Часть дипломной работы Педагогика/Психология Педагогика

Часть дипломной работы на тему Особенности развития внимания младшего школьника в урочной и внеурочной деятельности

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 3
1.1. Пути развития внимания у детей младшего школьного возраста в урочной деятельности 3
1.2. Возможности внеурочной деятельности для развития внимания у младших школьников 9
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 17

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Фрагмент текста работы:

 

1.1. Пути развития внимания у детей младшего школьного возраста в урочной деятельности

Внимание – форма психической деятельности человека, проявляющаяся в направленности и сосредоточенности ее сознания на определенных объектах, которые имеют постоянное или ситуативное значение. Внимание нельзя считать психическим процессом. Это психическое состояние личности, проявляющееся в сосредоточенности на чем-то. Это состояние характеризует условия протекания любого познавательного процесса.
Специфика учебно-воспитательного процесса с детьми младшего школьного возраста требует определенного уровня здоровья и работоспособности ученика.
Младший школьный возраст является важным периодом в становлении личности ребенка, потому что именно в нем закладываются основы личностного развития учащихся начальной школы. Дети младшего школьного возраста ориентируются на нормы поведения и ценности учителя. Итак, требуя необходимого поведения от ребенка, педагогам необходимо постоянно строго и придирчиво следить за своим поведением, быть образцом для ребенка.
Для обеспечения эффективности любого воспитательного воздействия необходимо учитывать не только эмоциональное состояние ребенка, силу и напряжение потребности, которые побуждают его к деятельности. Воспитатель должен знать ребенка в целом, его особенности, свойства, характер, стремление, мотивы, побуждения, уровень его нравственного развития и т.п.
Педагог в условиях оптимизации учебно-воспитательного процесса с целью сохранения здоровья ученика должен использовать знания физиологии, гигиены, психологии учебной деятельности.
Знание закономерностей развития ведущих психофизиологических функций организма, особенностей функционирования психических процессов личности в условиях учебного процесса позволяет внедрять индивидуально-дифференцированный подход к ребенку с целью активного воздействия на личность школьника.
Внимание является одной из важнейших психических функций, обеспечивает оптимизацию процессов обучения и воспитания. Оно является динамическим процессом, и в одном и том же человеке может меняться в зависимости от многих факторов. Внимание может изменять свою активность в течение суток [11 31-37].
Внимание характеризуется многими свойствами, которые группируются в зависимости от того, направлено она на один или несколько объектов. К свойствам, характеризующим внимание, направленное на один объект, относят объем, концентрацию (избирательность), устойчивость. К свойствам, характеризующим внимание, направленное на несколько объектов, относятся переключение и распределение.
У младшего школьника устойчивость внимания недостаточно развито. Поэтому, даже незначительный раздражитель внешней среды может привести к отвлечению внимания [1; 5].
Несмотря на единые морфологические структуры, которые обеспечивают внимание, каждому человеку свойственны индивидуальные особенности этого процесса. Стоит сказать, что они связанны с воздействием на человека как социальных, так и биологических факторов, одним из которых является индивидуально-типологические особенности нервной деятельности. Изучая взаимосвязь силы нервных процессов и концентрации внимания, ряд авторов пришли к выводу, что люди с сильными характеристиками данного свойства лучше концентрируют внимание.
Функциональная подвижность и лабильность нервных процессов создают физиологические условия для реализации большего объема внимания. Тогда, как при меньшей подвижности, слабой и инертной нервной системе объем внимания снижается. При этом, ведущую роль в реализации объема внимания играет функциональная подвижность нервных процессов [7, с.22-27].
Внимание людей отличается силой, широтой и динамичностью. К важным ее характеристикам относятся: избирательность, устойчивость, концентрация, распределение и переключение.
Избирательность внимания – это способность к сосредоточению на наиболее важных объектах. Сосредоточенность и интенсивность внимания объединяют, называя такое свойство концентрацией внимания. Концентрация внимания есть условием успешного выполнения деятельности в том случае, если она сочетается с другими свойствами, например, с объемом, распределением внимания.
Таким образом, для успешной организации учебно-воспитательного процесса учителю необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, что облегчит обучение и даст основу для дальнейшего здорового развития ребенка.
Внимание имеет неразрывную связь с потребностями человека. Знание и контроль детских потребностей позволит использовать некоторые из них для развития внимания.
Так, у школьников существует ярко выраженная потребность двигаться. Вследствие этого, часто наблюдаются явления отвлечения внимания. Вместо того, чтобы внимательно слушать учителя, ребенок начинает двигаться. В этих случаях следует создать такие условия, при которых потребность двигаться будет, удовлетворена (физкультминутки на уроке, организация подвижных игр на перерывах).
Для успешного развития внимания важное значение имеют приемы преподавания нового материала. Лучшим будет такое изложение, в котором подается конкретный анализ учебного задания и выделяется основная мысль, которая организует сознание и внимание младших школьников.
Учитель, на конкретных примерах показывает, как нужно организовывать процесс мышления и обратить внимание на его главную мысль [4; 6].
Производя постоянство внимания, следует предложить школьникам заниматься самовоспитанием этого умения: новый материал нужно читать глубоко осмысливая. При этом необходимо помнить, что слишком медленный темп способствует частым переключением внимания на посторонние объекты; следует чередовать чтение с обдумыванием прочитанного, придумыванием своих примеров. Изменение учебных предметов при выполнении домашних заданий также помогает поддерживать стойкость внимания.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы