Юриспруденция Часть дипломной работы Юриспруденция

Часть дипломной работы на тему Особенности регулирования договорных отношений в сфере пожарной безопасности

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!
 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 2. Характеристика отдельных договоров в сфере пожарной безопасности

 

2.1. Договор выполнения работ и оказания услуг в сфере пожарной
безопасности

 

Государственная политика, реализуемая в сфере обеспечения
пожарной безопасности, направлена на качественное повышение уровня защищенности
населения и объектов экономики от пожаров.

Система организационно-правовых мер, направленных на
обеспечение пожарной безопасности, представляет собой комплекс сил и средств, а
также правовые, организационные, экономические, социальные и научно-технические
меры, направленные на предотвращение пожаров, их тушение и проведение
спасательных работ. Неотъемлемой частью этой системы являются органы
государственной власти, местные органы власти, организации и граждане,
участвующие в пожарной безопасности[1].

Выполнение работ и оказания услуг в сфере пожарной безопасности
осуществляется на договорной основе в соответствии с нормами ГК РФ[2]. В частности,
подразделения частных пожарных подразделений оказывают услуги в области
пожарной безопасности на основании заключенных договоров. Правила о численности
и техническом оснащении частной пожарной команды устанавливаются ее владельцем
на добровольной основе с учетом требований нормативных документов по пожарной
безопасности.

Договор на услуги пожарной безопасности — необходимое
условие соблюдения требований Федерального закона «О пожарной безопасности»[3]. Руководство каждого
предприятия обязано организовать и контролировать выполнение профилактических и
учебных противопожарных мероприятий. Чтобы облегчить несение такой
ответственности, руководство предприятия, то есть любое юридическое лицо, может
заключить договор на с федеральным, ведомственным или частным подразделением
пожарной охраны. Услуги в данной области подразумевают не только тушение и ликвидацию
возгораний и пожаров, но и обучающую деятельность, контроль технических средств
в боевой готовности и их исправность, постоянные тренировки и оттачивание
навыков пожаротушения на поднадзорном объекте.

Частная пожарная охрана — это вид пожарной охраны, которая
создается в населенных пунктах и организациях в соответствии с
законодательством РФ и осуществляет свою деятельность на основе договора оказания
соответствующих услуг (ст. 12.1 Закона о пожарной безопасности).

Кроме того, на договорных началах производят работы и оказывают
услуги в сфере пожарной безопасности договорные подразделения федеральной
противопожарной службы Государственной противопожарной службы на основании Постановления
Правительства РФ от 24.12.2008 № 989[4].

Имея соответствующую лицензию и аттестацию
аварийно-спасательного формирования, организация пожарной охраны заключает
следующие виды договоров:

— договор на тушение пожаров в населенных пунктах,
производственных объектах и объектах инфраструктуры;

— договор на тушение лесных пожаров (также возможно
привлечение сил частной пожарной охраны для оказания помощи МЧС России в
отдаленных регионах Российской Федерации);

— договор тушения пожаров на промышленных и опасных
производственных объектах (в соответствии с законодательством о промышленной
безопасности).

Договор на оказание услуг, выполнение работ в сфере обеспечения
пожарной охраны заключается для обеспечения безопасности объектов, зданий,
строений, сооружений (в рамках договора осуществляется мониторинг пожарной
безопасности, присутствие пожарного расчета на объекте). В зависимости от сферы
применения стороны могут заключить один из следующих договоров:

— договор с пожарной охраной (абонентское обслуживание
объекта, единовременный выезд пожарной автоцистерны, автоцистерны-лестницы,
мобильного пожарного комплекса, выставление пожарного поста в населенном
пункте, вне населенного пункта;

— договор с пожарной частью (предметом договора выступает
организация постоянно действующей пожарной части непосредственно на территории
охраняемого объекта или вблизи него, чтобы максимально сократить время прибытия
расчета на место чрезвычайной ситуации).

Возможность участия подразделений пожарной охраны в
договорных отношениях (регулируемых нормами гражданского законодательства)
связано с тем, что отдельные подразделения системы Министерства чрезвычайных
ситуаций Российской Федерации наделены правами и обязанностями юридического
лица.

При заключении договоров пожарная часть действует как
юридическое лицо, а не как руководящий орган с полномочиями. Стороны при
заключении договора стороны равны, имеют право выбирать свое поведение.

При этом следует отметить, что некоторые представители
административно-правовой науки рассматривают заключение пожарной частью
гражданско-правовых договоров как форму управления. Этот подход представляется
неправильным. Этот орган не является субъектом исполнительной и
административной деятельности; он является субъектом имущественных прав,
подпадающих под нормы гражданского права, но не административного. Кроме того,
следует иметь в виду, что договор — это не административное, а гражданско-правовое
средство участия в общественных отношениях.

Как правило, основанием возникновения договорных отношений
являются законные правовые акты лиц, которые вызывают правовые последствия, на
которые они направлены. Для пожарных подразделений таким юридическим фактом
является договор. Однако юридический факт также важен как административный акт,
поскольку большинство договорных отношений с участием пожарных подразделений
основаны на административных и юридических актах. Кроме того, статья 8
Гражданского кодекса РФ определяет действия государственных органов и органов местного
самоуправления как одну из причин возникновения гражданских прав и
обязанностей.

В своей практической деятельности государственные
учреждения-подразделения пожарной охраны МЧС России нередко сталкиваются с тем,
что возникновение гражданских прав и обязанностей основывается на договоре и
административном акте, или административный акт предписывает необходимость
заключения гражданского договора. Для пожарных подразделений административным
актом является соответствующее постановление Правительства РФ, обычно
дублируемое ведомственным нормативным законом. Важно также отметить
необходимость разграничения административных отношений пожарных подразделений
как субъекта управления гражданскими и правовыми отношениями с подразделениями,
упомянутыми в качестве юридического лица в гражданском движении. В договорных
отношениях орган пожарной охраны выступает как равный, независимый и самостоятельный
субъект, в то время как в административных и правовых отношениях он выступает
как руководящий орган, строящий свои отношения на основе принципа власти и
подчинения.

Выделяются основные требования к участию пожарных
подразделений в договорных отношениях и их особенности. Предпосылками для
участия пожарных подразделений в договорных отношениях являются следующие
факторы:

1. Заинтересованность пожарных подразделений в участии в
этих отношениях в связи с возможностью получения дополнительного дохода.

2. Практическая потребность государства в участии этих
субъектов в договорных отношениях.

3. Выполнение основной деятельности пожарных подразделений
по характеру и содержанию возникающих договорных отношений.

Статья 421 ГК РФ определяет, что стороны могут заключить
договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом. В данном
случае, Законом «О пожарной безопасности» обязывает предприятия создавать и
поддерживать, в том числе на основе договоров системы противопожарной защиты,
однако принцип свободы договора в этом случае не нарушается, поскольку стороны
при заключении договора действуют как субъекты гражданского права равны и
независимы, с точки зрения имущественных отношений.

Правовые отношения, возникающие, в связи с этим договором,
имеют свойственные гражданскому праву обязательства. Договорные отношения в
данном случае основаны на использовании товарно-денежной формы. Имущественному
предоставлению одной стороны соответствует встречное имущественное
предоставление другой стороны. Стороны в договоре выступают как равные,
имущественно-обособленные лица, а решающим признаком гражданского
правоотношения, является равное положение сторон.  Правовые отношения, о которых идет речь, возникают
по обоюдному согласию субъектов, что характерно и для гражданского права. Кроме
того, в случае разногласий стороны разрешают их с помощью суда, что также
характерно для гражданских споров между субъектами гражданских отношений.

Договор об обеспечении пожарной безопасности является консенсуальным.
Согласно ст. 432 ГК РФ для заключения договора достаточно согласия сторон по
всем существующим пунктам. Соглашением сторон устанавливает обязательство одной
стороны сдать, а другой принять объект под противопожарную защиту. Договорные
отношения также считаются возникшими, когда арбитражный суд своим решением
обязывает стороны заключить договор противопожарной защиты в связи с тем, что
одна из сторон необоснованно уклоняется от заключения договора. Невыполнение
решения арбитражного суда будет иметь неблагоприятные последствия для виновного
контрагента.

Договор противопожарной защиты является взаимным, так как
каждая из сторон имеет права и обязанности. Этот договор подразумевает волю
обеих сторон и в соответствии со ст.ст. 154, 420 ГК является двусторонней гражданско-правовой
сделкой. Из договора противопожарной защиты следует, что при его заключении
обязательства появляются у обеих сторон. Пожарная служба и заказчик
взаимодействуют друг с другом, каждая из сторон обязывает другую сторону
выполнять определенные действия или воздерживаться от выполнения этих действий.
Оба обязательства связаны с взаимной зависимостью; каждое из них определяет
другое.

Договоры могут быть заключены путем составления и подписания
единого согласованного сторонами документа, а также путем обмена письмами и
телеграммами. Правовые последствия этих методов будут одинаковыми, но при этом каждый
из них отличается порядком и сроками оформления договорных отношений. Согласно
статье ГК РФ, стороны могут заключить предварительный договор о намерении
заключить основной договор в будущем. Право выбора заключения договора в той
или иной форме предоставляется самим сторонам. Нормативные акты, касающиеся
экономических договоров, подробно регулируют оформление договора путем
составления и подписания сторонами договорного документа.

Существенными условиями рассматриваемого контракта должны
быть признаны необходимые и достаточные условия для заключения настоящего
контракта, если хотя бы одно из этих условий не согласовано, контракт на
противопожарную защиту не будет заключен. Это самый важный признак существенных
условий, которые отличают их от других (вторичных) условий. Например,
отсутствие цены в договоре противопожарной защиты не приводит к признанию его
отсутствия эксклюзивности, в этом случае будет применяться правило статьи 424 Гражданского
кодекса РФ о цене. То есть цена договора на противопожарную защиту будет
обычным условием.

Для того чтобы обеспечить пожарную безопасность, необходимо
проводить комплекс мероприятий по предотвращению пожаров. В связи с этим Закон
о пожарной безопасности предусматривает выполнение работ и оказание услуг в
области пожарной безопасности[5].

К таким услугам относятся:

1. Охрана от пожаров организаций и населенных пунктов на
договорной основе.

Договор заключается согласно положениям гражданского
законодательства. В соответствии с п. 1 ст. 432 ГК РФ договор считается
заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме,
достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Существенными являются условия, касающиеся объекта договора,
условия, указанные в законе или других правовых актах в качестве существенных
или необходимых для такого договора, а также все условия, по которым одна из
сторон должна договориться.

Предмет является существенным условием любого
гражданско-правового договора и должен быть согласован (п. 1 ст. 432 ГК РФ).

Под предметом обычно понимаются основные действия сторон в
отношении определенного объекта (имущества), которые определяют цель заключения
договора. Например, передача имущества, выполнение работ, оказание услуг и
получение платы за это.

В этом случае предметом договора является объект
(имущество), в отношении которого обычно совершаются такие действия. Таким
образом, предметом договора является объект правоотношений, регулируемых
договором. Например, предметом договора аренды жилья является изолированное
жилье, пригодное для постоянного проживания.

В некоторых договорах предмет также является объектом
договора, например, недвижимое имущество, переданное по договору купли-продажи
недвижимости.

На практике различие между предметом и объектом не имеет
принципиального значения, так как в договоре они обычно указаны вместе и один
без другого не существует.

Государственная и муниципальная пожарная охрана проводится
на бездоговорной основе, т.е. на оказание услуг государственной и муниципальной
пожарной охраной договор заключать не требуется. Для того чтобы обезопасить
себя более эффективно, можно воспользоваться услугами частной пожарной охраны,
но в этом случае заключение договора на обеспечение пожарной безопасности
является обязательным условием. Соответствующая норма содержится в ч. 4 ст.
12.1 Закона о пожарной безопасности:

«Подразделения частной пожарной охраны оказывают услуги в
области пожарной безопасности на основе заключенных договоров».

Необходимо обратить внимание на то, что для выполнения работ
и оказания услуг у частных пожарных организаций должна быть лицензия на осуществление
данного вида деятельности. Лицензии выдаются МЧС России.

2. Производство, проведение испытаний, закупка и поставка
пожарно-технической продукции.

В соответствии со ст. 1 Закона о пожарной безопасности противопожарная
инженерная продукция представляет собой специальную техническую, научную,
техническую и интеллектуальную продукцию, предназначенную для обеспечения
пожарной безопасности, включая противопожарное оборудование и оборудование,
противопожарное оборудование, огнетушители и антипирены, специальные средства
связи и контроля, электронные компьютерные программы и базы данных, а также
другие средства предотвращения и пожаротушения.

Закупка пожарно-технической продукции проводится в
соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе
в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и
муниципальных нужд»[6].

Поставка пожарно-технической продукции для государственных
или муниципальных нужд осуществляется по правилам, содержащимся в § 4 гл. 30 ГК
РФ, посвященном поставке товаров для государственных или муниципальных нужд.

При этом типизация договоров (а наряду с ней и видовое
разграничение договоров одного типа) привносит определенность в гражданские
правоотношения, позволяет индивидуализировать договорные модели поведения. И концентрированным
выражением такой типизации служит условие о предмете договора. Именно по
предмету договора возможно отграничение одного договорного типа от другого. Что
же касается видов договоров одного типа, то соответствующая конкретизация
достигается, как правило, по совокупности существенных условий либо по иным,
дополнительным по отношению к предмету, характеристикам (по субъектному
составу, по объекту права и др.)[7].

Поэтому научно-техническая поддержка является неотъемлемой
частью предотвращения пожаров, их тушения и проведения аварийно-спасательных
работ. Соответственно, проведение научно-технических консультаций относится к
работам и услугам в области пожарной безопасности.

Экспертиза — это форма оценки соответствия объектов защиты
(изделий) требованиям пожарной безопасности.

Проверка документов, представленных производителем
(продавцом) (включая техническую документацию, документацию о качестве, заключения,
сертификаты и отчеты об испытаниях) на предмет соответствия продукции
требованиям пожарной безопасности проводится на этапе испытания образцов
продукции в аккредитованной испытательной лаборатории.

Подтверждение соответствия объектов защиты (продукции)
требованиям пожарной безопасности осуществляется посредством сертификации.

Особенности подтверждения соответствия веществ и материалов
требованиям пожарной безопасности предусматриваются в ст. 149 Технического
регламента о пожарной безопасности:

Подтверждение соответствия веществ и материалов требованиям
настоящего Федерального закона осуществляется заявляет о своем соответствии или
обязательной сертификации с приложением обязательного отчета о проверке, с
указанием значений показателей, установленных настоящим Федеральным законом,
документы, подтверждающие соответствие веществ и материалов.

На основании п. 6 ст. 24 Закона о техническом регулировании
ведение единого реестра деклараций о соответствии осуществляет федеральный
орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ. Согласно
Постановлению Правительства РФ от 17.10.2011 № 845 «О Федеральной службе по
аккредитации»[8]
таким органом является Росаккредитация.

Декларация соответствия продукции требованиям Технического регламента
о пожарной безопасности могут осуществлять юридические и физические лица,
зарегистрированные в качестве индивидуального предпринимателя на территории
Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации,
которые являются изготовителями (продавцами) продукции, либо выполняют по
договору функции изготовителя (продавца) за границей что касается гарантии
соответствия поставляемой продукции требованиям настоящего закона, они также
несут ответственность за нарушение таких требований.

Обучение населения мерам пожарной безопасности, проведение
противопожарной защиты, публикация специальной литературы и рекламная продукция
являются первичными мерами пожарной безопасности. В дополнение к этим мерам в
статье 63 Технического регламента по пожарной безопасности предусмотрены
следующие первичные меры пожарной безопасности:

— осуществление компетенции органов местного самоуправления
по решению организационно-правовых, финансовых, материально — технических
вопросов и технического обеспечения пожарной безопасности муниципального
образования;

— разработка и реализация мер пожарной безопасности для муниципального
образования и объектов муниципальной собственности, которые должны
предусматривать в планах и программах развития территории, поддержание в
должном состоянии Источников противопожарного водоснабжения, поддержание в
работоспособном состоянии средств пожарной безопасности жилых и общественных
зданий, которые являются муниципальной собственностью;

— разработка и организация муниципальных программ пожарной
безопасности;

— разработка плана привлечения сил и средств для тушения
пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального
образования и контроля за их выполнением;

— установление особого противопожарного режима на территории
муниципального образования, а также дополнительные требования пожарной
безопасности в течение его действия;

— обеспечить беспрепятственный проход пожарной команды к
месту пожара;

— обеспечить связь и оповещение населения о пожаре;

— социально-экономическое содействие участию граждан и
организаций в добровольной противопожарной защите, включая участие в противопожарной
борьбе[9].

Перечисленные меры в основном направлены на предупреждение
пожаров. Также они призваны обеспечить максимальную подготовку населения к
случаям возникновения пожара.

3. Выполнение проектных, изыскательских работ.

Изыскательские работы являются частью строительства. В рамках
изыскательских работ проходит исследование района строительства. Подряду на
выполнение проектных и изыскательных работ посвящен § 4 гл. 37 ГК РФ.

В праве соответствующие модели поведения оформляются
разнообразными институтами (применительно к договорному праву — нормами о
различных типах либо видах договоров, а также применением в отдельных случаях
некоторых общих правил, в частности, о свободе договора).

Согласно ст. 758 ГК РФ в соответствии с договором на
выполнение проектов и поисков подрядчик (конструктор, изыскатель) обязуется
разработать техническую документацию и / или выполнить поисковые работы, а
Заказчик обязуется принять и оплатить ее результат.

Как показывает Определение Верховного Суда РФ от 08.04.2016 №
305-ЭС16-2215[10],
заказчик вправе предъявить требования, связанные с недостатками результата
работ, обнаруженными в течение установленного гарантийного срока, который
согласно п. 5 ст. 724 ГК РФ начинает течь с момента, когда результат
выполненной работы был принят или должен был быть принят заказчиком.

Суть дела в следующем. ОАО «ТАНЕКО» обратилось с иском к ЗАО
«Эра-Кросс Инжиниринг» о взыскании суммы стоимости исправления ненадлежаще
выполненных проектных работ по интеграции автоматической системы пожарной
защиты, включающих проектно-изыскательские работы, разработку программного
обеспечения и пусконаладочные работы, ссылаясь на письмо МЧС России от
27.01.2014 № 19-2-12-259 «О рассмотрении обращения», о неработоспособности
системы вывода сигналов о пожаре, а также выявленные замечания в работе
автоматической системы пожарной защиты. Суд отказал в иске ОАО «ТАНЕКО» в связи
с истечением гарантийных сроков исполнения подрядчиком работы.

Согласно ст. 759 ГК РФ в соответствии с договором на
выполнение проектно-изыскательских работ заказчик обязан передать подрядчику
проектное задание, а также другие справочные данные, необходимые для подготовки
технической документации. Проектная работа может быть подготовлена подрядчиком
по запросу клиента. В этом случае работа становится обязательной для сторон с
момента ее одобрения заказчиком.

Так, медицинское учреждение обратилось в Арбитражный суд
Ростовской области с иском к ООО «ПромСтройМонтаж» о взыскании неустойки по
муниципальным контрактам. Согласно материалам дела исполнитель обязался
выполнить работы по разработке проектно-сметной документации на устройство
пожарных резервуаров на территории медицинского учреждения в соответствии с
техническим заданием и сметой. Общество не представило в срок результаты
выполненных работ, что послужило основанием для обращения учреждения в
арбитражный суд.

Возражения общества со ссылкой на нарушение сроков
выполнения работ по вине учреждения, что не был представлен план городской
земли, информации об источнике финансирования, проектной документации и строительные
работы и установка были обоснованно отклонены судами, поскольку обществом не
доказано, что непредставление указанных документов влияет на возможность
выполнения первых двух этапов работ[11].

Таким образом, даже если заказчик представил не все документы,
это не может приводить к нарушению сроков выполнения проектных и изыскательских
работ.

4. Проведение научно-технического консультирования и
экспертизы.

Одной из основных функций системы пожарной безопасности
является научно-техническое обеспечение пожарной безопасности.

Система пожарной безопасности представляет собой комплекс
сил и средств, а также правовые, организационные, экономические, социальные и
научно-технические меры, направленные на предотвращение пожаров, их тушение и
проведение аварийно-спасательных работ.

5. Испытание веществ, материалов, изделий, оборудования и конструкций
на пожарную безопасность.

В гл. 30 Технического регламента о пожарной безопасности
содержатся требования пожарной безопасности к веществам и материалам, гл. 31
этого Закона посвящена требованиям пожарной безопасности к строительным конструкциям
и инженерному оборудованию зданий и сооружений. Оценка соответствия данных
требований пожарной безопасности проводится посредством испытаний.

6. Обучение населения мерам пожарной безопасности, осуществление
противопожарной пропаганды, издание специальной литературы и рекламной
продукции.

7. Огнезащитные и трубо-печные работы.

Огнезащитные работы представляют собой работы по повышению
огнестойкости, как, например, применение огнезащитных составов (в том числе
антипиренов и огнезащитных красок) и строительных материалов (облицовок) для
повышения пределов огнестойкости строительных конструкций.

8. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем и
средств противопожарной защиты.

Согласно п. 41 ст. 2 Технического регламента о пожарной
безопасности[12]
система противопожарной защиты — это комплекс организационных мероприятий и
технических средств, направленных на защиту людей и имущества от воздействия
опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий воздействия опасных
факторов пожара на объект защиты.

9. Ремонт и обслуживание пожарного снаряжения, первичных
средств тушения пожаров, восстановление качества огнетушащих средств.

Данный пункт можно считать продолжением предыдущего пункта о
монтаже, техническом обслуживании и ремонте систем и средств пожарной защиты.

В силу п. 19 ст. 2 Технического регламента о пожарной
безопасности первичными средствами пожаротушения являются средства
пожаротушения, используемые для борьбы с пожаром в начальной стадии его
развития.

10. Строительство, реконструкция и ремонт зданий, сооружений,
помещений пожарной охраны.

Пожарное депо — это пост пожарной охраны, в котором
расположены помещения для хранения, технического обслуживания и оборудование
для пожаротушения, помещения для проживания персонала, помещение для приема
извещений о пожаре, технические и вспомогательные, необходимые для выполнения
задач, возложенных на пожарную команду (п. 24 ст. 2 Технического регламента о
пожарной безопасности).

Другими словами, пожарным депо является комплекс пожарных
помещений и сооружений. Фактически это целая станция, которая обеспечивает
пожарную безопасность. Требования к месту расположения пожарных депо и радиусам
обслуживания пожарными депо устанавливаются нормативными документами по
пожарной безопасности.

11. Другие работы и услуги, направленные на обеспечение
пожарной безопасности, перечень которых устанавливается федеральным органом
исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной
безопасности.

Данный пункт оставляет открытым перечень работ и услуг в области
пожарной безопасности, указывая на возможность федерального органа
исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной
безопасности, предусматривать дополнительные виды работ и услуг в этой сфере.

В ст. 24 Закона о пожарной безопасности предусматривается
возмездность осуществления работ и оказания услуг в области пожарной
безопасности договорными подразделениями федеральной противопожарной службы. Порядок
выполнения таких работ определяется Правилами, утвержденными Постановлением
Правительства РФ от 24.12.2008 № 989. Правила указывают, что договорными
подразделениями ФПС ГПС могут обслуживаться критически важные производственные
объекты, объекты культурного наследия народов РФ и объекты с массовым пребыванием
людей по решению их собственников.

В договоре противопожарной защиты объектом считается любое
помещение, здание или участок земли, где сосредоточено мате

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы