Часть дипломной работы Педагогика/Психология Педагогика

Часть дипломной работы на тему Особенности сенсорного развития ребёнка раннего возраста

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 3
1.1. Теоретико-методологическое обоснование дипломного проекта 3
1.2. Описание структуры и содержания проектируемого продукта 6
1.3. Анализ ресурсов и условий реализации проекта в конкретной образовательной организации 9
1.4. Педагогические условия реализации проекта 13
1.5. Оценка результативности проектной разработки 15
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 19
2.1. Содержание проекта 19
2.2. Методические рекомендации по реализации педагогического проекта 19
БИБЛИОГРАФИЯ 20
ПРИЛОЖЕНИЕ 22

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Фрагмент текста работы:

 

1.1. Теоретико-методологическое обоснование дипломного проекта

На сегодняшний день одной из актуальных задач дошкольного детства служит стремление ребенка реализовать себя как субъекта в различных областях жизнедеятельности, уметь самостоятельно находить и применять необходимые знания и умения, демонстрировать собственную познавательную активность, инициативность, направленность на положительное подкрепление взрослого, начиная с раннего возраста. 
Ранний возраст характеризуется интенсивным психическим развитием, обусловленным быстрым созреванием всех функциональных систем организма, приспосабливающимся к окружающей среде. В качестве основных факторов, детерминирующих развитие в раннем возрасте, можно выделить следующие: предметная деятельность и деловое общение со взрослым; активная речь; произвольное поведение; формирование потребности в общении со сверстниками; начало символической игры; самосознание и самостоятельность [12, с. 239]. Ранний возраст изобилует неограниченными возможностями для формирования и совершенствования разнообразных качеств личности, интеллектуального развития, функциональных систем организма. 
Ситуативное восприятие ребенком окружающей действительности в этом возрасте приобретает совершенно особый смысл, поскольку обусловливается значительной детерминацией поведения и психики ребенка от воспринимаемой ситуации. Чувственный опыт и восприятие на данном возрастном этапе еще не отделены друг от друга, существуя в неразрывном единстве, и формируя непосредственное поведение и реакции ребенка в ситуации. В возрасте 1 года ребенок получает возможность самостоятельно передвигаться в результате освоения навыка ходьбы, а, соответственно, появляются новые возможности для освоения пространства, вхождения в самостоятельный контакт с миром предметов, которые раньше являлись для него недоступными. К концу второго года жизни ребенок значительно совершенствует координацию движений и осваивает более сложные комплексы действий [4]. Ребенок овладевает навыками элементарного самообслуживания, может сам доставать нужные игрушки, отличается желанием лазить, прыгать, преодолевать препятствия. 
На втором году жизни происходит активное усвоение ребенком действий с предметами-орудиями, как чашка, ложка, совочек и т.д. Первоначально орудийные действия носят характер ручных действий, затем  происходит постепенное приспособление к свойствам орудий. К третьему году жизни предметная деятельность выступает в качестве ведущей деятельности у ребенка, у ребенка определяется ведущая рука и начинает формироваться согласованность действий обеих рук.
Развитие и совершенствование всестороннего восприятия также детерминируется предметно-практической деятельностью, связанной с орудийными и соотносящими действиями, реализация которых предопределяет ориентировку ребенка на совокупность различных свойств предметов, что влияет на формирование умений у ребенка приводить их в соответствие с заданными признаками. Первоначально соотнесение предметов и их свойств носит практический характер, в последующем подобное практическое соотнесение приводит к появлению соотнесений перцептивного характера, обусловливающих развитие перцептивных действий. 
В конце первого года жизни появляются первичные элементы осмысленной игровой деятельности при взаимодействии с предметами, в которой дети стараются воспроизвести наблюдаемые ими действия взрослых людей (подражание). В возрасте 2-3 лет по-прежнему отмечается избирательность и дифференцированность сенсорных реакций. Развитие зрительного восприятия характеризуется доминированием одного глаза, как правило, правого. Ребенок уже способен правильно распознавать одновременные раздражения, отличающиеся симметричностью. Дети способны дифференцировать массу, форму, цвет и величину предметов. Одновременно совершенствуются представления о схеме тела и восприятия пространства.
Этот возраст характеризуется и формированием предметных действий, овладение которыми диктует необходимость пространственной ориентировки. В основном при обучении движениям в пространстве задействованы глаза и голова ребенка, посредством наблюдения за действиями взрослых ребенок учится им подражать, тем самым осваивает новые движения [12, с. 245]. Все воспроизводимые ребенком действия в первые годы жизни становятся основой для формирования последующих двигательных навыков, а также предпосылками социального, когнитивного и эмоционального развития. Постепенно простые схемы и навыки преобразуются в более сложные поведенческие структуры. 
Цель исследования: оценка эффективности проекта по сенсорному развитию детей раннего возраста.
Объект исследования: сенсорное развитие детей раннего возраста.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия и средства сенсорного развития детей раннего возраста.
Задачи исследования:
1. Изучение теоретических основ по проблеме сенсорного развития детей раннего возраста в условиях обогащенной предметно-развивающей среды.
2. Рассмотреть возможности предметно-развивающей среды как условие сенсорного развития детей раннего возраста.
3. Разработать и реализовать на практике проект по сенсорному развитию детей раннего возраста и дать оценку его эффективности.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:  теоретические (изучение и анализ литературы); эмпирические (педагогические наблюдения, беседы); педагогический эксперимент.
Практическая значимость исследования определяется тем, что выводы, полученные в процессе эмпирического исследования, могут быть учтены в практике дошкольных образовательных учреждений. Разработанный педагогический проект может быть использован при создании рациональной предметно-пространственной среды для сенсорного развития детей раннего возраста.
База исследования.  Опытно-поисковая работа проходила в МБДОУ ______, осуществляющий образовательную деятельность по основной общеобразовательной программе дошкольного образования «_____». В исследовании приняли участие ____ детей возрастной категории 2-3 лет.
Структура работы. ВКР включает введение, две главы, заключение, список литературы. 
В качестве методических рекомендаций к изучению особенностей психического развития детей раннего возраста можно выделить следующие:
— проведение психолого-педагогического изучения ребенка раннего возраста (диагностика познавательных процессов; эмоционально-волевой сферы; речевого и двигательного развития);
— ориентация на основные параметры оценки познавательной деятельности ребенка раннего возраста (принятие задания, способы выполнения задания, обучаемость и отношение к результату деятельности);
— учет общевозрастных нормативов развития двигательной сферы при оценке параметров развития общей моторики детей раннего возраста;
— определение путей коррекции с целью оптимизации психического развития ребенка.

 

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы