориентировки — неадекватный-0баллов.
1балл- высокий уровень;
0,5балла — средний уровень;
0 баллов — низкий уровень.
Методика Сюжетные картинки «Мальчик и собака» Ежкова Н.И.
Выполняя задание, ребенку предлагается воспроизвести последовательность событий в серии сюжетных картинок. Серия « Мальчик и собака » состоит из 4 картинок, каждая из которых представляет собой законченную ситуацию.
Оценка результатов:
1 уровень — разложил без ошибок, без дополнительных и поправочных действий ;
2 уровень — разложил верно, самостоятельно внес поправки;
3 уровень — сделал одну ошибку и при обосновании (вопросе «почему?») исправил;
4 уровень — сделал не одну ошибку, не справился с обоснованием;
5 уровень — разложил картинки без установления логической последовательности или отказался выполнять задание.
Общий уровень:
1-высокий;
2-выше среднего;
3-средний;
4-ниже среднего;
5-низкий.